РП_Литературное чтение_1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Невьянского городского округа
МБОУ СОШ с.Конево

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 514726)
учебного предмета
«Литературное чтение»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Панова Наталья Аркадьевна
учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа составлена в соответствии с :
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и
основного общего образования;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
 Основной образовательной программой начального
общего образования МБОУ СОШ с.
Конево;
 Рабочей программой воспитания МБОУ СОШ с. Конево;
 Учебным планом МБОУ СОШ с. Конево;
 Календарным учебным графиком.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а

также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который
изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русский язык» и 80 ч.
предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение
предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе
отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений
художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений).
Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в
сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных
произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к
природе, людям, предметам).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему
посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие
качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение,
сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н.
Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С.
В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая
оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения
и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о
природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.
К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А.
Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена
года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с
прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного
края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.
Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их
назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров.
Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания
жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои
произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных —
воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и
научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки,
речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме
(не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л.
Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и
др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к
другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений).
Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в
обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга —
источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в
книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;

— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные

учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных
ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в
художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных
народов;
— владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать
осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для
восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без
отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и
художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и
литературные), рассказы, стихотворения);
— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по

фактическому содержанию произведения;
— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного
произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря;
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы
о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из
текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности
событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по
заданному алгоритму;
— сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

5

0

0

Слушание текста, понимание текста при его прослушивании;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
1.1.

Понимание текста при его
прослушивании и при
самостоятельном чтении
вслух

Итого по разделу:

5

Раздел 2. Слово и предложение
2.1.

Различение слова и
предложения. Работа с
предложением: выделение
слов, изменение их порядка,
распространение
предложения.

1

0

0

Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение
каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов
полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые
и грамматические ошибки);

Устный опрос;

Resh.edu.ru

2.2.

Различение слова и
обозначаемого им предмета.
Восприятие слова как объекта
изучения, материала для
анализа.

1

0

0

Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим
этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и
обозначаемый им предмет;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

2.3.

Наблюдение над значением
слова. Активизация и
расширение словарного
запаса. Включение слов
в предложение.

1

0

0

Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим
этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и
обозначаемый им предмет;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

2.4.

Осознание единства звукового
состава слова и его значения

2

0

0

Устный опрос;

Resh.edu.ru

Итого по разделу:

5

Раздел 3. Чтение. Графика.
3.1.

Формирование навыка
слогового чтения (ориентация
на букву, обозначающую
гласный звук).

2

0

0

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.2.

Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу.

2

0

0

Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.3.

Осознанное чтение слов,
словосочетаний,
предложений. Чтение с
интонациями и паузами в
соответствии со знаками
препинания.

2

0

0

Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены
соответствующие предметы;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.4.

Развитие осознанности и
выразительности чтения на
материале небольших текстов
и стихотворений.

2

0

1

Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены
соответствующие предметы;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.5.

Знакомство с орфоэпическим
чтением (при переходе к
чтению целыми словами).

1

0

1

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.6.

Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.

1

0

1

Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены
соответствующие предметы;

Практическая
работа;

Resh.edu.ru

3.7.

Звук и буква. Буква как знак
звука. Различение звука и
буквы.

2

0

0

Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита для систематизации
информации, о важности знания последовательности букв в русском алфавите;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.8.

Буквы, обозначающие гласные 1
звуки. Буквы, обозначающие
согласные звуки.

0

0

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и
соответствующую ему букву);

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.9.

Овладение слоговым
принципом русской графики.

1

0

1

Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.10.

Буквы гласных как показатель
твёрдости — мягкости
согласных звуков.

1

0

0

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге:
буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.11.

Функции букв, обозначающих
гласный звук в открытом
слоге: обозначение гласного
звука и указание на твёрдость
или мягкость
предшествующего согласного.

1

0

0

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге:
буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

3.12.

Функции букв е, ё, ю, я.

2

0

0

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге:
буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков;

Устный опрос;
Практическая
работа;

Resh.edu.ru

3.13.

Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего
согласного звука в конце
слова. Разные способы
обозначения буквами звука
[й’].

1

0

0

Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука
[й’];

Устный опрос;

Resh.edu.ru

Resh.edu.ru

3.14.

Функция букв ь и ъ.

1

0

0

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и
ъ;

Устный опрос;
Практическая
работа;

3.15.

Знакомство с русским
алфавитом как
последовательностью букв

50

0

0

Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»;
Игра-соревнование «Повтори алфавит»;

Устный опрос; Resh.edu.ru
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Итого по разделу:

70

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1.1.

Сказка народная
(фольклорная) и литературная
(авторская)

6

0

1

Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских народных сказок:
«Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк» и литературных
(авторских): К. И. Чуковский «Путаница», «Айболит», «Муха-Цокотуха», С Я Маршак «Тихая
сказка», В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»);
Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто её герои, что произошло (что
происходило) в сказке;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

1.2.

Произведения о детях и для
детей

9

0.5

2

Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать слоговое
плавное чтение с переходомна чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов);
Не менее шести произведений по выбору, например: К. Д. Ушинский «Играющие собаки»,
«Худо тому, кто добра не делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Г. Сутеев «Чей же
гриб?», Е. А. Пермяк «Самое страшное», «Торопливый ножик», В. А. Осеева «Плохо», «Три
товарища», А. Л. Барто «Подари, подари…», «Я — лишний», Н. М. Артюхова «Сашадразнилка», Ю. И. Ермолаев «Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет»;
Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении
от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка;
Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к
тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста;
Выразительное чтение по ролям диалогов героев;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

1.3.

Произведения о родной
природе

6

0

1

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (пейзажной лирики);
Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть, удивление
и др.), определение темы стихотворных произведений (трёх-четырёх по выбору);
Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и нестихотворного текста,
определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма), нахождение
слов и словосочетаний, которые определяют звуковой рисунок текста (например, «слышать» в
тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот ледохода»);
Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки
препинания;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

1.4.

Устное народное творчество
— малые фольклорные жанры

4

0

1

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение
словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм произношения,
расстановка ударений при выразительном чтении;
Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих охарактеризовать жанр
произведения и назвать его (не менее шести произведений);
Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием произведения;
Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных произведений:
потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

1.5.

Произведения о братьях
наших меньших

7

1

1

Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова «Без слов», «На
одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», А. Л. Барто «Страшная
птица», «Вам не нужна сорока?»;
Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о
впечатлении от произведения;
Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного
текстов. Например, Е. А. Благинина «Котёнок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где твой
дом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов «Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков
«Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор синицы и
дятла», И. А. Мазнин «Давайте дружить»;
Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения: определение темы и главной
мысли, осознание нравственно-этического содержания произведения (любовь и забота о братьях
наших меньших, бережное отношение к природе);
Пересказ (устно) содержания произведения с соблюдением последовательности событий с
опорой на ключевые слова;
Работа с текстом произведения: характеристика героев;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

1.6.

Произведения о маме

3

0

0.25

Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы на
вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи произведения: любовь к своей семье,
родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека. Например, слушание и
чтение произведений П. Н. Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю. Есеновского «Моя
небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В. Митяева «За что я
люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя без особых причин…», Г. П. Виеру «Сколько
звёзд на ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору
не менее одного автора);
Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих главную мысль
произведения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого слова с использованием
словаря;

Устный опрос;

Resh.edu.ru

1.7.

Фольклорные и авторские
произведения о чудесах и
фантазии

4

1

0.5

Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах и превращении, словесной игре и
фантазии (не менее трёх произведений). Например, К. И. Чуковский «Путаница», И. П.
Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой
волшебной…», В В Лунин «Я видела чудо», Р. С. Сеф «Чудо», Б. В. Заходер «Моя
вообразилия», Ю. П. Мориц «Сто фантазий», Ю. Тувим «Чудеса», английские народные песни и
небылицы в переводе К. И. Чуковского и С. Я. Маршака;
Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность,
сказочность событий произведения, нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение за ритмом
стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания,
объяснение значения слова с использованием словаря;
Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от прочитанного
произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в рисунке;

Практическая
работа;

Resh.edu.ru

1.8.

Библиографическая культура
(работа с детской книгой)

1

1

0

Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме;
Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения, использование
изученных понятий в диалоге;
Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя;

Resh.edu.ru
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

3.5

10.75

Итого по разделу:

40

Резервное время

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

132

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Речь устная и письменная

1

0

0

Устный опрос;

2.

Предложение

1

0

0

Устный опрос;

3.

Предложение

1

0

0

Устный опрос;

4.

Устная речь. Слово и слог. 1

0

0

Устный опрос;

5.

Письменная речь. Слог и
ударение.

1

0

0

Устный опрос;

6.

Слова и звуки в нашей
жизни.

1

0

0

Устный опрос;

7.

Слова и звуки в нашей
жизни.

1

0

0

Устный опрос;

8.

Деление слова на слоги.

1

0

1

Практическая
работа;

9.

Слог-слияние.

1

0

0

Устный опрос;

10.

Гласные и согласные
звуки.

1

0

1

Письменный
контроль;

11.

Звуки и буквы.

1

0

1

Практическая
работа;

12.

Гласная буква А.

1

0

0

Устный опрос;

13.

Гласная буква О.

1

0

0

Устный опрос;

14.

Гласная буква И.

1

0

0

Устный опрос;

15.

Гласная буква ы.

1

0

0

Устный опрос;

16.

Гласная буква У.

1

0

0

Устный опрос;

17.

Гласные буквы и звуки.

1

0

1

Тестирование;

18.

Согласная буква Н.

1

0

0

Устный опрос;

19.

Согласная буква С.

1

0

0

Устный опрос;

20.

Согласная буква К.

1

0

0

Устный опрос;

21.

Согласная буква Т.

1

0

0

Устный опрос;

22.

Согласные буквы.

1

0

1

Письменный
контроль;

23.

Согласная буква Л.

1

0

0

Устный опрос;

24.

Чтение слов.

1

0

0.25

Тестирование;

25.

Согласная буква Р.

1

0

0

Устный опрос;

26.

Согласная буква В.

1

0

0

Устный опрос;

27.

Гласная буква Е.

1

0

0

Устный опрос;

28.

Чтение слов с Е.

1

0

0.25

Практическая
работа;

29.

Согласная буква П.

1

0

0

Устный опрос;

30.

Чтение слов с П.

1

0

0

Устный опрос;

31.

Согласная буква М.

1

0

0

Устный опрос;

32.

Чтение слов с М.

1

0

0

Устный опрос;

33.

Согласная буква З.

1

0

0

Устный опрос;

34.

Чтение слов с З. Звонкие и 1
глухие согласные.

0

0

Устный опрос;

35.

Согласная буква Б.

1

0

0

Устный опрос;

36.

Чтение слов с Б.

1

0

0

Устный опрос;

37.

Согласная буква Д.

1

0

0

Устный опрос;

38.

Чтение слов с Д.

1

0

0

Устный опрос;

39.

Гласная буква Я.

1

0

0

Устный опрос;

40.

Чтение слов с Я.

1

0

0.25

Практическая
работа;

41.

Чтение слов с Я, Е.

1

0

0.25

Практическая
работа;

42.

Согласная буква Г.

1

0

0

Устный опрос;

43.

Чтение слов с Г.

1

0

0

Устный опрос;

44.

Согласная буква Ч.

1

0

0

Устный опрос;

45.

Чтение слов с Ч.

1

0

0

Устный опрос;

46.

Буква Ь.

1

0

0

Устный опрос;

47.

Разделительный мягкий
знак.

1

0

0

Устный опрос;

48.

Согласная буква Ш.

1

0

0.5

Устный опрос;
Письменный
контроль;

49.

Чтение слов с Ш.

1

0

0.25

Устный опрос;
Письменный
контроль;

50.

Согласная буква Ж.

1

0

0

Устный опрос;

51.

Чтение слов с Ж, Ш.

1

0

0.25

Практическая
работа;

52.

Чтение слов с Ж, Ш.

1

0

0.25

Практическая
работа;

53.

Гласная буква Ё.

1

0

0

Устный опрос;

54.

Чтение слов с Ё.

1

0

0.25

Практическая
работа;

55.

Согласная буква Й.

1

0

0

Устный опрос;

56.

Чтение слов с Й.

1

0

0.25

Устный опрос;
Письменный
контроль;

57.

Согласная буква Х.

1

0

0

Устный опрос;

58.

Чтение слов с Х.

1

0

0

Устный опрос;

59.

Твердые и мягкие
согласные

1

0

0.25

Письменный
контроль;

60.

Гласная буква Ю.

1

0

0

Устный опрос;

61.

Чтение слов с Ю.

1

0

0

Устный опрос;

62.

Согласная буква Ц.

1

0

0

Устный опрос;

63.

Чтение слов с Ц.

1

0

0

Устный опрос;

64.

Гласная буква Э.

1

0

0

Устный опрос;

65.

Чтение слов с Э.

1

0

0

Устный опрос;

66.

Согласная буква Щ.

1

0

0

Устный опрос;

67.

Чтение слов с Щ.

1

0

0.25

Устный опрос;
Письменный
контроль;

68.

Согласная буква Ф.

1

0

0

Устный опрос;

69.

Чтение слов с Ф.

1

0

0

Устный опрос;

70.

Буква Ъ.

1

0

0

Устный опрос;

71.

Чтение слов с ъ, ь.

1

0

0.25

Письменный
контроль;

72.

Разделительные знаки.

1

0

0.25

Практическая
работа;

73.

Как хорошо уметь читать!

1

1

0

Контрольная
работа;

74.

Е. Чарушин "Как мальчик
Женя научился говорить
букву "р"."

1

0

0

Устный опрос;

75.

Наше Отечество.

1

0

0

Устный опрос;

76.

Создатели славянской
азбуки.

1

0

0

Устный опрос;

77.

Первый букварь.

1

0

0

Устный опрос;

78.

А. С. Пушкин

1

0

0

Устный опрос;

79.

Л.Н. Толстой

1

0

0

Устный опрос;

80.

К. Д. Ушинский

1

0

0

Устный опрос;

81.

К.И. Чуковский

1

0

0

Устный опрос;

82.

В. В. Бианки

1

0

0

Устный опрос;

83.

С.Я. Маршак

1

0

0

Устный опрос;

84.

М. М. Пришвин

1

0

0

Устный опрос;

85.

А. Л. Барто

1

0

0

Устный опрос;

86.

С. В. Михалков

1

0

0

Устный опрос;

87.

Б. В. Заходер

1

0

0

Устный опрос;

88.

В.Д. Берестов

1

0

0

Устный опрос;

89.

Проектная деятельность

1

0

0.25

Практическая
работа;

90.

Проектная деятельность

1

0

0.25

Практическая
работа;

91.

Проектная деятельность

1

0

0.25

Практическая
работа;

92.

Знакомство с учебником
"Литературное чтение"Ю.
В. Данько "Загадочные
буквы"

1

0

0

Устный опрос;

93.

И. Токмакова !Аля,
Кляксич и буква А"

1

0

0

Устный опрос;

94.

С. Чёрный "Живая азбука" 1

0

0

Устный опрос;

95.

Г. Сапгир "Про медведя", 1
М. Бородицкая "Разговор с
пчелой"

0

0

Устный опрос;

96.

С. Маршак "Автобус
номер 26"

1

0

0

Устный опрос;

97.

Из старинных книг

1

0

0

Устный опрос;

98.

Повторение и обобщение
по разделу.

1

0.5

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

99.

Е.Чарушин "Теремок"

1

0

0

Устный опрос;

100. "Рукавичка" русская
народная сказка.

1

0

0

Устный опрос;

101. Загадки, песенки.

1

0

0

Устный опрос;

102. Русские народные
потешки.

1

0

0

Устный опрос;

103. А. С. Пушкин

1

0

0

Устный опрос;

104. "Петух и собака" русская
народная сказка

1

0

0

Устный опрос;

105. Повторение и обобщение
по разделу.

1

0

0

Устный опрос;

106. А. Майков "Ласточка
примчалась", А Плещеев
"Весна"

1

0

0

Устный опрос;

107. Стихи -загадки детских
писателей

1

0

0

Устный опрос;

108. Стихотворения В.
Берестова, Р. Сефа.

1

0

0

Устный опрос;

109. Повторение и обобщение
по разделу.

1

0

0

Устный опрос;

110. И. Токмакова " Мы играли 1
в хохотушки", Я. Тайц
"Волк"

0

0

Устный опрос;

111. Н. Артюхова " Сашадразнилка"

1

0

0

Устный опрос;

112. К. Чуковский "Федотка",
О. Дриз "Привет"

1

0

0.25

Устный опрос;
Письменный
контроль;

113. И. Токмакова "Разговор
Лютика и Жучка"

1

0

0

Устный опрос;

114. М. Пляцковский
"Помощник"

1

0

0

Устный опрос;

115. Из старинных книг

1

0

0.25

Практическая
работа;

116. Повторение и обобщение
по разделу.

1

0

0.25

Тестирование;

117. Ю. Ермолаев "Лучший
друг"

1

0

0

Устный опрос;

118. В. Орлов "Кто первый?",
С. Михалков "Бараны"

1

0

0

Устный опрос;

119. Р.Сеф "Совет", В.
Берестов "В магазине
игрушек"

1

0

0

Устный опрос;

120. В. Орлов "Если дружбой
дорожить",Я. Аким "Моя
родня"

1

0

0

Устный опрос;

121. С. Маршак "Хороший
день"

1

0

0

Устный опрос;

122. М. Пляцковский Сердитый 1
дог Буль"

0

0

Устный опрос;

123. Из старинных книг

1

0

0.25

Практическая
работа;

124. Повторение и обобщение
по разделу.

1

0

0.25

Тестирование;

125. С. Михалков "Трезор"

1

0

0

Устный опрос;

126. В. Осеева "Собака яростно 1
лаяла"

0

0

Устный опрос;

127. М. Пляцковский "Цап
Царапыч"

1

0

0

Устный опрос;

128. В. Берестов "Лягушата"

1

0

0

Устный опрос;

129. С. Михалков " Важный
совет"

1

0

0

Устный опрос;

130. Д. Хармс "Храбрый день"

1

0

0

Устный опрос;

131. Повторение и обобщение
по разделу.

1

1

0

Тестирование;

132. Урок- викторина,
рекомендации на лето.

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

132

3.5

10.75

Контрольная
работа;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочное методическое планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Resh.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».