Аннотация к РП_Литература 5 класс

Аннотация к рабочей программе по предмету
_____________________________________________________
«Литература»
для 5 класса на 2022 -2023 учебный год.
Нормативно
– правовая
основа

1.Программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного
общего
образования,
утвержденного
Приказом
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020)
«Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» и с учетом Примерной основной
образовательной
программы
основного
общего
образования, одобренной решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию.
2.Приказом Министерства образования РФ от 28 декабря
2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых
к использованию
при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»,
приказа
Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении
изменений
в
федеральный
перечень
учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"
3.Основной образовательной программой основного
общего образования МБОУ СОШ с.Конево, принятой на
педсовете.

Количество
часов
Цель
изучения
учебного
предмета

3 часа в неделю (всего 102 часа)

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе
состоят в формировании у обучающихся потребности в
качественном чтении, культуры читательского восприятия,
понимания литературных текстов и создания собственных
устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к
другим культурам, аксиологической сферы личности на
основе
высоких
духовно-нравственных
идеалов,
воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.
Достижение указанных целей возможно при решении

учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9
классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной
из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни, с обеспечением
культурной
самоидентификации,
осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений
отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к
наследию отечественной и зарубежной классической
литературы и лучшим образцам современной литературы;
воспитании уважения к отечественной классике как
высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию
национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества,
национальных и общечеловеческих культурных традиций
и
ценностей;
формированию
гуманистического
мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и
изучения литературы для дальнейшего развития
обучающихся, с формированием их потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и
общества, ориентированы на воспитание и развитие
мотивации к чтению художественных произведений, как
изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно,
что способствует накоплению позитивного опыта освоения
литературных произведений, в том числе в процессе
участия в различных мероприятиях, посвящённых
литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного
читателя,
обладающего
эстетическим
вкусом,
с
формированием умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы
знаний о литературе как искусстве слова, в том числе
основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном
контексте,
сопоставлять
с
произведениями других видов искусства; развитие
читательских
умений,
творческих
способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие
умения выявлять проблематику произведений и их
художественные особенности, комментировать авторскую
позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных
произведений в единстве формы и содержания, реализуя
возможность их неоднозначного толкования в рамках
достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и
проблемы как между собой, так и с произведениями
других
искусств;
формировать
представления о

специфике литературы в ряду других искусств и об
историко-литературном процессе; развивать умения
поиска необходимой информации с использованием
различных источников, владеть навыками их критической
оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися
коммуникативно-эстетических возможностей языка на
основе
изучения
выдающихся
произведений
отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование
речи школьников на примере высоких образцов
художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать
их, а также выразительно читать произведения, в том
числе наизусть, владеть различными видами пересказа,
участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
Содержание
учебного
предмета

Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки.
Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например,
«Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом»,
«Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх).
«Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях».М. Ю. Лермонтов.
Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь.Повесть
«Ночь перед Рождеством» из
сборника«Вечера на хуторе
близ Диканьки».
Литература второй
половины XIX века

С. Тургенев. Рассказ
«Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух).
«Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз,
Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ
веков о родной природе и о связи человека с
Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов).
Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока,
С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных
писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например,
«Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например,
«Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,
«Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о
природе и животных (не менее двух). Например, А. И.
Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору).
Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему
«Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.
Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын
полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—
XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П.
Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.
Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю.
Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.

С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра
отечественных писателей (одно по выбору).
Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего
не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по
выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г.
Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне
пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).
Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение
по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин.
«Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два
произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон.
«Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы»,«Звук бегущих
ног»,«Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два
произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»,
«Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два
произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж.
Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.
«Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «РиккиТикки-Тави» и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».