Аннотация к РП_Русский язык_5 класс

Аннотация к рабочей программе по предмету
_____________________________________________________
«Русский язык»
для 5 класса на 2022 -2023 учебный год.
Нормативно
– правовая
основа

1.Программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного
общего
образования,
утвержденного
Приказом
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020)
«Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» и с учетом Примерной основной
образовательной
программы
основного
общего
образования, одобренной решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию. (
2.Приказом Министерства образования РФ от 28 декабря
2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых
к использованию
при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»,
приказа
Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении
изменений
в
федеральный
перечень
учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"
3.Основной образовательной программой основного
общего образования МБОУ СОШ с.Конево, принятой на
педсовете .

Количество
часов
Цель
изучения
учебного
предмета

5 часов в неделю (всего 170 часов)

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»

Целями изучения русского языка по программам

основного общего образования являются:
осознание
и
проявление
общероссийской
гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской
Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к
общероссийской ценности, форме выражения и хранения
духовного богатства русского и других народов России,
как к средству общения и получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности; проявление уважения
к общероссийской и русской культуре, к культуре и
языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом
личностного развития, инструментом формирования
социальных
взаимоотношений,
инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его
устройстве и закономерностях функционирования, о
стилистических
ресурсах
русского
языка;
практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса и использование в
собственной
речевой
практике
разнообразных
грамматических
средств;
совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание
стремления
к
речевому
самосовершенствованию;
совершенствование
речевой
деятельности,
коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения; овладение
русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
совершенствование мыслительной деятельности,
развитие универсальных интеллектуальных
умений
сравнения,
анализа,
синтеза,
абстрагирования,
обобщения,
классификации,
установления определённых закономерностей и правил,
конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать
необходимую
информацию,
интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст,
инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой
переработки
текста,
овладение способами понимания текста, его назначения,
общего смысла, коммуникативного намерения автора;
логической структуры, роли языковых средств.
.
Содержание
учебного

Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.

предмета

Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
Язык и речь.Речь устная и письменная,
монологическая и диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание,
чтение, письмо), их особенности.
Создание устных монологических высказываний на
основе жизненных наблюдений, чтения научноучебной,
художественной и научно-популярной литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного
текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые
формулы
приветствия,
прощания,
просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и
читательский опыт, сюжетную картину (в том числе
сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное,
детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное,
просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная
мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание,
повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство
членения текста на композиционносмысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы
слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные
местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных
особенностей, микротем и абзацев, способов и средств
связи предложений в тексте; использование языковых
средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение
содержания прочитанного или прослушанного текста.
Изложение содержания текста с изменением лица
рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и
сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее
представление
о
функциональных
разновидностях
языка
(о
разговорной
речи,
функциональных
стилях,
языке
художественной
литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная
роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы
фонетической транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы
интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные
орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения
слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и
антонимов); основные способы разъяснения значения
слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и
переносное значения слова. Тематические группы слов.
Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь,
словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и
их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка.
Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс,
окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе
чередование гласных с нулём звука).
Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами
оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми,
непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми,
непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё — о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок
и приставок на -з (-с).
Правописание ы — и после приставок.
Правописание ы — и после ц.
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология
как
раздел
грамматики.

Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды
слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее
грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции имени существительного. Роль
имени существительного в речи.
Лексико-грамматические
разряды
имён
существительных по значению, имена существительные
собственные и нарицательные; имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только
единственного или только множественного числа.
Типы
склонения
имён
существительных.
Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые
имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения,
нормы словоизменения имён существительных.
Правописание
собственных
имён
существительных.
Правописание ь на конце имён существительных
после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён
существительных.
Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в
суффиксах и окончаниях имён существительных.
Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — ик- (-чик-) имён существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами
существительными.
Имя прилагательное
Имя
прилагательное
как часть
речи.
Общее
грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции имени прилагательного. Роль
имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их
синтаксические функции.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных.
Нормы
словоизменения,
произношения
имён
прилагательных, постановки ударения (в рамках
изученного).
Правописание безударных окончаний имён
прилагательных.
Правописание о — е после шипящих и ц в
суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных

с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами
прилагательными.
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции
глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в
речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида,
возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа
инфинитива, основа настоящего (будущего простого)
времени глагола.
Спряжение глагола.
Нормы словоизменения глаголов, постановки
ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы
в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа
после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов
-ова- —-ева-, -ыва-— -ива-.
Правописание безударных личных окончаний
глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в
формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание
и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды
словосочетаний
по
морфологическим
свойствам
главного слова (именные, глагольные, наречные).
Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по
цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые
и интонационные особенности повествовательных,
вопросительных, побудительных; восклицательных и
невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа).
Подлежащее и морфологические средства его выражения:
именем
существительным
или
местоимением
в
именительном
падеже,
сочетанием
имени
существительного в форме именительного падежа с
существительным
или
местоимением
в
форме
творительного падежа с предлогом; сочетанием имени
числительного в форме именительного падежа с
существительным в форме родительного падежа.
Сказуемое и морфологические средства его выражения:
глаголом,
именем
существительным,
именем
прилагательным.

Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Второстепенные члены предложения: определение,
дополнение, обстоятельство. Определение и типичные
средства его выражения. Дополнение (прямое и
косвенное) и типичные средства его выражения.
Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды
обстоятельств по значению (времени, места, образа
действия, цели, причины, меры и степени, условия,
уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены
предложения, их роль в речи. Особенности интонации
предложений с однородными членами. Предложения с
однородными членами (без союзов, с одиночным союзом
и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в
значении но).
Предложения
с
обобщающим
словом
при
однородных членах.
Предложения
с
обращением,
особенности
интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого
осложнённого предложений.
Пунктуационное
оформление
предложений,
осложнённых однородными членами, связанными
бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а,
но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении
но).
Предложения
простые
и
сложные.
Сложные
предложения с бессоюзной и союзной связью.
Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые
(общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений,
состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и
союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с
прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».