РП_История_5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с. Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Основная образовательная программа основного общего
образования

Рабочая программа учебного предмета
«История»
5 класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Ф.И.О
Ушакова Юлия Владимировна,
учитель истории

с. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом
в становление личности молодого человека. История представляет собирательную
картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта.
Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и
будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются
Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков
истории предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и

просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе
рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «История» на
уровне основного общего образования».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение
предмета «История» учебным планом школы: в 5 классе по 2 учебных часа в неделю при
34 учебных неделях.
Содержание учебного предмета «История», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Основной образовательной программе основного общего
образования школы.
Срок освоения рабочей программы: 5 класса, 1 год
Количество часов в учебном плане на изучение предмета (34 учебные недели)
Класс
Количество часов в неделю Количество часов в год
5 класс
2
68

Всего

68

УЧЕБНИКИ
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С.
Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных
заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2017
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Класс
Разделы курсов
Количество учебных часов
5
Всеобщая
история.
История 68
Древнего мира
5 КЛАСС
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н.
э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и
занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и
собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.
Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от
родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире,
верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение
государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон,
вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия,
скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные
походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы.
Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян
(астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж.
Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие
города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.

Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные
сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел,
караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация.
Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского
государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий
I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии,
управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и
сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней
Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни
населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди.
Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи:
правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и
торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства
на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции
(Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера
«Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и
ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос.
Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их
значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация
военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при
Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при
Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при
Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь.
Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок
Эллады.
Культура Древней Греции

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая
философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура,
скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные
состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над
греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на
Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства
Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.
Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско.
Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу.
Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война
и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских
войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между
наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима:
завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское
гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и
распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в
Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие
наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: уважение к традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-

нравственных ценностях народов; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как
знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого
с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; определение
сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать
события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся
знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды
источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и
значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с ФГОС ООО 2021 г. предметные результаты по учебному
предмету «История» обеспечивают:
1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами,
событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории
России; определять современников исторических событий, явлений, процессов;
2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов;
3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных
и практических задач;
4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об
исторических событиях, явлениях, процессах;
5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов;
6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь
(при наличии) с важнейшими событиями;
7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы;
8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку

зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
9) умение различать основные типы исторических источников: письменные,
вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной
задачи исторические источники разных типов, оценивать их полноту и достоверность,
соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с
информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений,
процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на
основе исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы;
сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией
из других источников;
12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм;
13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
поиск исторической информации в справочной литературе, Интернете для решения
познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной
и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому
наследию народов.
Указанные положения ФГОС ООО развернуты и структурированы в программе в
виде планируемых результатов, относящихся к ключевым компонентам познавательной
деятельности школьников при изучении истории, от работы с хронологией и
историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса включают:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств;
базовые знания об ключевых событиях древнего мира;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
умение работать: а) с основными видами современных источников исторической
информации (учебник, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.), оценивая
их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного
подхода; б) с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и
вещественными источниками – извлекать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию; определять информационную
ценность и значимость источника;
способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений,
процессов истории;
владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей;

способность применять исторические знания в школьном и внешкольном общении
как основу диалога в поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой
культуры;
осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников
мира.
Названные результаты носят комплексный характер, в них органично сочетаются
познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты.
Предметные результаты проявляются в освоенных учащимися знаниях и видах
деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и
периоды ключевых процессов, даты важнейших событий; соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать
(классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах,
на электронных носителях и т. д.): читать историческую карту с опорой на легенду;
находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты
передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др.
4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников) :
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, письменных, визуальных и др.); сравнивать данные разных источников,
выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной
(художественной) ценности источника.
5. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических
событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.
6. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника,
факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть
характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать
смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события,
явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях
исторических событий.
7. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и
личностей, изложенные в учебной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в
основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое
отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять
характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно
составленному плану).
8. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания
при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать
знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной
жизни, как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению
памятников истории и культуры.
Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планирования и организации

познавательной деятельности школьников при изучении истории (в том числе –
разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигнутых
учащимися результатов.
1

5 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей
эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать
принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории
Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты
(расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира,
территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических
событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды
обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные,
визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в
последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий,
даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы;
раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их
биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших
цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты:

1

Предметные результаты представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что
должно способствовать углублению содержательных связей двух курсов, выстраиванию единой линии развития
познавательной деятельности учащихся. Названные ниже результаты формируются в работе с комплексом учебных
пособий – учебниками, настенными и электронными картами и атласами, хрестоматиями и т. д. Это предполагается
по определению, но не повторяется для каждого результата из соображений компактности изложения.

а) государственного устройства древних обществ;
б) положения основных групп населения;
в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории,
приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость
сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том
числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в
форме сообщения, альбома, презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ2
5 КЛАСС
История Древнего мира (68 ч)
Темат
ически
е
блоки,
темы
Введен
ие

Номер и тема
урока

Колич
ество
часов

1. Что изучает
история.
История и её
помощницы.
2. Счет лет в
истории.
Историческая
карта

2

Основное содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Что изучает история.
Источники
исторических знаний.
Специальные
(вспомогательные)
исторические
дисциплины.
Историческая
хронология (счет лет
«до н. э.» и «н. э.»).
Историческая карта

Рассказывать, как историки
Урок «История и
узнают о далеком прошлом.
её помощницы»
Приводить примеры
(РЭШ)
вещественных и письменных https://resh.edu.ru/
исторических источников.
subject/lesson/751
Объяснять значение
9/start/310298/
терминов: история,
Урок «Счёт лет в
хронология, археология,
истории» (РЭШ)
этнография, нумизматика.
https://resh.edu.ru/
Характеризовать отрезки
subject/lesson/752
времени, используемые при
0/start/253250/
описании прошлого (год, век,
тысячелетие, эра).
Размещать на ленте времени
даты событий, происшедших
до нашей эры и в нашу эру.

2
Содержание разделов и тем изложено в планировании укрупненно по сравнению с программой, что
помогает выделить ключевые вопросы, рассматриваемые на уроках. Курсивом выделены метапредметные
компоненты содержания курсов и деятельности учащихся.

Первоб 3.
Древнейшие
ытнос
люди.
ть
Родовые
общины
охотников и
собирателей.
4.
Возникновени
е искусства и
религиозных
верований.
5.
Возникновени
е земледелия
и
скотоводства.
6. Появление
неравенства и
знати.

4

Происхождение и
расселение
древнейшего человека.
Условия жизни и
занятия первобытных
людей. Овладение
огнем. Появление
человека разумного.
Охота и
собирательство.
Представления об
окружающем мире,
верования
первобытных людей
Древнейшие
земледельцы и
скотоводы. Род и
племя. Изобретение
орудий труда.
Появление ремесел.
Производящее
хозяйство
От первобытности к
цивилизации.
Использование
металлов. Развитие
обмена и торговли. От
родовой общины к
соседской общине.
Появление знати.
Возникновение
древнейших
цивилизаций

Объяснять, какая
историческая и
географическая информация
содержится на
исторических картах
Показывать на карте места
расселения древнейших
людей, известные
историкам.
Рассказывать о занятиях
первобытных людей.
Распознавать изображения
орудий труда и охоты
первобытных людей.
Объяснять, какое значение
для древнейших людей
имело овладение огнем, как
его добывали и
поддерживали.
Рассказывать, где были
найдены рисунки
первобытных людей, о чем
ученые узнали из этих
рисунков.
Объяснять, чему, каким
силам поклонялись
древнейшие люди.
Раскрывать значение
понятий: присваивающее
хозяйство, язычество, миф.
Характеризовать значение
освоения древними людьми
земледелия и скотоводства.
Распознавать (на
изображениях, макетах)
орудия труда древних
земледельцев,
ремесленников.
Давать определение понятий:
присваивающее хозяйство,
производящее хозяйство,
род, племя.
Рассказывать о важнейших
ремеслах, изобретенных
древними людьми
Рассказывать, как произошло
открытие людьми металлов,
какое значение это имело.
Объяснять, в чем состояли
предпосылки и последствия
развития обмена и торговли
в первобытном обществе.
Раскрывать значение
понятий и терминов: родовая
община, соседская община,
вождь, старейшина, знать.
Называть признаки, по

Урок
«Первобытные
собиратели и
охотники»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
1/start/253219/
Урок «Родовые
общины. Занятия
древних людей»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/406
/
Урок
«Первобытные
земледельцы и
скотоводы»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
2/start/310329/

которым историки судят о
появлении цивилизации

ДРЕВ
НИЙ
ВОСТ
ОК
(20ч)
Древн
ий
Египет

7. Государство
на берегах
Нила.
8. Как жили
земледельцы
и
ремесленники
в Египте.
9. Жизнь
египетского
вельможи.
10. Военные
походы
фараонов.
11. Религия
древних
египтян.
12. Искусство
Древнего
Египта.
13.
Письменность
и знания
древних
египтян.

7

Природа Египта.
Занятия населения.
Возникновение
государственной
власти. Объединение
Египта. Управление
государством (фараон,
чиновники, жрецы).
Условия жизни,
положение,
повинности древних
египтян. Развитие
земледелия,
скотоводства, ремесел.
Рабы.
Отношения Египта с
соседними народами.
Египетское войско.
Завоевательные
походы египтян;
Тутмос III.
Могущество Египта
при Рамcесе II.
Религиозные верования
египтян. Боги Древнего
Египта. Храмы и
жрецы. Пирамиды и
гробницы. Фараонреформатор Эхнатон.
Познания древних
египтян. Письменность
(иероглифы, папирус);
открытие Ж. Ф.
Шампольона.
Искусство Древнего
Египта (архитектура,
рельефы, фрески)

Рассказывать с
использованием
исторической карты о
природных условиях Египта,
их влиянии на занятия
населения.
Объяснять, что
способствовало
возникновению в Египте
сильной государственной
власти.
Рассказывать, как произошло
объединение Египта,
раскрывать значение этого
событие.
Объяснять смысл понятий и
терминов: фараон, жрец.
Давать описание условий
жизни и занятий древних
египтян, используя
живописные и скульптурные
изображения.
Характеризовать положение
основных групп населения
Древнего Египта (вельможи,
чиновники, жрецы,
земледельцы,
ремесленники).
Показывать на карте
основные направления
завоевательных походов
фараонов Египта.
Рассказывать об организации
и вооружении египетского
войска.
Объяснять, чем прославился
фараон Рамсес II.
Рассказывать, каким богам
поклонялись древние
египтяне.
Представлять описание
внешнего вида и
внутреннего устройства
египетских храмов, пирамид
(на основе фотографий,
иллюстраций).
Излагать сюжет мифа об
Осирисе, объяснять, в чем
заключалась его главная
идея.
Рассказывать, чем известен в
египетской истории фараон

Урок
«Государство на
берегах Нила и
его жители»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
4/start/310360/
Урок «Военные
походы
фараонов»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
5/start/310391/
Урок «Религия и
культура
Древнего
Египта» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
3/start/310422/

Древн
ие
цивил
изации
Месоп
отами
и

14. Древнее
Двуречье.
15.
Вавилонский
царь
Хаммурапи и
его законы.
16.
Ассирийская
держава.
17.
Нововавилонс
кое царство.

4

Эхнатон.
Рассказывать, в каких
областях знаний древние
египтяне достигли
значительных успехов.
Характеризовать
письменность древних
египтян (особенности
письма, материал для
письма). Объяснять, в чем
состоял вклад Ж. Ф.
Шампольона в изучение
истории Древнего Египта.
Объяснять значение понятий
и терминов: пирамида,
сфинкс, рельеф, фреска
Природные условия
Рассказывать, используя
Месопотамии
карту, о природных условиях
(Междуречья). Занятия Месопотамии и занятиях
населения.
живших там в древности
Древнейшие городалюдей.
государства. Создание Называть и показывать на
единого государства.
карте древнейшие городаПисьменность. Мифы
государства Месопотамии.
и сказания.
Объяснять значение понятий
Древний Вавилон.
и терминов: клинопись, эпос,
Царь Хаммурапи и его зиккурат.
законы.
Показывать на карте
Ассирия. Создание
расположение древнего
сильной державы.
Вавилонского царства.
Завоевания
Рассказывать, чем известен в
ассирийцев.
истории вавилонский царь
Культурные сокровища Хаммурапи.
Ниневии.
Объяснять, в чем
Нововавилонское
заключается ценность
царство. Создание
законов как исторического
сильной державы.
источника.
Легендарные
Показывать на карте
памятники города
территорию Ассирийской
Вавилона
державы. Рассказывать об
организации ассирийского
войска.
Объяснять, как ассирийские
цари управляли своей
державой.
Представлять, используя
иллюстрации, описание
ассирийской столицы
Ниневии, рассказывать о ее
достопримечательностях.
Объяснять, благодаря чему
произошло новое
возвышение Вавилона.
Представлять, используя
иллюстрации, описание
города Вавилона в период
его расцвета при царе

Урок «Древнее
Двуречье.
Вавилонский
царь Хаммурапи
и его законы»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
6/start/252227/
Урок
«Ассирийская
держава» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
9/start/252754/
Урок
«Нововавилонск
ое царство»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/429
/

18.
Финикийские
мореплавател
и.
19.
Древнееврейс
кое царство.
20.
Библейские
сказания.

3

Природные условия, их
влияние на занятия
жителей. Финикия:
развитие ремесел и
торговли. Городагосударства.
Финикийская
колонизация.
Финикийский алфавит.
Палестина и ее
население.
Возникновение
Израильского
государства. Царь
Соломон. Религиозные
верования.
Ветхозаветные
предания

Персид 21.
Персидская
ская
держава «царя
держа
царей».
ва

1

Завоевания персов.
Государство
Ахеменидов. Великие
цари: Кир II Великий,
Дарий I. Расширение
территории державы.
Государственное
устройство. Центр и
сатрапии. Управление
империей. Религия
персов

22. Природа и
люди Древней
Индии.
23. Индийские
касты.

2

Природные условия
Древней Индии.
Занятия населения.
Древнейшие городагосударства.
Переселение ариев в
Индию. Держава
Маурьев. Государство
Гуптов. Общественное
устройство, варны.
Религиозные верования
древних индийцев.
Легенды и сказания.
Возникновение
буддизма. Культурное
наследие Древней
Индии

Восточ
ное
Средиз
емном
орье в
древно
сти

Древн
яя
Индия

Навуходоносоре. Раскрывать
смысл выражения
«Вавилонская башня»
Объяснять, как природные
условия влияли на занятия
населения Восточного
Средиземноморья.
Рассказывать о развитии
ремесел и торговли в
Финикии.
Объяснять значение понятий:
колония, колонизация,
алфавит.
Называть и показывать на
карте древние государства
Палестины.
Объяснять, чем известен в
истории царь Соломон.
Объяснять значение понятий
и терминов: монотеизм,
иудаизм, пророк, Ветхий
завет
Показывать на карте
территорию Персидской
державы в период ее
могущества.
Объяснять причины военных
успехов персидской армии.
Характеризовать систему
управления персидской
державой.
Рассказывать о религии
древних персов.
Объяснять значение понятий
и терминов: сатрап,
зороастризм, Авеста
Рассказывать о природных
условиях Древней Индии,
занятиях населения.
Рассказывать о древнейших
индийских городах,
используя карту.
Объяснять значение понятий
и терминов: арии, раджа,
варна, каста, брахман, Веды,
санскрит.
Характеризовать верования
древних индийцев, называть
главных богов, почитаемых в
индуизме.
Рассказывать о
возникновении буддизма,
основных положениях этого
учения.
Давать описание внешнего
вида и внутреннего
убранства индуистских и

Урок
«Финикийские
мореплаватели»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
7/start/310453/
Урок
«Библейские
сказания.
Древнееврейское
царство» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/752
8/start/253095/

Урок
«Персидская
держава «царя
царей» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/753
0/start/252723/

Урок «Природа и
люди Древней
Индии» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/753
1/start/253064/
Урок «Религия и
культура
индусов.
Буддизм» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/593
/

Древн
ий
Китай

24. Древний
Китай:
природа,
занятия,
общество.
Объединение
Китая
25. Чему учил
китайский
мудрец
Конфуций.
26.
Обобщающий
урок
«Древние
государства
Востока»

3

Природные условия
Древнего Китая.
Хозяйственная
деятельность и условия
жизни населения.
Древнейшие царства.
Создание
объединенной
империи. Цинь
Шихуанди. Возведение
Великой Китайской
стены. Правление
династии Хань. Жизнь
в империи: правители и
подданные, положение
различных групп
населения. Развитие
ремесел и торговли.
Великий шелковый
путь.
Религиознофилософские учения.
Конфуций. Научные
знания и изобретения
древних китайцев.
Храмы

ДРЕВ
НЯЯ
ГРЕЦ
ИЯ.
ЭЛЛИ
НИЗМ

27. Греки и
критяне.
28. Микены и
Троя.
29. Поэма
Гомера

4

Природные условия
Древней Греции.
Занятия населения.
Древнейшие
государства на Крите.
Расцвет и гибель

буддийских храмов (на
основе текста и иллюстраций
учебника).
Объяснять, о чем повествуют
поэмы «Махабхарата» и
«Рамаяна», чем они
интересны для историков
Характеризовать, используя
карту, природные условия
Древнего Китая, их влияние
на занятия населения.
Рассказывать о
хозяйственной деятельности
древних китайцев,
совершенствовании орудий
их труда, технических
сооружениях.
Показывать на карте
территорию империи Цинь и
объяснять значение создания
единого государства.
Представлять
характеристику императора
Цинь Шихуанди и итогов его
деятельности.
Рассказывать о достижениях
древних китайцев в развитии
ремесел и торговли.
Раскрывать причины частых
восстаний населения в
Древнем Китае, показывать,
чем они завершались.
Объяснять значение понятий
и терминов: Великая
Китайская стена, Великий
шелковый путь, пагода,
иероглиф, каллиграфия.
Рассказывать об учении
Конфуция, высказывать
суждения о причинах его
популярности в Древнем
Китае и в последующие
столетия.
Представлять
характеристику достижений
древних китайцев в развитии
письменности, в науке,
технике, художественной
культуре (в форме устных
сообщений, альбомов,
презентаций)
Рассказывать, используя
карту, о природных условиях
Древней Греции и основных
занятиях ее населения.
Объяснять, какие находки
археологов свидетельствуют

Урок «Китай в
древности»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/753
1/start/253064/
Урок «Древний
Китай: природа,
занятия,
общество.
Объединение
Китая»
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/57/
Урок «Религия и
культура
китайцев.
Конфуцианство»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/62/

Урок «Древняя
Греция: условия
жизни и занятия
жителей» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/47/

(20ч)
Древне
йшая
Греци
я

«Илиада».
30. Поэма
Гомера
«Одиссея».

Гречес
кие
полис
ы

31.Земледельц
ы Аттики
теряют землю
и свободу.
32.Зарождени
е демократии
в Афинах.
33. Древняя
Спарта.
34.Основание
греческих
колоний.
35.Победа
греков над
персами в
Марафонской
битве.
36.Нашествие
персидских
войск на
Элладу.
37. В гаванях
афинского
порта Пирей.
38. В городе
богини
Афины
39. Афинская
демократия
при Перикле.
40.
Пелопоннесск
ая война.
Упадок
Эллады

Минойской
цивилизации.
Государства ахейской
Греции (Микены,
Тиринф). Троянская
война. Вторжение
дорийских племен.
Поэмы Гомера
«Илиада» и «Одиссея»

10

о существовании древних
цивилизации на о. Крит, в
Микенах.
Рассказывать, о чем
повествуют поэмы «Илиада»
и «Одиссея».
Объяснять значение
выражений «Ахиллесова
пята», «Троянский конь»

Урок «Критомикенская
цивилизация»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/753
3/start/252661/
Урок «Троянская
война. Поэмы
Гомера «Илиада»
и «Одиссея»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/753
4/start/310515/
Подъем хозяйственной Показывать на карте
Урок «Древняя
жизни после «темных
крупнейшие греческие
Аттика.
веков». Развитие
города-государства.
Зарождение и
ремесла и торговли.
Объяснять значение понятий: развитие
Образование городовполис, аристократия, демос,
демократии в
государств.
тиран, акрополь, агора,
Афинах» (РЭШ)
Политическое
фаланга, метрополия,
https://resh.edu.ru/
устройство полисов.
колония.
subject/lesson/753
Аристократия
Характеризовать основные
6/start/310577/
и демос. Великая
группы населения
Урок «Древняя
греческая колонизация. греческого полиса, их
Спарта» (РЭШ)
Метрополии и
положение, отношение к
https://resh.edu.ru/
колонии.
власти.
subject/lesson/753
Афины: утверждение
Рассказывать о составе и
7/start/252940/
демократии. Законы
организации полисного
Урок «Греческие
Солона. Реформы
войска.
колонии» (РЭШ)
Клисфена, их значение. Показывать на карте
https://resh.edu.ru/
Спарта: основные
направления Великой
subject/lesson/753
группы населения,
греческой колонизации,
8/start/288851/
общественное
называть наиболее
Урок «Грекоустройство.
значительные колонии, в том персидские
Организация военного
числе в Северном
войны» (РЭШ)
дела. Спартанское
Причерноморье.
https://resh.edu.ru/
воспитание.
Рассказывать, как
subject/lesson/753
Греко-персидские
осуществлялось управление
9/start/252537/
войны. Причины войн. греческими колониями, в
Походы персов на
чем заключались их связи с
Грецию. Битва при
метрополиями.
Марафоне. Усиление
Раскрывать значение
афинского могущества; понятий и терминов:
Фемистокл. Битва при
ареопаг, архонт, народное
Фермопилах. Захват
собрание, реформа,
персами Аттики.
остракизм.
Победы греков в
Характеризовать основные
Саламинском
положения и значение
сражении, при Платеях законов Солона и реформ
и Микале. Итоги греко- Клисфена.
персидских войн.
Объяснять, почему
Расцвет Афинского
политическое устройство
государства. Развитие
Древних Афин называется
демократии. Афины
демократией.
при Перикле.
Рассказывать об основных

Хозяйственная жизнь в
древнегреческом
обществе. Рабство.
Пелопоннесская война.
Упадок Эллады

группах населения Спарты, о
том, кто управлял
государством.
Раскрывать значение
понятий и терминов:
олигархия, илоты, гоплиты.
Объяснять, почему
спартанское войско
считалось самым сильным в
Греции.
Составить сообщение о
спартанском воспитании,
высказать суждение о его
достоинствах и недостатках.
Сравнивать устройство
Афинского и Спартанского
государств, определять
основные различия.
Рассказывать о причинах и
непосредственном поводе
для начала войн Персии
против Греции.
Рассказывать, используя
картосхемы, об участниках,
ходе и итогах крупных
сражений греко-персидских
войн (Марафонская битва,
оборона греками Фермопил,
сражение в Саламинском
проливе).
Систематизировать
информацию о грекоперсидских войнах в форме
таблицы.
Характеризовать роль
конкретных людей –
руководителей полисов,
военачальников, воинов в
ходе военных событий.
Называть основные итоги
греко-персидских войн.
Высказывать суждение о
том, почему небольшой
группе греческих полисов
удалось одержать победу в
войнах против
могущественной Персидской
державы.
Раскрывать причины
укрепления демократии в
Афинах в период грекоперсидских войн.
Объяснять, почему историки
связывали расцвет
Афинского государства с
именем Перикла.
Называть основные

Культу
ра
Древн
ей
Греци
и

41.Религия
древних
греков.
42. Школа и
образование,
развитие наук
и искусства
43.
Олимпийские
игры в
древности

3

Верования древних
греков. Сказания
о богах и героях.
Пантеон богов. Храмы
и жрецы. Школа и
образование. Развитие
наук. Греческая
философия.
Литература.
Архитектура и
скульптура. Театр.
Спортивные
состязания;
общегреческие игры в
Олимпии

источника рабства в Древней
Греции, объяснять, почему
численность рабов
значительно возросла в V в.
до н. э.
Характеризовать условия
жизни и труда рабов в
греческих полисах.
Рассказывать о развитии
ремесла и торговли в
греческих городах.
Называть причины,
основных участников и
итоги Пелопоннесской
войны.
Объяснять, в чем проявилось
ослабление греческих
полисов после
Пелопоннесской войны
Называть главных богов,
которым поклонялись
древние греки, распознавать
их скульптурные
изображения.
Объяснять, кто такие титаны
и герои. Рассказывать о том,
чему учили детей в школах
Древней Греции.
Раскрывать значение
понятий и терминов:
гимнасий, Академия, Ликей,
философия, логика, этика.
Называть древнегреческих
ученых, известных своими
трудами по философии,
истории, другим отраслям
наук.
Представлять описание
внешнего вида и планировки
древнегреческого храма (в
виде устного высказывания,
презентации).
Раскрывать значение
понятий и терминов: ордер,
фронтон, капитель,
кариатида, распознавать
архитектурные элементы
зданий на изображениях,
фотографиях.
Рассказывать о
древнегреческом театре,
организации представлений.
Рассказывать об истоках и
правилах проведения
общегреческих игр в
Олимпии. Объяснять, что
греки ценили в спортивных

Урок «Религия
древних греков»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/753
5/start/310546/
Урок «Культура
Древней Греции»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
0/start/252909/

Макед
онские
завоев
ания.
Эллин
изм

44. Города
Эллады
подчиняются
Македонии.
45. Поход
Александра
Македонского
на Восток.
46. В древней
Александрии
Египетской.
47.Обобщающ
ий урок
«Древняя
Греция»

4

Возвышение
Македонии. Политика
Филиппа II. Главенство
Македонии над
греческими полисами.
Александр
Македонский и его
завоевания на Востоке.
Распад державы
Александра
Македонского.
Эллинистические
государства Востока.
Культура
эллинистического мира

ДРЕВ
НИЙ
РИМ
(20ч)
Возник
новени
е
Римск
ого
госуда
рства

48.Древнейши
й Рим.
49.Завоевание
Римом
Италии.
50.
Устройство
Римской
республики.

3

Природа и население
Апеннинского
полуострова
в древности. Этрусские
города-государства.
Легенды об основании
Рима. Рим эпохи царей.
Республика римских
граждан. Патриции и
плебеи. Управление и
законы. Римское
войско. Верования
древних римлян. Боги.
Жрецы. Завоевание
Римом Италии

состязаниях, в чем
выражалось их отношение к
играм
Объяснять, что
способствовало усилению
Македонии в IV в. до н. э.,
какую роль сыграл в этом
царь Филипп II.
Рассказывать, как была
установлена власть
македонского царя над
греческими полисами.
Систематизировать в виде
таблицы информацию о
завоевательных походах
Александра Македонского.
Объяснять, в чем состояли
причины военных побед
Александра Македонского.
Представлять
характеристику
(«исторический портрет»)
Александра Македонского.
Раскрывать смысл понятия
«эллинизм».
Показывать на карте
государства, образовавшиеся
в результате распада
державы Александра
Македонского.
Рассказывать, чем славилась
Александрия Египетская,
почему она считалась
культурным центром
эллинистического мира
Рассказывать, используя
историческую карту, о
природных условиях
Апеннинского полуострова и
племенах, населявших его в
древности.
Сопоставлять информацию
о происхождении Рима,
содержащуюся в легенде и
полученную в ходе
исследований историков.
Раскрывать значение
понятий и терминов:
патриций, плебей,
республика, консул,
народный трибун, Сенат,
вето, легион, понтифик,
авгур.
Объяснять, как было
организовано управление
Римской республикой
(какими полномочиями

Урок
«Македонские
завоевания.
Держава
Александра
Македонского»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
1/start/252878/
Урок
«Эллинистическ
ие государства
Востока» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
2/start/252847/

Урок
«Древнейший
Рим. Завоевание
Римом Италии»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
3/start/296170/
Урок
«Устройство
Римской
республики»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
4/start/252816/

Римск
ие
завоев
ания в
Средиз
емном
орье

51.Пунически
е войны.
52.Установлен
ие господства
Рима во всём
Средиземном
орье
53. Римские
провинции

3

Войны Рима с
Карфагеном. Ганнибал;
битва при Каннах.
Поражение Карфагена.
Установление
господства Рима в
Средиземноморье.
Римские провинции

Поздня
я
Римск
ая
респуб
лика.
Гражд
анские
войны

54.Рабство в
Древнем
Риме.
55.Земельный
закон братьев
Гракхов.
56.Восстание
Спартака.
57.Единовласт
ие Цезаря.
58. Борьба
между
наследниками
Цезаря.
Победа
Октавиана

5

Подъем сельского
хозяйства.
Латифундии. Рабство.
Борьба за аграрную
реформу. Реформы
Гракхов: проекты
реформ, мероприятия,
итоги. Гражданская
война и установление
диктатуры Суллы.
Восстание Спартака.
Первый триумвират.
Участие армии в
гражданских войнах.
Гай Юлий Цезарь: путь
к власти, диктатура.
Борьба между
наследниками Цезаря.
Победа Октавиана

обладали консулы, народные
трибуны, Сенат, народное
собрание).
Рассказывать об организации
и вооружении римской
армии, привлекая
иллюстрации учебника.
Называть главных богов
древних римлян,
устанавливать
соответствие римских и
греческих богов.
Показывать на исторической
карте, с какими
противниками воевали
римляне в борьбе за власть
над Италией.
Объяснять происхождение и
смысл выражений «Гуси Рим
спасли», «Пиррова победа»,
«Разделяй и властвуй!»
Представлять общую
характеристику Пунических
войн (причины,
хронологический период,
участники, наиболее
значительные походы и
сражения, итоги).
Объяснять, благодаря чему
вошел в историю Ганнибал.
Показывать на исторической
карте территории римских
провинций, объяснять, какие
современные
географические названия
берут начало от названий
римских провинций
Объяснять, почему причиной
острых столкновений в Риме
во II в. до н. э. стал вопрос о
переделе «общественной
земли».
Раскрывать значение
понятий и терминов:
«общественная земля»,
гражданская война,
диктатор, проскрипции,
триумвират,
вольноотпущенник,
гладиатор.
Характеризовать цели,
содержание и итоги реформ
братьев Гракхов.
Анализировать отрывки из
текстов историков
(извлекать информацию,
высказывать оценочные

Урок
«Пунические
войны.
Установление
господства Рима
во всём
Средиземноморь
е» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
5/start/310608/

Урок «Рабство в
Древнем Риме.
Восстание
Спартака»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
6/start/310639/
Урок
«Земельный
закон братьев
Гракхов» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
7/start/310670/
Урок
«Единовластие
Цезаря.
Установление
империи в Риме»

Расцве
ти
падени
е
Римск
ой
импер
ии

59.
Установление
империи в
Риме.
60.Соседи
Римской
империи в
первые века
нашей эры.
61.В Риме при
императоре
Нероне.
62. Первые
христиане и
их учение.
63. «Вечный
город» и его
жители».
64.Римская
империя при
Константине.
65.Взятие
Рима
варварами.
Падение
Западной
Римской
империи

7

Установление
императорской власти.
Октавиан Август.
Императоры Рима:
завоеватели и
правители. Римская
империя: территория,
управление. Римское
гражданство.
Повседневная жизнь в
столице и провинциях.
Возникновение
и распространение
христианства.
Император Константин
I, перенос столицы в
Константинополь.
Разделение Римской
империи на Западную
и Восточную части.
Начало Великого
переселения народов.
Рим и варвары.
Падение Западной
Римской империи

суждения).
Объяснять, чем были
вызваны гражданские войны
в Риме, какие силы
противостояли друг другу.
Рассказывать о положении
рабов в Древнем Риме.
Рассказывать о восстании
под руководством Спартака
(причины, участники,
основные периоды
восстания, итоги).
Представлять
характеристику Гая Юлия
Цезаря, объяснять, благодаря
чему он вошел в историю.
Раскрывать, при каких
обстоятельствах появились и
что означали выражения
«Жребий брошен!»,
«Перейти Рубикон».
Называть главных
участников борьбы за власть
после смерти Цезаря и ее
итоги
Рассказывать об
установлении единоличной
власти Октавиана Августа.
Представлять
характеристики римских
императоров, их правления
(Нерон, Траян, Диоклетиан –
по выбору).
Показывать на исторической
карте территорию Римской
империи, объяснять, как
было организовано
управление провинциями.
Рассказывать, используя
иллюстрации учебника, о
повседневной жизни в
столице и провинциях
Римской империи.
Сравнивать положение
римского раба и колона,
объяснять, чем различались
условия их жизни и труда.
Объяснять значение понятий
и терминов: форум, Пантеон,
Колизей, акведук,
амфитеатр, термы.
Рассказывать о
возникновении и
распространении
христианства, объяснять, чем
отличалась новая религия от
верований римлян.

(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
8/start/296232/

Урок «Римская
империя:
территория,
управление»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/600
/
Урок «В Риме
при императорах
Нероне и
Траяне» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/754
9/start/310701/
Урок «Первые
христиане и их
учение» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/755
0/start/311469/
Урок «Римская
империя при
Константине.
Взятие Рима
варварами»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/755
2/start/311500/
Урок
«Разделение

Культу 66. Римская
литература,
ра
Древн золотой век
поэзии.
его
Ораторское
Рима
искусство. 67.
Развитие
наук.
Архитектура
и скульптура.

2

Римская литература,
золотой век поэзии.
Ораторское искусство;
Цицерон.
Развитие наук.
Архитектура и
скульптура. Пантеон

Обобщ
ение

1

Историческое и
культурное наследие
цивилизаций Древнего
мира.

68.
Историческое
и культурное
наследие
цивилизаций
Древнего
мира

Характеризовать политику
римских императоров в
отношении христиан,
объяснять, как и при каких
обстоятельствах она была
изменена.
Объяснять значение понятий
и терминов: Библия,
Евангелие, апостол, церковь,
патриарх, епископ.
Рассказывать о разделении
Римской империи на
Западную и Восточную.
Систематизировать в
форме таблицы информацию
о нападениях варваров на
Рим.
Участвовать в обсуждении
вопроса «Почему пала
Западная Римская империя?»
Раскрывать смысл понятия
«золотой век римской
поэзии», называть имена
поэтов золотого века.
Рассказывать о развитии
научных знаний в Древнем
Риме (философия, география,
история).
Объяснять, какое значение и
почему придавалось в
Древнем Риме ораторскому
искусству.
Составлять описание
известных архитектурных
сооружений Древнего Рима
(по выбору).
Сравнивать внешний вид
древнегреческих и
древнеримских храмов.
Определять общие черты и
различия.
Изучать иллюстрации
учебника, объяснять, о чем
рассказывают римские
скульптурные портреты
Систематизировать знания
об историческом развитии
человечества от
первобытности до античных
цивилизаций

Римской
империи на
Западную и
Восточную
части» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/602
/
Урок «Падение
Западной
Римской
империи» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/604
/

Урок «Культура
Древнего Рима»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/755
1/start/325120/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».