РП_ОДНКНР_ 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»
Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ
с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022
года

Рабочая программа
учебного предмета
Основы духовно-нравственной культуры народов России
5 Класс
основного общего образования
На 2022 -2023 учебный год

Составитель: Ф.И.О
Учитель

С. Конево
2022 год

Панова Н. А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов
образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного
общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования, необходимость формирования межпредметных
связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина
носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет
утверждать,
что
именно
духовно- нравственное
развитие
обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей
— важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных
ценностей как значимой части культурного и исторического
наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию
гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от
2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности

объединяют
Россию
как
многонациональное
и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего
нашей страны, который формируется с учётом национальных и
стратегических приоритетов российского общества, культурноисторических традиций всех народов России, духовно- нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полученные
в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и
настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной
культурой России, определять свою идентичность как члена семьи,
школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны
с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и
преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление
о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты
культуры,
её
специфические
инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного
идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и
воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня
(Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное
государство, с едиными для всех законами, общероссийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины,
семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к
которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании
данной дисциплины означает важность терминологического единства,
необходимость
освоения
основных
научных
подходов к
рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования
познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно
приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов,
когнитивным
способностям
и
социальным
потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип
формирования
гражданского
самосознания
и
общероссийской гражданской идентичности обучающихся в
процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального
гражданского единства народов России как основополагающего
элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии
и историческом развитии.
Цели изучения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов,
религий, национальных культур;
создание
условий
для
становления
у
обучающихся
мировоззрения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и
убеждениям
представителей
разных
национальностей
и
вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
■

■

■

■

■

■

■

■

■

■

■

■

овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное значение для формирования гражданской
идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной
культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности,
семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству
и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;
воспитание
уважительного
и
бережного
отношения
к
историческому, религиозному и культурному наследию народов
России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно-нравственных ценностей;

формирование
патриотизма
как
формы
гражданского
самосознания через понимание роли личности в истории и
культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
■ расширению и систематизации знаний и представлений школьников
о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры
и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
■ углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;
■ формированию основ морали и нравственности, воплощённых в
семейных,
этнокультурных
и
религиозных
ценностях,
ориентированных на соизмерение своих поступков с
нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
■

■

■

■
■

■
■

■

■

воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку,
культурным и религиозным традициям своего народа и других
народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на
основе
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных
ценностей,
проявляющейся
в
преобладании
этических,
интеллектуальных,
альтруистических
мотивов
над
потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а,
следовательно, способности их применять в анализе и
изучении социально-культурных явлений в истории и культуре
России и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенствующей роли
духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.

Место курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования предметная область
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на
каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.

Содержание учебного курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»

5 класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество.
Традиционные
ценности
и
ролевые
модели.
Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности.
Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы
духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история?
Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между
людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался
русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык
как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины. Единство
культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность
Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление
мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей

Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство
ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных
знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным
человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности,
традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный
долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства,
человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и
Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения
устного поэтического творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в
литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг,
писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить
вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация
духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность.
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это
такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и
нравственность в жизни человека. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть
истории народа, государства, человечества. Важность исторической
памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения?
Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу,
высокие
нравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические
и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные
традиции в России. Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма
выражения эмоциональных связей между людьми. Народные
инструменты. История народа в его музыке и инструмен тах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов
к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные
орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных
народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и
поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная
литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад
с использованием разнообразного зрительного ряда и других
источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема
32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство
культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности
народов России.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне
основного общего образования

Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов
освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание
российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизнен- ное):
сформированность
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий,
духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности .
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения
к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения
к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному раз- витию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора,
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание
значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи через знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в
нескольких предметных областях) и универсальные учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками
работы с информацией: воспритие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом
назначения информации и её аудитории.

■

■

■
■

■

■

■

■

1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рас- суждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
(знаково-символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
своё
мнение
(учебное
сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, моно- логической
контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТкомпетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);

■
■

■
■

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и
коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
(оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий,
специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
понимать важность из- учения культуры и гражданствообразующих религий для формирования
личности гражданина России;
■ иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность»,
«семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и
социальным поведением.

■
■
■

■
■
■
■

■
■
■
■

■
■

Тема 2. Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения
Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации,
причинах культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия,
важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание
личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов
культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного
диалога и взаимодействия;
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической
гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками
других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России,
важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историкокультурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и при- роды; знать основные формы репрезентации
культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

■

■
■
■
■

■
■
■
■
■

■
■
■
■

■
■
■

уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте,
рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового
расселения, природных условий и взаимодействия с другими этно- сами.
Тема 7. Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность»
на доступном для обучающихся уровне осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они
связаны.
Тема 8. Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социальнокультурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

■

приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным
ростом человека;

■

понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность
знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)

■
■
■
■

Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их
культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на
основе местной культурно-исторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
■
■
■
■
■
■

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и
отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего
времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её
существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;

■

понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность
заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

■

Тема 12. Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;

■

обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

■
■

■
■
■
■

■
■
■
■

■
■

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах
семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных
идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь
представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного
материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего
труда и распределение экономических функций в семье;

■
■

осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в
форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности
семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)

■

■

■
■

Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов
России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни
собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе
предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями
семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей,
морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»

■
■
■
■

■
■
■

Тема 17. Личность — общество — культура
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры
и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;

■
■

■
■
■

доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,
«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
■ Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь
выделять их сущностные черты;
■
■

■
■
■
■

■

иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о
существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения
истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства
литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции
культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных
произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах
распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

■
■

■

■

■
■
■
■
■
■

■
■
■
■
■
■
■

понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой на
культурные и исторические особенности российского народа:
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского
общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации»,
«государствообразующий народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
устанавливать
взаимосвязь
праздников
и культурного уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников:
определять нравственный смысл праздников народов России;

■

■
■
■
■

■
■

■
■
■
■

■
■
■

осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и
проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами
жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными
ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и
культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об
особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции
культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных
произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;

■
■

■
■
■
■
■

■
■
■

■

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного
искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых
выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и
его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на
примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных,
семейных и этнических традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической,
религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их
возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции
народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

■
■
■

Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России

■
■

Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её
территориального, политического и экономического единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального
самоопределения от- дельных этносов.

40

Тематическое планирование

№

Тема

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1

Зачем
изучать
курс
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов России»?

Формирование
и
закрепление
гражданского
единства.
Родина
и
Отечество.
Традиционные
ценности и ролевые модели.
Традиционная
семья.
Всеобщий характер морали и
нравственности.
Русский
язык и единое культурное
пространство.
Риски
и
угрозы
духовнонравственной
культуре
народов России

Формировать представление об
особенностях
курса
««Основы
духовно-нравственной
культуры
народов России».
Слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока.
Вести самостоятельную работу
с учебником

2

Наш дом — Россия

Россия
—
многонациональная страна.
Многонациональный народ
Российской
Федерации.
Россия как общий дом.
Дружба народов

Слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока.
Формировать
представление
о
необходимости
и
важности
межнационального
и
межрелигиозного
сотрудничества,

взаимодействия.

Выполнять задания на
понимание и разграничение
понятий по курсу
3

Язык и история

Что такое язык? Как в языке
народа
отражается
его
история?
Язык
как
инструмент
культуры.
Важность
коммуникации
между
людьми.
Языки
народов
мира,
их
взаимосвязь

Формировать представления о языке
как носителе духовно-нравственных
смыслов культуры.
Понимать
особенности
коммуникативной роли языка.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
отбирать и сравнивать учебный
материал
по
нескольким
источникам

4

Русский язык — язык
общения и язык
возможностей

Русский язык — основа
российской культуры. Как
складывался русский язык:
вклад народов России в его
развитие. Русский язык как
культурообразующий проект
и язык межнационального
общения. Важность общего
языка для всех народов
России.
Возможности,
которые даёт русский язык

Формировать
представление
о
русском
языке
как
языке
межнационального общения.
Слушать
объяснения
учителя,
стараясь выделить главное.
Объяснять наблюдаемые в практике
изучения языка явления

41

42

5

№

Истоки родной культуры

Тема

Что
такое
культура.
Культура и природа. Роль
культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его

Основное содержание

причины.
культурного
России

6

Материальная культура

Формировать представление о том,
что такое культура, об общих чертах
в культуре разных народов.

Основные виды
деятельности
обучающихся

Единство Слушать и понимать объяснения
пространства учителя по теме урока.
Выполнять
задания
на
понимание
и
разграничение
понятий по теме

Материальная
культура:
архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника. Связь
между
материальной
культурой
и
духовнонравственными
ценностями общества

Формировать
представление
о
традиционных укладах жизни разных
народов.
Слушать
и
анализировать
выступления одноклассников.
Работать
с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации

43

7

Духовная культура

Духовно-нравственная
культура. Искусство, наука,
духовность.
Мораль,
нравственность,
ценности.
Художественное
осмысление мира. Символ и
знак. Духовная культура как
реализация ценностей

Формировать
представление
о
духовной культуре разных народов.
Понимать
взаимосвязь
между
проявлениями
материальной
и
духовной культуры.
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме.
Учиться работать с текстом и
зрительным рядом учебника

8

Культура и религия

Религия и культура. Что
такое религия, её роль в
жизни общества и человека.
Государствообразующие
религии России. Единство
ценностей в религиях России

Формировать
представление
о
понятии «религия», понимать и
уметь
объяснять,
в
чём
заключается связь культуры и
религии.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с научно-популярной
литературой по теме

9

Культура и образование

Зачем
нужно
учиться?
Культура
как
способ
получения нужных знаний.
Образование как ключ к
социализации и духовнонравственному
развитию
человека

Понимать
смысл
понятия
«образование», уметь объяснять
важность
и
необходимость
образования для общества. Слушать
объяснения учителя, отбирать и
сравнивать учебные материалы по
теме

44

10

Многообразие
культур
России
(практическое
занятие)

Единство культур народов
России. Что значит быть
культурным
человеком?
Знание о культуре народов
России

Отбирать материал по нескольким
источникам, готовить доклады,
работать с научно-популярной
литературой.
Слушать
выступления
одноклассников

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные
ценности»
11

Семья — хранитель
духовных ценностей

Семья — базовый элемент
общества.
Семейные
ценности,
традиции
и
культура. Помощь сиротам
как духовно- нравственный
долг человека

Понимать, что такое семья,
формировать представление о
взаимосвязях
между
типом
культуры
и
особенностями
семейного уклада у разных народов.

№

Тема

Основное содержание

12

Родина начинается с семьи

История семьи как часть
истории народа, государства,
человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое
Родина и Отечество?

13

Традиции
семейного
воспитания в России

Семейные традиции народов
России. Межнациональные
семьи. Семейное воспитание
как трансляция ценностей

14

Образ семьи в
народов России

культуре Произведения
устного
поэтического
творчества
(сказки, поговорки и т. д.) о

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать
значение
термина
«поколение».
Слушать
объяснения
учителя,
решать проблемные задачи
Понимать и объяснять, как и
почему история каждой семьи тесно
связана с историей страны, народа.
Слушать
объяснения
учителя,
разграничивать понятия по теме,
систематизировать
учебный
материал
Понимать и объяснять, что такое
традиция, уметь рассказывать о
традициях своей семьи, семейных
традициях своего народа и других
народов России.
Уметь
объяснять
и
разграничивать основные понятия
по
теме.
Просматривать
и
анализировать учебные фильмы,
работать
с
раздаточным
материалом
Знать
основные
фольклорные
сюжеты
о
семье,
семейных
ценностях.
Знать и понимать морально-

семье
и
обязанностях.

семейных

Семья в литературе и
произведениях
разных
видов искусства

15

16

нравственное значение семьи.

45

Работать с научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные фильмы,
систематизировать
учебный
материал
Труд в истории семьи
Социальные роли в истории
Понимать, что такое «семейный
труд»,
сознавать
и
семьи.
Роль
домашнего
характеризовать важного общего
труда. Роль нравственных
семейного труда для укрепления
норм в благополучии семьи
целостности семьи.
Слушать объяснения учителя,
самостоятельно
работать
с
учебником
Семья в современном мире
Рассказ о своей семье (с
Понимать, почему важно изучать и
хранить историю своей семьи,
использованием
(практическое занятие)
передавать
её
следующим
фотографий, книг, писем и
поколениям.
др.).
Семейное
древо.
Готовить доклад, сообщение;
Семейные традиции
создавать
семейное
древо;
отбирать и сравнивать материал
из нескольких источников
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство
личности»

17

Личность — общество — Что
делает
человека
культура
человеком? Почему человек
не может жить вне общества.
Связь между обществом и
культурой как реализация
духовнонравственных
ценностей

Знать,
что
такое
гуманизм,
понимать, что делает человека
человеком и какие проявления
людей можно назвать гуманными.
Работать с научно-популярной
литературой, уметь разграничивать
понятия,
осваивать
смысловое
чтение (решать текстовые задачи)

46

№

18

Тема

Основное содержание

Духовный
мир
человека. Культура как духовный мир
Человек — творец культуры человека.
Мораль.
Нравственность.
Патриотизм.
Реализация
ценностей в культуре.
Творчество: что это такое?
Границы
творчества.
Традиции и новации в
культуре. Границы культур.
Созидательный
труд.
Важность
труда
как
творческой
деятельности,
как реализации

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать и объяснять значение
слова «человек» в контексте духовнонравственной культуры.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с учебником, уметь
понимать
и
разграничивать
основные понятия по теме

19

Личность
и
духовнонравственные ценности

Мораль и нравственность в
жизни
человека.
Взаимопомощь, сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь
к
близким

Понимать и объяснять, что такое
мораль и нравственность, любовь к
близким.
Показывать на примерах важность
таких ценностей как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь,
дружба и др.
Разграничивать и определять
основные
понятия,
решать
текстовые задачи, работать с
учебником

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
20

Историческая память как
духовно-нравственная
ценность

Что такое история и почему
она важна? История семьи
— часть истории народа,
государства, человечества.
Важность
исторической
памяти, недопустимость её
фальсификации.
Преемственность поколений

Объяснять
смысл
термина
«история»,
понимать
важность
изучения истории.
Понимать и объяснять, что такое
историческая память, как история
каждой семьи связана с историей
страны.
Работать с учебником, выделять
и определять основные понятия,
слушать
и
анализировать
выступления одноклассников

47

21

Литература
культуры

как

язык

22

Взаимовлияние культур

Литература
как
художественное осмысление
действительности. От сказки
к роману. Зачем нужны
литературные произведения?
Внутренний мир человека и
его духовность

Понимать особенности литературы,
её
отличия
от
других
видов
художественного творчества.
Объяснять
средства
выражения
духовного мира человека, его морали
и нравственности в произведениях
литературы.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
художественной
литературой,
изучать
и
анализировать источники

Взаимодействие
культур.
Межпоколенная
и
межкультурная трансляция.
Обмен

Иметь представление о значении
терминов «взаимодействие
культур»,
«культурный обмен» .

48

№

23

Тема

Духовно-нравственные
ценности российского
народа

Основное содержание

ценностными установками и
идеями.
Примеры
межкультурной
коммуникации как способ
формирования
общих
духовно-нравственных
ценностей
Жизнь, достоинство, права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение
Отечеству
и
ответственность
за
его
судьбу,
высокие
нравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать и объяснять важность
сохранения культурного наследия.
Слушать
объяснения
учителя,
понимать
и
разграничивать
понятия, отбирать и сравнивать
материал
по
нескольким
источникам
Уметь
объяснять
значение
основных понятий, отражающих
духовно-нравственные ценности.
Осознавать их и защищать в
качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с учебником (смысловое
чтение)

взаимопомощь, историческая
память и преемственность
поколений,
единство
народов России

24

Регионы России:
культурное многообразие

Исторические и социальные
причины
культурного
разнообразия.
Каждый
регион уникален.

Понимать
принципы
федеративного устройства России,
объяснять
понятие
«полиэтничность»

Малая Родина — часть
общего Отечества

49

25

Праздники в культуре
народов России

Что такое праздник? Почему
праздники
важны.
Праздничные традиции в
России.
Народные
праздники
как
память
культуры, как воплощение
духовно-нравственных
идеалов

26

Памятники в культуре
наро- дов России

Памятники
как
часть
культуры:
исторические,
художественные,
архитектурные.
Культура как память. Музеи.
Храмы.
Дворцы.
Исторические здания как
свидетели
истории.
Архитектура и духовно-

Понимать ценность многообразия
культурных укладов народов России.
Уметь рассказывать о культурном
своеобразии своей малой родины.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с источниками
Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник».
Уметь
рассказывать
о
праздничных традициях разных
народов и своей семьи.
Понимать
и
объяснять
нравственный
смысл
народного
праздника.
Работать
с
учебником,
просматривать и анализировать
учебные фильмы
Устанавливать
связь
между
историей памятника и историей
края.
Характеризовать
памятники
истории и культуры.
Понимать нравственный и научный
смысл краеведческой работы.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с научно-популярной

нравственные
народов России

ценности

литературой,
просматривать
анализировать учебные фильмы

и

50

№

Тема

Основное содержание

27

Музыкальная
народов России

28

Изобразительное искусство
народов России

культура Музыка.
Музыкальные
произведения. Музыка как
форма
выражения
эмоциональных
связей
между людьми. Народные
инструменты.
История народа в его
музыке и инструментах

51

Художественная реальность.
Скульптура: от религиозных
сюжетов к современному
искусству.
Храмовые
росписи и
фольклорные
орнаменты.
Живопись,
графика.
Выдающиеся
художники разных народов
России

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать особенности музыки как
вида искусства.
Знать и называть основные темы
музыкального творчества народов
России, понимать, как история
народа отражается в его музыке.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с научно-популярной
литературой,
просматривать и
анализировать учебные фильмы
Понимать и объяснять особенности
изобразительного искусства как вида
художественного творчества.
Понимать
и
обосновывать
важность искусства как формы
трансляции культурных ценностей.
Знать и называть основные темы
искусства народов России.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с научно-популярной
литературой,
просматривать и
анализировать учебные фильмы

29

Фольклор
и
народов России

литература Пословицы и поговорки.
Эпос и сказка. Фольклор
как

Понимать, что такое
национальная литература.

отражение истории народа и
его ценностей, морали и
нравственности.
Национальная
литература.
Богатство культуры народа в
его литературе

30

Бытовые традиции народов
России: пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)

Рассказ
о
бытовых
традициях
своей
семьи,
народа, региона. Доклад с
использованием
разнообразного зрительного
ряда и других источников

31

Культурная карта России
(практическое занятие)

География культур России.
Россия
как
культурная
карта. Описание регионов в
соответствии
с
их
особенностями

32

Единство страны — залог Россия — единая страна.
будущего России
Русский
мир.
Общая
история,
сходство
культурных
традиций,
единые
духовнонравственные
ценности
народов России

Объяснять
и
показывать
на
примерах,
как
произведения
фольклора отражают историю народа,
его духовно- нравственные ценности.
Отбирать и сравнивать материал
из нескольким источникам, решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать
выступления
одноклассников
Отбирать и сравнивать учебный
материал
по
нескольким
источникам, решать текстовые
задачи, слушать и анализировать
выступления
одноклассников,
работать с научно-популярной
литературой
Отбирать
и
сравнивать
несколько источников, решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать
с
научно-популярной литературой
Понимать и объяснять значение
общих элементов и черт в культуре
разных
народов
России
для
обоснования
её
культурного,
экономического единства.
Слушать
объяснения
учителя,
систематизировать
учебный
материал

Интернет-ресурсы
1. ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. URL:
http://orkce.apkpro.ru .
2. Киноуроки в школах России. Всероссийский народный проект [Электронный ресурс]
URL: https://kinouroki.ru/ .
3. Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы
[Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/ .
4. Российская электронная школа [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/
5. Учебно-методическое обеспечение преподавания православной культуры (основ
православной культуры) в школе // Православное образование. Синодальный отдел
религиозного образования и катехизации русской православной церкви [Электронный
ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/
6. «ОРКСЭ-навигатор» - web-ресурс для осуществления дистанционной информационнометодической поддержки педагогов, реализующих программы духовно-нравственного
воспитания обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://orkse509.blogspot.com/
Ресурсы, которые рекомендуют педагоги лаборатории «Клевер»:
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/metodicheskiematerialy/metodicheskij-proekt-chetyre-chetverti-traditsii-obshcheshkolnykh-prazdnikov.html

https://drive.google.com/drive/folders/0ByGLUwdPuHCPRk54OTBOWTBKbm8?usp=sharin
g
https://drive.google.com/drive/folders/1mR0a0Kv4PyOpFeFrn2QkKOu80YW5LSNW?usp=s
haring - Книги по иконографии
https://kinouroki.org/films-Киноуроки (видео на нравственные темы для всех возрастов)
https://www.youtube.com/user/TVRadostmoya - подборка хорошего видеоматериала.
http://tv-soyuz.ru/Multkalendar - Мультфильмы на каждый православный праздник (в
том числе и жития святых).
http://antologia.xxc.ru/ Подборка стихотворений русских поэтов по временам года.
Каждый том содержит стихи о времени года+стихи о православных праздниках,
которые выпадают на выбранное время года.
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZNTJpQk1nUDVYbzg?usp=sharing Инфоргафика
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZZUZwLV8yelBnTEU?usp=sharing Журнал «Светлячок»
https://drive.google.com/drive/folders/0B93JZnYeVW7ZMzNVenlXMnJXY3M?usp=sharing Литература для деток
https://veraifoma.ru/vshkolu - образовательный проект
https://sobory.ru/ - каталог храмов
https://www.culture.ru/publications/rubric-architecture/tag-khramy - проект культура.рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».