РП_История_ 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
на
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с. Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Основная образовательная программа основного общего
образования

Рабочая программа учебного предмета
«История»
6 класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Ф.И.О
Ушакова Юлия Владимировна,
учитель истории

с. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
рабочей программы по учебному предмету история
в 6 классах на 2022-2023 учебный год

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование в
общеобразовательной организации средней общеобразовательной школе в 6
классе
общеобразовательном классе на базовом уровне.
Данная рабочая программа составлена на основе:
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования (с изменениями и дополнениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. № 1897;
 Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ СОШ с Конево
Рабочая программа разработана с учетом:
-авторская программа по всеобщей истории для предметной линии учебников
А.А.Вигасина, О.С.Сороко-Цюпы 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. Авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.,М.:
Просвещение, 2017
-авторская программа по истории России для предметной линии учебников под
редакцией А.В.Торкунова 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для
общеобразовательных организаций Авторы: АА.Данилов, О.Н.Журавлева,
И.Е.Барыкина. М.: «Просвещение»- 2017
 программы развития МБОУ СОШ с Конево
 учебного плана МБОУ СОШ с Конево на 2022-2023 учебный год
Согласно учебному плану МБОУ СОШ с Конево для изучения
предмета история на этапе основного общего образования отводится не
менее 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, что составляет 68
часов по учебному предмету история.
Изучение истории на уровне
основного
общего образования
направлено на достижение следующих целей :

формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся,
личностных
основ
российской
гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;

понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей
среды как важного фактора формирования качеств личности, ее
социализации;

владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание
взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и

политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и
качество окружающей его среды;

осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире;

приобретение теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов
адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Таким образом, целью рабочей программы является создание комплекса
условий для достижения учащимися планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по
истории
как основы для формирования готовности обучающихся к
саморазвитию, непрерывному образованию и становления личностных
характеристик.
Принимая во внимание сформулированную цель, можно определить
следующие задачи реализации содержания рабочей программы:
 формировать представление у обучающихся об основных этапах
развития человеческого общества;
 обеспечить овладения
обучающимися умениями устанавливать
причинно – следственные связи, анализировать исторические явления.
процессы. факты, работы с различными источниками информации,
осуществлять самоконтроль и самооценку ;
 обеспечить развитие способностей решать творческих способностей,
представлять результаты своей деятельности в различных формах,
готовности к сотрудничеству в коллективной работе;
 обеспечить осмысление социально – нравственного опыта
предшествующих поколений для определения собственной позиции к
историческим событиям;
Реализация данной цели и задач направлена на формирование у
учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся. Развитие метапредметных
умений осуществляю комплексно через следующие методические приемы
(средства формирования)
Вид УУД

Познавате
льные

Действие (средство
достижения)
- создание на уроках игровых
ситуаций
- продуктивные задания к
каждому тексту учебника и
через обобщённый алгоритм
работы с продуктивными
заданиями.
- работа с рабочими листами

Формируемое умение
- овладение приёмами анализа
исторического события , документов,
- выведение следствий из определения
понятия;
- умение сравнивать ,приводить
контрпримеры;
-постановка проблемного вопроса или
проблемной ситуации, побуждающий у

- работа с картами, схемами
таблицами.
- ведение портфолио.
- анализ исторических
источников.
- составление опорных
конспектов, кластеров,
таблиц, интеллект – карт,
таблиц.
- работа с текстами с
помощью различных
методических приемов.

Коммуника
тивные

.

учащихся интерес к поиску ответа в ходе
работы с дополнительным материалом;
-умение определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и делать
выводы.
- умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач.

- умение выражать свои мысли;
владение монологической и
работа с эталонным ответом;
диалогической формами речи в
- принципы работы с картой соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
на основе, которых
языка, современных средств
составляется рассказ;
коммуникации;
- совершенствование навыков работы в
- алгоритм монологического
группе (расширение опыта совместной
ответа;
деятельности)
- через проблемный диалог
и продуктивные задания
формулирования своей
позиции.
- рассказ по опоре или
алгоритму.
- организация групповой
исследовательской или
проектной д –ти при
решении проблемы

Личностные

Работа с текстами,
содержащих описание
противоречивых
исторических явлений с
позиций разных
действующих сторон
Работа историческими

- формирование ценностных ориентаций
(саморегуляция, стимулирование,
достижение и др.);
-формирование исторической
компетентности
-формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре,

Регулятивные

.

понятиями и заданиями,
обеспечивающих
формирование целостной и
разносторонней
исторической картины мира.

языку, вере, гражданской позиции,
истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания

-технология оценивания
учебных успехов, (алгоритм
самооценивания, задания
актуализации)

- умение выделять свойства в изучаемых

-алгоритм составление
плана, постановки цели.

событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и
самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками,
правилами – ориентирами по
формированию общих приёмов учебной
деятельности по усвоению исторических
понятий.

В качестве основного средства учебной деятельности учащихся будет
использоваться учебники допущенные Министерством образования РФ и
вошедший в «Перечень учебно-методических изданий» Министерства
образования РФ:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе.
М: «Просвещение»-2017
2. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под
ред. Торкунова А.В. М: «Просвещение»-2017

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
№ п/п

Тема урока

Содержание

Введение (1ч)
1
Средние века: понятие и
Источники по истории средних веков
хронологические рамки.
Раннее Средневековье (8ч)
2
Начало Средневековья.
Великое переселение народов. Падение
Западной Римской империи. Образование
варварских королевств
3
Народы Европы в раннее
Франки: расселение, занятия,
Средневековье.
общественное устройство. Законы
франков; «Салическая правда».
Христианизация Европы. Светские
правители и папы.
4
Держава Каролингов.
Держава Каролингов: этапы
формирования, короли и подданные. Карл

Кол-во
часов
1

1

1

1

5.

6

7

8
9

10

11

12

13
14

15
16
17
18
19
20

Великий. Распад Каролингской империи..
Культура раннего Средневековья.
Складывание феодальных
Образование государств во Франции,
отношений в странах Европы.
Германии, Италии. Священная Римская
империя
Англия в раннее средневековье. Британия и Ирландия в раннее
Средневековье. Норманны:
общественный строй, завоевания.
Ранние славянские государства.
Византийская империя в IV—XI вв.:
Византийская империя в IV—XI территория, хозяйство, управление.
вв
Византийские императоры; Юстиниан.
Кодификация законов. Власть императора
и церковь. Внешняя политика Византии:
отношения с соседями, вторжения славян
и арабов..
Культура Византии
Арабы в VI—ХI вв.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия.
Возникновение и распростра-нение
ислама. Завоевания арабов. Арабский
халифат, его расцвет и распад. Арабская
культура.
Зрелое Средневековье (14ч)
В рыцарском замке
Средневековое европейское общество.
Аграрное производство. Феодальное
землевладение. Феодальная иерархия.
Знать и рыцарство: социальный статус,
образ жизни.
Средневековая деревня и ее
Крестьянство: феодальная зависимость,
обитатели
повинности, условия жизни.
Крестьянская община.
Средневековый город
Города — центры ремесла, торговли,
культуры. Городские сословия. Цехи и
гильдии. Городское управление. Борьба
городов и сеньоров. Средневековые
города-республики.
Горожане и их образ жизни
Облик средневековых городов. Быт
горожан.
Церковь и духовенство
Разделение христианства на католицизм и
православие. Отношения светской власти
и церкви. Ереси: причины возникновения
и распространения. Преследование
еретиков.
Крестовые походы
Крестовые походы: цели, участники,
результаты. Духовно-рыцарские ордены
Объединение Франции
Государства Европы в ХП—XV вв.
Усиление
королевской власти в странах
Что англичане считают началом
Западной Европы. Сословносвоих свобод
представительная монархия. Образование
Столетняя война
Усиление королевской власти во централизованных государств в Англии,
Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк.
Франции и Англии
Реконкиста и образование
Реконкиста

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

21

22

24

Германские государства и
централизованных государств на
итальянские республики в XII— Пиренейском полуострове.
XV вв.
Экономическое и социальное развитие
европейских стран. Обострение
социальных противоречий в ХIV в.
(Жакерия, восстание Уота Тайлера).
Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и
Экспансия турок-османов и падение
славянские государства в ХП— Византии
XV вв.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека
о мире. Место религии в жизни человека
и общества. Образование: школы и
университеты. Сословный характер
культуры. Средневековый эпос.
Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и
готический стили в художественной
культуре. Развитие знаний о природе и
человеке. Гуманизм. Раннее
Возрождение: художники и их творения
Страны Востока и Средние века (2ч)

1

Османская империя: завоевания турокосманов, управление империей,
положение покорённых народов.
Монгольская держава: общественный
строй монгольских племён, завоевания
Чингисхана и его потомков, управление
подчинёнными территориями. Китай:
империи, правители и подданные, борьба
против завоевателей. Япония в Средние
века. Индия: раздробленность индийских
княжеств, вторжение мусульман,
Делийский султанат. Культура народов
Востока. Литература. Архитектура.
Традиционные искусства и ремёсла.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (1ч)

1

1

2526

Страны Востока в Средние века.

2

27

Народы Азии, Америки и
Африки в Средние века.

1

28

Государства доколумбовой Америки.
Общественный строй. Религиозные
верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья (1ч)
Средние века в истории
Историческое и культурное наследие
Средневековья

1

История Отечества
№ п/п

Тема урока
Предмет отечественной истории (1ч)

К-во часов

1

Что изучает история Отечества.

История России — часть всемирной
истории. Факторы самобытности
российской истории. История региона—
часть истории России. Источники по
российской истории.

1

Древняя и Средневековая Русь.
Древнейшие народы на территории России (2ч)
2

11

Появление и расселение человека на
территории России. Условия жизни,
занятия, социальная организация
земледельческих и кочевых племён.
Верования древних людей. Древние
государства Поволжья, Кавказа и
Северного Причерноморья.
Межэтнические контакты и
взаимодействия.
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. (10ч)
Восточные славяне и их соседи. Восточные славяне: расселение, занятия,
быт, верования, общественное
устройство. Взаимоотношения с
соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского
Образование Древнерусского
государства
государства: предпосылки, причины,
значение. Новгород и
Киев — центры древнерусской
государственности. Формирование
княжеской власти (князь и дружина,
полюдье). Первые русские князья, их
внутренняя и внешняя политика. Древняя
Русь и её соседи.
Правление князя Владимира.
Крещение Руси: причины и значение.
Крещение Руси.
Владимир Святославич. Христианство и
язычество. Религии России. Как на Руси
выбирали веру? Роль князя Владимира в
крещении Руси. Православное
христианство в истории России.
Русское государство при
Первые русские святые (Борис и
Ярославе Мудром
Глеб). Социально-экономический и
политический строй Древней Руси.
Русь при наследниках Ярослава Земельные отношения. Свободное и
зависимое население. Древнерусские
Мудрого. Владимир Мономах
города, развитие ремёсел и торговли.
Русская Правда. Политика Ярослава
Общественный строй на Руси
Мудрого и Владимира Мономаха.

12

Древнерусская культура.

1

2-3

4

5-7

8

9

10

Древнейшие народы на
территории

Былинный эпос. Возникновение
письменности. Летописание. Литература

1

3

1

1

1

1

(слово, житие, поучение, хождение).
Деревянное и каменное зодчество.
Монументальная живопись (мозаики,
фрески). Иконы. Декоративноприкладное искусство. Быт и образ жизни
разных слоёв населения. Деятельность
Кирилла и Мефодия.
Историческое и культурное
наследие Древней Руси.
14
Древняя Русь: зачет
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв.(9ч)
15-16 Политическая раздробленность
Политическая раздробленность:
на Руси.
причины и последствия. Крупнейшие
самостоятельные центры Руси,
особенности их географического,
социально-политического и культурного
развития. Идея единства русских земель в
памятниках культуры.
17
Монгольская империя и
Русь в системе международных
изменение политической картины связей и отношений: между Востоком и
мира
Западом. Монгольские завоевания в Азии
и на европейских рубежах. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Северо18
Батыево нашествие на Русь
Западную Русь. Героическая оборона
19
Северо-Западная Русь между
русских городов. Походы монгольских
Востоком и Западом
войск на Юго-Западную Русь и страны
20-21 Русь и Золотая Орда
Центральной Европы. Значение
противостояния Руси монгольскому
завоеванию. Русь и Запад; отношения
Новгорода с западными соседями. Борьба
Руси против экспансии с Запада.
Александр Ярославич. Невская битва.
Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда.
Зависимость русских земель от Орды и её
последствия. Борьба населения русских
земель против ордынского владычества.
22
Русь и Литва.
Русские земли в составе Великого
княжества Литовского.
23
Культура Руси в 30-е гг. XII—
Летописание. Каменное строительство
XIII вв.
(храмы, города-крепости) в русских
землях. Развитие местных
художественных школ и складывание
общерусского художественного стиля
24
Русь Удельная в 30-е гг. XII—
XIII вв.: обобщение
25
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII
вв.: зачет
Московская Русь в XIV—XV вв.
13

26-27

Усиление Московского
княжества в Северо-Восточной
Руси

Причины и основные этапы
объединения русских земель. Москва и
Тверь: борьба за великое княжение.

1
1
2

1

1
1
2

1
1

1
1

2

Возвышение Москвы. Московские князья
и их политика. Княжеская власть и
церковь. Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. Куликовская битва, её
значение.
29-30 Русь при преемниках Дмитрия
Отношения между Москвой и Ордой,
Донского.
Москвой и Литвой. Феодальная война
второй четверти XV в., её итоги.
Образование русской, украинской и
белорусской народностей.
31-32 Московское княжество во второй
Завершение объединения русских
половине XV в.
земель. Прекращение зависимости Руси
от Золотой Орды. Иван III. Образование
единого Русского государства и его
значение. Становление самодержавия.
Судебник 1497 г.
33
Экономическое и социальное
Система землевладения. Структура
развитие Руси в XIV—XV вв.
русского средневекового общества.
Положение крестьян, ограничение их
свободы. Предпосылки и начало
складывания феодально-крепостнической
системы.
34
Религия и церковь в
Роль православной церкви в собирании
средневековой Руси.
русских земель, укреплении
великокняжеской власти, развитии
культуры. Возникновение ересей.
Иосифляне и нестяжатели. «Москва —
Третий Рим».
35
Культура и быт Руси в XIV—XV
Начало формирования великорусской
вв.
культуры. Летописание. Важнейшие
памятники литературы (памятники
куликовского цикла, сказания, жития,
хождения). Развитие зодчества
(Московский Кремль, монастырские
комплексы-крепости). Расцвет иконописи
(Ф. Грек, А. Рублёв).
36
Московская Русь в XIV—XV вв.:
обобщение
37
Московская Русь в XIV—XV
вв.:зачет
38
Древняя и Средневековая Русь:
повторительно-обобщающий
урок за курс
39-40 Резервное время
28

Объединение русских земель
вокруг Москвы. Куликовская
битва.

1

2

2

1

1

1

1
1
1

1

Содержание учебного предмета
Развитие личности обучающегося, усвоение универсальных
учебных действий на уровне основного общего образования

организуется на основе изучения следующего содержания обучения
по учебному предмету история в 6 классе.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История России
Древняя и средневековая Русь
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной
истории. Факторы самобытности российской истории. История региона—
часть истории России. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение
человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная
организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей.
Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне:
расселение,

занятия,

быт,

верования,

общественное

устройство.

Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование

Древнерусского

государства:

предпосылки,

причины,

значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности.
Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые
русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси:
причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Социально-экономический

и

политический

строй

Древней

Руси.

Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские
города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава
Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности.
Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и
каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы.
Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв
населения.

Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв. Политическая раздробленность:
причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси,
особенности их географического, социально-политического и культурного
развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и
Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах.
Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь.
Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на ЮгоЗападную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния
Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с
западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр
Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её
последствия.

Борьба

населения

русских

земель

против

ордынского

владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII вв. Летописание. Каменное
строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных
художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь в XIV—XV вв. Причины и основные этапы
объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение.
Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и
церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её
значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и
Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., её
итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости
Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и
его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система
землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение
крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания
феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в
собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии
культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва —
Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской
культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники
куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества
(Московский

Кремль,

монастырские

комплексы-крепости).

Расцвет

иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв).
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История Средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование
варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия,
общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава
Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий.
Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции,
Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в
раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние
славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах
Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура
раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление.
Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть
императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями,
вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы

в

VI—ХI

вв.:

расселение,

занятия.

Возникновение

и

распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и
распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое

европейское

общество.

Аграрное

производство.

Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство:
социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни.
Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи
и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые
города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и
православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели,
участники,

результаты.

Духовно-рыцарские

ордены.

Ереси:

причины

возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в
странах

Западной

Европы.

Сословно-представительная

монархия.

Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя
война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и
образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное
развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в.
(Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв.
Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека
о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и
университеты.

Сословный

характер

культуры.

Средневековый

эпос.

Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и
готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и
человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания
турок-османов, управление империей, положение покорённых народов.
Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания
Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай:
империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в
Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение
мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература.
Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства

доколумбовой

Америки.

Общественный

строй.

Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по истории обеспечивает достижение следующих
планируемых результатов освоение ООП ООО.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ направлены на:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ направлены на:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ направлены на:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им
опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых
национальных
ценностей
современного
российского
общества:

гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной,
экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение
опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления
сущности современных общественных явлений, жизни в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации личности, миропонимания и познания современного
общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое
отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие
традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском
государстве.
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы
становления и развития Русского государства; соотносить хронологию
истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о
территории, об экономических и культурных центрах Руси и других
государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей
— походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в
средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников

материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных
событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и
социальных отношений и политического строя на Руси и в других
государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах,
религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и
всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья,
показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая
раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей
истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства
государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать

свидетельства

различных

исторических

источников,

выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной
литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других
стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и
значение.
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события
Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и
всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России
и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах
России и других государств в Новое время, об основных процессах

социально-экономического
направлениях

развития,

значительных

о

местах

передвижений

—

важнейших
походов,

событий,

завоеваний,

колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной
и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных
групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и
личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции
политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей
истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять,
в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при
составлении описаний исторических и культурных памятников своего
города, края и т. д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».