Аннотация к РП_История_7 класс

Аннотация к рабочей программе по предмету
«История» 5 класс на 2019-2020 учебный год
№п/п
1
Нормативноправовая
документация

1. Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
2. Государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы;
3. Федерального
перечня
учебников,
рекомендованных
Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе;
4. Примерной основной образовательной программой
образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение,
2012. – 342с. (Стандарты второго поколения);
5. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы:
проект. – М.: Просвещение, 2012. – 94 с. – (Стандарты второго
поколения);
6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования в
соответствии с Примерной программой по истории для 5 – 9х классов
(2012 г., стандарты второго поколения);
7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 –
1800. 7 класс: учебник
общеобразовательных организаций/
А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова –
М.: «Просвещение», 2017

8. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова.

История России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./
М., «Просвещение», 2017 г.
2
3

Кол-во часов
Цель

4

Содержание
учебного
предмета

68 часов за учебный год (2 часа в неделю)
образование, развитие и воспитание личности обучающегося,
способного к
самоидентификации и определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной
деятельности .
Раздел 1. Всеобщая история: Рождение западной
цивилизации (конец XV – начало XVII века)
Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и
признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой
католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и
торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между
раздробленностью и централизацией,империя Карла V Габсбурга и угроза
со стороны Османской империи.

Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV – начало
XVII века
Великие географические открытия: их причины, основные события
и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522
гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания
мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события
(конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и
колониальных империй). Судьба американских индейцев и других
жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового
времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма
идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М.
Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба).
Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование
протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их
основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение
И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало
религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба
протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–
XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в
западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических
отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией,
предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли,
мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время.
Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.).
Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие
Нового времени.
Тема 2. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало
XVIII века.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция
(конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений),
основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения
аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над
испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская
буржуазная
революция:
причины
(развитие
капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г.,

1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание
парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного
общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие
других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные
темпы разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих
европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648):
причины и значение.
Раздел 2. Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада
(XVI-XVIII века)
Тема 3. Новые времена за пределами Европы. XVI-XVIII века.
Международные отношения в Новое время: рост колониальных
империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие
северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение
европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и
традициями
исламской,
индийской
и
дальневосточной
цивилизаций.Первые попытки европеизации в Османской империи и в
Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало
завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в
Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.
Тема 4. Запад в эпоху Просвещения. XVIII век.
Эпоха
Просвещения:
основные
идеи
(рациональность,
естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные
идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ
научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное
наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и
искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах:
цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе,
разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в
Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта –
1784 г, прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса,
замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного
переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования,
политической активности.
Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины,
основные события и лидеры(1776 г., Дж.Вашингтон), последствия –
установление республики (Конституция США).
Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв
Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав

человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции:
свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг.,
Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот.
Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту.
Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и
мировое значение революционных преобразований.
Раздел 3. История России: Московское царство в XVI-XVII
века.
Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в.
Как Россия стала евразийской державой? Народы и государства на
территории нашей страны к рубежу XV-XVI века (уровень социальноэкономического
развития,
государственность,
культурноцивилизационные связи). Завершение объединения русских земель в
Российское государство, его многонациональный характер.
Тема 5. Россия в 1533-1618 гг.
Россия в XVI веке – вопрос о сохранении аграрного общества и
зарождении признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины,
поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли).
Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне,
казачество).
Становление органов власти и государственных порядков
Российского государства (власть государя, Боярская дума, развитие
приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви).
Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея
исключительности («Москва – третий Рим»).Государственная символика
России (герб, Московский Кремль).
Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание
на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века:
Судебник 1550 года, организация приказной системы, начало созыва
Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого
войска.
Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского
ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья.
Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты.
Формирование самобытной культуры Российского государства
(шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»).
Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»).
Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о
пределах царской власти.
Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход
Ермака (1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение
для России и сибирских народов. Пресечение династии московских

Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика.
Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604
г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия
Польши и Швеции (1609-1618): цели и результаты. Объединение
разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина, Д.М.
Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание
династии Романовых.
Тема 6. Россия в 1618-1689 гг.
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства,
государственного управления, международного положения). Развитие
торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования
всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной
Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645
гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословнопредставительной монархии к самодержавию (прекращение созыва
Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии).
Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое
оформление крепостного права. Народные движения второй половины
XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта
1662 г.
Внешняя политика России в XVII в: борьба за статус европейской
великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на
правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 16531654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение
различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол
(середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции
Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия
раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством
Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре
России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греколатинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в
литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и
нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Раздел
4. Российская история: Становление Российской
империи. XVIII век.
Тема 7. Преобразования Петра I. Россия в 1682-1725 гг.
Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера,
устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала
преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид

подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721): причины, участники, основные
события (1700 – Нарва, 1703 – Санкт-Петербург, 1709 – Полтава, 1714 –
Гангут).Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские
наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост
повинностей, подушная подать. Ништадтский мир 1721 года и
образование Российской империи. Укрепление международного
положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат,
коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и
чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки
(Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система
школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство,
Петропавловский собор, светский портрет).
Тема 8. Российская империя.1725-1801 гг.
Дворцовые перевороты (1725–1762): причины и значение, роль
дворянской гвардии. Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты
Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий
дворянства: причины, основные вехи, Указ о вольности дворянской 1762
года.
Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма.
Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины,
крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических
отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие
мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796), черты
личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и
результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины,
состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении
роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.:
русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе,
участие в разделах Польши.
А.В. Суворов иФ.Ф. Ушаков: талант
военачальника, черты личности. Положение различных народов
Российской империи.
Просветительские реформы Екатерины II:губернская, образования
– и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты»
дворянству и городам, сословное самоуправление.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование
(Московский университет 1755 г.), литература(Г.Р.Державини другие) и
искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в
России – барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии

российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В.Ломоносов: судьба и
вклад в российскую культуру.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».