Аннотация к РП_Литература_7 класс

Аннотация к рабочей программе по предмету
«Литература»
для 7 класса на 2022 -2023 учебный год.
Нормативноправовая основа

Количество
часов
Цель и задачи
изучения
учебного курса,
предмета,
внеурочной
деятельности и
т.п.

Федерального закона № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Примерной образовательной программы основного общего
образования по литературе;
Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального
образовательного стандарта основного общего образования»
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию.
-Концепции курса, представленной в программе по литературе для 511-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С.
Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО
«ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов
/Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
-Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ СОШ с. Конево;
- Учебного плана МБОУ СОШ с. Конево на 2022 -2023 учебный год.
68 часов (2 часа в неделю)
• формирование духовно развитой личности, обладающей
гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и
мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы
единства художественной формы и содержания, связи искусства с
жизнью,
историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов,
заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих
оценок
и
суждений
по
поводу
прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать
ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет
и
др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной

литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
УМК (авторы
учебников)
Содержание
учебного курса,
предмета,
внеурочной
деятельности и
т.п. (учебнотематическое
планирование)

Г.С. Меркин. Литература. Учебник для 7 класса общеобразовательных
учреждений в двух частях. 2е издание. Москва: «Русское слово» . –
2015.
Введение ( 1 час)
Знакомство со структурой и особенностями учебника.
Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и
жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция
писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Из устного народного творчества ( 4 часа; из них 1 час – р/р)
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловейразбойник».А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине,
поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа,
конфликт, отражение в былине народных представлений о
нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица
дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни
(«Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»).
Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического
языка народных песен. Многозначность поэтического образа в
народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в
народной песне.
Из древнерусской литературы ( 2 часа)
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»),
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер
древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений,
любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность,
верность, жертвенность; семейные ценности.
Из русской литературы XVIII века ( 7 часов; из низ 2 часа – р/р)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день
восшествия на всероссийский престол ее величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок),
«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок).
Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности
народа.
Тематика
поэтических
произведений;
особенность
поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические
образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и
значение теории о стилях художественной литературы.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича
«Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в
названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие
стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В.
Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление

стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие
драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее
проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли,
язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети;
социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Из русской литературы XIX века ( 25 часов; их них 2 часа – р/р)
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву»
(«Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...».
Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки
нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти,
жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в
летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы —
предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма
«Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме.
Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических
личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы
сопоставительного
анализа).
Творческая
история
создания
произведений.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворение «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...».
Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и
основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность,
любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть);
центральные персонажи повести и художественные приемы их
создания; речевые элементы в создании характеристики героя.
Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство
«Песни...».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение
чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя.
Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть
«Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ
Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
История замысла.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие
и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева.
Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка,
талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении
Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство
достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в
прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу
в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного
подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля
народная — основная тема произведений поэта; своеобразие
поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы
героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба

русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность,
независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность,
бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по
выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть,
справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая
история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ
«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть,
героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы
защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель
будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная
идея. Образный мир произведения.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун
поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с
приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность,
чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение
беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.
Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная
направленность рассказов; позиция писателя.
Из русской литературы XX века ( 22 часа; из них 1 час – р/р)
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и
природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как
я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие,
справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа;
образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их
значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказ «Куст сирени», «Чудесный доктор» Основная сюжетная
линия рассказов и подтекст; художественная идея.
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из
рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в
автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика;
проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек,
жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость,
жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия
замысла.
А.С. ГРИН
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент).

Творческая история произведения. Романтические традиции.
Экранизации повести.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение
«Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром
Маяковским
летом
на
даче».
Проблематика
стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания
образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд
благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул
родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я»
и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное
богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа.
Проблематика и художественная идея. Национальный характер в
изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный
Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера.
Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и
природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля»,
«Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору).
Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы;
человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема
стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд
— основное нравственное достоинство человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла
«Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин».
Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память
— основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...».
Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи
произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение
равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах
В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его
месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная
высота героя.
Поэты XX века о России
Г. Тукай. «Родная деревня».
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И. Северянин. «Запевка».

Н.М. Рубцов «В горнице».
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы
малым ни был мой народ…»
Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой
Дагестан».
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Из зарубежной литературы ( 7 часов)
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных,
тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты
разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...»,
«Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы
(любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение
солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы
стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление
о добре и силе.
Ш. ПЕТЁФИ
Краткие сведения об авторе. «В деревне». Тема стихотворения и
позиция поэта. Вопросы
смысла жизни, жизни и смерти.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть
третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов.
Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные
качества героя.
А. КОНАН ДОЙЛ
Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе» («Пять
зернышек апельсина», «Голубой карбункул», «Последнее дело
Холмса» — по выбору). Событийная канва; основные грани характера
Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в
сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость,
мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя
и его героев. Основные события и позиция автора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».