РП_Информатика_ 7 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Информатика
7 класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель:
Поляков Павел Андреевич

С. Конево
2022 год

Пояснительная записка по информатике
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №
1897;
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях"" (Опубликовано 16 марта 2011 г.,
вступает в силу 1 сентября 2011 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 3
марта 2011 г., регистрационный N 19993);
 Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Конево;
 Положение «О Рабочей программе педагога МБОУ СОШ с. Конево;
 Примерная рабочая программа: Информатика. 7–9 классы / Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова
В программе предложен авторский подход Л.Л. Босовой в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его
изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов
деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа
является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;
издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Программа изучения предмета рассчитана на 34 часа в учебном году по
1 часу в неделю.
Цель обучения: Обеспечить получение предметных, метапредметных и
личностных результатов в области информатики в соответствии
закрепленными в Федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №
1897;
Задачи обучения:
 Сформировать информационную и алгоритмическую культуру;
 Научить формализации и структурированию информации,
способам представления данных в соответствии с поставленной
задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
2

 Создать представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации, об основных изучаемых
понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
 развить алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе;
 сформировать представление о том, как понятия и конструкции
информатики применяются в реальном мире, о роли
информационных технологий и роботизированных устройств в
жизни людей, промышленности и научных исследованиях;
 Развить навыки и умения безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в сети
Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.

Общая характеристика учебного предмета
Информатика
–
это
естественнонаучная
дисциплина
о
закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как
основа создания и использования информационных и коммуникационных
технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией,
биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число
междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата,
так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы
деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные
обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и
в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода становления
школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая
изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль
фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную
мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том
числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро
3

наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной
учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную
позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно
сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики,
формировании информационной культуры, развитии алгоритмического
мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал
этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного
курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс
в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом
или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в
соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТкомпетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в
основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные
технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех
предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт
постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные
результаты
–
это
сформировавшаяся
в
образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному
процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;

4

 готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов
информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой
деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других
жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система»,
«модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями:
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения
целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую
модель;
умение
строить
разнообразные
5

информационные структуры для описания объектов; умение
«читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений;
создание,
восприятие
и
использование
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные
результаты
включают
в
себя:
освоенные
обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические
для данной предметной области, виды деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных,
учебно-проектных
и
социально-проектных
ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения
информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование
знаний
об
алгоритмических
конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами —
линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в
соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
6

диаграммы, с использованием соответствующих программных
средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в
Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация.
Информационный
процесс.
Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя
информации и обстоятельств получения информации: важность,
своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и
обработка информации. Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире.
Хранение
информации.
Носители информации
(бумажные,
магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные
характеристики современных носителей информации: объем информации,
хранящейся на носителе; скорость записи и чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение информации. Передача информации.
Источник, информационный канал, приемник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой
информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая
содержание информации. Поиск информации. Представление информации.
Формы представления информации. Язык как способ представления
информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность
алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного
(цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит.
Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности)
двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина)
сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и
недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества
информации. Единицы измерения количества информации
Тема 2 Компьютер как универсальное устройство для работы с
информацией
Общее описание компьютера. Программный принцип работы
компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор,
оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода
информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на
текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения:
системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение,
системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная
7

профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (папка). Файловая система. Графический
пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов,
организация
их
семейств.
Архивирование
и
разархивирование.
Гигиенические, технические и эргономические условия безопасной
эксплуатации компьютера
Тема 3 Обработка графической информации
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное
представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная).
Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов
Тема 4 Обработка текстовой информации
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац,
строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на
компьютере. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ
списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст.
Создание ссылок: сносок, оглавлений, предметных указателей. Коллективная
работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы,
величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в
различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и
компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой
информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена
информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Юникод.
Тема 5 Мультимедиа.
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и
видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и
монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных.

Тематическое планирование
Номер
урока
1.

2.
3.
4.
5.

Количеств
о часов
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
1
организация рабочего места.
Тема 1 Информация и информационные процессы
Информация и её свойства
1
Информационные процессы. Обработка информации
1
Информационные процессы. Хранение и передача информации
1
Всемирная паутина как информационное хранилище
1
Тема урока

8

Количеств
о часов
Представление информации
1
Дискретная форма представления информации
1
Единицы измерения информации
1
Обобщение и систематизация основных понятий темы
1
«Информация и информационные процессы». Проверочная работа
Тема 2 Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
10.
Основные компоненты компьютера и их функции
1
11.
Персональный компьютер.
1
12.
Программное обеспечение компьютера. Системное программное
1
обеспечение
13.
Системы программирования и прикладное программное
1
обеспечение
14.
Файлы и файловые структуры
1
15.
Пользовательский интерфейс
1
16.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер
1
как универсальное устройство для работы с информацией».
Проверочная работа
Тема 3 Обработка графической информации
17.
Формирование изображения на экране компьютера
1
18.
Компьютерная графика
1
19.
Создание графических изображений (практическая работа)
1
20.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка
1
графической информации». Проверочная работа
21.
Текстовые документы и технологии их создания
1
22.
Создание текстовых документов на компьютере
1
23.
Прямое форматирование (практическая работа)
1
24.
Стилевое форматирование(практическая работа)
1
25.
Визуализация информации в текстовых документах (практическая
1
работа)
26.
Распознавание текста и системы компьютерного перевода
1
27.
Оценка количественных параметров текстовых документов
1
28.
Оформление реферата История вычислительной техники
1
(практическая работа)
29.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка
1
текстовой информации». Проверочная работа.
Тема 5 Мультимедиа
30.
Технология мультимедиа.
1
31.
Компьютерные презентации
1
32.
Создание мультимедийной презентации
1
33.
Обобщение и систематизация основных понятий главы
1
«Мультимедиа». Проверочная работа
Итоговое повторение
34.
Итоговое тестирование.
1

Номер
урока
6.
7.
8.
9.

Тема урока

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».