РП_Литература_7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета

Вр.и.о директор МБОУ СОШ с. Конево
_________________/Н,Л. Ахметова/

________
Протокол № 1 от 31.08.2022г.

Приказ № 121 - ОД от 31.08.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составила:
Палкина Алена Викторовна,
учитель русского языка и литературы

с. Конево 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе
- Федерального закона № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерной образовательной программы
основного общего образования по литературе с положениями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного
общего образования по литературе и с учётом Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература» и
авторской программы «Литература. 5-9 классы», авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин – М.: «Русское слово», 2012 г.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального
образовательного стандарта основного общего образования»
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
кусловиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Конево;
- Учебного плана МБОУ СОШ с. Конево на 2022 -2023учебный год;
с учётом Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература» и авторской программы «Литература. 5-9
классы», авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин – М.: «Русское слово», 2015 г.
Общие цели учебного предмета.
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
 на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
 на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла
литературных произведений;
 на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
 на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и
интеллектуальному осмыслению художественного текста;
 на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Литература» отводится:
в 7 классе – 68 часов;
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Меркин Г.С. Литература. Ч. 1, 2. 7 кл. - М.: «Русское слово», 2017 г.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:









совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,
уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным
миром авторов и судьбами их героев;
совершенствование ценностно-смысловых представлений о человеке и мире в процессе чтения;
развитие эстетического чувства и художественного вкуса на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
развитие морально-этических представлений, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
развитие личной ответственности за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного
произведения с собственным опытом;
развитие и углубление восприятия литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты проявляются в:



способности принимать и сохранять цели и задачи УД, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного
произведения;

умении осваивать способы решения познавательных и творческих задач в процессе УД, осваивать разнообразные формы
познавательной и личностной рефлексии;
 умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
 умении самостоятельно организовывать собственную деятельность (планировать и контролировать), оценивать ее, определять
наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха/неуспеха УД, конструктивно действовать в
ситуациях неуспеха, определять сферу своих интересов;
 умении осознанно строить речевое высказывание и активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
 умении использовать различные способы поиска, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
 владении логическими действиями сравнения, умении устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения
в процессе характеристики текста;
 готовности слушать собеседника и вести диалог, изложении своей точки зрения, аргументации и оценивании событий;
осуществлении совместной деятельности, готовности конструктивно разрешать конфликты;
 готовности к самостоятельному планированию и осуществлению УД, построению индивидуальной образовательной траектории;
 развитии интереса к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных
притязаний и потребностей.
Предметными результатами являются:



осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального
удовлетворения;
 восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю,
мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического
и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате
освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих
классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
 определять тему и основную мысль произведения
 владеть различными видами пересказа
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения (выделять в произведениях элементы художественной формы
и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; выявлять и осмыслять формы авторской оценки
героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем
уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами,
изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада,
написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в
каждом классе – на своем уровне);
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем
уровне);
 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное

отношение к произведению (5-9 класс);
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков,
компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности
читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной
жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной
«распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное
непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не
является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая
на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное
отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое
чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по
заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
 выразительно прочтите следующий фрагмент;
 определите, какие события в произведении являются центральными;
 определите, где и когда происходят описываемые события;
 опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
 выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
 ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
 определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность
особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока
отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении
значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и
объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять
крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи
художественного текста.
 К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести
устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста;

наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи
между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе
стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового
анализа).
 Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
 выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
 покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека
реальности, так и внутреннего мира человека);
 проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
 сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
 определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
 дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических
понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки
жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой
целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный
смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой
художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике,
проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести
устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а
также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада
на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
 выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
 определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
 определите позицию автора и способы ее выражения;
 проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
 объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
 озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
 напишите сочинение-интерпретацию;
 напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
Условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся 7 класса формируется второй ее уровень; Успешное
освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во

время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы.
Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской
культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения.
Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в
зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так,
чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
Содержание учебного предмета

Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое
образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Теория литературы: литературные роды, текстология.

Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая
речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и
доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и
конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни
(«Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического
языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в
народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Связь с другими искусствами: лубок.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер
древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность,
верность, жертвенность; семейные ценности.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие,
повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении,
русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и
лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях
художественной литературы.
Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии
тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова.
Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее
проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и
дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление
(создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение;
актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...».
Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти,
жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание,
предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский
пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элемен-

ты сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип,
тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия»,
выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной
гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении;
проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и
власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя.
Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения;
фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и
верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение
угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича.
Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики
персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ
«Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева);
рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»:
тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»,
поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы
Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины,
любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность
судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники- передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими
дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по
выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок;
мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в
изображении поэтов ХIХ века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»; Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»; И.С. Никитин. «Пахарь»; А.Н. Плещеев. «Скучная
картина!..»; А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»; М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ
«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы
защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея.
Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
Ф.И. ТЮТЧЕВ

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Silentium!», «Умом Россию не понять…». Темы человека и природы.
Философская лирика.
Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.
Развитие речи: выразительно чтение.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства
добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие
сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов,
например: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»; А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»; Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Произведения русских поэтов XIX века о России
Н.М. Языков. «Песня».
И.С. Никитин. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я
пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа;
образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в
поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН
Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по
материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в
автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий
человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием
раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической
художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».
А.С. ГРИН
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации
повести.
Теория литературы: развитие представлений о романтизме.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественный вечер, посвященный романтизму.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и
общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола,
метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый
дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство
лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на
стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в
изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера.
Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали,
выразительные средства; сказ.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение
и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение;
пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное
нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль
глаголов и местоимений); эссе.
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война,
жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А.А. Сурков. «В землянке»; М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...»
и др.

Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия
жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения,
проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

Поэты XX века о России
Г. Тукай. «Родная деревня».
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И. Северянин. «Запевка».
Н.М. Рубцов «В горнице».
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты
разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы
(любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы
стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов.
Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество,
порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.
Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам
«Маленького принца».
Р. БРЭДБЕРИ
Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл
противопоставления Венеры и Земли.
Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей.
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький
и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).
М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Шекспир. Один сонет (по выбору).
М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из русской литературы ХVIII века
Г.Р. Державин. «Признание».
Из русской литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника».
В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из русской литературы ХХ века
М. Горький. «В людях».
И.А. Бунин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Булычев. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух».
7 класс
№
п/п
1
2
3
4

Наименование темы раздела
Введение
Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.
Из устного народного творчества
Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и
речи персонажа.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности.
А.К.Толстой. «Илья Муромец».

Кол-во
часов
1
1
4
1
1

5
6

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Лирические песни. Лиро-эпические песни. Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка
народных песен.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»). Поучительный характер древнерусской литературы.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Семейные ценности.
Из русской литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года». Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Теория о «трех
штилях».
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения.
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.
Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. Образы комедии.
Р/Р Устное сочинение по тезисному плану.
Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...». Любовь к
родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…».
А.С.Пушкин. Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар».
«Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. Мотивы судьбы; вера и суеверие.
Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.
Р/Р Контрольная работа №1. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении.
«Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы "Песни..."
Центральные персонажи «Песни про царя Ивана Васильевича...» и художественные приёмы их создания.
Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Повесть «Шинель».
Р/Р Сочинение на тему «Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель».
И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.
«Хорь и Калиныч».
Рассказ «Певцы». Талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе
«Нищий».
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда». Доля
народная — основная тема произведений поэта.
«Железная дорога». Основная проблематика произведения.
Поэма «Русские женщины». Любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Своеобразие сюжета. Проблематика сказки.

1
1
2
1
1
5
1

1
1
1
1
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и
история.
Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя.
Н.С.Лесков. Краткие биографические сведения. Сказ «Левша».
«Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести.
Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Silentium!», «Умом Россию не понять…». Темы человека и
природы. Философская лирика.
А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях "Я пришёл к тебе с приветом...", «Вечер».
А.П.Чехов. «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета.
А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов.
Позиция писателя.
Произведения русских поэтов XIX века о России. Н.М. Языков. «Песня».
И.С. Никитин. «Русь». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Из русской литературы XX века
И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Человек и природа в стихах И. Бунина. Рассказ
«Кукушка». Смысл названия, основные проблемы рассказа.
А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
М. Горький. Повесть «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.
Становление характера мальчика.
«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа.
А.С. Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения.
Романтические традиции. Экранизации повести.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика
стихотворения. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…». «Каждый труд благослови, удача…». Человек и природа, чувство родины.
С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая...». «Я покинул родимый дом...». Эмоциональное богатство лирического
героя.
И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.
Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы.
М.М.Пришвин. «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Образ рассказчика.
К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Человек и природа, малая родина. Образ рассказчика в произведении.
Р/Р Контрольная работа №2. Изложение с элементами сочинения по повести К.Г.Паустовского «Мещерская
сторона».
Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея.
А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57
68
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Всего:

военной лирики поэта.
Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны. Н.П. Майоров. «Творчество». Б.А. Богатков.
«Повестка». М. Джалиль. «Последняя песня». В.Н. Лобода. «Начало».
Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (фрагмент). «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания
художественной идеи произведения.
В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Поэты ХХ века о России. (Тукай, Ахматова, Цветаева, Рубцов, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России.
Из зарубежной литературы
У.Шекспир. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», « Уж если
ты разлюбишь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Темы и мотивы.
Мацуо Басё. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.
Р.Бёрнс. Стихотворения «Возвращение солдата». «Джон ячменное зерно». Основные мотивы стихотворений.
Р.Л.Стивенсон. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания образов.
А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей». «Маленький принц».
Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем.
Образы детей.
Я. Купала. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?»

1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».