РП_Обществознание_ 7 класс

Рабочая программа
учебного предмета
__Обществознание__
Предмет

________________7________________
Класс

основного общего образования
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Дерягина Лариса Юрьевна,
учитель истории и обществознания

С. Конево
2022 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 7 класс составлена на основе примерной
программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО, соответствует цели и задачам
основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой МБОУ
СОШ с. Конёво.
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9
классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы:
пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд.
2-е, доработанное-М.: Просвещение, 2014.»). Данная линия учебников соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего
образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный
перечень.
Программа реализуется по учебнику:
1. Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Л.Н.
Боголюбова.- М: Просвещение, 2017г.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
 развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15
лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения
к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых
обществом
качествах
личности,
позволяющих
успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах
регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию
и особенностей учащихся подросткового возраста, курс призван решить следующие задачи:
 создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта
практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной
деятельности);

 способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном
уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения
гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях
социальных альтернатив);
 помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании
рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного
взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
 содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных
социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте
(член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
 обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной
информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе
(городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной
практики, в том числе включенной в содержание курса;
 предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через
включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут
быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения
(называния), правильного употребления в различном контексте в процессе
ориентировки в социальной информации;
 помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных
способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное
взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
 предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях
и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей
и перспектив допрофессиональной подготовки;

создать условия получения эффективного позитивного опыта разработки,
реализации и предъявлении продуктов самостоятельной деятельности учащихся на
основе ИКТ в разных сферах деятельности;

создать условия для развития самостоятельности и творческих способностей
обучающихся посредством проектной и исследовательской деятельности.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что обществознание
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и
его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование
общественных отношений. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах
исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономика,
политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на
знании философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание»
обуславливает интегративный характер, который сохраняется и в старшей школе.
В 7 классе учащиеся проходят важный рубеж своего социального взросления: им
исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ, расширяются их права в
экономических отношениях, наступает частичная уголовная ответственность за некоторые
виды преступлений. Соответственно, курс дает им две необходимые на этом рубеже
социализации темы. Первая из них «Регулирование поведения людей в обществе» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных знаний о
роли социальных норм в жизни человека и общества. Вторая тема «Человек в экономических
отношениях» - дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как
производство, обмен, потребление. При изучении экономических явлений, акцент делается
на раскрытие способов рационального поведения потребителей и производителей. Кроме
этого, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых
отношений человека и природы («Человек и природа»).

Программа по обществознанию ориентирована на применение широкого комплекса
приемов и методов системно-деятельностного подхода. При получении основного общего
образовании, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса,
особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации
рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным
социальным опытом, с собственными наблюдениями из социальной жизни. Развитию у
учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет
реконструкция и анализ типичных социальных ситуаций с позиций норм морали и права,
сложившихся практик поведения. В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и
проблемной форм обучения, коллективной и самостоятельной работы. Используются
активные и интерактивные формы учебного сотрудничества.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяется
ряд личностно-ориентированных технологий: технология интерактивного обучения, игровая
технология, технология развития критического мышления, технология деятельностного
подхода. Формирование ключевых компетенций происходит через личностноориентированные технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии,
технологии деятельностного подхода.
Межпредметные связи предмета "Обществознание" обеспечиваются установлением
параллели между знаниями и умениями обучающихся по истории, литературе, информатике,
позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы,
обобщения, сформулированные при изучении тем различных дисциплин. В сою очередь,
обществоведческая подготовка учащихся 5-9 классов вносит свой вклад в формируемые у
учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и
человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку
универсальных
учебных
действий.
У
учащихся
сформируются
предметные,
коммуникативные и социальные компетентности с использованием IT –технологий,
предоставляемые возможностями школы Сколково-Тамбов.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане
Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час, за год – 34 часа.
Методы обучения:








Словесные методы обучения
Наглядные методы обучения
Практические методы обучения
Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения
Проблемно-поисковые методы обучения
Дискуссионный
Проектный

Виды и формы контроля
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды
самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,
подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и
иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания
кроссвордов, работа с документами.


разноуровневое тестирование;










рефлексия (устная и письменная) по итогам самостоятельной и групповой
работы, участия в ролевых и имитационных играх, пресс-конференциях,
дискуссиях и др. активных и интерактивных формах занятий;
понятийный (терминологический) диктант;
анализ документов;
подготовка творческих работ, эссе и т.п.;
публичное выступление с докладами, сообщениями;
формулирование оценочных суждений;
педагогическое наблюдение;
анкетирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.

7 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед
нынешними и грядущими поколениями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
4) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения «Обществознание» за 7 класс
Ученик научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать
собственное отношение к различным способам разрешения межличностных
конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих
здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Ученик научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Ученик получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Ученик научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически
осмысливать
информацию
морально-нравственного
характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Ученик научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;

 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Ученик получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Ученик научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Ученик научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Ученик научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Ученик получит возможность научиться:
 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Ученик научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;

 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Ученик научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный
опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и
предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики
и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 класс
Введение в курс обществознания 7 класс (1 час)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как
добиваться успехов в работе в классе и дома
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы,
обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в
обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба.
Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв
войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный
человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные
органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти
и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные
сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда.
Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка,
прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли.
Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные
доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы
сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем
хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая
система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос,
предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая
система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (5 часов).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.
Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное
загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе.
Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над
природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные
государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные
инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение 2 часа
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Резерв 2 часа.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебные материалы
1. Авторская программа под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы:
пособие для учителя общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.
Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014. – 63 с.)
1. Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Л.Н.
Боголюбова.- М: Просвещение, 2017
Литература для учителя обществознания:
1.
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию – М.: ООО «ТИД» «Русское слово». 2007 г.
2.
Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д.
Марцинковская. — М., 2003.
3.
Исаев, Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. —
СПб., 2008.
4.
Кравченко, А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних
проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
5.
Липсиц, И. В. Экономика: учеб. для вузов /И.В. Липсиц. — М., 2007.
6.
Миголатьев, А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. — М.,
2005.
7.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
8.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005.
9.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.
10.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. [Текст] / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
11.
Тишков, В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
12.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — М., 2004.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
—
Образовательные
ресурсы
Интернета
—
обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе
(дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru
—
актуальные
новости
общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный
образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской
газете».
http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru
—
Галерея
экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
http://www.hpo.opg
—
Права
человека
в
России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический
портал.
http://www.ecosysterna.ru/
—
Экологический
центр
«Экосистема».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http:
//www.glossary.ru/
—
Глоссарий
по
социальным
наукам.
http://www.ihtik.lib.ru /encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
fipi.ru "Федеральный институт педагогических измерений"
Инструментарий и средства материально-технического обеспечения
В рамках преподавания предмета Обществознания важное значение имеет оснащение
учебных аудиторий современным компьютерным и мультимедийным оборудованием,
включая:
 экран,
 проектор,
 электронная доска,
 доступ к Интернету (желательно WiFi),
Наличие данного оборудования позволяет на уроках обществознания использовать:
 фото- и видеоматериалы,
 использования электронных учебных материалов и пр.
Доступ к современным нормативно-правовым базам данных, материалам научных
журналов социо-гуманитарной направленности и научным средствам массовой информации
позволяет обеспечить эффективную самостоятельную и поисковую работу обучающихся.
Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные схемы, таблицы,
выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его
наглядным.
Учебные аудитории также оборудованы традиционными средствам обучения:
1)Доска.
2)Наглядные пособия, плакаты.
3)Комплект справочной литературы и энциклопедий.

Тематическое планирование
по обществознанию 7 класс
№п/п Тема урока
Количество
часов
Введение в предмет
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Глава I.Регулирование поведения людей в обществе (13 часов)
Что означает жить по правилам
1
Права и обязанности граждан
1
Права ребёнка и их защита
1
Входная контрольная работа
1
Почему важно соблюдать законы
1
Защита Отечества
1
Защита Отечества. Готовить себя к исполнению
1
воинского долга.
Для чего нужна дисциплина
1
Дисциплина, воля и самовоспитание
1
Виновен - отвечай
1
Кто стоит на страже закона
1
Практикум № 1
1
Контрольная работа «Регулирование поведения
1
людей в обществе»
Глава II. Человек и экономика. (12 ч)
Экономика. Натуральное и товарное хозяйство
1
Экономика и ее основные участники.
1
Мастерство работника
1
Секреты профессионального мастерства
1
Производство: затраты, выручка, прибыль.
1
Виды и формы бизнеса.
1
Учимся создавать свой бизнес
1
Обмен, торговля, реклама.
1
Деньги, их функции.
1
Экономика семьи.
1
Практикум № 2
1
Контрольная работа «Человек в экономической
1
сфере общества»
Глава III. Человек и природа. (8 ч)
Воздействие человека на природу.
1
Загрязнение окружающей среды
1
Охранять природу - значит охранять жизнь.
1
Экологическая мораль
1
Закон на страже природы.
1
Повторительно-обобщающий урок «Права и
1
обязанности граждан РФ»
Контрольная работа «Человек, общество, природа»
1
Практикум № 3
1

Календарно-тематическое планирование
Планирование рассчитано на 1 ч/н – 34 часов
Учебник: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание, 7 класс.- М.: «Просвещение»,
2017г.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14

15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28

Наименование раздела, тем

Домашнее задание

Введение в предмет.
Глава I.Регулирование поведения людей в обществе (13 часов)
Что означает жить по правилам
Вывод о значении правил
Права и обязанности граждан
Составить кластер «Права и
обязанности гражданина»
Права ребёнка и их защита
сообщение по теме
Входная контрольная работа
Почему важно соблюдать законы
Эссе «Закон суров, но это закон»
Защита Отечества
сообщение по теме
Защита Отечества. Воинский долг.
стр. 38-39, схема
Для чего нужна дисциплина
Составить презентацию
«Дисциплина»
Дисциплина, воля и самовоспитание
Сообщение по теме
Виновен - отвечай
схема «Виды правонарушений»
Кто стоит на страже закона
схема «Структура
правоохранительных органов
РФ»
Практикум № 1
Подготовка к контрольной
работе
Контрольная работа «Регулирование поведения
людей в обществе».
Глава II. Человек и экономика. (12 ч)
Экономика. Натуральное и товарное хозяйство.
сравнительная таблица
«Натуральное и товарное
хозяйство»
Экономика и ее основные участники.
Стр. 71, задание 4
Мастерство работника
Проект «Золотые руки
мастера…»
Секреты профессионального мастерства
вопр. 2,4
Производство: затраты, выручка, прибыль.
зад. 4,5
Виды и формы бизнеса.
понятия, вопр. 1,3
Учимся создавать свой бизнес
Проект «Мой бизнес-план»
Обмен, торговля, реклама.
Творческое задание - разработать
рекламу.
Деньги, их функции.
Сообщение «История денег»
Экономика семьи.
Творческое задание - расчет
семейного бюджета.
Практикум № 2
Подготовиться к контрольной
работе
Контрольная работа «Человек в экономической
сфере общества»
Глава III. Человек и природа. (8 ч)
Воздействие человека на природу.
Стр. 131, вопросы 4, 5
Загрязнение окружающей среды
Проект «Источники загрязнения»

29

Охранять природу - значит охранять жизнь.

30
31

Экологическая мораль
Закон на страже природы.

32

Повторительно-обобщающий урок «Права и
обязанности граждан РФ»
Контрольная работа «Человек, общество,
природа»
Практикум № 3

33
34

Составить правила поведения на
природе
Стр. 139, вопросы 3,4
Составить кроссворд «Человек и
природа»
Подготовка к контрольной
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».