РП_Информатика_ 8 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Информатика
8 класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель:
Поляков Павел Андреевич

С. Конево
2022 год

Пояснительная записка по информатике
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №
1897;
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях"" (Опубликовано 16 марта 2011 г.,
вступает в силу 1 сентября 2011 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 3
марта 2011 г., регистрационный N 19993);
 Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Конево;
 Положение «О Рабочей программе педагога МБОУ СОШ с. Конево;
 Примерная рабочая программа: Информатика. 7–9 классы / Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова
В программе предложен авторский подход Л.Л. Босовой в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его
изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов
деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа
является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;
издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Программа изучения предмета рассчитана на 34 часа в учебном году по
1 часу в неделю.
Цель обучения: Обеспечить получение предметных, метапредметных и
личностных результатов в области информатики в соответствии
закрепленными в Федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №
1897;
Задачи обучения:
 Сформировать информационную и алгоритмическую культуру;
 Научить формализации и структурированию информации,
способам представления данных в соответствии с поставленной
задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств
обработки данных;

 Создать представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации, об основных изучаемых
понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
 развить алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе;
 сформировать представление о том, как понятия и конструкции
информатики применяются в реальном мире, о роли
информационных технологий и роботизированных устройств в
жизни людей, промышленности и научных исследованиях;
 Развить навыки и умения безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в сети
Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика
–
это
естественнонаучная
дисциплина
о
закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как
основа создания и использования информационных и коммуникационных
технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией,
биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число
междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата,
так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы
деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные
обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и
в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода становления
школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть
современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая
изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль
фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную
мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том
числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро
наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной
учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную
позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно
сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики,
формировании информационной культуры, развитии алгоритмического
мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал
этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного
курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс
в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом
или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в
соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТкомпетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в
основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные
технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех
предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт
постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные
результаты
–
это
сформировавшаяся
в
образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному
процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к
повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к принятию ценностей здорового
образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других
жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:


владение общепредметными понятиями «объект», «система»,
«модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

владение умениями организации собственной учебной
деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется
установить;
планирование
–
определение
последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на
подзадачи, разработка последовательности и структуры действий,
необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора
средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль –
интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –
осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;

опыт
принятия
решений
и
управления
объектами
(исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

владение
основными
универсальными
умениями
информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным
методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;

широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства.
Предметные
результаты
включают
в
себя:
освоенные
обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические
для данной предметной области, виды деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных,
учебно-проектных
и
социально-проектных
ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о

ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными
предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:

формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;

формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета
Тема 1. Математические основы информатики
(12/24 часа)
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы
счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах
счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр)
системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с
заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в
позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления. Запись целых чисел в пределах от 0 до
1024 в двоичной системе счисления. Перевод натуральных чисел из двоичной
системы счисления в десятичную. Сравнение двоичных чисел. Двоичная
арифметика.
Элементы математической логики. Высказывания. Простые и
сложные высказывания. Логические значения высказываний. Логические
выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение),
«или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание).
Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических
выражений.
Аналитические виды деятельности:

•
выявление различий в унарных, позиционных и непозиционных
системах счисления;
•
выявление общего и отличий в разных позиционных системах
счисления;
•
анализ логической структуры высказываний.
Практические работы:
1. Перевод небольших (от 0 до 1024) целых чисел из десятичной
системы счисления в двоичную и обратно.
2. Сложение двух небольших двоичных чисел.
3. Определение истинности составного логического выражения.
4. Построение таблиц истинности для логических выражений.
В результате изучения в 8 классе темы «математические основы
информатики» ученик:
будет знать:
•
сущность понятий «система счисления», «позиционная система
счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления»;
•
сущность понятия «высказывание», сущность операций И
(конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция), НЕ (отрицание);
•
сущность
понятия
«множество»,
сущность
операций
объединения, пересечения и дополнения;
научится:
•
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
•
переводить заданное натуральное число из двоичной системы
счисления в десятичную;
•
сравнивать числа в двоичной записи;
•
складывать и умножать числа, записанные в двоичной системе
счисления;
•
записывать логические выражения, составленные с помощью
операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого
составного высказывания, если известны значения истинности входящих в
него элементарных высказываний;
•
использовать при решении задач формулы перемножения и
сложения количества вариантов.
•
определять минимальную длину кодового слова по заданным
алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита
из 2, 3 или 4 символов);
получит возможность:
•
научиться записывать в развёрнутой форме восьмеричные и
шестнадцатеричные числа;
•
научиться переводить заданное натуральное число, не
превышающее 1024, из десятичной записи в восьмеричную и из
восьмеричной в десятичную;
•
научиться переводить заданное натуральное число, не
превышающее 1024, из десятичной записи в шестнадцатеричную и из
шестнадцатеричной в десятичную;

•
научиться вычитать числа, записанные в двоичной системе
счисления;
•
научиться вычислять значения арифметических выражений с
целыми числами, представленными в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
•
научиться строить таблицу истинности для логического
выражения;
•
научиться решать логические задачи с использованием таблиц
истинности;
•
познакомиться с законами алгебры логики;
•
научиться решать логические задачи путем составления
логических выражений и их преобразования с использованием основных
свойств логических операций;
•
познакомиться с логическими элементами.
Тема 2. Алгоритмы и программирование
(21/42 часа)
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд
исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).
Свойства алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) —
формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на
конкретном алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое
устройство, способное управлять по заранее составленной программе
исполнителями, выполняющими команды. Программное управление
исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью
блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на
формальном алгоритмическом языке.
Алгоритмические
конструкции.
Конструкция
«следование».
Линейный алгоритм.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и
невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и
составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и
управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и
управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
язык программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык).
Идентификаторы. Константы и переменные. Типы констант и переменных:
целый, вещественный, символьный, строковый, логический.

Основные правила языка программирования: структура программы;
правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод,
вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Разработка алгоритмов и программ на изучаемом языке
программирования Составление алгоритмов и программ по управлению
исполнителями.
Примеры задач обработки данных: нахождение минимального и
максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех
корней заданного квадратного уравнения.
Приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова,
пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы
алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных
входных данных, приводящих к данному результату.
Аналитические виды деятельности:
•
анализ предлагаемых последовательностей команд на предмет
наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность,
детерминированность, понятность, результативность, массовость;
•
определение по блок-схеме, для решения какой задачи
предназначен данный алгоритм;
•
анализ изменения значений величин при пошаговом выполнении
алгоритма;
•
определение по выбранному методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
•
сравнение различных алгоритмов решения одной задачи;
•
анализ готовых программ;
•
определение по программе, для решения какой задачи она
предназначена.
Практические работы:
1. Составление программ для исполнителей Робот, Черепаха,
Чертежник и др.
2. Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую.
3. Разработка
для
формального
исполнителя
алгоритма,
приводящего к нужному результату при конкретных исходных данных.
4. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих
вычисление арифметических и логических выражений на изучаемом языке
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык)
5. Разработка
программ,
содержащих
оператор/операторы
ветвления, на изучаемом языке программирования из приведенного выше
перечня.
6. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла,
на
изучаемом
языке
программирования
(Паскаль,
школьный
алгоритмический язык)
7. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных
исходных данных.

В результате изучения в 8 классе темы «Алгоритмы и
программирование» ученик:
будет знать:
•
сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»;
•
сущность понятий «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя»; знать об ограничениях,
накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач,
решаемых исполнителем;
•
базовые алгоритмические конструкции;
научится:
•
понимать
разницу
между
употреблением
терминов
«исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в
информатике;
•
выражать алгоритм решения задачи различными способами
(словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью
формальных языков и др.);
•
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма
для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью
формальных языков);
•
определять результат выполнения заданного алгоритма или его
фрагмента;
•
выполнять без использования компьютера («вручную»)
несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка,
Чертежник и др.;
•
выполнять без использования компьютера («вручную»)
несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных, записанные
на конкретном язык программирования с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования (линейная
программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
•
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями
Робот, Черепашка, Чертежник и др.; выполнять эти программы на
компьютере;
•
составлять несложные алгоритмы обработки числовых и
текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций
последовательного программирования и записывать их в виде программ на
выбранном языке программирования; выполнять эти программы на
компьютере;
•
использовать величины (переменные) различных типов, а также
выражения, составленные из этих величин; использовать оператор
присваивания;
•
анализировать предложенную программу, например, определять,
какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
•
использовать при разработке алгоритмов логические значения,
операции и выражения с ними;

•
записывать
на
выбранном
языке
программирования
арифметические и логические выражения и вычислять их значения;
получит возможность:
•
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их
решения;
•
познакомиться с использованием в программах строковых
величин и с операциями со строковыми величинами;
•
научиться составлять алгоритмы и программы для решения задач,
возникающих в процессе учебы и вне ее;
•
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как
компьютер управляет различными системами.
Резерв учебного времени — 2/4 часа.
Тематическое планирование
Номер
урока
1

Количество
часов

Тема урока
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника
безопасности и организация рабочего места. Информационная
безопасность

1

Тема «Математические основы информатики»
2

Общие сведения о системах счисления

1

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.
Компьютерные системы счисления

1

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему
счисления с основанием q

1

6

Представление целых и вещественных чисел

1

7

Множества и операции с ними.

1

8

Высказывание. Логические операции

1

9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

10

Свойства логических операций

1

11

Решение логических задач

1

12

Логические элементы

1

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Математические основы информатики». Проверочная работа

1

Количество
часов

Номер
Тема урока
урока
Тема «Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации»
14

Алгоритмы и исполнители

1

15

Способы записи алгоритмов

1

16

Объекты алгоритмов

1

17

Алгоритмическая конструкция следование

1

Алгоритмическая конструкция ветвление
18

Полная форма ветвления

1

19

Неполная форма ветвления

1

20

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным
условием продолжения работы

1

21

Цикл с заданным условием окончания работы

1

22

Цикл с заданным числом повторений

1

23

Алгоритмы управления

1

24

Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1

Тема «Алгоритмы и программирование. Начала программирования»
25

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

26

Организация ввода и вывода данных

1

27

Программирование линейных алгоритмов

1

28

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный
оператор

1

29

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1

30

Программирование циклов с заданным условием продолжения
работы

1

31

Программирование циклов с заданным условием окончания
работы

1

32

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

Номер
урока

Количество
часов

Тема урока

33

Различные варианты программирования циклического
алгоритма

1

34

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала
программирования». Проверочная работа

1

Итоговое повторение
35

Основные понятия курса. Итоговое тестирование

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».