Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Конево» Рассмотрено: на заседании педагогического совета протокол №1 31августа 2022 года Утверждаю: Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево _________ Н.Л. Ахметова Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года Рабочая программа учебного предмета __История России. Всеобщая история__ Предмет ________________8________________ Класс основного общего образования на 2022 -2023 учебный год Составитель: Дерягина Лариса Юрьевна, учитель истории и обществознания С. Конево 2022 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету история составлена на основании следующих документов и материалов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Приказ Министерства Просвещения РФ от 08.05.2019 N 233 "О внесении изменений в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями); приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Рабочая программа предназначена для изучения курса «История России, Всеобщая история» в 9 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6-9 классы), программы «Всеобщая история. История Нового времени 8 класс» Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России. Всеобщая история, История Нового времени» (8 класс). Программа предполагает использование учебников: 1.«История России. 8 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. М., «Просвещение», 2018 г. 2. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Автор: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А. «Просвещение» - 2019г. Цели: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. 2.Общая характеристика учебного курса Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историкокультурного стандарта. В результате изучения курса Всеобщей истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XVIII - начала XIX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития к индустриальному обществу и дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации в конце XVIII в. Определять ценности, лежащие в основе культуры Эпохи Просвещения, называть основные идеи эпохи просвещения. Характеризовать понятия - «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях; описывать основные направления науки в Англии на пути к индустриальной державе; анализировать причины Войны за независимость США; знакомиться с отрывком из Декларации независимости; составлять хронологическую таблицу основных событий Французской Революции. Характеризовать политический и экономический строй германских княжеств, Австрии и Франции в XVIII в. Курс Отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. Планируемые результаты изучения курса. Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа; соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя); расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами; овладение представлениями о процессе модернизации в XVIII в., о соотношении традиционализма и модернизации на примере исторического пути народов Европы, Америки и Азии; сопоставление модернизационных процессов ранних буржуазных революций в изучаемых государствах в XVIII в., выявление общих черт и особенностей; работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога); использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания; умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать: имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; Место учебного предмета «История» в учебном плане. На изучение предмета «История России. Всеобщая история» в 8 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. Курс «История России» в 8 кл. в объеме 40 ч., «Всеобщая история. История Нового времени» – 28 ч. в соответствии с Примерной программой по истории, авторской программой по Всеобщей истории и Истории России. Всеобщая история История России Введение. Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I Глава 1. Рождение нового времени Глава II. Европейские страны в XVIII в. Глава III. Эпоха революций Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Глава II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов Глава III. Российская империя при Екатерине II. Глава IV. Россия при Павле I. Повторительно-обобщающий урок за курс всеобщей истории 1 час; Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. Итоговая контрольная работа за курс всеобщей истории Итоговая контрольная работа по курсу «История России» Основные виды учебной деятельности: Виды и формы контроля Слушание рассказа учителя. Предварительный Участие в беседе и дискуссии. Текущий Работа с учебником Тематический Конспектирование Итоговый Самостоятельная работа (эссе, доклад, подготовка сообщения и составления плана, тестирование) Фронтальный Высказывание собственного мнения и суждения. Индивидуальный Комбинированный Содержание учебного предмета Всеобщая история Глава 1. Рождение нового времени Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры. Промышленный переворот в Англии и аграрная революция. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса. Глава II. Европейские страны в XVIII в.; Особенность экономического развития Европы в XVIII г. Последний этап мануфактурное производство в Европе. Капиталистической домашняя промышленность. Деревенская рассеянная мануфактура в Англии. Франции в первой половине XVIII в. Начало промышленного переворота в Англии. Проникновение машин во все важнейшие отрасли. Водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта (1732-1792), Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель – паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Строительство дорог и каналов. XVIII столетие было веком торговли. Английский вариант капиталистической аграрной эволюции. Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма. Просвещенный абсолютизм. Прусский король Фридрих II Великий (1712-1786). Французское Просвещение. Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784). Глава III. Эпоха революций; Великая французская революция XVIII в. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащекин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничьебюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России. Глава II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741— 1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. Глава III. Российская империя при Екатерине II Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. Глава IV. Россия при Павле I Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания. Тематическое планирование №п/п Тема урока Количество часов 1 Введение. Мир к началу XVIII в. 1 Глава I. Рождение нового времени (8 часов) 2 «Европейское чудо» 1 3 Эпоха Просвещения 1 4 1 5 В поисках путей модернизации. Входная контрольная работа. Европа меняющаяся. 6-7 Мир художественной культуры Просвещения 2 8 Международные отношения в XVIII в. 1 9 Контрольная работа по теме «Изменения в 1 странах Европы в начале XVIII в.» Глава II. Европейские страны в XVIII в. (5 часов) 10 Англия на пути к индустриальной эре 1 1 11 Франция при Старом порядке 1 12 Германские земли в XVIII в. 1 13 Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. 1 14 Контрольная работа «Пути развития стран Европы в XVIII в.» Глава III. Эпоха революций (6 часов) 1 15 1 16 Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США. Война за независимость. Создание США. 17 Французская революция XVIII в. 1 18 Практикум № 1. Персоналии Эпохи революций. 1 19 Европа в годы Французской революции 1 20 Контрольная работа «Эпоха революций» 1 21-22 Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (8 часов) Османская империя и Персия. 2 23-24 Индия, Китай, Япония в XVIII в. Колониальная политика европейских держав в XVIII в. 27 Повторительно-обобщающий урок за курс всеобщей истории 28 Итоговая контрольная работа за курс всеобщей истории История России Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 часов) 29 Россия и Европа в конце XVII в. 25-26 1 2 2 1 1 1 30 Предпосылки Петровских реформ 1 31 Начало правления Петра 1 1 32 Великая Северная война 1700-1721 гг. 1 33 Реформы управления Петра 1 1 34 Экономическая политика Петра 1 1 35 Российское общество в Петровскую эпоху 1 36 Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. 1 37 1 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре 1. 1 1 Значение петровских преобразований в истории 1 страны. Контрольная работа «Россия в эпоху 1 преобразований Петра I» Глава II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762). 1 Внутренняя политика и экономика России в 17251762 гг Внешняя политика России в 1725-1762 гг. 1 1 Национальная и религиозная политика в 1725-1762 1 гг. Контрольная работа «Эпоха дворцовых 1 переворотов» Практикум № 1 «Работа с историческим 1 тезаурусом» Глава III. Российская империя при Екатерине II. (9 часов) 48 Россия в системе международных отношений. 1 49 Внутренняя политика Екатерины II. 1 50 Экономическое развитие России при Екатерине II. 1 51 Социальная структура российского общества второй половины XVIII века. Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва. 1 1 54 Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. 55 Начало освоения Новороссии и Крыма. 1 56 Контрольная работа «Российская империя при Екатерине II.» Глава IV. Россия при Павле I. (3 часа) 1 57 Внутренняя политика Павла I. 1 58 Внешняя политика Павла I. 1 59 Практикум № 2 «Работа с историческими картами» 1 52 53 1 1 Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. (11 ч.) 60 Общественная мысль, публицистика, литература. 1 61 Образование в России в XVIII веке. 1 62 Российская наука и техника в XVIII веке. 1 63 Русская архитектура в XVIII. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. 1 Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий. Практикум № 3 «Работа с историческим документом» Итоговая контрольная работа по курсу «История России» Итоговое тестирование 1 64 65 66 67 68 1 1 1 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Учебник. История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова; Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Автор: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А. «Просвещение» - 2019 г.; Рабочие программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 класс, Данилов А.А., 2016; Справочник История России Л.В. Жуков, 2018; Наглядный справочник История России «Весь школьный курс» С.И. Кужель, 2018; Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. Журавлева О.Н. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. Технические средства: Проектор Компьютер Результаты освоения учебного предмета и система оценки. Критерии оценок по истории. Рекомендации по оцениванию ответов. Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм. Устныеформы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у доски по карте с последующим комментарием и другое. Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания. Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале: Оценка «5»за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся: логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня; правильно использовал научную терминологию в контексте ответа; верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов; обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук; проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания. Оценка «4»ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какоелибо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение. Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения. Оценка «2» ставится, если совсем не знает урока, не ответил ни на один вопрос Требования к устным ответам. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией. Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей. Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения: анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы; применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения; предвидеть последствия определенных социальных действий. Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний. Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки. Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов экзаменатора). Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания Нормы оценки знаний за выполнение тестовых работ по истории % выполнения 0-46 46-60 61-85 86-100 Отметка «2» «3» «4» «5»