РП_История_8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Рабочая программа
учебного предмета
__История России. Всеобщая история__
Предмет

________________8________________
Класс
основного общего образования
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Дерягина Лариса Юрьевна,
учитель истории и обществознания

С. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету история составлена на основании следующих
документов и материалов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г.,
регистрационный номер 19993);
Приказ Министерства Просвещения РФ от 08.05.2019 N 233 "О внесении изменений в
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Рабочая программа предназначена для изучения курса «История России, Всеобщая
история» в 9 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого
учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного
стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов, авторской
программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А.
Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6-9 классы), программы
«Всеобщая история. История Нового времени 8 класс» Юдовская А.Я., Баранов П.А.,
Ванюшкина Л.М.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух
курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена
на изучение курса «История России. Всеобщая история, История Нового времени» (8
класс). Программа предполагает использование учебников:
1.«История России. 8 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В.
Торкунова. М., «Просвещение», 2018 г.
2. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Автор: Юдовская А.Я., Баранов
П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А. «Просвещение» - 2019г.
Цели:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей

реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и
оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
2.Общая характеристика учебного курса
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического
комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историкокультурного стандарта.
В результате изучения курса Всеобщей истории учащиеся 8 класса должны получить
следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного
обществ и изменениях, произошедших в мире за период XVIII - начала XIX вв.:
периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени;
преимущество эволюционного пути развития к индустриальному обществу и дальнейшее
развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и
стран перед необходимостью модернизации в конце XVIII в. Определять
ценности, лежащие в основе культуры Эпохи Просвещения, называть основные идеи
эпохи просвещения. Характеризовать понятия - «европейское чудо», демографическая
революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная
революция, рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях; описывать
основные направления науки в Англии на пути к индустриальной державе; анализировать
причины Войны за независимость США; знакомиться с отрывком из Декларации
независимости; составлять хронологическую таблицу основных событий Французской
Революции. Характеризовать политический и экономический строй германских княжеств,
Австрии и Франции в XVIII в.
Курс Отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета
«История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его
народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой
подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в
широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей
традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути
Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике
основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как
своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими
процессами мировой истории.
Планируемые результаты изучения курса.

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения
являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по
конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с
возрастными возможностями;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме,
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии
как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание
исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального
российского народа;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными
возможностями;
обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под
руководством учителя);
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих
умений:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и
познавательной деятельности;
планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения
действий;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать
правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми
результатами;
овладение представлениями о процессе модернизации в XVIII в., о соотношении
традиционализма и модернизации на примере исторического пути народов Европы,
Америки и Азии;
сопоставление модернизационных процессов ранних буржуазных революций в изучаемых
государствах в XVIII в., выявление общих черт и особенностей;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать её достоверность (под руководством учителя);
работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в
индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом
Интернете (под руководством педагога);
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств
(высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде
письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий
результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой
основой миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания;
умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их
познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
изученные виды исторических источников;
Место учебного предмета «История» в учебном плане.
На изучение предмета «История России. Всеобщая история» в 8 классе отводится 68 часов
в год, 2 часа в неделю. Курс «История России» в 8 кл. в объеме 40 ч., «Всеобщая история.
История Нового времени» – 28 ч. в соответствии с Примерной программой по истории,
авторской программой по Всеобщей истории и Истории России.
Всеобщая история

История России

Введение.

Глава I. Россия в эпоху
преобразований Петра I

Глава 1. Рождение нового времени
Глава II. Европейские страны в XVIII в.
Глава III. Эпоха революций
Глава IV. Традиционные общества
Востока. Начало европейской
колонизации.

Глава II. Россия при наследниках
Петра I: эпоха дворцовых
переворотов
Глава III. Российская империя при
Екатерине II.
Глава IV. Россия при Павле I.

Повторительно-обобщающий урок за
курс всеобщей истории 1 час;

Глава V. Культурное пространство
Российской империи в XVIII веке.

Итоговая контрольная работа за курс
всеобщей истории

Итоговая контрольная работа по
курсу «История России»

Основные виды учебной деятельности:

Виды и формы
контроля

Слушание рассказа учителя.

Предварительный

Участие в беседе и дискуссии.

Текущий

Работа с учебником

Тематический

Конспектирование

Итоговый

Самостоятельная работа (эссе, доклад, подготовка
сообщения и составления плана, тестирование)

Фронтальный

Высказывание собственного мнения и суждения.

Индивидуальный
Комбинированный

Содержание учебного предмета
Всеобщая история
Глава 1. Рождение нового времени
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения
как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом
устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков.
Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс
формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной
Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека
индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного
общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и
их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство.
«Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп. Особенности развития
музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван
Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение
культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических
ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии и аграрная революция. Развитие в деревне
капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его
предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая
рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена
технического прогресса.
Глава II. Европейские страны в XVIII в.;
Особенность экономического развития Европы в XVIII г. Последний этап мануфактурное
производство в Европе. Капиталистической домашняя промышленность. Деревенская
рассеянная мануфактура в Англии. Франции в первой половине XVIII в. Начало
промышленного переворота в Англии. Проникновение машин во все важнейшие отрасли.
Водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта (1732-1792), Джеймс Уатт (1736-1819),
ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель – паровую машину,
приводящую в движение различные рабочие механизмы. Строительство дорог и каналов.
XVIII столетие было веком торговли. Английский вариант капиталистической аграрной
эволюции. Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление
парламентаризма. Просвещенный абсолютизм. Прусский король Фридрих II Великий
(1712-1786). Французское Просвещение. Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи
Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784).
Глава III. Эпоха революций;
Великая французская революция XVIII в. Франция в середине XVIII в.: характеристика
социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения
реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия.

Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор.
Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация
нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн.
Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат,
Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и
«Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и
нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные
мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины
падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории.
Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный
переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной
жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях.
Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев
населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити. Традиционные
общества Востока. Начало европейской колонизации. Основные черты традиционного
общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне;
регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство,
буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада
империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание
Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в.
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых
странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда.
Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма.
Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащекин. В.
В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного
управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного
управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии:
создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа.
Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I.
Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра
I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд.
Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского
крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в
Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство,
духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничьебюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий
империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь,
Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в.
Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе
европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой
четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир.
Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование

системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её
авторитета и влияния на мировой арене. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт
правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация,
традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и
книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи,
фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и
специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие
техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и
изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение
петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху
модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
Глава II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике
европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.
Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна
Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы
центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция
при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности
дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных
окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота
в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика.
Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение
Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762
гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия
и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—
1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне
1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Глава III. Российская империя при Екатерине II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы.
Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в
формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II.
Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования
России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа.
Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика
правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и
оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное
освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура
российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные
движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики,
Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири,
Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие
переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и
протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней
политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение
Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение
Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России
Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России.
Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной

Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния
России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и
укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Глава IV. Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на
мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления
законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.
Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора
Павла I.
Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и
науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского
университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц.
Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В.
Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского
литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература.
Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки
городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный
характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия
разных слоёв населения, особенности питания.

Тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Количество
часов

1

Введение. Мир к началу XVIII в.

1

Глава I. Рождение нового времени (8 часов)
2

«Европейское чудо»

1

3

Эпоха Просвещения

1

4

1

5

В поисках путей модернизации.
Входная контрольная работа.
Европа меняющаяся.

6-7

Мир художественной культуры Просвещения

2

8

Международные отношения в XVIII в.

1

9

Контрольная работа по теме «Изменения в
1
странах Европы в начале XVIII в.»
Глава II. Европейские страны в XVIII в. (5 часов)

10

Англия на пути к индустриальной эре

1

1

11

Франция при Старом порядке

1

12

Германские земли в XVIII в.

1

13

Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в.

1

14

Контрольная работа «Пути развития стран Европы
в XVIII в.»
Глава III. Эпоха революций (6 часов)

1

15

1

16

Английские колонии в Северной Америке. Война
за независимость. Создание США.
Война за независимость. Создание США.

17

Французская революция XVIII в.

1

18

Практикум № 1. Персоналии Эпохи революций.

1

19

Европа в годы Французской революции

1

20

Контрольная работа «Эпоха революций»

1

21-22

Глава IV. Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации (8 часов)
Османская империя и Персия.
2

23-24

Индия, Китай, Япония в XVIII в.

Колониальная политика европейских держав
в XVIII в.
27
Повторительно-обобщающий урок за курс
всеобщей истории
28
Итоговая контрольная работа за курс всеобщей
истории
История России
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 часов)
29
Россия и Европа в конце XVII в.
25-26

1

2
2
1
1

1

30

Предпосылки Петровских реформ

1

31

Начало правления Петра 1

1

32

Великая Северная война 1700-1721 гг.

1

33

Реформы управления Петра 1

1

34

Экономическая политика Петра 1

1

35

Российское общество в Петровскую эпоху

1

36

Церковная реформа. Положение традиционных
конфессий.
Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам.

1

37

1

38
39
40
41

42
43
44
45
46
47

Перемены в культуре России в годы Петровских
реформ.
Повседневная жизнь и быт при Петре 1.

1
1

Значение петровских преобразований в истории
1
страны.
Контрольная работа «Россия в эпоху
1
преобразований Петра I»
Глава II. Россия при наследниках Петра I:
эпоха дворцовых переворотов (6 часов)
Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762).
1
Внутренняя политика и экономика России в 17251762 гг
Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

1
1

Национальная и религиозная политика в 1725-1762 1
гг.
Контрольная работа «Эпоха дворцовых
1
переворотов»
Практикум № 1 «Работа с историческим
1
тезаурусом»
Глава III. Российская империя при Екатерине II. (9 часов)

48

Россия в системе международных отношений.

1

49

Внутренняя политика Екатерины II.

1

50

Экономическое развитие России при Екатерине II.

1

51

Социальная структура российского общества
второй половины XVIII века.
Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва.

1

1

54

Народы России. Религиозная и национальная
политика Екатерины II.
Внешняя политика Екатерины II.

55

Начало освоения Новороссии и Крыма.

1

56

Контрольная работа «Российская империя при
Екатерине II.»
Глава IV. Россия при Павле I. (3 часа)

1

57

Внутренняя политика Павла I.

1

58

Внешняя политика Павла I.

1

59

Практикум № 2 «Работа с историческими картами» 1

52
53

1

1

Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. (11 ч.)

60

Общественная мысль, публицистика, литература.

1

61

Образование в России в XVIII веке.

1

62

Российская наука и техника в XVIII веке.

1

63

Русская архитектура в XVIII. Живопись и
скульптура.
Музыкальное и театральное искусство.

1

Народы России в XVIII в. Перемены в
повседневной жизни российских сословий.
Практикум № 3 «Работа с историческим
документом»
Итоговая контрольная работа по курсу «История
России»
Итоговое тестирование

1

64
65
66
67
68

1

1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебник. История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В.,
Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова;
Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Автор: Юдовская А.Я., Баранов
П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А. «Просвещение» - 2019 г.;
Рабочие программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 класс,
Данилов А.А., 2016;
Справочник История России Л.В. Жуков, 2018;
Наглядный справочник История России «Весь школьный курс» С.И. Кужель, 2018;
Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. Журавлева О.Н.
Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
Технические средства:
Проектор
Компьютер
Результаты освоения учебного предмета и система оценки.
Критерии оценок по истории. Рекомендации по оцениванию ответов.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и
письменных форм. Устныеформы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у
доски по карте с последующим комментарием и другое. Письменные формы: тесты на
проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и

тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания,
индивидуальные карточки, домашние задания.
Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:
Оценка «5»за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:
логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания
примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или
профильного уровня;
правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне
основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных
объектов;
обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические
положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы;
на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук,
основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Оценка «4»ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или
недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа,
самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какоелибо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не
раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог
показать необходимые умения.
Оценка «2» ставится, если совсем не знает урока, не ответил ни на один вопрос
Требования к устным ответам.
Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы,
вопроса, проблемы.
Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений
фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций,
выражение своей точки зрения.
Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.
Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.
Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач.
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы
следующие умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между
существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и
обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность
предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения
соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя
(на зачете – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии
проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без
использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный
опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с
обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в
контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием
исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования
не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании
исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте
задания
Нормы оценки знаний за выполнение тестовых работ по истории
% выполнения

0-46

46-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».