РП_Литература_8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»
РАССМОТРЕНА
на заседании педогогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Вр.и.о директора МБОУ СОШ с. Конево
_______________ /Н.Л. Ахметова/
Приказ № 121-ОД от 31 августа 2022 г.

Рабочая программа
по литературе
для 8 класса
на 2022- 2023 учебный год

Составитель: Бызова Н.Г., учитель
русского языка и литературы

с. Конево
2022г.

Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Закона РФ «Об
Образовании», федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений
.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий
теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного
языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной
и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных
текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении;
о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять
в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историкокультурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Настоящая программа составлена на основе программы Г.С. Меркина
и С.И. Зинина для 5-11 классов. Учебник-хрестоматия для обшеобразовательных учреждений.
Автор- составитель Г. С. Меркин
М: « Русское слово » 2010г

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой
основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное
восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного
произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже –
вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного
развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественноэстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает
освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной
деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом
виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания,
пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть
монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач
учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии,
справочники, Интернет, словари.
Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения
цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и
пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными
достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.
Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение
произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная
работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги,
творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для
самостоятельно чтения.

Содержание тем учебного курса
8 класс
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как
искусство слова. Другие виды искусства
I.
Устное народное творчество. Народные песни
Для чтения и бесед
Исторические песни
Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр УСТНОЙ народной
поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа.
Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни
«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие.
Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».
Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.
Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море — привольный Байкал...» Д. П.
Давыдова, «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова,
«Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).
II. Русская старина
Для чтения и бесед
А.Н. Толстой «Земля оттич и дедич»
Жития
Житийный жанр в древнерусской литературе.
«Житие преподобного Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонежский —
подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум,
его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и
красочность языка. Житие Аввакума — первое автобиографическое произведение в русской
литературе.
Для самостоятельного чтения
«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык).
Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемяки». «Повесть о Петре и Февронии».
III. Русская литература XIX
Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. Повесть «Бедная Лиза» Основная проблематика,
новый тип героя, образ Лизы.
А. С. Пушкин. Пушкин-прозаик.
Для чтения и изучения
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его
роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная
стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и
рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.
Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской
прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
Теория литературы: образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.
Для чтения и бесед «Метель».
Для самостоятельного чтения
А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М. И. Цветаева. «Мой Пушкин»
(фрагменты).
М. Ю. Лермонтов
Певец Родины и свободы.
Для чтения и бесед
«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь».
Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.
Для чтения и изучения
«Мцыри». «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления,
лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский).
Особенности построения поэмы.
Для самостоятельного чтения
«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».
Н. В. Гоголь
Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития
комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских
ремарок Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина.
Высказывания героев, ставшие афоризмами.
«Ревизор» в театре и кино.
Теория литературы: драматические произведения,
комедия. сатира и юмор и
драматическом произведении.
Для самостоятельного чтения «Женитьба».
И. С. Тургенев
Особенности прозы писателя.
Для чтения и учения
«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние решительность. Сложность
характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической
характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.
Для самостоятельного чтения
«Андрей Колосов». «Три встречи», «Часы».
Л. Н. Толстой
Писатель, как поборник суровой правды жизни.
Для чтения и изучения
«После бала». Антитез как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о
моральной ответственности рассказчика за все происходящее вокруг Особенности композиции
рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Теория литературы: Литературное
произведение как художественное единство.
Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.
Для самостоятельного чтения «Хаджи-Мурат».
IV. Литература конца XIX - начала XX века
Н.А.Некрасов. Человек и природа в стихотворении « Зеленый шум»
А.А.Фет. Мир природы в поэзии Фета.
Максим Горький — убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.
Для чтения и изучения
«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика,
интонационные особенности.
Дня чтения и бесед
« Макар Чудра»
Для самостоятельного чтения
«Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страстимордасти»
V. Литература XX века
В.В.Маяковский. Поэт и толпа в стихотворении « Хорошее отношение к лошадям»
Н.А. Теффи « Свои и чужие »
М.Н. Зощенко « Обезьяний язык»
Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед
«Я воспитан природой суровой...», «Журавли», « Некрасивая девочка».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность
лучших стихотворений поэта.

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта. Для чтения и изучения
«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто
стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»).
История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского
человека. Тема «большой» и «малой» Родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народность
языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы
Великой Отечественной войны и в наше время (три главы по выбору учителя).
Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции устного
народного творчества в литературе.
Для самостоятельного чтения
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Армейский сапожник», «В
тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения;
В. М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина.
Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
Для самостоятельного чтения
«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие
рассказы.
В.П. Астафьев « Фотография, на которой меня нет ». Слово о писателе. Проблемы
рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие
представлений о герое-повествователе
В.П.Распутин « Уроки французского ». Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда
знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь
(развитие понятия).
VI. Из зарубежной литературы
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.
Для чтения и бесед
«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои
трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг
другу.
Теория литературы: трагедия как жанр драматургии.
М. де Сервантес. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон
Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот — неумирающий образ мировой литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты;
-грамотно строить монологические высказывания , владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностноориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

№

Тема урока

1

Вводный. Литература как искусство слова.
Литература и другие виды искусства.

2
3

Устное народное творчество.
Русская старина. Народная песня.
Исторические народные песни.

4
5
6

Древнерусская литература.
Сказание о Борисе и Глебе
Житие преподобного Сергия Радонежского

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. Сентиментализм.
Повесть «Бедная Лиза» Основная проблематика.
Новый тип героя, образ Лизы
А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе.
Творческая история повести «Капитанская дочка».
Домашнее воспитание Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.
Случай в дороге. Жизнь в Белогорской крепости
Поединок. Любовь.
Взятие крепости. Пугачевщина.
Пугачев помиловал Гринева. Разлука.
Дочь капитана Миронова просит помощи.
Освобождение Маши. Неожиданный арест.
« Я убеждена в невиновности вашего жениха»
Историческая правда и художественный вымысел в повести
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
Р.Р. Обучающее сочинение по повести «Капитанская дочка»
Жизнь и судьба М. Лермонтова
Кавказ в жизни и творчестве поэта

24
25

Стих-е «Завещание» Образ «пустого сердца»
«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения,
значение эпиграфа.

26
27

Образ Мцыри в поэме
Своеобразие поэмы «Мцыри»

коррекция

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и
особенности композиции комедии «Ревизор»
« К нам едет ревизор»
« Вот он-то и есть этот чиновник»
« Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия!»
Чиновники на приёме у ревизора.
« Они меня принимают за государственного человека»
« Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»
Рр Сочинение « Уездный город и его обитатели»
И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество.
Автобиографический характер повести «Ася».
История любви как основа сюжета повести.
Образ героя-повествователя.
История Аси.
Нежная любовь героев
« У счастья нет завтрашнего дня »
Послание Аси любимому.Психологизм и лиризм писателя.
РР Сочинение « А счастье было так возможно…»

45
46

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя.
Рассказ «После бала». Любовь к Вареньке
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа
РР.Сочинение Моральная ответственность человека за всё
происходящее.
Н.А. Некрасов.Человек и природа в стих. « Зеленый шум»

47

А.А. Фет .Факты биографии. Мир природы в поэзии Фета.

48

Русская литература 20 века.
А.М. Горький. Личность писателя. Ранние романтические
рассказы
Песня о Соколе Авторское представление о счастье
В.В.Маяковский. Факты биографии.
Поэт и толпа в стихотворении « Хорошее отношение к
лошадям»

43
44

49
50
51

52

Н.А. Теффи « Свои и чужие »

53

М.Н. Зощенко « Обезьяний язык»
Мягкий юмор в рассказах

54
55
56
57

Н. А. Заболоцкий « Некрасивая девочка »
С.Исаковский «Враги сожгли родную хату»
В.П. Астафьев. Рассказ « Фотография, на которой меня нет ».
Отражение военного времени в рассказе

58
59
60

Уважение сельских жителей к учительской семье.
Сочинение « Учитель в жизни человека»

61

Отражение в повести трудностей военного времени.

62
63

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного,
свойственные юному герою.
Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика

64
65

Зарубежная литература.
У Шекспир- загадка личности поэта
У. Шекспир трагедия «Ромео и Джульетта».
Конфликт чистого сердца и предрассудков.
Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

66
67

М. де Сервантес. Сведения о жизни писателя.
«Дон Кихот» (главы из романа).
Душевное величие и наивная простота героя романа.
.

68

Итоговый урок.
Рекомендательный список литературы

В.П. Распутин Повесть «Уроки французского ».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».