РП_Физика_8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Рабочая программа
учебного предмета
ФИЗИКА
8 Класс
основного общего образования
На 2022 -2023 учебный год

Составитель: Селиванова Л.П.
Учитель физики

С. Конево

2022 год

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
2. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
общего
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" (Опубликовано
16 марта 2011 г., вступает в силу 1 сентября 2011 г., зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
СОШ с. Конево;
5. Учебный план МБОУ СОШ с. Конево на 2022-2023 учебный год;
6. Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Конево на 2022 – 2023 учебный
год;
7. Положение «О Рабочей программе МБОУ СОШ с. Конево»;
8. Примерные программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В.
Пёрышкин).
Цели изучения физики:
 Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти
явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы
и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
 Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы
для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде
таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости
применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов,
для решения физических задач;
 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей;
самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач,
при выполнении эксперимента;
 Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологии,
уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
 знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
 приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
 формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с

использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической
жизни;
 овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод,
результат экспериментальной проверки;
 понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса физики на базовом
уровне, рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
В рабочую учебную программу включены элементы учебной информации по темам,
перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для
формирования умений.
Программа рассчитана для работы по учебнику физики для 8 класса
общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования
Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-8.», Дрофа, 2022.
Срок реализации программы — 1 год.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
физики

Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами
и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий
и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию
в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков
и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов
измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной
жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и другие источники информации.

Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.
(68 часов)
Тепловые явления (24 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения
его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии:
теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в
механических и тепловых процессах. Агрегатные состояния вещества. Плавление и
отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и
конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение.
Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота
парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярнокинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель
внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя.
Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости.
Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления.
Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой
турбины.
Лабораторные работы и опыты.
Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
Определение удельной теплоемкости твердого тела.
Определение относительной
влажности воздуха.
Электрические явления. 27 часов
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники
(диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.
Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон.
Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия
электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь.
Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и
электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое
напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное
и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик.
Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие
предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие
электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос
электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление
электрической цепи.
Лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Измерение силы тока
и его регулирование реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи
амперметра и вольтметра
Электромагнитные явления. 7 часов
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты.
Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с
током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического
двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления. 11 часов
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде.
Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза.
Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз
как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и
рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия
проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
Изучение свойств изображения в линзах.
Итоговое повторение. 2 часа

Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тепловые явления (23 часа)
1.

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете
физики.
Тепловое движение. Температура.

1

2.

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
тела. Входной срез.

1

3.

Теплопроводность

1

4.

Конвекция. Излучение.

1

5.

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

6.

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания
тела или выделяемого им при охлаждении.

1

7.

Решение задач по теме: «Количество теплоты»

1

8.

Лабораторная работа №1 «Определение количества теплоты
при смешивании воды разной температуры»

1

9.

Энергия топлива.

1

10. Лабораторная работа №2 «Определение удельной
теплоемкости твердого тела»

1

11. Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах.

1

12. Работа над ошибками. Агрегатные состояния вещества.
Плавление и отвердевание кристаллических тел

1

13. Удельная теплота плавления. График плавления и
отвердевания кристаллических тел.

1

14. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.
Поглощение энергии при испарении.

1

15. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

1

16. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1

17. Лабораторная работа №3 « Определение относительной
влажности воздуха»

1

18. Работа газа и пара при расширении

1

19. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя.

1

20. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы
использования тепловых машин.

1

21.

Решение задач по теме: «Тепловые движения».

1

22.

Контрольная работа № 1по теме: «Тепловые движения»

1

23. Работа над ошибками

1

Электрические явления. 27 часов
24. Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов

1

25. Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

1

26. Электрическое поле.

1

27. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон
сохранения электрического заряда.

1

28. Строение атомов.

1

29. Объяснение электрических явлений

1

30. Электрический ток. Источники электрического тока.

1

31. Электрическая цепь и её составные части.

1

32. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.
Направление электрического тока.

1

33. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и
растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

1

34. Сила тока. Амперметр.

1

35.

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи.
Измерение силы тока на её различных участках»

1

36. Электрическое напряжение. Вольтметр.

1

37. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на
различных участках электрической цепи»

1

38. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое
сопротивление проводников.

1

39. Закон Ома для участка цепи.

1

40. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

41. Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Измерение силы тока и
его регулирование реостатом»

1

42. Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления
проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

43.

Последовательное и параллельное соединения проводников

1

44. Решение задач по теме «Последовательное и параллельное
сопротивление проводников»

1

45. Работа и мощность электрического тока.

1

46. Лабораторная работа №8 « Измерение мощности и работы
тока в электрической лампе».

1

47. Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Электронагревательные приборы.

1

Счетчик электрической энергии. Короткое замыкание.
Предохранители.

1

49. Расчет электроэнергии потребляемой бытовыми
электроприборами. Решение задач по теме: «Электрические

1

48.

явления»
50.

Контрольная работа № 2 по теме: «Электрические явления»

1

Электромагнитные явления. 7 часов
51. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

1

52. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №9
«Сборка электромагнита и испытание его действия»»

1

53. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

54. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель. Динамик и микрофон.

1

55.

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического
двигателя постоянного тока на модели»

1

56.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Электромагнитные явления».

1

57. Контрольная работа №3 по теме: «Электромагнитные
явления».

1

Световые явления. 9 часов
58. Источники света. Прямолинейное распространение света.

1

59. Отражение света. Законы отражения света.

1

60. Плоское зеркало.

1

61. Преломление света.

1

62. Линзы. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы.
Изображения, даваемые линзой.

1

63. Лабораторная работа №10 « Изучение свойств изображения в
линзах».

1

64. Решение задач по теме: «Световые явления».

1

65. Контрольная работа №4 «Световые явления».

1

66.

Работа над ошибками. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.

1

Итоговое повторение. 2 часа
67. Повторение материала за 8 класс

1

68. Итоговая контрольная работа

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».