Аннотация к РП_История_9 класс

Аннотация к рабочей программе по предмету
«История России. Всеобщая история» 8 класс на 2022-2023 учебный год
№п/п
1
Нормативноправовая
документация

2
3

Кол-во часов
Цель

1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
года №273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2012г.);
2. Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в
соответствии с Примерной программой по истории для 5 – 9х
классов (2012 г., стандарты второго поколения);
4. Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях РФ, реализующих основные
общеобразовательные программы, утверждённой 23.10.2020г. №
ПК-1вн;
5. Положения № 54 «Об использовании дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ» от 20.04.2020 г.;
6. Образовательной программы МБОУ СОШ с. Конёво на 2022-2023
гг.;
7. Учебного плана МБОУ СОШ с. Конёво на 2022-2023 гг.
8. Рабочих программ. Всеобщая история. 5-9 класс. М.: Просвещение;
9. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы:
М.: «Просвещение
10. Всеобщая история. История Нового времени. Юдовская А.Я.,
Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./ под ред. Искандерова А.А./ м.:
«Просвещение».
11. История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Левандовский А.А., Токарева А.Я. и др./Под ред. Торкунова А.В.М.: «Просвещение».
66 часов за учебный год (2 часа в неделю)
 воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей
Родины, к правам и свободам человека,
 демократическим принципам общественной жизни;
 освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной
и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
преемственности;
 овладение элементарными методами исторического познания,
умениями работать с различными источниками исторической
информации;
 формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с
исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;



4

Содержание
учебного
предмета

применение знаний и представлений об исторически сложившихся
системах социальных норм и ценностей для жизни в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного
отношения к представителям других народов и стран.
 Формирование
общей
картины
исторического
развития
человечества, получение учениками представлений об общих,
ведущих процессах, явлениях и понятиях;
 Развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
 Приобщение учащихся к национальным и мировым культурным
традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского
самосознания.
Всеобщая история
Раздел I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Индустриальная революция: достижения и проблемы
Основные черты индустриального общества (классического капитализма):
свобода, господство товарного производства и рыночных отношений,
конкуренция,
быстрая
техническая
модернизация.
Завершение
промышленного переворота.
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.ЧЕЛОВЕК
В НОВУЮ ЭПОХУ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВАК ОБЩЕСТВУ
ИНДУСТРИАЛЬНОМУ . Успехи машиностроения. Переворот в средствах
транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники
энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы
перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление
процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли
банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии.
Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция
и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия.
Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское
движение за уравнение в правах.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.
Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии,
биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные
течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон,
Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак).
Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в
литературе.
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен
Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод
Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден.
Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка: Ф. Шопен, Д.
Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и
государство. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения
первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства
общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и
Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение

ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти
Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика
консульства
и
империи.
Французский
гражданский
кодекс.
Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского
общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона
Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский
конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского
конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба.
Парламентская
реформа
1832 г. Установление
законченного
парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская
мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после
реставрации Бурбонов. Революция 1848 г. Вторая империя. Революции
1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей.
Революция 1848 г.
Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.
Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких
государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование
Северогерманского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло
Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе
Мадзини. Национальное объединение Италии. Война, изменившая карту
Европы. Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение
объединения Германии и провозглашение Германской империи.
Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—
XX вв.ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем.
Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе
империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство.
Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон
против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы.
Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к
«мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент.
Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая
избирательная
реформа
1867 г.
Пора
реформ.
Особенности
экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение
лейбористской партии. Д.Макдональд. Реформы во имя классового мира.
Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты. Третья республика во
Франции. Особенности экономического развития. От свободной
конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз
капитала. Особенности политического развития. Демократические
реформы. Франция - первое светское государство среди европейских
государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса».
Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и
подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная

монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция - плата
за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к
реформам. Д. Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и
самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов
Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов.
Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало
промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка».
Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в
первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского
общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное
хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста.
Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга.
Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США в период монополистического капитализма. Экономическое
развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым».
Господство трестов. Президентская республика. Структура американского
общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация
труда. «Прогрессивная эра». Т. Рузвельт и политика реформ. «Доктрина
Монро». Агрессивная внешняя политика США. Латинская Америка.
Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба
народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие
независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие.
«Латиноамериканский
плавильный
котел».
Страны Западной Европы и США в 19-начале 20 в. Повторительнообобщающий урок.
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП
КОЛОНИАЛИЗМА
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии
европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации.
Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое
устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к
национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов —
попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс
на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг.
Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное
разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное
перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный
конгресс: «умеренные» и «крайние». Б. Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия
населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами.
Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за
независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание
ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯВ КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ
XX в.

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада
Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание
противоречий между великими державами и основные узлы
противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англогерманское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны.
Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость
Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой
мировой войны. Пацифистское движение. Второй интернационал против
войн и политики гонки вооружений.
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ
Российская империя в XIX – начале XX в.
Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты
либеральных реформ. Негласный комитет. Реформы государственного
управления. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. –
важнейшее событие отечественной и мировой истории XIX в. Россия –
великая мировая держава. Либеральные и охранительные тенденции во
внутренней политике. Движение и восстание декабристов.
Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные
тенденции. Социально-экономическое развитие России в первой половине
XIX в. Рост городов. Начало промышленного переворота и его
особенности в России. Кодификация права. Оформление официальной
идеологии. Сословная структура российского общества. Крестьянский
вопрос. Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Этнокультурный облик
страны. Национальная политика. Кавказская война. Внешняя политика
России в период правления Николая I. Крымская война. Культурное
пространство империи в первой половине XIX в.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II.
Великие реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и
гражданскому обществу. Национальная и религиозная политика.
Общественное движение в период правления.
Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы».
Национальная и религиозная политика. Экономическая модернизация
через государственное вмешательство в экономику. Промышленный
подъём на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация.
Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в
1880–1890-е гг. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни
страны. Внешняя политика 25 Александра III. Культура и быт народов
России во второй половине XIX в.
Россия на пороге ХХ в.: динамика и противоречия развития.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур.
Формирование новых социальных страт. Имперский центр и
национальные регионы. Система власти.

Николай II. Общественно-политические движения и политические
партии в начале XX в. Политический терроризм. Первая российская
революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России. «Основные
Законы Российской империи» 1906 г. Общественное и политическое
развитие России в 1907–1914 гг. Россия в системе международных
отношений. Внешняя политика Николая II. Национальная и религиозная
политика. «Серебряный век» российской культуры: основные тенденции
развития русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования.
Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Синхронизация.
Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран
в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение
конституционных и парламентских монархий. Создание Германской
империи. Образование единого государства в Италии. США в XIX –
начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и
образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи,
Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Колониальный раздел
Африки. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX
в. Развитие науки, образования и культуры в Новое время.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.
Государственная политика в области культуры. Основные стили в
художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как
стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской
литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр,
живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические
экспедиции.
Открытие
Антарктиды.
Деятельность
Русского
географического общества. Школы и университеты. Народная культура.
Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в
усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт во второй половине XIX в. Развитие городской
культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни.
Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение
грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в
формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая
культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры.
Становление национальной научной школы и её вклад в мировое научное
знание. Достижения российской науки. Общественная значимость
художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр.

Архитектура и градостроительство.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».