Аннотация к рабочей программе по предмету Неорганическая химия Для 8 – 9 классов на 2022 – 2023 учебный год Нормативно – правовая основа Количество часов Цель изучения учебного предмета Содержание учебного предмета - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 и Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" - Паспорт национального проекта «Образование» (утв.президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). - Примерной программы учебного курса, включенной в содержательный раздел примерной основной программы общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года №1/15. - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах. 8 класс – 68 часов 9 класс – 68 часов - освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; - овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями, - воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 8 класс Первоначальные химические понятия – 26 часов Кислород. Горение – 6 часов Водород – 3 часа Вода. Растворы -8 часов Количественные отношения в химии – 5 часов Важнейшие классы неорганических соединений – 9 часов Периодический закон и строение атома – 4 часа Строение вещества. Химическая часть - 6 часов 9 класс 1. Классификация химических реакций – 4 часа 2. Химические реакции в водных растворах – 12 часов 3. Галогены – 4 часа 4. Кислород и сера – 6 часов 5. Азот и фосфор – 8 часов 6. Углерод и кремний – 10 часов 7. Металлы – 11 часов 8. Первоначальные представления об органических веществах -13часов Календарно - тематическое планирование по химии в 9 классе № Планируемые результаты Тема урока Предметные Метапредметные Личностные Повторение основных вопросов 8 класса (3 часа) 1. Техника безопасности в кабинете химии. Строение атома. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете строения атома. Научатся: владеть навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; знать лабораторное оборудование и химической посуды, правилам поведения и техники безопасности в кабинете химии. Получат возможность научиться: характеризовать строение атома, электроны, протоны, нейтроны. Обсуждать о периодическом законе, периодической системе химических элементов.Металические и неметаллические свойства веществ 2 Химическая связь. Строение вещества. Научатся: Определять условия и факторы возникновения химических связей, типы химической связи. Обсуждать о строении вещества. Получат возможность научиться: Обсуждать существенные признаки ковалентной полярной, Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: выявление особенностей и признаков объектов; приводить примеры. Коммуникативные: взаимодействие в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и Становление основ новых знаний, понятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических чувств понимания. Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации. Стремление к 3 Основные классы неорганических веществ, их связь между собой. ковалентной неполярной и ионной связи. Подготавливать краткие сообщения о строении вещества позицию. Научатся: Выявлять на основе сообщения презентации основные классы неорганических соединений. Обсуждать закономерности , на основе которых их можно отличить друг от друга.. Познавательные: формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности при решении проблемы. Получат возможность научиться: Определять по формуле кислоты, соли, оксиды и основания. Обсуждать о связи между собой. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. познанию того, что неизвестно, но интересно. Определение значимости знаний. Коммуникативные: поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч) 4 Окислительно – восстановительные реакции Научатся: Классифицировать химические реакции. Приводить примеры реакций каждого типа. Распознавать окислительно-восстановительные реакции по уравнениям реакций. Получат возможность Познавательные: построение логической цепи рассуждений; установление причинноследственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с Осознание ценностей знаний и применение их на практике. Использование знаний для решения учебных задач. научиться: Определять по уравнению реакции окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления. задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: владение монологической и диалогической формами речи. 5 Тепловой эффект хим. реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям. Научатся: Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Получат возможность научиться: Вычислять тепловой эффект реакции по термохимическому уравнению Коммуникативные: учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Составлять термохимические уравнения реакций. 6 Скорость химических реакций. Научатся: Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Получат возможность научиться: Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Использование знаний для решения учебных задач. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоение изучаемого материала. Познавательные: умение применять полученные данные для решения практических задач. Коммуникативные: умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Овладение системой знаний 7 Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость Научатся: Проводить химические опыты, при изучении влияния условий проведения химической реакции. Проводить групповые наблюдения во время проведения лабораторных опытов. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе; объяснение существенных признаков понятий темы. Овладение практическими умениями работы с картой. Овладение системой знаний . Получат возможность научиться: Участвовать в обсуждении результатов опытов. Делать определенные выводы. Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга. Регулятивные: прогнозировать результаты усвоения материала. 8 Химическое равновесие. Условия его смещения. Научатся: Давать определение скорости химической реакции и ее зависимость от условий протекания реакции Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Получат возможность научиться: Давать определения понятий «химическое равновесие», «прямая реакция» и «обратная реакция», условия смещения химического равновесия Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия, понимать позицию другого, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Овладение системой знаний Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. 9 Обобщение и систематизация знаний. Решение задач Научатся: решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций с использованием массы, количества вещества или объема одного из вступивших или Познавательные: самостоятельно выделять и формировать цели; анализировать вопросы и Осознание целостности полученных знаний. получающихся в реакции веществ формировать ответы. Получат возможность научиться: Выполнять задания на заданные темы. Делать определенные выводы при решении задач Коммуникативные: участвовать коллективом в обсуждении проблем; обмен мнениями, понимать позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий. Тема 2. Электролитическая диссоциация (7ч) 10 11 Сущность процесса электролитической диссоциации Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Научатся: Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Познавательные: умение организовывать свою деятельность. Осознание целостности полученных знаний. Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу. Получат возможность научиться: Обсуждать и объяснять причину электропроводимости водных растворов, солей, кислот и щелочей и иллюстрировать примерами изученные понятия Регулятивные: формирование и развитие умений вести самостоятельный поиск, отбор информации. Научатся: давать определение понятий «кислота», «основание», «соль» с точки зрения теории электролитической диссоциации. Познавательные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. Получат возможность научиться: объяснять общие свойства кислотных и щелочных растворов наличием в них ионов Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу. Овладение системой знаний. 12 Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. водорода и гидроксид-ионной соответственно, а также составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей Регулятивные: формирование и развитие умений вести самостоятельный поиск, отбор информации. Научатся: Давать определения понятий «электролит», неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Давать определения понятий «степень электролитической диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты». Получат возможность научится: Понимать, в чем состоит разница между сильными и слабыми электролитами Овладение системой знаний. Коммуникативные: умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. 13 Реакции ионного обмена. Научатся: Определять реакции ионного обмена, условия их протекания. Уметь составлять полные и сокращенные ионные уравнения необратимых реакций и разъяснять их сущность Предметные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. Получат возможность научиться: приводить примеры реакций ионного обмена, идущих до конца Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Овладение системой знаний. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. 14 Гидролиз солей. Научатся: Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Давать определение гидролиза солей. Получат возможность научиться: составлять уравнения реакций гидролиза солей и определять характер среды растворов солей по их составу Познавательные: самостоятельно выделять и формировать цели; анализировать вопросы, формировать ответы. Овладение системой знаний и применение их в жизненных ситуациях. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмен мнениями, понимание позиции партнера. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. 15 Практическая работа №2.Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов». Научатся: Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности. Предметные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить групповые наблюдения во время проведения лабораторных опытов. Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Получат возможность научиться: применять теоретические знания на практике, объяснять наблюдения и Регулятивные: сохранение учебной задачи Использование знаний для решения учебных задач. результаты проводимых опытов Обсуждать в группах результаты опытов. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Распознавать реакции ионного обмена по уравнениям реакций. Составлять ионные уравнения реакций. Составлять сокращённые ионные уравнения реакций 16 Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация». Научатся: применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Овладение системой знаний Коммуникативные: учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоение изучаемого материала. Тема 3. Галогены(5 ч) 17 Характеристика галогенов Научатся: Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Получат возможность научиться: Объяснять закономерности изменения свойств галогенов с увеличением атомного номера. Определять Познавательные: умение применять полученные данные для решения практических задач. Коммуникативные: умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, Осознание целостности природы. принадлежность веществ к определённому классу соединений. развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу 18 Хлор Научатся: Характеризовать элемент хлор. Знать физические и химические свойства хлора Познавательные: выявление особенностей и признаков объектов; приводить примеры. Получат возможность научиться сравнивать свойства простых веществ хлора, разъяснять эти свойства в свете представлений об окислительновосстановительных процессах Коммуникативные: взаимодействие в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию. Осознание целостности географической среды. Овладение системой знаний и применение их в жизненных ситуациях. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. 19 Хлороводород: получение и свойства Научатся: Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Получат возможность научиться: Выявлять проблемы и перспективы развития АПК в России на основе анализа дополнительных источников Познавательные: формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Овладение системой знаний и применение их в жизненных ситуациях. географической информации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Подготавливать краткие сообщения или презентации об истории становления транспорта в России 20 Соляная кислота и ее соли Научатся: Распознавать опытным путём соляную кислоту и её соли, а также бромиды и иод иды. Получат возможность научиться: Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде 21 Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств Научатся: Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Получат возможность научиться: Распознавать опытным путём соляную кислоту и её соли, а также бромиды и иодиды. Познавательные: установление причинно-следственных связей. Овладение системой знаний Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; синтезировать имеющиеся знания; выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли. Коммуникативные: формирование и развитие творческих способностей. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации Осознание целостности знаний как важнейшего компонента научной карты мира. целей. Тема 4. Кислород и сера (6 ч) 22 Характеристика кислорода и серы Научатся: Определять закономерности изменения свойств элементов в А-группах, определение понятия аллотропии. Уметь давать общую характеристику элементов и простых веществ подгруппы кислорода, объяснять, почему число простых веществ в несколько раз превосходит число химических элементов, характеризовать роль озона в атмосфере Получат возможность научиться: Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA-группы. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения. Овладение на уровне общего образования системой знаний. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Регулятивные: умение организовать свою деятельность, определять ее задачи и оценивать достигнутые результаты. Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ. 23 Сера. Физические и химические свойства серы. Применение. Научатся: Характеризовать физические и химические свойства серы, ее аллотропные модификации. Получат возможность научиться: составлять уравнения реакций, подтверждающих окислительные и восстановительные свойства серы, сравнивать свойства простых веществ серы и кислорода, разъяснять эти свойства в свете представлений об окислительно- Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Овладение на уровне общего образования системой знаний. 24 Сероводород. Сульфиды восстановительных процессах Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формировать цель; составлять план и последовательность действий. Научатся: Определять способ получения сероводорода в лаборатории и его свойства.. Познавательные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. Получат возможность научиться: Обсуждать и записывать уравнения реакций, характеризующих свойства сероводорода, в ионном виде Овладение на уровне общего образования системой знаний. Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: формирование и развитие умений вести самостоятельный поиск, отбор информации. 25 Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Научатся: Характеризовать оксид серы (IV), давать харатеристику сероводородной и сернистой кислотам, а также их солям. Получат возможность научиться: составлять уравнения реакций, характеризующих свойства этих веществ, объяснять причину выпадения кислотных дождей Познавательные: самостоятельно выделять и формировать цели; анализировать вопросы, формировать ответы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмен мнениями, понимание позиции партнера. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Овладение системой знаний и применение их в жизненных ситуациях. Формирование установки на ответственное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения. 26 Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Научатся: Характеризовать оксид серы (VI), серную кислоту, определять свойства разбавленной серной кислоты. Получат возможность научиться: Определять принадлежность веществ к определённому классу соединений. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве выдвигаемых положений. Овладение на уровне общего образования системой знаний. Коммуникативные: взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнение и позиции. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу. 27 Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». Научатся Распознавать опытным путём растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Получат возможность научиться: Вычислять по химическим уравнениям массу, объём и количество вещества одного из продуктов реакции по Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнение и позиции, допускать существование разных точек зрения. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к Овладение системой знаний массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. мобилизации сил и энергии Научатся: применять знание периодической системы и строения атома при характеристике химических элементов. Знать свойства азота. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Тема 5. Азот и фосфор (8 ч) 28 Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота. Получат возможность научиться: объяснять причину химической инертности азота, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства азота, и разъяснять их с точки зрения представлений об окислительновосстановительных процессах 29 Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение. Научатся: Определять механизм образования иона аммония, химические свойства аммиака. Получат возможность научиться: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аммиака, и разъяснять их с точки зрения представлений об электролитической диссоциации и окислительновосстановительных процессов Овладение системой знаний. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. Познавательные: становление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: умение Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; построение логической цепи рассуждений. организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. 30 Практическая работа №5.Получение аммиака и изучение его свойств. Научатся: получать аммиак реакцией ионного обмена и доказывать опытным путем, что собранный газ – аммиак Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование. Получат возможность научиться: анализировать результаты опытов и делать обобщающие выводы Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. 31 Соли аммония. Научатся: Определять качественную реакцию на ион аммония. Получат возможность научиться: составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей аммония, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации 32 Азотная кислота. Научатся: Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Устанавливать принадлежность веществ к определённому Познавательные: установление причинно-следственных связей и зависимости между объектами. Коммуникативные: планирование цели и способы взаимодействия; обмен мнениями, понимание позиции партнера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; построение логической цепи рассуждений. Овладение системой знаний Регулятивные: сохранение учебной задачи; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование. Коммуникативные: формирование Овладение системой знаний 33 Соли азотной кислоты классу соединений. собственного мнения и позиции. Получат возможность научиться: составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе производства азотной кислоты, и разъяснять закономерности их протекания, составлять уравнения реакций между разбавленной и концентрированной азотной кислотой и металлами, объяснять их в свете представлений об окислительновосстановительных процессов Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Научатся: Обсуждать качественную реакцию на нитрат-ион. Познавательные: становление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Получат возможность научиться: отличать соли азотной кислоты от хлоридов, сульфатов, сульфидов и сульфитов, составлять уравнения реакций разложения нитратов Овладение системой знаний Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. 34 Фосфор. Физические и химические свойства фосфора. Научатся: Характеризовать аллотропные модификации фосфора, свойства белого и красного фосфора. Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование. Овладение системой знаний 35 Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли. Получат возможность научиться: составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства фосфора Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Научатся: Характеризовать свойства фосфорного ангидрида и фосфорной кислоты. Понимать значение минеральных удобрений для растений Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование. Получат возможность научиться: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида фосфора (V) и фосфорной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах, проводить качественную реакцию на фосфат-ион. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Овладение системой знаний Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Тема 6. Углерод и кремний (9 ч) 36 Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода Научатся: Характеризовать элементы IVA-группы (подгруппы углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA-группы. Познавательные: выявление особенностей и признаков объектов; приводить примеры. Коммуникативные: взаимодействие в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и Овладение системой знаний 37 Химические свойства углерода. Адсорбция Получат возможность научиться: Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ. позицию. Научатся: Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Соблюдать технику безопасности. Определять свойства простого вещества угля, иметь представление о адсорбции Коммуникативные: учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Получат возможность научиться: составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода 38 Оксид углерода (II) - угарный газ Научатся Определять строение и свойства оксида углерода (II), его физиологическое действие на организм человека. Получат возможность научиться: составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства оксида углерода (II) Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Овладение системой знаний Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоение изучаемого материала. Познавательные: становление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, Овладение системой знаний выбирать средства для реализации целей. 39 Оксид углерода (IV) углекислый газ. Научатся: Обсуждать свойства оксида углерода (IV) Получат возможность научиться: составлять уравнение реакции, характеризующей превращение карбонатов в гидрокарбонаты, проводить качественные реакции на оксид углерода (IV) и карбонат-ион Предметные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. Овладение системой знаний Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. 40 Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе Научатся: Обсуждать свойства и угольной кислоты. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Получат возможность научиться: составлять уравнение реакции, характеризующей превращение карбонатов в гидрокарбонаты, проводить качественные реакции на оксид углерода (IV) и карбонат-ион Коммуникативные: умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Овладение системой знаний 41 42 Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Кремний. Оксид кремния (IV) Научатся: получать и собирать оксид углерода (IV) в лаборатории и доказывать наличие данного газа. Получат возможность научиться: Распознавать опытным путём углекислый газ, карбонат - и силикат-ионы. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Устанавливать по химической формуле принадлежность веществ к определённому классу соединений. Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия, понимать позицию другого, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Научатся: Доказывать кислотный характер высших оксидов углерода и Овладение системой знаний Коммуникативные: умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Научатся: Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния, объяснять причину их различия. Получат возможность научиться: Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде. Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов. Распознавать опытным путём углекислый газ, карбонат - и силикат-ионы. 43 Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Овладение системой знаний Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; Овладение системой знаний кремния. Получат возможность научиться: составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремния, оксида кремния (IV), кремниевой кислоты. Иметь представление о силикатной промышленности приводить примеры в качестве выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнение и позиции, допускать существование разных точек зрения. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу. 44 Контрольная работа №2 по темам: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний». Научатся: применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы Познавательные: умение вести самостоятельный поиск Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Тема 7. Общие свойства металлов (13ч) 45 Характеристика металлов Научатся: Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их Познавательные: выявление особенностей и признаков Овладение системой знаний атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Получат возможность научиться: Исследовать свойства изучаемых веществ. применять знания о металлической связи для разъяснения физических свойств металлов 46 Нахождение металлов в природе и общие способы их получения Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Коммуникативные: взаимодействие в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Научатся: Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Готовить компьютерные презентации по теме Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия, понимать позицию другого, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Получат возможность научиться: Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде 47 объектов; приводить примеры. Научатся: пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов, составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов Овладение системой знаний Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Предметные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. Овладение системой знаний Получат возможность научиться: объяснять свойства металлов в свете представлений об окислительновосстановительных процессах Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. 48 49 Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Щелочные металлы. Научатся: Определять особенности состава и свойств чугуна и стали, дюралюминия, бронзы Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование. Получат возможность научиться: разъяснять проблемы безотходных производств в металлургии. Знать состав и строение сплавов, отличие от металлов. Уметь объяснять, почему в технике широко используют сплавы Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Научатся: характеризовать щелочные металлы по положению в периодической таблице и строению атомов Познавательные: становление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Получат возможность научиться составлять уравнения реакций, характеризующих свойства щелочных металлов и их соединений, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных Овладение системой знаний Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с Овладение системой знаний процессов условиями коммуникации. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. 50 Магний. Щелочноземельные металлы. Научатся: характеризовать элементы IIАгруппы по положению в периодической таблице и строению атомов Получат возможность научиться: составлять уравнения реакций, характеризующих свойства магния и его соединений, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительновосстановительных процессах. Предметные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. Овладение системой знаний Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. 51 Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Научатся: характеризовать элементы IIАгруппы по положению в периодической таблице и строению атомов Познавательные: выявление особенностей и признаков объектов; приводить примеры. Получат возможность научиться: составлять уравнения реакций, характеризующих свойства кальция и его соединений, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительновосстановительных процессах. Знать Коммуникативные: взаимодействие в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: прогнозируют Овладение системой знаний 52 Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. качественную реакцию на ион кальция. Знать, чем обусловлена жесткость воды. Уметь разъяснять способы устранения жесткости результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Научатся: составлять уравнения химических реакций, характеризующих общие свойства алюминия Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Получат возможность научиться: объяснять эти реакции в свете представлений об окислительновосстановительных процессов Коммуникативные: учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Овладение системой знаний Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоение изучаемого материала. 53 Важнейшие соединения алюминия Научатся: доказывать амфотерный характер соединения, составлять уравнения соответствующих химических реакций Получат возможность научиться: объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации Познавательные: установление причинно-следственных связей и зависимости между объектами. Коммуникативные: планирование цели и способы взаимодействия; обмен мнениями, понимание позиции партнера. Овладение системой знаний Регулятивные: сохранение учебной задачи; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. 54 Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Научатся: Обсуждать строение атома железа, физические и химические свойства железа Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; синтезировать имеющиеся знания; выбор Овладение системой знаний Получат возможность научиться: разъяснять свойства железа в свете представлений об окислительновосстановительных процессах и электролитической диссоциации оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли. Коммуникативные: формирование и развитие творческих способностей. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. 55 Соединения железа Научатся: Знать свойства соединений Fe+2 и Fe+3 Получат возможность научиться: составлять уравнения реакций в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах Познавательные: выявление особенностей и признаков объектов; приводить примеры. Овладение системой знаний Коммуникативные: взаимодействие в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. 56 Практическая работа №7Решение экспериментальных задач по теме«Металлы и их соединения». Научатся: выполнять экспериментальные задачи индивидуально разными способами Получат возможность научиться: выбирать наиболее Предметные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение Овладение системой знаний рациональный ход решения, делать выводы на основании наблюдений логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. 57 Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов». Научатся: применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формировать цель; составлять план и последовательность действий. Тема 8. Основы органической химии(10 ч) 58 Первоначальные сведения о строении органических веществ. Научатся: Обсуждать основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Овладение системой знаний Получат возможность научиться: записывать структурные формулы органических веществ на примере алканов Коммуникативные: учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоение изучаемого материала. 59 Упрощенная классификация органических соединений. Научатся: определять причины многообразия органических веществ, основные признаки классификации органических соединений Получат возможность научиться: определять изомеры из предложенного перечня структурных формул органических веществ, ориентироваться в классификации органических соединений 60 Предельные углеводороды. Мета, этан. Научатся: Обсуждать отдельных представителей алканов (метан, этан, пропан, бутан), их физические и химические свойства, определения гомологов, гомологического ряда Получат возможность научиться: составлять структурные формулы алканов Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование. Овладение системой знаний Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: формирование и развитие умений вести самостоятельный поиск, отбор информации. Овладение системой знаний 61 Непредельные углеводороды. Этилен. Научатся: Составлять структурную формулу этилена, его физические и химические свойства, качественные реакции на непредельные углеводороды. Получат возможность научиться: составлять структурные формулы гомологов этилена 62 Полимеры Научатся: Составлять структурную формулу ацетилена, его физические и химические свойства Получат возможность научиться: составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства ацетилена Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование. Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. 63 Производные углеводородов. Спирты. Научатся: Обсуждать определение спиртов, общую формулу спиртов, физиологическое действие метанола и этанола на организм Получат возможность Овладение системой знаний Предметные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. Овладение системой знаний. научиться составлять уравнения реакций, характеризующих свойства спиртов Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. 64 Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры Научатся: определять формулы муравьиной и уксусной кислот, иметь представление о сложных эфирах Получат возможность научиться: составлять уравнения химических реакций, характеризующих общие свойства кислот, на примере муравьиной и уксусной кислот. состав, физические свойства, применение и биологическую роль жиров 65 Углеводы Познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществление пошагового и итогового контроля. Научатся: определять молекулярные формулы глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы, качественную реакцию на глюкозу и крахмал, биологическую роль глюкозы и сахарозы Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Получат возможность научиться: определять сходства и различие крахмала и целлюлозы Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации. Стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно. Овладение системой знаний Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации целей. 66 Аминокислоты. Белки Научатся: определять молекулярные формулы глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы, качественную реакцию на глюкозу и крахмал, биологическую роль глюкозы и сахарозы Получат возможность научиться: определять сходства и различие крахмала и целлюлозы 67 Контрольная работа №4 по теме: «Органическая химия». Научатся: применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование. Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формировать цель; составлять план и последовательность действий. 68 Обобщение знаний, полученных в 9 кл. Научатся: обобщать основные понятия курса химии 9 класс Овладение системой знаний Познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществление пошагового и итогового контроля Поделиться