РП_История_9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Рабочая программа
учебного предмета
__История России. Всеобщая история__
Предмет

________________9________________
Класс
основного общего образования
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Дерягина Лариса Юрьевна,
учитель истории и обществознания

С. Конево
2022 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2012г.);
2. Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в
соответствии с Примерной программой по истории для 5 – 9х классов
(2012 г., стандарты второго поколения);
4. Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях РФ, реализующих основные
общеобразовательные программы, утверждённой 23.10.2020г. № ПК-1вн;
5. Положения № 54 «Об использовании дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ» от 20.04.2020 г.;
6. Образовательной программы МБОУ СОШ с. Конёво на 2022-2023 гг.;
7. Учебного плана МБОУ СОШ с. Конёво на 2022-2023 гг.
8. Рабочих программ. Всеобщая история. 5-9 класс. М.: Просвещение;
9. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: М.:
«Просвещение»
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников:
Всеобщая история:
- Всеобщая история. История Нового времени. Юдовская А.Я., Баранов П.А.,
Ванюшкина Л.М./ под ред. Искандерова А.А./ м.: «Просвещение».
История России:
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А.,
Токарева А.Я. и др./Под ред. Торкунова А.В.- М.: «Просвещение».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам
курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса. Рабочая программа
способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание
патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам
и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые
необходимы для жизни в современном обществе.
Изучение истории на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:

 воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей
Родины, к правам и свободам человека,
 демократическим принципам общественной жизни;
 освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и
всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
преемственности;
 овладение элементарными методами исторического познания, умениями
работать с различными источниками исторической информации;
 формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с
исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
 применение знаний и представлений об исторически сложившихся
системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в
межкультурном
взаимодействии,
толерантного
отношения
к
представителям других народов и стран.
 Формирование общей картины исторического развития человечества,
получение учениками представлений об общих, ведущих процессах,
явлениях и понятиях;
 Развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
 Приобщение учащихся к национальным и мировым культурным
традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского
самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих
образовательных и воспитательных задач:
 Основными образовательными задачами курса являются:
 Формирование исторического мышления у обучающихся;
 Развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
 Формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на
фактологические и проблемные вопросы;
 Формирование умений пользоваться историческими терминами и
понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
 Формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей
средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху
новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху
новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
 Формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху
новейшего времени;
 Формирование представлений о политических институтах и умений
оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
 Формирование правовой культуры;
 Формирование представлений о возникших в эпоху новейшего времени
общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения
в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

 Развитие познавательных способностей обучающихся (видеть красоту в
культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от
общения с ними;
 Формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
 Развитие личностных качеств обучающихся на основе примеров из
истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества,
благородства, мудрости.
Концепция программы:
Главная идея программы по истории - приобретение обучающимися
исторических знаний, приведенные в простейшую
пространственнохронологическую систему,
учить их оперировать исторической
терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомить
с основными
способами исторического анализа. Изучение курса
ориентировано на личностное развитие обучающихся, социализации и
формирования мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Обоснованность:
В современной России образование вообще и историческое образование
в частности служит важнейшим ресурсом
социально-экономического,
политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI
в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире,
широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе,
глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием
представителей различных этнических и социальных групп и др.
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории
рабочая программа устанавливает следующую систему распределения
учебного материала и учебного времени для 9 класса: 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 9 класс
Требования к результатам обучения предполагают реализацию
деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов
в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение
учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их
реализующими.
Личностные результаты изучения истории включают:
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о
народах и этнических группах России на примере историко–культурных
традиций, сформировавшихся на территории России;

уважение к другим народам России и мира и принятие их;
межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической
идентичности;


уважение к истории родного края, его культурным и историческим
памятникам;

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый
период;

устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную
оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам
насилия и готовность противостоять им;

внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в
истории страны;

развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания
чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и
своего края;

формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог
на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

готовность к выбору профильного образования, определение своих
профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:


самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым
учебным материалом;

планировать пути достижения целей, устанавливать целевые
приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства
достижения целей;

самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце
действия, так и по ходу его реализации;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы,
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
путём сотрудничества;

работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;

выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать
решения и делать выбор;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую
взаимопомощь путём сотрудничества;

адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить
монологические контекстные высказывания;


организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия, планировать общие

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь
убеждать;

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение
цели в совместной деятельности;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;

проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов, проводить исследование её объективности (под руководством
учителя);

делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:


знание истории и географии края, его достижений и культурных
традиций в изучаемый период;

установление взаимосвязи между общественным движением и
политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

определение и использование основных исторических понятий периода;

установление причинно–следственных связей, объяснение исторических
явлений;

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и
научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с
использованием понятийного и познавательного инструментария социальных
наук;

анализ и историческая оценка действий исторических личностей и
принимаемых ими решений;

сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок
исторических событий и личностей;

определение собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности
социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие)
в сравнении с государствами Западной Европы);

систематизация информации в ходе проектной деятельности,
представление её результатов в различных видах, в том числе с
использованием наглядных средств;


приобретение
опыта
историко-культурного,
историко–
антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных
явлений;
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе
учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями,
умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также
даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные
исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,
макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.


7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в
общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Содержание учебного предмета
Всеобщая история
Раздел I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Индустриальная революция: достижения и проблемы
Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода,
господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая
техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ
ЭПОХУ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВАК ОБЩЕСТВУ
ИНДУСТРИАЛЬНОМУ . Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта.
Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм
свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность
развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов.
Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии.
Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция и эмиграция
населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс.
Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия
быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии,
медицины. Наука на службе у человека.
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и
критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз
Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг.
Воплощение эпохи в литературе.
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в
живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар.
Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка: Ф.
Шопен, Д. Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.
Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в.
Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм —
марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение
ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта.
Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский
гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского
общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в
Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и

европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы
международных отношений.
Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская
реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское
движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя
политика Англии.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов.
Революция 1848 г. Вторая империя. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии.
Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с
Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове.
Образование Северогерманского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур.
Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное
объединение Италии. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья
республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской
империи.
Парижская
коммуна.
Попытка
реформ.
Поражение
коммуны.
Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.ПУТЕМ
МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое
устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое
развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией.
«Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные
реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к
«мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского
общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ.
Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение
лейбористской партии. Д.Макдональд. Реформы во имя классового мира. Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты. Третья республика во Франции. Особенности
экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму.
Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические
реформы.
Франция первое
светское
государство
среди
европейских
государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста.
Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины
медленного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения
протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Д. Джолитти. Внешняя политика.
Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания
народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна
народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный
вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности
промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус
Маккормик. Идеал американского общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина».
Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста.
Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн -президент,
сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства.
Закон о гомстедах. Победа северян.
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после
гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов.

Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные
проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Т. Рузвельт и политика
реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США. Латинская Америка.
Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов
Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств.
«Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Страны Западной Европы и США в 19-начале 20 в. Повторительно-обобщающий урок.
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими
державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты
экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества.
Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить
утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не
состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных
держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение
традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и
эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Б. Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы
и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и
Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки.
Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯВ КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской
империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между
великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский
союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны.
Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии,
Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки
вооружений.
История России
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ
Российская империя в XIX – начале XX в.
Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных
реформ. Негласный комитет. Реформы государственного управления. Внешняя политика
России. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие отечественной и мировой
истории XIX в. Россия – великая мировая держава. Либеральные и охранительные
тенденции во внутренней политике. Движение и восстание декабристов.
Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции.
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало
промышленного переворота и его особенности в России. Кодификация права. Оформление
официальной идеологии. Сословная структура российского общества. Крестьянский
вопрос. Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Этнокультурный облик страны.
Национальная политика. Кавказская война. Внешняя политика России в период правления
Николая I. Крымская война. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Социальная и правовая модернизация страны при Александре II. Великие реформы
1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу.
Национальная и религиозная политика. Общественное движение в период правления.
Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и
религиозная политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство
в экономику. Промышленный подъём на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и
урбанизация. Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в 1880–
1890-е гг. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Внешняя
политика 25 Александра III. Культура и быт народов России во второй половине XIX в.
Россия на пороге ХХ в.: динамика и противоречия развития. Демография, социальная
стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт.
Имперский центр и национальные регионы. Система власти.
Николай II. Общественно-политические движения и политические партии в начале XX в.
Политический терроризм. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало
парламентаризма в России. «Основные Законы Российской империи» 1906 г. Общественное
и политическое развитие России в 1907–1914 гг. Россия в системе международных
отношений. Внешняя политика Николая II. Национальная и религиозная политика.
«Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры
начала XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую
культуру.
Синхронизация.
Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале
XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских
монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии.
США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и
образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Политическое и
социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX –
начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения.
Международные отношения в XIX в. Развитие науки, образования и культуры в Новое
время.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная
политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм,
классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век
русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись,
архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие
Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты.
Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в
усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический
прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования

и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в
формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура.
Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной
научной школы и её вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки.
Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка,
театр. Архитектура и градостроительство.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Дополнительная литература для учителя и учащихся:

• Борзова Л. П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л. П. Борзова. - М.:
ВЛАДОС, 2005.
• Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 кл.: пособие для учителя / Е. Борзак. Волгоград Корифей, 2006.
• Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы
профессионального мастерства :практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.:
ВЛАДОС, 2003.
• Дричак А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. - Волгоград : Экстремум, 2005.
• Кишенкова О. В. Сборник тематических тестов по истории Средних веков для учащихся 6 кл.
/ О. В. Кишенкова. - М.: Интеллект-центр, 2008.
• 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. - М.: Вече, 2007.
• Всеобщаяистория : новейший справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е.
П. Новикова. - М.: ACT, 2010.

• Рыжов К. В. Все монархи мира. Западная Европа: книга для учащихся / К. Рыжов. - М.: Вече;
2001.

• Аграшенков А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. - М.: Вече, 2001.
• Цибульский В. П. Календари и хронология стран мира: книга для учащихся / В. П. Цибульский. - М.: Просвещение, 1982.

• Энциклопедия для детей. Т. 1: Всемирная история / сост. С. Т. Исмаилова. - М.: Аванта+,
1996.

• История России в датах: справочник школьника / сост. Г. Михайлов. - М.: Литера, 2008.
• Ушакова О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. - М.: Литера,
2006.

• Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ, пособие / Ю. С. Рябцев. - М.:
ВЛАДОС, 1998.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронный учебник. История: Подготовка к ЕГЭ
Обучающий диск «Российская и всеобщая история». Выполнено на платформе «1с :
Образование 4.Дом»
Электронное периодическое издание. Преподавание истории и обществознания в школе
научно-методический журнал.
Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Разработка презентаций к урокам: http://lesson-history.narod.ru
Электронные карты по предмету «История»
Электронные учебные материалы
Всеобщая история. История средних веков.
Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
«История государства Российского» 500 серий
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка
/ «2»
«3»
«4»
«5»
Содержание
Тема предмета
Информация
Достаточно
Данная
Общая
не очевидна.
частично изложена.
точная
информация
информация
Информация не
В работе
информация.
кратка и ясна.
точна или не
использован только
Использовано
Использовано
дана.
один ресурс.
более одного
более одного
ресурса.
ресурса.
Не раскрыта и не Тема частично
Сформулирова Сформулирован
Тема
ясна тема урока. раскрыта.
на и раскрыта
а и раскрыта
Объяснения
Некоторый материал тема урока.
тема урока.
некорректны,
изложен
Ясно изложен
Полностью
запутаны или не некорректно.
материал.
изложены
верны.
основные
аспекты темы
урока.
Не определена Отражены
Отражены
Отражены
Применение и область
некоторые области области
области
проблемы
применения
применения
темы. применения
применения
данной
темы. Процесс
решения темы. Процесс темы. Изложена
Процесс
неполный.
решения
стратегия
решения
практически
решения
неточный
или
завершен.
проблем.
неправильный.

СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ

Критерии оценки мультимедийной презентации
Максимальное
количество баллов

Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена
слайдов, звук, графики)
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на

5
10
5
15
10
10

данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих
материалов
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены
и структурированы
Слайды представлены в логической последовательности
Красивое оформление презентации
Слайды распечатаны в формате заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:























5
10
5
10
5
90

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет
предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение
описать то или иное общественное явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников),
выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной
позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать
практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но
при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
верно представил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических
положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал
аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с
помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы; путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не увидел проблему, не смог ее сформулировать; не раскрыл проблему;



представил информацию не в контексте задания; или отказался отвечать.

Тематическое планирование



№
п
/
п

Разделы и темы уроков

Кол-во
часов

1
Введение (1 час.)
Раздел 1. Новая история 1800-1913 гг./20 ч/
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (6 часов)
2
От традиционного общества к обществу индустриальному.
1
Индустриальные революции: достижения и проблемы.
3
Свободный и монополистический капитализм. Индустриальное
1
общество: новые проблемы и новые ценности.
4
1
Входная контрольная работа.
5
Человек в изменившемся мире: материальная культура и
1
повседневность.
6
Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале
1
художественных исканий. Литература. Искусство в поисках
новой картины мира.
7
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть
1
общество и государство.
Тема 2. Строительство Новой Европы. (3 часа)
8
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром
1
империи Наполеона. Венский конгресс.
9
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.
1
10
Франция: от революций 1830,1848 годов ко Второй империи.
1
Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы
индустриального общества. /5ч./
11
Германия: на пути к единству. Борьба за "место под солнцем".
1
12
Парижская коммуна. Франция: Третья республика.
1
13
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
1
14
Италия: время реформ и колониальных захватов.
1
15
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из
1
кризиса.
Тема 4. Две Америки. (1 час).
16
США в XIX веке. Латинская Америка в XIX – начале XX в.:
1
время перемен.
Тема 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (1 час)
17
Страны Востока. Разрушение традиционного общества. На пути
1
к модернизации.
Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (2 час)
1

18

19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Международные отношения: дипломатия или войны? Борьба
мировой общественности против распространения военной
угрозы.
Контрольная работа «Страны Европы и Америки в 1800-1913
гг.»
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВЕКОВ
Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (10 ч)
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.
Отечественная война 1812 г.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813—1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра I в 1815—1825 гг.
Национальная политика Александра I.
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти
XIX в.
Общественное движение при Александре I. Выступление
декабристов.
Контрольная работа «Россия в первой четверти XIX в.»
Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. (9 ч)
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней
политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти
XIX в.
Общественное движение при Николае I.
Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны.
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.

1

Крымская война 1853-1856 гг.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие культуры в первой половине XIX в.
Контрольная работа «Россия во второй четверти XIX века».
Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ (8 ч)
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный
период.
Общественное движение при Александре II и политика
правительства.
Национальная и религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в Европе и в России.
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 18771878 гг.
Контрольная работа «Россия в эпоху Великих реформ».
Тема 4. Россия в 1880-1890-е гг. (10 ч)
Александр III: особенности внутренней политики.
Перемены в экономике и социальном строе.
Общественное движение в 1880-х - первой половине 1890-х гг.
Национальная и религиозная политика Александра III.

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64-65
66

67
68

Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Искусство во второй половине XIX века.
Литература во второй половине XIX века.
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Контрольная работа «Россия в 1880-1890-е гг.»
Тема 5. Россия в начале XX в. (10 ч)
Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.: динамика и противоречия
развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX
вв.
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в
1894—1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905
гг.
Первая российская революция и политические реформы 19051907 гг.
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.
Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.
«Серебряный век» русской культуры.
Контрольная работа «Россия в начале XX в.»
Повторение курса.
Тема 7. Итоговое повторение (2час)
Повторение курса по теме «Итоги мирового развития в XIX веке
– начале XX века».
Итоговое повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».