РП_Литература_ 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

РАССМОТРЕНА
на заседании педогогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Вр.и.о директора МБОУ СОШ с. Конево
_______________ /Н.Л. Ахметова/
Приказ № 121-ОД от 31 августа 2022 г.

Рабочая программа
по литературе
для 9 класса
на 2022- 2023 учебный год

Составитель: Бызова Н.Г., учитель
русского языка и литературы

с. Конево

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утверждённым 17 декабря 2010 г. Приказом
Министерства образования и науки РФ № 1897.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по литературе.
Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения), Концепции курса, представленной в
программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторысоставители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово».
Рабочая программа ориентирована на учебник Зинин С.А. Литература: учебник для 9
класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 и 2 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А.
Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для
формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие
устной и письменной речи.
На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования
предполагается
реализовать
компетентностный,
личностно
ориентированный,
деятельностный подходы.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает
взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных
компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных
и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном
мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной
самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям
национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и
творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование
активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем
информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от
позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от
готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения
проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системнодеятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм
общения при построении образовательного процесса и определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе
одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов по произведениям;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать
с ними;
- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Цели программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
 приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы,
формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений
культуры;
 формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
 развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений
литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
 воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской
позиции;
 воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским

гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской
литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением
выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений,
знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными
фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с
классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение,
решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной
речи. Содержание и структура программы определяются целью литературного образования:
приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности
воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на
этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую
идейно-нравственную позицию школьников.
Рабочая программа рассчитана на 3 недельных часа (102 часа в год), что соответствует
количеству часов по учебному плану школы. Программа реализуется по учебнику
Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Авторы :С.А.Зинин,
В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в программу
коррективы: изменять последовательность изучения тематических
блоков,
последовательность уроков внутри темы, сокращать количество часов, переносить
сроки контрольных работ по объективным причинам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных
произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой

поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха,регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного
литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.

Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной
задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению,
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта
перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата
цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и
эмоциями
других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы,
осознавать её
роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её
героической
истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять
главные
отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений
художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные
произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность
художественной
картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности
заложенных в

них художественных смыслов:
— анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности
композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и
осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений
с
читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской,
социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного
развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения,
поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные
средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции,
выявляя
особенности авторского языка и стиля;
— овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и
самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений,
оформления
собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество;
проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления
(классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча,
повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня,
отрывок,
сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения;
тема,
идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет,
композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов;
образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой,
лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер,
художественная
деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония,
сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола,
умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое
восклицание;
инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация,
ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма,
строфа; афоризм;
— рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к
историческому времени, определённому литературному направлению);
— выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С.
Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической
эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
— выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между
ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного
художественного произведения;
— сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых
связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности
языка;

— сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка,
театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических
произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного
развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя
различные
виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и
вычленять
фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями
участников
дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения,
используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов),
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и
редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта,
аннотации,
эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную
литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно
прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и
зарубежной литературы с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника
эмоциональных впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный
кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов.
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской
деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной
литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;
работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете
проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила
информационной безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать,
что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся
С разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и
индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных
образовательных траекторий достижения этих результатов.

Содержание учебного предмета.
Введение (1ч +3)
Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения
авторского сознания в художественном произведении. Художественная литература как
искусство слова.
Поэтический мир Древней Греции. Влияние античной культуры на европейскую
цивилизацию.
Литература Средневековья. Данте Алигьери « Божественная комедия».
I. Литература Древней Руси (5+1)
Истоки древнерусской культуры.
Для чтения и изучения
«Слово о полку Игореве». Историческая основа поэмы Патриотический пафос, эпичность
и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и
за что прославляет и осуждает автор?
II. Литература XVIII века Эпоха « Просвещения». Сведения о классицизме.
Ж.Б. Мольер комедия « Мещанин во дворянстве».
Русский классицизм.
М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта.
Для чтения и бесед
«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.
Сентиментализм как литературное направление.
А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.
Для чтения и бесед
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).
.Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести.
Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Литература XIX века (47+10+4)
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века
В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана»,
«Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик
Для чтения и бесед
В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление « найти связь
земного с небесным». «Море».
А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в
комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее
значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка
комедии.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар»,
«Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее
биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «Внутренняя красота человека»
(В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в
стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их
жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.
Понятие о литературном типе.
Для самостоятельного чтения.
«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая
сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.
«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила завести.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
«Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и
грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…»,
«Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк»,
«Родина».
Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное богатство лирики.
«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.
Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц
в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена
рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и
Онегин.
Оценка романа в русской критике.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести
«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой
панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их
обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейнокомпозиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и
лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в
оценке русской критики.

Тематическое планирование. Литература 9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
22

Темы

уроков

Литература как искусство

коррекция

слова

Роль литературы в развитии духовной жизни человека
Истоки древнерусской культуры
История открытия « Слова о полку Игореве»
Исторические события, отраженные в поэме
Первое сражение князя Игоря
Второе сражение. Плен.
Основная идея поэмы. «Золотое слово Святослава».
Система образов. Жанр поэмы
Зачетный урок по « Слову…»
Классицизм как литературное направление
Ж.Б. Мольер. Судьба и творчество.
Комедия « Мещанин во дворянстве как жанр классицима
Сатирическое изображение дворянства
Русский классицизм. В. М. Ломоносов. Личность ученого.
Роль Ломоносова в преобразовании литературного языка
Ода «На день восшествия…» как жанр классицизма
Сентиментализм как литературное направление
А. Н. Радищев. Факты биографии.
Бесправие закрепощенного крестьянства в книге
«Путешествие из Петербурга в Москву».
Романтизм как литературное направление.
В.А.Жуковский. Жизненный и творческий путь

23

Романтическая баллада « Эолова арфа»

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

Реализм как литературное направление.
А.С.Грибоедов. Личность и трагическая
судьба поэта
Комедия «Горе от ума». Смысл названия.
Комедия «Горе от ума». Смысл названия.
Время, место действия, главные герои.
Образ жизни Фамусова.
Передовые взгляды Чацкого.
Софья и Молчалин : взаимоотношения героев.
Чацкий и фамусовское общество.
Чацкий–выразитель передовых идей своего времени.
Проблематика и идейное содержание комедии
–И.А.Гончаров критическая статья «Мильон терзаний»
Творческая работа по комедии « Горе от ума »
А.С.Пушкин. Детские и юношеские годы.
Начало творческой деятельности. Свободолюбивая лирика
ода «Вольность», стих-е «К Чаадаеву».
Южная ссылка.Стих-е « Погасло дневное светило»
Ссылка в Михайловское. Лирика любви и дружбы.
Стих-я «К Пущину» ,« Я помню чудное мгновенье»
Возвращение в Петербург. Любовь.
Стих-е « Я вас любил…»
Переход к реализму. Проза Пушкина.
Особенности «Повестей Белкина».
Трагическая судьба Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель»
Творческая работа по « Повестям Белкина»
История создания романа «Евгений Онегин».
Смысл названия, жанровые особенности проблематика романа.
«Онегин, добрый мой приятель».
Жизнь Онегина в Петербурге.

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59-60

61

«Деревня, где скучал Евгений…»
Онегин и Ленский
«Татьяна, русская душою»
«Любви безумные страданья»
«Друзья мои, вам жаль поэта…»
«Чего мне ждать? Тоска, тоска …»
« В Москву на ярмарку невест…»
«Евгений в Татьяну как дитя влюблен…»
«А счастье было так возможно…».
«Татьяны милый идеал»
Творческая работа по роману « Евгений Онегин

М.Ю. Лермонтов. Детские и юношеские годы

62

Поэт и светское общество.
История создания стихотворения «Смерть поэта».

63

Мотивы одиночества в лирике поэта. «И скучно и грустно..»

64

Любовная лирика. « Нет, не тебя так пылко я люблю…»

65

Последние годы жизни поэта

66

История создания романа «Герой нашего времени».

67

Особенности композиции романа.

68-70

Печальная история любви в повести «Бэла».

71

Равнодушие Печорина к Максиму Максимычу

72

Дневник Печорина. Повесть «Тамань»

73

Повесть «Княжна Мэри»
Печорин и «водяное общество»

74-75

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого

76-77
78

Печерин и княжна Мери
Дуэль.« Почему Печорин лишний человек?» В.Г.Белинский

79

Повесть «Фаталист». Испытание судьбою.

80

Творческая работа роману « Герой нашего времени ».

81

Н.В. Гоголь.
Жизнь и творчество.

82

Повесть « Шинель» История создания

83

Человек и вещь в повести « Шинель». Смысл названия

84

История создания поэмы «Мертвые души».

85

Жанровые особенности и композиция поэмы.

86

Манилов – рыцарь пустоты.

87

Дубинноголовая помещица Коробочка.

88-89

Опасный скандалист Ноздрев.

90-91

Собакевич – «кулак да еще и бестия в придачу»

92

Плюшкин – «паук, запутавшийся в соей паутине».

93

История гибели человеческой души.
«Приемы изображения помещиков»

94
95

Творческая работа по поэме « Мертвые души»

96
97
98
99-100

Делец и приобретатель Чичиков.
Тайна Чичикова
Итоговое контрольное тестирование
Обзор литературы 20 века

101102

Повторение пройденного материала

Всего 102 часа

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».