РП_Обществознание_9 класс

Рабочая программа
Обществознание
для 9 класса

Составитель: Дерягина Лариса Юрьевна

с. Конево
2022 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на
основе ФГОС ООО, примерных программ основного общего образования по
обществознанию (5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2014 г.), авторской
программы «Обществознание» (Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф.
Иванова и др. – М.: Просвещение, 2017 г.).
Цели обучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний о правовом регулировании общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего
изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования,
и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и
государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между
людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой
сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения:
- развитие абстрактного мышления;
2

- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и
противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и
противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение
эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической
и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с
решением вопроса «В чем мое призвание?».

2.Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни
общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и
отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности
участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема
«Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного
времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть
уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое
внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются
основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,
государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты
прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой
мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе
должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ
дополнительного образования, деятельностью детских общественных
организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой
работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к
правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Темы программы 9 класса предполагают выделение специальных
уроков-практикумов, на которых обучающиеся выполняют практические
задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения,
закрепляют на практике усвоенное содержание.
Исследовательские компетенции означают формирование умение
находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники
данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных
аудиториях; работать с документами.
3

Социально-личностные компетенции означают формирование
умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего
общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями;
осознавать важность политического и экономического контекстов
образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения
искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё
собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование
умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично;
литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики
диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает
формирование способностей организовывать личную работу; принимать
решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты;
учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные
конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать
в проект
Межпредметные связи на уроках обществознания: курс
«Обществознание» в 9 классе опирается на обществоведческие знания,
межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным
предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая
художественная культура». Особое значение в данном перечислении
отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 9 классе,
выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое
использование исторических экскурсов, позволяющих проследить
изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

умение
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений, как высказывание,
монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения
диалога;

выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с
4

использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной
социальной практике, рассчитанных на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни
этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают
использование компьютерных технологий для обработки, передачи
информации, презентации результатов познавательной и практической
деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать
осознанный выбор путей продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности.
3.УМК
1. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./
под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2019.
2. Обществознание 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н.
Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н.
Степанько. – Волгоград «Учитель»
3. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание
/Под ред. Л. Н. Боголюбова. «Просвещение».

5

Программа к
завершённой
предметной линии и
системе учебников
Учебник, учебное
пособие
Материалы для
контроля (тесты и т.п.)

Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия
учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 класс, М.,
2014 г.

Методическое пособие
с поурочными
разработками
Список используемой
литературы

Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л.
Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и
др.

Цифровые и
электронные
образовательные
ресурсы

Обществознание. 9 класс. Под редакцией Л.Н.
Боголюбова - М., Просвещение, 2019

Тесты по обществознанию. 9 класс. К учебнику под
редакцией Боголюбова Л.Н. Лазебниковой А.Ю.,
Матвеева А.И. «Обществознание. 9 класс».
Издательство «Экзамен»

Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М.
Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. М., 2007.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова.
— М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. —
М., 2008.
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов
государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской
Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской
Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для
всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной
статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social
— Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной
жизни.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение.
Приложение к «Учительской газете».
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru —
Московская школа прав человека.
6

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам
человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.schoolsector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
В комплект учебных материалов по обществознанию для 9 класса
входят:
1. учебники (в книжной и электронной форме);
2. таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные
электронные материалы;
3. сборники заданий, электронные обучающие программы;
4. справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
5. книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде
традиционных изданий, так и на электронных носителях.
4.Срок реализации рабочей программы – 1 год
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа и отражает базовый
уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует
содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных
часов по разделам курса.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные
модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского
права. Представленный в программе вариант распределения модулей
(разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
7

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные
результаты
воплощают
традиционные
российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии
собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки
на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о
способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
8

вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка
на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
9

общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее —
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями
Базовые логические действия:
10

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
11

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
12

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации,
13



















о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о
политических партиях;
характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в
обществе на основе его функций; правовое государство;
приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и внешней
политики России; политических партий и иных общественных
объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи
политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы
общественно-политических организаций;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе;
демократические и недемократические политические режимы, унитарное и
федеративное территориально-государственное устройство, монархию и
республику, политическую партию и общественно-политическое движение,
выборы и референдум;
устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,
обществом и государством; между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества;
для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной
роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в
современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в
современном обществе и государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных
ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической
партии, участника общественно-политического движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов
политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о
14

















функциях государства, политических партий, формах участия граждан в
политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его
роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах
участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с
точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия
гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку
зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной
жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в
публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,
на основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять
учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном устройстве Российской Федерации,
деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской
Федерации;
характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия Президента
Российской Федерации, особенности формирования и функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской
Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере
жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и
образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере
15



















противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской
Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней
и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению
к нашей стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической
жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о
деятельности высших органов государственной власти, об основных
направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего
государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе
человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной
власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов
Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов
и из предложенных учителем источников и учебных материалов,
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и
внешней политики Российской Федерации, высших органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором
проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;
16










анализировать, обобщать, систематизировать и
конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском
законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной
власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданскоправовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества,
уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать
на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в
практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного
материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при использовании портала государственных услуг;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по
обществознанию

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по
обществознанию
Отметка / «2»
«3»
«4»
«5»
Содержание
Тема
Информация
Достаточно
Данная
Общая
предмета не
частично
точная
информация
информация очевидна.
изложена. В
информация. кратка и ясна.
Информация
работе
Использован Использовано
17

не точна или
не дана.

Тема

Применение
и проблемы

использован
только один
ресурс.
Не раскрыта и Тема частично
не ясна тема
раскрыта.
урока.
Некоторый
Объяснения
материал изложен
некорректны, некорректно.
запутаны или
не верны.

о более
одного
ресурса.
Сформулиро
вана и
раскрыта
тема урока.
Ясно
изложен
материал.

Не определена
область
применения
данной темы.
Процесс
решения
неточный или
неправильный
.

Отражены
области
применения
темы.
Процесс
решения
практически
завершен.

Отражены
некоторые
области
применения
темы.
Процесс
решения
неполный.

более одного
ресурса.
Сформулиров
ана и
раскрыта тема
урока.
Полностью
изложены
основные
аспекты темы
урока.
Отражены
области
применения
темы.
Изложена
стратегия
решения
проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ
Максимальное
Оценка
Оценка
количество
группы
учителя
баллов
Титульный слайд с заголовком
5
Минимальное количество – 10 10
слайдов
Использование дополнительных 5
эффектов
PowerPoint
(смена
слайдов, звук, графики)
СОДЕРЖАНИЕ
Использование
эффектов 15
анимации
Вставка графиков и таблиц
10
Выводы, обоснованные с научной 10
18

точки зрения, основанные на
данных
Грамотное создание и сохранение
документов в папке рабочих
материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст
хорошо
написан
и
сформированные
идеи
ясно
изложены и структурированы
Слайды
представлены
в
логической последовательности
Красивое
оформление
презентации
Слайды распечатаны в формате
заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:










5

10

5
10
5
90

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме
выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и
умения:
логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором
продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или
процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько
источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций
социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование
собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и
планировать практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных
норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте
вопроса;
19





















Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на
«отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего
правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных
теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил
фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление,
объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных
ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
представил информацию не в контексте задания;
или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).

20

2.Содержание программы учебного курса
обществознания для 9 класса
Вводный урок (1 ч.)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном
году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Тема 1. Политика и социальное управление (12 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный
суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы
государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления
правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования
гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую
жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21 ч)
21

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие
нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие
и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура.
Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство.
Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав
человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус
несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака.
Права и обязанности родителей и детей.
Административные
правоотношения.
правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты
преступления.
Пределы
допустимой
ответственность несовершеннолетних.

Административное

уголовного права. Понятие
самообороны.
Уголовная

Социальные права. Жилищные правоотношения.
22

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского
населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.

23

Тематическое планирование
по обществознанию 9 класс
№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18-19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема урока

Количество
часов
Раздел 1.Политика и социальное развитие (11 часов)
Введение. Политика и власть
1
Государство
1
Политический режим
1
Входная контрольная работа
1
Правовое государство
1
Гражданское общество. Местное самоуправление 1
Участие граждан в политической жизни
1
Политические партии и движения
2
Повторительно-обобщающий урок «Политика и
1
социальное развитие»
Практикум № 1
1
Контрольная работа «Политика и социальное
1
развитие»
Раздел 2.Право (22часа)
Роль права в жизни общества и государства
1
Норма права. Закон.
Правоотношения. Субъекты права
1
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы
1
Практикум № 2
1
Конституция РФ. Основы конституционного
2
строя
Права и свободы гражданина
1
Практикум № 4
1
Контрольная работа «Конституция РФ»
1
Гражданские правоотношения
1
Право на труд
1
Семейные правоотношения
1
Административные правоотношения
1
Уголовная ответственность, преступление.
1
Социальные права
1
Международно-правовая зашита жертв
1
вооружённых конфликтов
24

30
31
32
33

Правовое регулирование отношений в сфере
образования
Повторительно-обобщающий урок «Право»
Контрольная работа «Право»
Практикум № 5

1
1
1
1

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».