РП_Родная литература(русская)_6-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Рабочая программа
учебного предмета
_______РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ) ______
Предмет
_________________6-9________________
Класс
основного общего образования
На 2022 -2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 6 – 9
классов является составной частью основной образовательной программы (ООП) основного
общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ с.Конево. Данная рабочая программа
составлена на основе нормативно-правовых документов:
 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577);
 Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28);
 Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20);
 УМК «Родная (русская) литература» О.М. Александровой и др. 5-9 классы. – М.:
Просвещение.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по
учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на
формирование представлений о родной литературе как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
этнокультурные традиции.
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить
достижение следующих целей:

4


воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским
гражданским сознанием
и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России

формирование познавательного интереса к родной русской литературе,
воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта
русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;

осознание исторической преемственности поколений, формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение
русской культуры;

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» направлено на
решение следующих задач:

приобщение к литературному наследию русского народа в контексте
единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;

осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной
историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных
форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;

получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся
явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской
Федерации, их взаимовлияния;

выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной
русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;

формирование опыта общения с произведениями родной русской
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений
родной русской литературы;

формирование потребности в систематическом чтении произведений
родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

развитие умений работы с источниками информации, осуществление
поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников,
включая Интернет, и др.

Используемый УМК
Для реализации данной программы используется предметная линия учебников по
родной (русской) литературе авторов О.М. Александровой
и др. (5—9 классы),
включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,

5

реализующих образовательные
государственную аккредитацию.

программы

общего

образования

и

имеющих

 Родная русская литература : 5 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций
/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021.
– 144 с.
 Родная русская литература : 6 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций
/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021.
– 192 с.
 Родная русская литература : 7 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций
/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021.
– 191 с.
 Родная русская литература : 8 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций
/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021.
– 224 с.
 Родная русская литература : 9 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций
/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021.
–
191
с.

6

Общая характеристика учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы
русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям
и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой
среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический
потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного
отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования
культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет
«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)».
Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи
обучающихся, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной
компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение
потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического,
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые
изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и
литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и
культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными
произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко
воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут
быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5–9 классов
основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и
хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает
произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие
вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и
жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования к предметной области «Родной язык и родная литература». Программа
учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область
«Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской
Федерации.

7

В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную
связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в
сознании школьников.
Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и
«Родная литература (русская)» является культурно-исторический подход к
представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета
«Родная литература (русская)» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из
которых включает сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и
материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые
для национального сознания культурные понятия, формирующие ценностное поле русской
литературы, отражается когнитивное пространство, которое является формой
существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного человека.
Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного
предмета «Родная литература (русская)», отличающие его от учебного предмета
«Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено
их национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер,
обычаи и традиции русского народа), духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания
изучаемых
литературных
произведений,
расширенным
историко-культурным
комментарием к ним.

Место учебного предмета «Родная литература (русская)»
в учебном плане
Учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в обязательную часть
предметной области «Родной язык и родная литература». Согласно учебному плану МБОУ
СОш с.Конево на изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» на этапе
основного общего образования отводится 17 часов в год.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности школы, продуктивно взаимодействующего с социальной
средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной
деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в

общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание:
 формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
 формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия
в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
 формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотическое воспитание:
формирование российской гражданской идентичности;
 формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества;
 формирование умения ориентироваться в современных общественнополитических
процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей
и достижений нашей страны;
 развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовно-нравственное воспитание:
 развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание:
 приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации;
 приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
 сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
6. Трудовое воспитание:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
 формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
 развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.
7. Экологическое воспитание:
 развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира;
 воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков
разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Обучающийся сможет:

 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять
с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный,
текст
non-fiction);

 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды; - выражать свое отношение к природе через рисунки,
сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать
альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в
дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей; - организовывать учебное взаимодействие в

группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать
письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные - ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты
1. Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога.
2. Понимание родной литературы как одной из основных национально –культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни.
3. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно –
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры.
4. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение.
5. Развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции.
6. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
по годам обучения
Второй год обучения. 6 класс
 развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в
фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи
между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для 18
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
русском севере и русской зиме;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о
родном крае и русском доме;
 развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и
взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о
подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством
учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения

простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских
народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном
праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
 развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского
патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души;
взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского
языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по
предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора
читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом
кольце России и великой русской реке Волге;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном
праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о
русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о
языке русской поэзии;
 развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и
литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа
эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными
источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития

представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об
образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах
и о родительском доме как вечной ценности;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой
Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о
нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
 развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную
перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами
её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
 воспитанию ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,
включение в культурно - языковое поле своего народа;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формированию причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
 обогащению активного и потенциального словарного запаса;
 развитию у обучающихся культуры владения родным языком и родной литературой
во всей полноте их функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 получение знаний о родной литературе как системе и как развивающемся явлении;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных
функционально-смысловых
типов
и
жанров.

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание
программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература»,
сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей
программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса
литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием.
Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется
следующими принципами.
1.
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения
русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской
литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений.
2.
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы
включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального
литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы, что
позволяет дополнить тематические блоки новыми для школьной практики произведениями.
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится
большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём
творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и
понятных современному школьнику, чем классика.
3.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес – берёза).
4.
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются
отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций,
быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
5.
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые
позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для
национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении
длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
6.
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные
произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений
образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки,
кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской
культуре).
В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания
курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии
(три проблемно-тематических блока):
 «Россия – родина моя»;
 «Русские традиции»;
 «Русский характер – русская душа».
Внутри проблемно-тематических блоков выделяются отдельные подтемы:
 «Преданья старины глубокой»
 Города земли русской
 Родные просторы
 Праздники русского мира
 Тепло родного дома
 «Не до ордена – была бы Родина…»
 Загадки русской души
 О ваших ровесниках
 «Лишь слову жизнь дана…»

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент
содержания курса родной русской литературы, разработка которого предполагает
обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национальноспецифического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике.
В вариативную часть содержания курса включены прежде всего произведения
наиболее крупных национальных писателей, внёсших значительный вклад в развитие
мировой художественной литературы и писавших как на русском, так и на родном языке.

6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
«Преданья старины глубокой»
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
«Не до ордена – была бы Родина»
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».

Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
«Лишь слову жизнь дана»
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
«Преданья старины глубокой»
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
«Не до ордена – была бы Родина»
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».

Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
«Лишь слову жизнь дана»
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
«Преданья старины глубокой»
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
«Не до ордена – была бы Родина»
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
«Лишь слову жизнь дана»
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
«Преданья старины глубокой»
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний
поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
«Не до ордена – была бы Родина»
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
«Лишь слову жизнь дана»
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Учебно-тематический план

6 класс
№

1

2

Раздел

РОССИЯ –
РОДИНА
МОЯ (6 ч)

РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
(4 ч)

Тема

1

«Преданья
старины
глубокой». Славна
богатырями земля
русская

2

2

Города земли
русской.
Архангельск –
столица Русского
Севера

2

3

Родные просторы.
Волшебница-зима
Праздники
русского
мира.
Масленица.
Тепло
родного
дома.
«Всюду
родимую
Русь
узнаю…»
«Не до ордена –
была бы Родина…».
Оборона
Севастополя.
Загадки
русской
души. Чудеса нужно
делать
своими
руками
О ваших
ровесниках.
Реальность и мечты
«Лишь слову жизнь
дана». «На русском
дышим языке…»

2

4

5

3

РУССКИЙ
ХАРАКТЕР
– РУССКАЯ
ДУША (6 ч)

6

7

8

9

4

ВСЕГО

Кол-во
часов

Контроль
ные
работы

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое,
экологическое
воспитание

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое
воспитание

2

2

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое
воспитание

1

2

2

1

10 Итоговый урок

1

17

1

Эстетическое,
трудовое
воспитание

7 класс
№

1

2

Раздел

РОССИЯ –
РОДИНА
МОЯ (5 ч)

РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
(4 ч)

Тема

1

«Преданья
старины
глубокой». Песня
русская – душа
народная

2

2

Города земли
русской. Сибирью
прирастает земля
Русская

1

3

Родные просторы.
Русское поле
Праздники
русского
мира.
Пасха
Тепло
родного
дома.
Русские
мастера

2

«Не до ордена –
была бы Родина…».
На Первой мировой
войне
Загадки
русской
души.
Долюшка
женская.
О ваших
ровесниках.
Взрослые детские
проблемы
«Лишь слову жизнь
дана…».
«Такого
языка на свете не
бывало…»

2

4

5

3

РУССКИЙ
ХАРАКТЕР
– РУССКАЯ
ДУША (7 ч)

6

7

8

9

4

ВСЕГО

Кол-во
часов

Контроль
ные
работы

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое,
экологическое
воспитание

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое
воспитание

2

2

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое
воспитание

2

2

1

10 Итоговый урок

1

17

1

Эстетическое,
трудовое
воспитание

8 класс
№

1

2

Раздел

РОССИЯ –
РОДИНА
МОЯ (5 ч)

РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
(4 ч)

Тема

1

«Преданья
старины
глубокой».
Легендарный герой
земли русской Иван
Сусанин

2

2

Города земли
русской. По
Золотому кольцу

1

3

Родные просторы.
Волга – русская река
Праздники
русского
мира.
Троица
Тепло
родного
дома. Родство душ

2

«Не до ордена –
была бы Родина…».
Дети на войне
7 Загадки
русской
души. «Сеятель твой
и хранитель…»
8 О
ваших
ровесниках. Пора
взросления
9 «Лишь слову жизнь
дана…».
Язык
поэзии
10 Итоговый урок

1

4

5

3

РУССКИЙ
ХАРАКТЕР
– РУССКАЯ
ДУША (7 ч)

4

ВСЕГО

Кол-во
часов

6

Контроль
ные
работы

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое,
экологическое
воспитание

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое
воспитание

2

2

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое
воспитание

2

3

1

1

17

1

Эстетическое,
трудовое
воспитание

9 класс
№

1

2

Раздел

РОССИЯ –
РОДИНА
МОЯ (6 ч)

РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
(4 ч)

Тема

1

«Преданья
старины
глубокой». Гроза
двенадцатого года

2

2

Города земли
русской. «Люблю
тебя, Петра
творенье!..»

2

3

Родные просторы.
Степь раздольная
Праздники
русского
мира.
Августовские спасы
Тепло
родного
дома. Родительский
дом

2

«Не до ордена –
была бы Родина…».
Великая
Отечественная война
Загадки
русской
души.
Судьбы
русских эмигрантов
О ваших
ровесниках.
Прощание с
детством
«Лишь слову жизнь
дана…». «Припадаю
к великой реке…»

3

4

5

3

РУССКИЙ
ХАРАКТЕР
– РУССКАЯ
ДУША (6 ч)

6

7

8

9

4

ВСЕГО

Кол-во
часов

Контроль
ные
работы

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое,
экологическое
воспитание

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое
воспитание

2

2

Гражданское,
патриотическое,
духовнонравственное,
эстетическое,
трудовое
воспитание

1

1

1

10 Итоговый урок

1

17

1

Эстетическое,
трудовое
воспитание

33

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Родная литература (русская)»
Для реализации учебной программы «Родная литература (русская)» в 6-9 классах
необходимо оптимальное оснащение учебного процесса, использование разнообразных
средств, обогащающих урок. Кабинет литературы должен быть оснащен не только
книгопечатными, но и наглядно-демонстрационными материалами (портреты писателей,
альбомы по творчеству писателей, фотографии и т. д., настенные таблицы). Обязательным
условием проведения современного урока является также систематическое и планомерное
использование разнообразных мультимедийных, компьютерных и информационнокоммуникационных технологий, которые расширяют представления обучающихся о
родной русской литературе, способствуют развитию интереса к русской культуре и
являются мощным мотивационным средством изучения предмета.
Оборудование учебного кабинета:





посадочные места (по количеству обучающихся);
рабочее место учителя;
аудиторная доска;
технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

Наглядно-демонстрационный материал:





портреты поэтов и писателей;
настенные таблицы и плакаты;
раздаточный материал;
комплект презентаций

Учебная литература:
1. Родная русская литература : 6 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций /
О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021. – 192 с.
2. Родная русская литература : 7 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций /
О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021. – 191 с.
3. Родная русская литература : 8 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций /
О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021. – 224 с.
4. Родная русская литература : 9 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций /
О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - М.: Просвещение, 2021. – 191 с.

Информационные ресурсы:
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»
https://gufo.me/dict/literaryencyclopedia Литературная энциклопедия
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь

https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории
и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ Сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН –
раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ Интернет-библиотека Алексея Комарова:
академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.

представлены

тексты

https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и
современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.

Формы и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных
занятий; защита практических заданий,
контрольные и тестовые задания по темам,
тренинг; пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением
лица); выразительное чтение, в том числе и наизусть; развернутый ответ на вопрос;
викторина; анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного
текста, характеристика литературного героя; конспектирование (фрагментов критической
статьи, лекции учителя, статьи учебника); сочинение на литературную тему; сообщение на
литературную и историко-литературную темы; презентации проектов.
Промежуточный контроль: контрольные и тестовые задания по темам; защита
проектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».