РП_Русский язык_9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета

Вр.и.о директор МБОУ СОШ с. Конево
_________________/Н,Л. Ахметова/

________
Протокол № 1 от 31.08.2022г.

Приказ № 121 - ОД от 31.08.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила:
Палкина Алена Викторовна,
учитель русского языка
и литературы

с. Конево 2022 г.

Раздел1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе
- Федерального закона № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Примерной образовательной программы основного общего образования по
русскому языку с положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы
основного общего образования ю русскому языку и Программы по русскому языку
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
г. № 1897 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта основного общего
образования»
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта
2011 года.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию
- примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом
авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая
программа. – Москва: Просвещение, 2014 год).
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ с. Конево;
- Учебного плана МБОУ СОШ с. Конево на 2022 -2023учебный год;
Место предмета «Русский язык» в базисном плане
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой
школы используется Рабочая программа ориентирована на использование учебника
авторов: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва,
«Просвещение», 2019 г.)
Учебный план МБОУ СОШ с. Конево предусматривает изучение русского языка в 9
классе в объёме 3 часа в неделю, в год – 102 часа.
Срок реализации – 1 год.
Цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:
1. воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания;
2. овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
3. развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие
речевой культуры обучающихся;
4. совершенствование коммуникативных, речевых способностей.
Общая характеристика предмета.
В программе русского языка за 9 класс прослеживается преемственность с основными
разделами языкознания, изучаемые в прошлых классах.

Программа русского языка содержит информацию о современном русском литературном
языке, основные разделы языкознания, изучаемые в 9 классе: синтаксис, пунктуация, для
повторения – фонетика, словообразование, морфемика, лексикология, фразеология,
морфология, орфография.
Кроме того, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых
умений, которыми должны овладеть обучающиеся.
Планируемые результаты изучения учебного материала
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта ОО результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 9 классе
отражают достижения результатов:
Личностные результаты обучения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:


анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;



идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;



выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;



ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;



формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;



обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:


определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;



обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;



определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;



выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);



выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;



составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);



определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;



описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;



планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.

1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:


определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;



систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;



отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;



оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;



находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;



работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;



устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;



сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.

1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:


определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;



анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;



свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;



оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;



обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;



фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.

1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся
сможет:


наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;



соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;



принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;



самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;



ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности.

Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:


подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;



выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;



выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;



объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;



выделять явление из общего ряда других явлений;



определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;



строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;



строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;



излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;



самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;



вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;



объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);



выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;



делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:


обозначать символом и знаком предмет и/или явление;



определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;



создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;



строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;



создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;



преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;



переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;



строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;



строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;



анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.

1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:


находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);



ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;



устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;



резюмировать главную идею текста;



преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);



критически оценивать содержание и форму текста.

1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:


определять свое отношение к природной среде;



анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;



проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;



прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;



распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;



выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:


определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;



осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;



формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;



соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:


определять возможные роли в совместной деятельности;



играть определенную роль в совместной деятельности;



принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;



определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;



строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;



корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);



критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;



предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



выделять общую точку зрения в дискуссии;



договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;



организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);



устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.

1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:


определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;



отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);



представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;



соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;



высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;



принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;



создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;



использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;



использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;



делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

1. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:


целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;



выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;



выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;



использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;



использовать информацию с учетом этических и правовых норм;



создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:


основные функции языка;



основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их
виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста,
типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;



основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;



основные нормы русского литературного языка;



нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;



структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.

Учащиеся должны уметь:


определять основные лингвистические понятия;



характеризовать орфограммы, пунктограммы;



выполнять разные виды разбора;



различать типы текста;



различать стили речи;



применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в
общении;



писать изложение (в том числе и сжатое);



создавать сочинения разных типов;



владеть разными типами речи.
Раздел3.Содержание программы

Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.): Роль русского языка в
современном мире, причины его авторитета. Международное значение русского
языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной
литературы.
Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их
классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы
письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы.
Фразеологизмы. Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы;
морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы,
передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования.
Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Р/р Сочинение по картине
В.Васнецова «Баян»Опознавательные признаки словосочетания, средства
синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения,
отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и
второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные
средства языка. Р/р Устное описание человека (портрет) Повторение орфограмм и
пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8
классах. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».
Раздел 3.Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2ч.+1ч.) Понятие сложное
предложение. Общее представление об основных видах сложных предложений и способах
связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные

предложения) и бессоюзные предложения. Понятие о сложносочинённом предложении.
Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с
главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (5ч. + 1 ч.): Три
группы сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами
(соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы
сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка знаков
препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/р Рецензия на
литературное произведение, спектакль, кинофильм. Повторение и обобщение по теме
"Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор
сложносочиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое
предложение».
Сложноподчинённые предложения (24 ч. + 5 ч.): Союзы и союзные слова как средство
связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении.
Место придаточного предложения по отношению к главному. Схематическое
изображение строения сложноподчиненного предложения. Разделительные знаки
препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчинённых предложений: Сложноподчинённые предложения с
придаточными определительными. Отличие определительных придаточных и
местоимённо-определительных. Р/р Изложение по теме «Прототипы образа Чацкого».
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный
диктант. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые
предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с
придаточными образа действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое
изложение «Средняя полоса России». Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного
края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины, цели.
Придаточные предложения сравнительные, уступительные . Р/р Рассуждение «Почему
необходимо много и внимательно читать?». Текст. Типы речи, рассуждение. Прямое
доказательство и доказательство от противного. Придаточные предложения следствия.
Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной
работе. Сложноподчиненные предложения с придаточными
присоединительными. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с
придаточными присоединительными, их текстообразующая роль. Синтаксический и
пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на
лингвистическую тему.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.(5ч.+4ч.)
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими
придаточными и пунктуация в них. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов
А.С.Пушкина (упр.241) Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики
двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение.
Однородное подчинение. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр.
244). Р/р Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография.
Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Синтаксический
разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме:
«Сложноподчинённое предложение».

Бессоюзные сложные предложения (8 ч. + 3 ч.):
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных
сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со
значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением
причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных
предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном
сложном предложении со значением времени и условия, следствия и
противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания
портрета. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. Р/р
Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и
пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного
предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Сложные предложения с различными видами связи (4 ч. + 3 ч.):
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в
них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные
предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор
сложного предложения с различными видами связи. Р/р Подготовка к
написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» Р/р. Написание
сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р
Сжатое изложение.
Раздел 4. Общие сведения о языке (4 ч.+1ч.)
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и
познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный
язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.
Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский
язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская
письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике.
Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль.
Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота,
выразительность русского языка. Р/р. Сжатое изложение
Раздел 5. Повторение.( 18 ч.+2ч.)
Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика,
орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология.
Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя
прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р
Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз.
Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным
человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и
восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки.
Кавычки. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания». Итоговое
тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок.
Раздел 4.Учебно-тематический план.
Количество контрольных работ

Диктант

4

Изложение

6

Сочинение

6

Контрольное тестирование

4
Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Работ по
развитию
речи

Контрольных
работ

1.

Международное значение
русского языка

1

-

-

2.

Повторение изученного в
5-8 классах

11

5

1

3.

Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение.

3

1

-

Союзные сложные
предложения.
Сложносочиненные
предложения.

6

1

1

Сложноподчинённые
предложения.

29

5

2

Сложноподчинённые
предложения с
несколькими
придаточными.

9

4

1

Бессоюзные сложные
предложения

11

3

1

Сложные предложения с
различными видами связи

7

3

-

4.

Общие сведения о языке

5

1

-

5.

Повторение

20

2

2

Итого

102

25

8

Раздел 5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока.

п/п

Количе
ство
часов

1.

Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.)

1

2.

Фонетика § 2

1

3.

Р/р Лексикология и фразеология. § 3

1

4.

Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?»

1

5.

Морфемика. Словообразование. § 4.

1

6.

Морфология. § 5.

1

7.

Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян»

8.

Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян»

1

9.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.

1

10.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.

1

11.

Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57)

1

12.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8
классах».

1

13.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1

14.

Основные виды сложных предложений. § 7.

1

15.

Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. §
7.

1

16.

Союзные сложные предложения.

1

Сложносочиненные предложения.
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и
союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8
17.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и
союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1

18.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и
союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1

19.

Р/р Рецензия. § 8

1

20.

Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения"

1

21.

Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочинённое предложение».

1

22.

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении. § 9

1

23.

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении. § 9

1

24.

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. §
10.
25.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. §
10.

1

26.

р/р Изложение.( упр.126)

1

27.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. §
11.

1

28.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. §
11. Словарный диктант (упр.150)

1

29.

Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными определительными и изъяснительными».

1

30.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
§ 12.

1

31.

Придаточные предложения образа действия и степени.

1

32.

Придаточные предложения образа действия и степени

1

33.

Придаточные предложения места

1

34.

Придаточные предложения времени.

1

35.

Придаточные предложения времени.

1

36.

р/р Написание сжатого изложения.(упр.180)

1

37.

Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181).

1

38.

Придаточные предложения условные.

1

39.

Придаточные предложения причины.

1

40.

Придаточные предложения цели.

1

41.

Придаточные предложения сравнительные.

1

42.

Придаточные предложения уступительные.

1

43.

Придаточные предложения следствия

1

44.

Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?»
(упр. 216)

1

45.

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными».

1

46.

Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными обстоятельственными».

1

47.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

48.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.
§ 13

1

49.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.
§ 13

1

50.

Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232)

1

51.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или
несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1

52.

Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241)

1

53.

Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух
портретов А.С.Пушкина.

1

54.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или
несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1

55.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или
несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1

56.

Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).

1

57.

Р/р. Деловые бумаги.

1

58.

Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

59.

Контрольный диктант № 2 по теме: «Сложноподчинённое предложение»

1

60.

Бессоюзные сложные предложения.

1

61.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15

1

62.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1

63.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1

64.

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1

65.

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1

66.

Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания
портрета.(упр.282)

1

67.

Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета.

1

68.

Р/р Реферат

1

69.

Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и
пунктуации в них.

1

70.

Контрольный диктант № 3 по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

71.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
и пунктуация в них§ 18

1

72.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
и пунктуация в них§ 18

1

73.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
и пунктуация в них§ 18

1

74.

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю
храбрость?» (Упр. 295, 296)

1

75.

Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?»

1

76.

Авторские знаки препинания. § 19

1

77.

Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301)

1

78.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся
явление. § 20

1

79.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся
явление. § 20

1

80.

Русский литературный язык и его стили. § 21

1

81.

Русский литературный язык и его стили. § 21

1

82.

Р/р. Сжатое изложение (упр.330)

1

83.

Фонетика. Графика. Орфография.

1

84.

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1

85.

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1

86.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1

87.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1

88.

Морфология. Орфография.

1

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное ,
местоимение.
89.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение.

1

90.

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1

91.

Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406)

1

92.

Наречие. Слова категории состояния.

1

93.

Предлог. Союз. Частица.

1

94.

Синтаксис. Пунктуация.

1

95.

Синтаксис. Пунктуация.

1

96.

Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

1

97.

Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и
восклицательный знаки, многоточие.

1

98.

Запятая.

1

99.

Точка с запятой. Двоеточие. Тире.

1

100
.

Скобки. кавычки. Контрольный тест № 1по теме «Употребление знаков
препинания» (упр.447)

1

101
.

Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов

1

102
.

Анализ ошибок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».