Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Конево» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ На заседании педагогического совета Вр.и.о директор МБОУ СОШ с. Конево _________________/Н,Л. Ахметова/ ________ Протокол № 1 от 31.08.2022г. Приказ № 121 - ОД от 31.08.2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД Составила: Палкина Алена Викторовна, учитель русского языка и литературы с. Конево 2022 г. Раздел1.Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе - Федерального закона № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; - Примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования ю русскому языку и Программы по русскому языку - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта основного общего образования» - Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года. - Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию - примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2014 год). - Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Конево; - Учебного плана МБОУ СОШ с. Конево на 2022 -2023учебный год; Место предмета «Русский язык» в базисном плане Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва, «Просвещение», 2019 г.) Учебный план МБОУ СОШ с. Конево предусматривает изучение русского языка в 9 классе в объёме 3 часа в неделю, в год – 102 часа. Срок реализации – 1 год. Цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования: 1. воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания; 2. овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; 3. развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся; 4. совершенствование коммуникативных, речевых способностей. Общая характеристика предмета. В программе русского языка за 9 класс прослеживается преемственность с основными разделами языкознания, изучаемые в прошлых классах. Программа русского языка содержит информацию о современном русском литературном языке, основные разделы языкознания, изучаемые в 9 классе: синтаксис, пунктуация, для повторения – фонетика, словообразование, морфемика, лексикология, фразеология, морфология, орфография. Кроме того, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений, которыми должны овладеть обучающиеся. Планируемые результаты изучения учебного материала В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ОО результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 9 классе отражают достижения результатов: Личностные результаты обучения 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные функции языка; основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка; основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике; структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования. Учащиеся должны уметь: определять основные лингвистические понятия; характеризовать орфограммы, пунктограммы; выполнять разные виды разбора; различать типы текста; различать стили речи; применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении; писать изложение (в том числе и сжатое); создавать сочинения разных типов; владеть разными типами речи. Раздел3.Содержание программы Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.): Роль русского языка в современном мире, причины его авторитета. Международное значение русского языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной литературы. Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы. Фразеологизмы. Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Р/р Сочинение по картине В.Васнецова «Баян»Опознавательные признаки словосочетания, средства синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения, отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/р Устное описание человека (портрет) Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8 классах. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». Раздел 3.Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2ч.+1ч.) Понятие сложное предложение. Общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения) и бессоюзные предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (5ч. + 1 ч.): Три группы сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка знаков препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/р Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение». Сложноподчинённые предложения (24 ч. + 5 ч.): Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Схематическое изображение строения сложноподчиненного предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Основные группы сложноподчинённых предложений: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Отличие определительных придаточных и местоимённо-определительных. Р/р Изложение по теме «Прототипы образа Чацкого». Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое изложение «Средняя полоса России». Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины, цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные . Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?». Текст. Типы речи, рассуждение. Прямое доказательство и доказательство от противного. Придаточные предложения следствия. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными, их текстообразующая роль. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на лингвистическую тему. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.(5ч.+4ч.) Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). Р/р Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение». Бессоюзные сложные предложения (8 ч. + 3 ч.): Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени и условия, следствия и противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения». Сложные предложения с различными видами связи (4 ч. + 3 ч.): Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р Сжатое изложение. Раздел 4. Общие сведения о языке (4 ч.+1ч.) Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике. Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Р/р. Сжатое изложение Раздел 5. Повторение.( 18 ч.+2ч.) Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки. Кавычки. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания». Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок. Раздел 4.Учебно-тематический план. Количество контрольных работ Диктант 4 Изложение 6 Сочинение 6 Контрольное тестирование 4 Учебно-тематический план. № п/п Наименование разделов Всего часов Работ по развитию речи Контрольных работ 1. Международное значение русского языка 1 - - 2. Повторение изученного в 5-8 классах 11 5 1 3. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. 3 1 - Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. 6 1 1 Сложноподчинённые предложения. 29 5 2 Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. 9 4 1 Бессоюзные сложные предложения 11 3 1 Сложные предложения с различными видами связи 7 3 - 4. Общие сведения о языке 5 1 - 5. Повторение 20 2 2 Итого 102 25 8 Раздел 5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока. п/п Количе ство часов 1. Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.) 1 2. Фонетика § 2 1 3. Р/р Лексикология и фразеология. § 3 1 4. Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» 1 5. Морфемика. Словообразование. § 4. 1 6. Морфология. § 5. 1 7. Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян» 8. Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян» 1 9. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. 1 10. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. 1 11. Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57) 1 12. Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». 1 13. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. 1 14. Основные виды сложных предложений. § 7. 1 15. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7. 1 16. Союзные сложные предложения. 1 Сложносочиненные предложения. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 17. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 1 18. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 1 19. Р/р Рецензия. § 8 1 20. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения" 1 21. Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочинённое предложение». 1 22. Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 1 23. Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 1 24. Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. 1 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. 25. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. 1 26. р/р Изложение.( упр.126) 1 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. 1 28. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150) 1 29. Контрольная работа № 2 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». 1 30. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12. 1 31. Придаточные предложения образа действия и степени. 1 32. Придаточные предложения образа действия и степени 1 33. Придаточные предложения места 1 34. Придаточные предложения времени. 1 35. Придаточные предложения времени. 1 36. р/р Написание сжатого изложения.(упр.180) 1 37. Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181). 1 38. Придаточные предложения условные. 1 39. Придаточные предложения причины. 1 40. Придаточные предложения цели. 1 41. Придаточные предложения сравнительные. 1 42. Придаточные предложения уступительные. 1 43. Придаточные предложения следствия 1 44. Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216) 1 45. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 1 46. Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 1 47. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 1 48. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 1 49. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 1 50. Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232) 1 51. Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 1 52. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) 1 53. Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. 1 54. Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 1 55. Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 1 56. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). 1 57. Р/р. Деловые бумаги. 1 58. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение» 1 59. Контрольный диктант № 2 по теме: «Сложноподчинённое предложение» 1 60. Бессоюзные сложные предложения. 1 61. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15 1 62. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 1 63. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 1 64. Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 1 65. Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 1 66. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282) 1 67. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. 1 68. Р/р Реферат 1 69. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. 1 70. Контрольный диктант № 3 по теме «Бессоюзные сложные предложения» 1 71. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18 1 72. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18 1 73. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18 1 74. Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296) 1 75. Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» 1 76. Авторские знаки препинания. § 19 1 77. Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301) 1 78. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 1 79. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 1 80. Русский литературный язык и его стили. § 21 1 81. Русский литературный язык и его стили. § 21 1 82. Р/р. Сжатое изложение (упр.330) 1 83. Фонетика. Графика. Орфография. 1 84. Лексикология. Фразеология. Орфография. 1 85. Лексикология. Фразеология. Орфография. 1 86. Морфемика. Словообразование. Орфография. 1 87. Морфемика. Словообразование. Орфография. 1 88. Морфология. Орфография. 1 Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение. 89. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. 1 90. Глагол. Причастие. Деепричастие. 1 91. Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406) 1 92. Наречие. Слова категории состояния. 1 93. Предлог. Союз. Частица. 1 94. Синтаксис. Пунктуация. 1 95. Синтаксис. Пунктуация. 1 96. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» 1 97. Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. 1 98. Запятая. 1 99. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. 1 100 . Скобки. кавычки. Контрольный тест № 1по теме «Употребление знаков препинания» (упр.447) 1 101 . Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов 1 102 . Анализ ошибок 1