РП_Введение в информатику_2 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Введение в информатику
2 класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель:
Поляков Павел Андреевич

С. Конево
2022 год

Пояснительная записка по информатике

Настоящая рабочая программа составлена на основе:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6
октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от
22 сентября 2011 г. № 2357)
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях"" (Опубликовано 16 марта 2011 г.,
вступает в силу 1 сентября 2011 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 3
марта 2011 г., регистрационный N 19993);
 Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Конево;
 Положение «О Рабочей программе педагога МБОУ СОШ с. Конево;
 Примерная рабочая программа: Информатика. 2-4 классы / Н.Н.
Матвеева, М. С. Цветкова
Программа внеурочной деятельности «Введение в информатику»
базируется на УМК ФГОС Матвеевой Н.В. для 2 – 4 классов. Руководитель
авторского коллектива – Матвеева Наталия Владимировна, к.п.н., старший
научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО). Данное УМК реализуется
продолжительностью в 3 года обучения с 2 по 4 классы с нагрузкой 34 часа в
год по 1 часу в неделю.
Место предмета «Информатика» в системе других учебных
дисциплин определяется его целью и содержанием. Основная цель – научить
детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для
этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные
представления об объектах информатики и действиях с информацией и
информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами,
базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и
научить осуществлять с информационными объектами необходимые
действия с помощью компьютера.
Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки
зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь
учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник
информации, канал связи, данные и пр.). Школьники изучают устройство
компьютера, учатся работать с электронными документами.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и
компьютером, школьники осваивают термины управления. Они учатся
узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать
2

их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не
только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой,
понимать, что управление – это особый, активный способ отношений между
объектами. Видеть отношения –значит учиться «видеть» системы. А это, в
свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы
системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с
логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление
также являются предметом целенаправленного формирования и развития в
четвёртом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Современный ребёнок погружен в новую предметную и новую
информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области
информационных технологий или программиста, если не начать обучение
информатике в младших классах. В отличие от прошлых времён,
действительность, окружающая
современного
ребёнка,
наполнена
бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В
их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат,
цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. В этих условиях
информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и
математика.
На занятиях информатики школьники осознанно и целенаправленно
учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать,
классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, то есть смысла,
узнавать и называть объекты окружающей действительности своими
именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках
предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие
образного и логического мышления, воображения, математической речи,
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного
решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Цель обучения: Обеспечить получение предметных, метапредметных и
личностных результатов в области информатики в соответствии с
закреплёнными в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования
Задачи обучения:
•
•

сформировать первичные представления об объектах информатики
и действиях с информацией и информационными объектами
(текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных);
дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить
осуществлять с информационными объектами необходимые
действия с помощью компьютера.

3

Планируемые результаты освоения предмета
С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а
также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе,
обучения информатике в среднем и старшем звеньях), наиболее ценными
являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
 наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать
изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно
описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с
информацией.
 соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты
проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось
ли достичь поставленной цели?»;
 устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте,
т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого
объекта с помощью компьютера с использованием текстового или
графического редактора;
 понимать, что освоение собственно информационных технологий
(текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а
способом деятельности в интегративном процессе познания и описания
(под описанием понимается создание информационной модели: текста,
рисунка и пр.);
 в процессе информационного моделирования и сравнения объектов
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
объектов; анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы
«Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему
признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…),
различать целое и часть. Создание информационной модели может
сопровождаться проведением простейших измерений разными
способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов
осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием
уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
 при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных
проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций,
преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план
действий (замысел), проявлять оригинальность при решении
творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы
(сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать
воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные
объекты и презентации, применять простейшие логические выражения
типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное
обоснование высказанного суждения;
 при выполнении интерактивных компьютерных заданий и
развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями
4

передачи,
поиска,
преобразования,
хранения
информации,
использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой
информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном
каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение
различными способами представления информации, в том числе в
табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым
параметрам (возрастанию и убыванию);
 получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания:
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим
алгоритмам, самостоятельное установление последовательности
действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда
требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это
делать, чтобы достичь цели?»;
 получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при
определении способов контроля и оценки собственной деятельности
(ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я
делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их
исправление;
 приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых
компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу
между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий
результат деятельности
Содержание курса информатики во 2 классе
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы
«Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка
обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни
человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее
человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на
простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий
человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между
информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления
школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию
(информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную
информацию. Дается представление о видах данных (закодированной
информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли,
почему существуют разные прикладные программы: текстовые и
графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных
типов данных требуются соответствующие программы.
5

В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие
понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что
такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие
документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют
дело с разными бумажными и электронными документами (со
свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
Содержание тем учебного курса
1. Виды информации. Человек и компьютер.
Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация.
Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники
информации. Компьютер как инструмент.
Знать: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств
человека; виды информации по способу восприятия; определение источников
и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в
быту.
Уметь: называть органы чувств человека; называть
виды
информации по способу восприятия; приводить примеры источников,
приёмников информации; уметь использовать обе клавиши мыши для
управления экранными объектами.
ПР «Что умеет компьютер»
Т «Виды информации», «Человек и компьютер»
2. Кодирование информации.
Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и
кодирование информации. Письменные источники информации. Языки
людей и языки программирования.
Знать: определение носителей информации; способы кодирования
сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита;
виды информации по способу представления: текстовая, графическая,
числовая; отличие естественного языка от компьютерного.
Уметь: приводить примеры носителей информации в древности и в
наши дни; кодировать и декодировать сообщения при помощи кодовых
таблиц и правил; приводить примеры графической, числовой, текстовой
информации.
ПР «Кодирование информации»
Т «Виды информации»
3. Информация и данные

6

Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая
информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые
данные.
Знать: о возможности преобразования числовой информации в
текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и
«текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для
кодирования информации;
основные инструменты счёта, которые
использовались в древности и используются современными людьми,
десятичное кодирование.
Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и
убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи,
содержащие
понятия
«дата»
и
«время»;
решать
простейшие
информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием
таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать
программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые
численные расчёты.
ПР « Помощники человека при счёте»
СР «Числовая информация»
4. Документ и способы его создания.
Документ, электронный документ.
Поиск документа. Создание
тексктового и графического документа.
Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет
смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе;
о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти
от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на
большие расстояния; названия действий с информацией, которыми
обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и
декодирование, сложение, вычитание.
Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере;
приводить примеры внешней памяти.
Т «Память компьютера»
ПР «Текстовая информация»
Тематическое планирование
Занятие

Тема занятия

Количество
часов

Виды информации человек и компьютер

6

1

Человек и информация

1

2

Какая бывает информация

1

7

3

Источники информации

1

4

Приемники информации

1

5

Компьютер и его части

1

6

Повторение, работа со словарем.

1

Кодирование информации
7
Носители информации

6
1

8

Кодирование информации

1

9

Письменные источники информации

1

10

Языки людей и языки программирования

1

11

Работа со словарем (как повторение)

1

12– Резерв

1

Информация и данные
13
Текстовые данные

7
1

14

Графические данные

1

15

Числовая информация

1

16

Десятичное кодирование

1

17
18

Двоичное кодирование
Числовые данные

1
1

19

Обобщение материала

1

Документы и способы их создания
20
Документ и его создание

12
1

21
22
23
24

Электронный документ и файл
Электронный документ и файл
Поиск документа
Создание текстового документа

1
1
1
1

25

Создание графического документа

1

26

Создание графического документа

1

27

Обобщение материала

1

28

Навыки работы с клавиатурой и мышью

1

29
30
31
32
33
34

Навыки работы с клавиатурой и мышью
Навыки работы с клавиатурой и мышью
Навыки работы с клавиатурой и мышью
Повторение пройденного за год
РЕЗЕРВ
РЕЗЕРВ

1
1
1
1
1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».