РП_Литература_2 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Литература
2 Класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Окулова Наталья Александровна

С. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Литературному чтению для 2 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Основной образовательной программы начального общего образования
Муниципального
Бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа села Конёво. На основе программы авторов Ф. Климановой,
В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. «Литературное
чтение». Сборник программ.1-4 классы. Москва. Просвещение. 2011г.руководительУМК
Плешаков А.А.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение»
во 2 классе отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Цель:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
-развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение
опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; эстетического отношения к
слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное
мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ
произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями
литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению
художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете
Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых
книг. Творчество читателя, талант читателя.
Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы:
«Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация
высказываний.
Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия.
Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
Устное народное творчество
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества.
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель пословиц
русского народа. Сочинение по пословице.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.
Выразительное чтение русских песен.
Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки
от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа
считалки. Сравнение считалки и небылицы.
Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по
тематическим группам.
Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза
велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и
тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла
пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе
представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание
сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Люблю природу русскую. Осень
Картины осенней природы.
Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого,
С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средство
художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство
выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение
лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение
стихотворений.
Русские писатели
А. С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».
Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение
стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение.
Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.
Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.
И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и
сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев
басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.
Л. Н. Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы
со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев
произведений. Подробный пересказ.

О братьях наших меньших
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.
Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в
стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст
Н. Сладкова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Жидкова, В. Бианки. Герои рассказа.
Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе
плана, вопросов, рисунков.
Из детских журналов
Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из
детских журналов.
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А.
Введенский.
Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм
стихотворного текста. Выразит. чтение на основе ритма.
Проект: «Мой любимый детский журнал».
Люблю природу русскую. Зима
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина,
С. Дрожжина.
Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины.
Авторское отношение к зиме.
Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение
пословицы с главной мыслью произведения. герой произведения. Характеристика героев.
Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева
Писатели детям
К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение
стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средства создания образа. Авторское
отношение к изображаемому. Чтение по ролям.
С. Я. Маршак. Герои произведения С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла
пословицы с содержанием стихотворения.
С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок.
Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стиха. Хар-ка героя произв. с
опорой на его поступки.
А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стиха. Настроение стиха. Звукопись как средство создания
образа. Выразительное чтение стихотворения.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа.
авторское отношение к ним. Составление плана текста. подробный пересказ на основе
самостоятельно составленного плана.
Подробный пересказ на основе картинного плана
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзьях Ф. Берестова, Э. Машковская, В. Лунина. Соотнесение
пословиц и смысла стихотворения. Нравственные и этические представления. Рассказы Н.
Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл название рассказа. Соотнесение названия
рассказ с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе,
взаимовыручке
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е.
Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Прием контраста в создании
картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы.
Звукопись.

И в шутку и всерьёз
Веселые стихи Б. Заходера, У. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ
заголовка. Заголовок – «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой
авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение
стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения. Веселые рассказы для
детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое
отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста
на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.
Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение
героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержание
сказки.
Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного
пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку
литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные
моменты школьной действительности;
 мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического
наслаждения;
 первоначальные
представления
о
нравственных
понятиях
(«добро»,
«доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ»,
«приятель»), отраженных в литературных произведениях;
 умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого
можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что
значит поступить по совести»;
 умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
 умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям
литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой
своей страной; любить свою страну.
 умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл
возникновения книг на земле;
 умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под
руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные
поступки как хорошие или плохие;
 способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
 стремление к успешной учебной деятельности;
 умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность,
верность слову;
 умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой
совестью;



умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с
реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
 ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в
содержании учебника;
 знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
 предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения
будут рассматриваться в данном разделе;
 понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух
возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые
предстоит ответить при чтении содержания раздела;
 принимать
позицию
читателя
и
слушателя
в
соответствии
с
решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
 проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 самостоятельно
формулировать тему и цели урока; систему вопросов,
рассматриваемую на уроке;
 составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
 умения работать в соответствии с заявленным планом;
 умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно
допущенными ошибками;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения задания.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
 самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником
информации; находить заданное произведение разными способами;
 выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные
словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
 группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
 сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе
алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и
родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
 умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять
свое высказывание;
 самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному
произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
 задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
 следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной
творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:







составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:
 читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии
с индивидуальным темпом;
 самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
 под руководством учителя определять главную мысль произведения;
 задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному
или прослушанному произведению;
 пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного
под руководством учителя;
 характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой
он?);
 делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы,
озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
 находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
 сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
 сравнивать прозаический и поэтический текст;
 наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения,
выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:








читать текст про себя и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной
пословицы;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному
произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев
одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть
выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с
заданными параметрами.
Тематическое планирование.
«Литературное чтение.» 2 класс.
Всего 136 ч.

№п/п

Тема урока

Количест
во часов

1

Введение. Знакомство с учебником

1

2

Самое великое чудо на свете

1

3

Библиотеки

1

4

Книги

1

5

Работа с текстом

1
Устное народное творчество

6

Устное народное творчество

1

7

Русские народные песни

1

8

Русские народные потешки и прибаутки

1

9

Скороговорки, считалки, небылицы

1

Загадки, пословицы, поговорки

2

12

Работа с текстом

1

13

Русские народные сказки
Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт»

1

14

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

15

Сказка «У страха глаза велики»

1

16

Сказка «Лиса и тетерев»

1

17

Сказка «Лиса и журавль»

1

18

Сказка «Каша из топора»

1

19-20

Сказка «Гуси-лебеди»

2

21

Викторина по сказкам

1

22

Работа с текстом

1

10-11

Люблю природу русскую. Осень
23

Люблю природу русскую. Осень

1

24

Ф Тютчев «Есть в осени первоначальной»

1

25

К.Бальмонт «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила…»

1

26

А. Фет «Ласточки пропали...»

1

27

«Осенние листья» - тема для поэтов

1

28

В.Берестов «Хитрые грибы»

1

29

М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом»

1

30

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

1

31

Работа с текстом

1

32

Контрольное чтение

1
Русские писатели

33

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

1

34

Стихи А.Пушкина

1

35-36

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

3

37

Обобщение по теме «Сказки Пушкина»

1

38

И. Крылов «Лебедь, рак и щука»

1

39

И.Крылов «Стрекоза и муравей»

1

40

Л.Толстой «Старый дед и внучек»

1

Л.Толстой «Филипок»

2

43

Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»

1

44

Весёлые стихи

1

45

Обобщение по разделу «Русские писатели»

1

46

Работа с текстом

1

41-42

О братьях наших меньших
47

О братьях наших меньших

1

48

1

49

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре..», И. Пивоварова «Жила-была
собака…»
В. Берестов. «Кошкин щенок»

50

Домашние животные

1

51-52

М. Пришвин «Ребята и утята»

2

53-54

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

2

55

Б.Житков «Храбрый утёнок»

1

56

В.Бианки «Музыкант»

1

57

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

1

58

Работа с текстом

1

1

Из детских журналов
59

Из детских журналов

1

60

Д.Хармс «Игра»

1

61

Д.Хармс «Вы знаете?..»

1

62

С. Маршак «Весёлые чижи»

1

63

Контрольное чтение

1

64

Д.Хармс «Что это было?»

1

65

Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

66

Ю.Владимиров «Учёный Петя», «Лошадка»

1

67

Обобщение по разделу

1

68

Работа с текстом

1
Люблю природу русскую. Зима

69

Люблю природу русскую

1

70

Стихи о первом снеге

1

71

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою»

1

72

С.Есенин «Поёт зима - аукает», «Берёза»

1

73

Сказка «Два Мороза»

1

74

С.Михалков «Новогодняя быль»

1

75

А.Барто «Дело было в январе»

1

76

Обобщение по разделу.

1

77

Работа с текстом

1
Писатели – детям

1

78

Писатели - детям

1

79

К.Чуковский «Путаница»

1

80

К.Чуковский «Радость»

1

81

К.Чуковский «Федорино горе»

1

82

С.Маршак «Кот и лодыри»

1

83

С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

1

84

С.Михалков «Мой щенок»

1

85

А.Барто «Верёвочка»

1

86

А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу»

1

87

А.Барто «Вовка – добрая душа»

1

88

Н.Носов «Затейники»

1

Н.Носов «Живая шляпа»

2

91

Н.Носов «На горке»

1

92

Обобщение по разделу

1

93

Работа с текстом

1

89-90

Я и мои друзья
94

Я и мои друзья

1

95

Стихи о дружбе и обидах

1

96

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

1

97

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

1

98

В.Осеева «Волшебное слово»

1

99

В.Осеева «Хорошее»

1

100

В.Осеева «Почему?»

1

101

Обобщение по разделу

1

102

Работа с текстом

1

103

Контрольное чтение

1

Люблю природу русскую. Весна
104

Люблю природу русскую. Весна

1

105

Стихи Ф.Тютчева о весне

1

106

Стихи А.Плещеева о весне

1

107

А.Блок «На лугу»

1

108

С.Маршак «Снег теперь уже не тот»

1

109

И.Бунин «Матери»

1

110

А.Плещеев «В бурю»

1

111

Е.Благинина «Посидим в тишине»

1

112

Э.Мошковская «я маму мою обидел»

1

113

Обобщение по разделу

1

114

Работа с текстом

1
И в шутку и в серьёз

115

И в шутку, и в серёз

1

116

Б Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего»

1

117

Б.Заходер Песенки Винни-Пуха

1

118

Э.Успенский «Чебурашка»

1

119

Э.Успенский «Если был бы я девчёнкой»

1

120

Стихи Э.Успенского

1

121

Стихи В.Берестова

1

122

Стихи И.Токмаковой

1

123

Г.Остер «Будем знакомы»

1

124

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1

125

Обобщение по разделу

1

126

Работа с текстом

1
Литература зарубежных стран

127

Литература зарубежных стран

1

128

Американские и английские народные песни

1

129

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»

1

130

Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

131

Ш.Перро «Красная шапочка»

1

132

Контрольное чтение

1

133

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

1

134

Э.Хогарт «Мафин и паук»

1

135

Обобщение по разделу

1

136

Работа с текстом

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».