РП_Родной язык_2 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Родной язык
2 Класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Окулова Наталья Александровна

С. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Русскому родному языку для 2 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Основной образовательной программы начального общего образования
Муниципального
Бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа села Конёво. Основной образовательной программы ОУ, авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой,
Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Русский родной
язык» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Изучение в начальной школе предмета «Русский родной язык» направлено на
достижение следующих целей:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке;
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской)
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа.
Задачи:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
(русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке;
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному (русскому) языку:
любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к родному (русскому) языку;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать
его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие
из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше
одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Планируемые результаты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
Личностные результаты изучения предмета «Родной язык»:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа;
2) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития.
Метапредметные результаты изучения предмета «Родной язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
5) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в

соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Предметные результаты изучения предмета «Родной язык»:
1) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
3) формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве
познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
4) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;


5) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития,
6) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Обучающийся научится:

оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений)
и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых
текстов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС
Всего 34 часа
№
УРОКА

ТЕМА УРОКА

КОЛВО
ЧАС
ОВ

Русский язык: прошлое и настоящее
1
2
3

4
5

Слова, называющие игры, забавы, игрушки.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
слова, называющие то, что ели в старину: какие из них
сохранились до нашего времени.
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
слова, называющие то, во что раньше одевались дети.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов.

1
1
1

1
1

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий
смысл, но различную образную форму.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий
смысл, но различную образную форму.

1

9

Проектное задание: «Почему это так называется?»

1

10

Проектное задание: «Почему это так называется?»

1

11

Проектное задание: «Почему это так называется?»

1

12

Проектное задание: «Почему это так называется?»

1

6
7
8

1
1

Язык в действии
13

Как правильно произносить слова.
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за
изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со
словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты
стихов и сказок, в которых есть слова с необычным
произношением и ударением».
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты
стихов и сказок, в которых есть слова с необычным
произношением и ударением».

1

17

Разные способы толкования значения слов.

1

18

Наблюдение за сочетаемостью слов.

1

19

Совершенствование орфографических навыков.

1

Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала
и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала
и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые
этикетные выражения в учебно-научной коммуникации:
формы обращения; использование обращения ты и вы.
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые
этикетные выражения в учебно-научной коммуникации:
формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи.

1

14

15

16

20

21

22

23

24
25

1

1

1

1

1

1

1

1
1

Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление
(на практическом уровне).
Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление
(на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение
средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Связь предложений в тексте. Практическое овладение
средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Связь предложений в тексте. Практическое овладение
средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

1

1

32

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музея.
Создание текстов-повествований: повествование об участии в
народных праздниках.

33

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

1

34

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

1

26
27
28
29
30
31

1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».