РП_Введение в информатику_3 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Введение в информатику
3 класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель:
Поляков Павел Андреевич

С. Конево
2022 год

Пояснительная записка по информатике
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6
октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от
22 сентября 2011 г. № 2357)
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях"" (Опубликовано 16 марта 2011 г.,
вступает в силу 1 сентября 2011 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 3
марта 2011 г., регистрационный N 19993);
 Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Конево, приказ
№75 – ОД от 29.08.15;
 Положение «О Рабочей программе педагога МБОУ СОШ с. Конево;
 Примерная рабочая программа: Информатика. 2-4 классы / Н.Н.
Матвеева, М. С. Цветкова
Программа внеурочной деятельности «Введение в информатику»
базируется на УМК ФГОС Матвеевой Н.В. для 2 – 4 классов. Руководитель
авторского коллектива – Матвеева Наталия Владимировна, к.п.н., старший
научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО). Данное УМК реализуется
продолжительностью в 3 года обучения с 2 по 4 классы с нагрузкой 34 часа в
год по 1 часу в неделю.
Место предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин
определяется его целью и содержанием. Основная цель – научить детей
работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого
необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления
об объектах информатики и действиях с информацией и информационными
объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать
школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с
информационными объектами необходимые действия с помощью
компьютера.
В 3 классе школьники изучают представление и кодирование
информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие
объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере
как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию
создания электронного документа, технологию его редактирования,
приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся
2

с современными инструментами работы с информацией (мобильный
телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно
учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по
мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей
информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая
и называя элементарные технологические операции своими именами.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и
компьютером, школьники осваивают термины управления. Они учатся
узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать
их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не
только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой,
понимать, что управление – это особый, активный способ отношений между
объектами. Видеть отношения –значит учиться «видеть» системы. А это, в
свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы
системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с
логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление
также являются предметом целенаправленного формирования и развития в
четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Современный ребенок погружен в новую предметную и новую
информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области
информационных технологий или программиста, если не начать обучение
информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен,
действительность, окружающая
современного
ребенка,
наполнена
бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В
их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат,
цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. В этих условиях
информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и
математика.
На занятиях информатики школьники осознанно и целенаправленно
учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать,
классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, то есть смысла,
узнавать и называть объекты окружающей действительности своими
именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках
предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие
образного и логического мышления, воображения, математической речи,
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного
решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Цель обучения: Обеспечить получение предметных, метапредметных и
личностных результатов в области информатики в соответствии с
закрепленными в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования
3

Задачи обучения:
•
•

сформировать первичные представления об объектах информатики
и действиях с информацией и информационными объектами
(текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных);
дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить
осуществлять с информационными объектами необходимые
действия с помощью компьютера.
Планируемые результаты освоения предмета

С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а
также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе,
обучения информатике в среднем и старшем звеньях), наиболее ценными
являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
 наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать
изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно
описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с
информацией.
 соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты
проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось
ли достичь поставленной цели?»;
 устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте,
т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого
объекта с помощью компьютера с использованием текстового или
графического редактора;
 понимать, что освоение собственно информационных технологий
(текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а
способом деятельности в интегративном процессе познания и описания
(под описанием понимается создание информационной модели: текста,
рисунка и пр.);
 в процессе информационного моделирования и сравнения объектов
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
объектов; анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы
«Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему
признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…),
различать целое и часть. Создание информационной модели может
сопровождаться проведением простейших измерений разными
способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов
осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием
уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
 при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных
проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций,
преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план
действий (замысел), проявлять оригинальность при решении
4









творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы
(сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать
воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные
объекты и презентации, применять простейшие логические выражения
типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное
обоснование высказанного суждения;
при выполнении интерактивных компьютерных заданий и
развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями
передачи,
поиска,
преобразования,
хранения
информации,
использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой
информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном
каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение
различными способами представления информации, в том числе в
табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым
параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания:
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим
алгоритмам, самостоятельное установление последовательности
действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда
требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это
делать, чтобы достичь цели?»;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при
определении способов контроля и оценки собственной деятельности
(ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я
делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их
исправление;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых
компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу
между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий
результат деятельности

Содержание курса информатики в 3 классе
Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к
пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным
моментом содержания в третьем классе является понятие объекта.
Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е.
под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов,
процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход
позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как
«алгоритм»,
«программа»,
«исполнитель
алгоритма»,
«модель»,
«управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием
позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма,
свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так
5

далее, что составляет содержание курса в четвертом классе. Уже в третьем
классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об
информационных системах.
Информация, человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации.
Носители информации. Компьютер.
Знать: что живые существа получают информацию из окружающего
мира с помощью органов чувств; что бывают источники и приемники
информации; что такое носитель информации; что компьютер предназначен
для обработки различных видов информации с помощью программ; правила
работы с компьютером и технику безопасности.
Уметь: называть органы чувств и различать виды информации;
различать источники и приемники информации; называть древние и
современные носители информации; представлять в тетради и на экране
компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с
помощью программ; использовать компьютер для решения учебных и
простейших практических задач разных учебных дисциплин.
Действия с информацией.
Получение информации. Представление информации. Кодирование
информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение
информации. Обработка информации.
Учащиеся должны понимать: что информацию можно представлять
на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков
препинания и других); что информацию можно хранить, обрабатывать и
передавать на большие расстояния в закодированном виде.
Знать: что данные - это закодированная информация
Уметь: получать необходимую информацию об объекте
деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и
электронных носителях); использовать компьютер для решения учебных и
простейших практических задач.
Объект и его характеристика.
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав
объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и
данные об объекте.
Знать: определение объекта; что каждый объект обладает именем,
свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать характеристику;
что документы - это информационные объекты, содержащие данные об
объектах.
Уметь: называть виды имен объектов; различать функции объектов:
назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту;
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об
6

объекте различными способами; работать с текстами и изображениями
(информационными объектами) на экране компьютера.
Компьютер, системы, сети
Компьютер – это система. Системные программы и операционная
система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Знать: что компьютер - это система, состоящая из оборудования,
программ и данных; назначение и виды различных программ: системных,
прикладных, инструментальных; что электронный документ – это файл с
именем; что существует определенный порядок хранения файлов – файловая
система; что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная; что такое
информационная система и из чего она состоит.
Уметь: называть части компьютера, программы и виды данных;
уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
уметь находить файл в файловой системе; использовать информационные
системы: библиотеку, медиатеку, Интернет; использовать компьютер для
решения учебных и простейших практических задач.
Тематическое планирование
Занятие

Тема занятия

Количество
часов

Информация, человек и компьютер

6

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете
информатики

1

2

Человек и информация

1

3

Источники и приемники информации

1

4

Носители информации

1

5

Компьютер

1

6

Устройство компьютера

1

Действия с информацией

10

7

Получение информации

1

8

Представление информации

1

9

Кодирование информации

1

10

Кодирование и шифрование данных

1

11

Хранение информации

1
7

12

Обработка информации и данных

1

13

Обработка информации и данных

1

14

Обработка информации и данных

1

15

Обобщение пройденного материала

1

16

Резерв. Работа с графическим редактором выполнение
работы «Как я провел зимние каникулы»

1

Объект и его характеристика

8

17

Объект, его имя и свойства

1

18

Объект, его имя и свойства

1

19

Функции объекта

1

20

Отношения между объектами

1

21

Характеристика объекта

1

22

Документ и данные об объекте

1

23

Обобщение материала по теме «Объект и его
характеристика»

1

24

Обобщение материала по теме «Объект и его
характеристика»

1

Компьютер, системы, сети

7

25

Компьютер – это система

1

26

Системные программы и операционная система

1

72

Файловая система

1

28

Компьютерные сети

1

29

Информационные системы

1

30

Обобщение материала

1

31

Обобщение материала

1

32

Итоговая работа

1

33

Резерв

1

34

Резерв

1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».