РП_Литературное чтение_ 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Рабочая программа
учебного предмета
Литературное чтение
Предмет
3
Класс
начального общего образования
На 2022 -2023 учебный год

Составитель: Ф.И.О
Учитель

С. Конево
2022 год

Панова Н. А.

I.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ СОШ с.Конево
3. Учебный план МБОУ СОШ с. Конево
4. Примерная программа начального общего образования «Литературное
чтение. 1-4 классы»
5. Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное
чтение», УМК «Школа России», сборника рабочих программ «Школа
России», 1-4 классы (2014 г.)
Общая характеристика учебного предмета
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно,
полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, а
также
воспитание
компетентного
читателя,
который
имеет
сформированную духовную потребность в книге как средстве познания
мира и самого себя.
Задачи обучения:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать
художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный
образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы
литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее
воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт
слушания
произведений
изящной
словесности,
воспитывать
художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес
к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к
классике художественной литературы;
- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки
чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном
чтении художественных
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане МБОУ
СОШ с. Конево
Учебный план МБОУ СОШ с.Конево предусматривает обязательное
изучение «Литературного чтения» в 3 классе, на которое отводится
136часов в год, в неделю 4 учебных часа (34 учебных недели)
Материал рабочей программы по литературному чтению адаптируется
для обучающихся с задержкой психического развития в процессе
подготовки поурочных планов с целью формирования у общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное,
эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в
соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и
успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
У обучающегося будут сформированы:
 мотивация к освоению содержания предмета «Литературное чтение»,
интерес к содержанию художественных произведений;
 эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев
литературных произведений различных жанров и форм;
 начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм,
героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека
за свою судьбу, великодушие и совестливость;
 представления о защите Родины как долге гражданина;
II.

 интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с
героями литературных произведений;
 умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении,
творческой деятельности.
Обучающийся научится:
 принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения,
корректировать установленные правила работы с художественным
текстом в зависимости от учебной задачи;
 принимать установленные правила работы с текстом, работать со
словарями учебника;
 произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;
 осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного
материала каждого раздела программы; – соотносить внешнюю оценку
и самооценку.
 пересказывать текст по плану;
 выделять смысловые части текста и составлять план литературного
произведения;
 определять тему и главную мысль (идею) литературного
произведения;
 самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
 понимать информацию, заложенную в выразительных средствах
произведения, формулировать выводы;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным
опытом.
 принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе
творческих;
 участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях;
 проявлять интерес к общению и групповой работе;
 проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
 использовать различные речевые средства для передачи своего
впечатления;
 выражать свои мысли в устной и письменной речи

Предметные результаты:
Обучающийся научится:
– воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического
опыта;
– читать художественные, научно-популярные и справочные тексты со
скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– выразительно читать вслух доступные произведения;

– пересказывать кратко текст, отвечать на вопросы по тексту и
формулировать свои вопросы;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание,
рассуждение;
– понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных
жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– узнавать пройденные литературные произведения и их авторов;
– находить портрет и пейзаж в литературном произведении;
– видеть особенности юмористических текстов;
– соотносить основное содержание литературного произведения и
разнообразный иллюстративный материал;
– самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и
выражения чувств героя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать возможности литературы передавать сложное настроение,
развитие чувства;
– находить способы создания характера и изображения внутреннего
мира героя в произведениях разных жанров;
– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
– находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании
комического;
– понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов
национальными особенностями и представлениями народов о счастье,
справедливости, добре и зле;
– создавать свои небольшие художественные тексты.
– понимать назначение обложки, содержания и других элементов книги;
– сравнивать разные издания одного и того же произведения, в том
числе иллюстрации;
– иметь представление об элементах книги (разделах, главах и т.д.);
– составлять сборники сочинений, стихотворений, пословиц и
оформлять его иллюстрациями или фотографиями;
– находить аннотацию к книге;
– коллективно работать над составлением книги, сборника, в
распределении отдельных произведений
по разделам, в составлении содержания, написании предисловия,
послесловия, оформлении обложки;
– находить рекомендуемые статьи в детской периодике.

Ученик 3 класса научится:


овладеет техникой чтения; приемами понимания прочитанного
и
прослушанного
произведения,
элементарными
приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов;

самостоятельно выбирать интересующую его литературу,
пользоваться словарями и справочниками;

вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при
обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.составлять
несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять
небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания; декламировать (читать наизусть) стихотворные
произведения; приемам поиска нужной информации, овладеет
алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации
художественных произведений (деление текста на части, составление
плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомится с правилами и
способами взаимодействия с окружающим миром, получит
представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:

полноценно воспринимать художественную литературу,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку
зрения и уважать мнение собеседника;

познакомиться с культурно-историческим наследием России и
общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное
произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими
видами искусства;

выступать перед знакомой аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию); овладеть основами
коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознает
значимость работы в группе и освоит правила групповой работы.

III. Содержание учебного предмета
Вводный урок (1 ч) Знакомство с учебником, системой условных
обозначений, содержанием учебника, словарём

Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные
народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда,
дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке
В.Васнецова и И.Билибина. Сказки народов Урала.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».
Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние
листья».
А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой
нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».
Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (24 ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной
выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство
создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок.
Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина
к сказке.
Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои
басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование
басни.
М.Ю.Лермонтов.
Лирические
стихотворения.
Настроение
стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому
стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения
живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и
творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление
различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль,
события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение
текста-рассуждения и текста-описания.
Литературные сказки (8 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и
народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок.
Нравственный смысл сказки. Сказки уральских писателей.
В.М.
Гаршин
«Лягушка-путешественница».
Герои
сказки.
Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной
сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана
сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (10ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий
пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения.
Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление
различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных
авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания
картин цветущей черёмухи.
Люби все живое (16 ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст.
Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов
«Листопадничек».
Жанр
произведения.
Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ:
дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание
текста. Главные герои рассказа.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий
пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл
рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок
стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»
Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение
пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа.
Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники».
Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения.
Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности
юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических
рассказов Н.Носова.
Зарубежная литература (8ч)
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание
рисунков к сказке.
Проектная работа №1 «Сочиняем волшебную сказку».
Проектная работа №2 «Поэтическая тетрадь 2»
IV.Тематическое планирование (136 ч)
№

1
2-3
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
1718
19

20
21
22
23
24
25
26

Тема

Количес
тво
часов
Вводный урок по курсу литературного чтения (3 ч)
Вводный инструктаж. Знакомство с учебником по
1
литературному чтению. Содержание учебника.
Презентация прочитанных произведений летом.
2
Устное народное творчество (14ч.)
Знакомство с названием раздела.
1
Русские народные песни.
Докучные сказки. Произведения прикладного искусства:
гжельская и хохломская посуда
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

1
1

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»
Проверка техники чтения
Русская народная сказка «Сивка- Бурка»
Русская народная сказка «Сивка- Бурка»
Внеклассное чтение «Русские народные сказки»
Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

1

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»
Проверочная работа №1
Поэтическая тетрадь 1( 9ч.)
Знакомство с названием раздела.

1

Проект: «Как научиться читать стихи»
Ф. И. Тютчев «Листья».
Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья».
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
И. С. Никитин «Встреча зимы»
И. З. Суриков «Детство»
И.З. Суриков «Зима»

1
1

1
1
1

1
1
1
2

1

1
1
1
1

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором»
Стихи русских поэтов.
Стихи русских поэтов.
Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1»
Великие русские писатели (25ч.)
Знакомство с названием раздела.

1
1
1
1

32

Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С.
Пушкина».

1

33
34

А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»
А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…»,
« Опрятней модного паркета»
А.С. Пушкин « Зимнее утро» Проверка техники чтения
А.С. Пушкин « Зимнее вечер»
А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане, о сыне его славном
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди»
А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди»
А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди»
А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди»
А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди»
И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове
И.А .Крылов« Мартышка и очки»
И.А. Крылов « Ворона и лисица»
Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова
М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка
сообщения на основе статьи
М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком
стоит одиноко..»
М. Ю. Лермонтов «Осень», «Утес»
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л. Н. Толстом
Л.Н. Толстой « Акула»
Л.Н. Толстой « Акула»
Л.Н. Толстой « Прыжок»
Л.Н. Толстой « Прыжок»
Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается
вода из моря»
Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»
Литературные сказки (8 ч).
Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения
Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка« Алёнушкины сказки»

1
1

27
28
29
30
31

35
36
37

38

39

40

41

42
43
44
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
61
62

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
97
98
99
100

101

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные
уши, косые глаза, короткий хвост»
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
Обобщающий урок по разделу « Литературные сказки »
Были- небылицы (12ч.)
Знакомство с названием раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой»
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
К.Г. Паустовский«Растрёпанный воробей»
К.Г. Паустовский«Растрёпанный воробей»
А.И. Куприн«Слон»
А.И. Куприн«Слон»
А.И. Куприн«Слон»
«Что побеждает?» Притча
Обобщение по разделу«Были- небылицы»
Поэтическая тетрадь 1 (9ч.)
Знакомство с названием раздела
С.Чёрный« Что ты тискаешь утёнка…»
С.Чёрный «Воробей», «Слон».
С.Чёрный «Слон».
А.А. Блок «Сны»
А.А. Блок « Ворона»
С.А. Есенин « Черёмуха»
М. Пришвин «Моя Родина»
Обобщение по разделу«Поэтическая тетрадь 1»
Люби все живое ( 16 ч.)
Знакомство с названием раздела «Люби все живое»
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»
И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»
В.И .Белов « Малька провинилась»
В.И .Белов « Ещё раз про Мальку»
В.И.Белов «Рассказы про Мальку»
В.Ю. Драгунский « Он живой и светится»
В.П .Астафьев« Капалуха»
В.П .Астафьев« Капалуха»
Б.С. Житков « Про обезьянку»
Б.С. Житков « Про обезьянку»
Б.С. Житков « Про обезьянку»
Б.С. Житков « Про обезьянку»
Проверка техники чтения
Внеклассное чтение (сказки о животных)
Обобщение по разделу« Люби живое »
Внеклассное чтение (сказки о животных)
Поэтическая тетрадь 2 ( 10 ч.)
Знакомство с разделом.
С.Я. Маршак« Гроза днём»

1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
2
1

110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120

С.Я. Маршак«В лесу над росистой поляной»
А.Л. Барто« Разлука»Проверка техники чтения
А.Л. Барто« В театре»
С.В. Михалков « Если»
М. Дружинина «Мамочка», Т. Бокова «Родина»
Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок»
Проект « Праздник поэзии»
Обобщение по разделу« Поэтическая тетрадь 2 »
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (13ч.)
Знакомство с разделом
Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»
Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»
М.М Зощенко « Золотые слова»
М.М Зощенко « Золотые слова»
М.М. Зощенко «Великие путешественники»
М.М. Зощенко «Великие путешественники»
М.М. Зощенко «Великие путешественники»
Н.Н. Носов « Федина задача»
Н.Н. Носов « Телефон»
А.П. Платонов« Цветок на земле»
А.П. Платонов« Цветок на земле»
А.П. Платонов« Цветок на земле»
Обобщение по разделу« Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

121
122
123
124
125
126
127
128

Литература Урала. Сказки народов Урала
Литература Урала. Сказки народов Урала
Литература Урала.Сказки народов Урала
Литература Урала, Произведения уральских писателей
Литература Урала Произведения уральских писателей
Литература Урала Произведения уральских писателей
Литература Урала Произведения уральских писателей
Проверка техники чтения

1
1
1
1
1
1
1
1

102
103
104
105
106
107
108
109

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Зарубежная литература ( 8ч.)
129
130
131
132
133
134135136

Знакомство с разделом
Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»
Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»
Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»
Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок»
Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
«Знатоки литературы» (тестирование)
Рекомендации для летнего чтения

1
1
1
1
1
2
1

Контрольно – измерительные материалы
Проверочная работа 1.
К разделу «Устное народное творчество»
1. Разгадай кроссворд на с. 51 учебника. Выпиши слово, которое получилось в выделенных
клетках по вертикали.
____________________________________________________________________________
2. Отметь жанры, которые не относятся к устному народному творчеству.

1) песня
2) потешка
3) рассказ
4) сказка
5) прибаутка
6) стихотворение
7) басня

8) пословица
9) считалка
10) закличка
11) литературная сказка
12) пестушка
13) повесть

3. Запиши признаки сказки.

4. Узнай произведение по группе слов. Запиши название.
1) Иванушка, Елена Прекрасная, конь, перстень, терем.
____________________________________________________________________________
2) Иван-царевич, Елена Прекрасная, Жар-птица, серый волк, царь Берендей.
_____________________________________________________________________________
5. Определи зачины и концовки. Запиши.
a. Жили-были... — _____________________________________ _________________________
b. Стали они жить поживать и добра наживать... — _______________________
c. В некотором царстве, в некотором государстве... — ____________________
d. Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало... —
________________________________________________________________
6. Чему учат нас сказки? Приведи пример.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проверочная работа 2.
К разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть 1)
1. Стрелками соедини имена поэтов с фамилиями.
2) Тютчев
1)
а) Афанасий Афанасьевич
3) Никитин
б) Иван Захарович
4) Суриков
в) Фёдор Иванович
5) Фет
г) Иван Саввич
2. По рифмующимся словам узнай произведение и его автора. Запиши.
1) Из окошка — кошка, одело — побелело, нос — мороз, синий — иней, тороватый —
ватой, ты — кусты.

__________________________________________________________________________
2) Росою — муравою, покажись, нарядись, наступает — утопает, летят — шумят.
3. По ключевым словам узнай произведение и его автора. Запиши.
1) Дождь, туман, рассвело, снег, алмазы слёз, гостья зима, раздолье, мороз.
__________________________________________________________________________
2) Деревня, санки, сугроб, смех, вьюга, печь, бабушка, прялка, сказка, жар-птица,
волк, сон.
__________________________________________________________________________
3) Снег, кружится, ложится, поле, лес, принакрылся, заснул, снеговые горы,
ребятишки, соломой укрыл.
__________________________________________________________________________
4. Напиши, что такое стихотворение. Как правильно читать стихи?
_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________
5. Запиши название стихотворения, которое тебе больше всего понравилось. Кто его автор?
О чём оно?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Проверочная работа 3.
К разделу «Великие русские писатели»
1. Соедини стрелками вопрос и ответ, который ему соответствует. Запиши пропущенные
названия басен
1) Кумушка, мне странно это: да
работала ль ты в лето?
_________________________
2) Соседка, перестань срамиться...
— тебе ль с Слоном возиться?
а) В Кунсткамере, мой друг!
Часа там три ходил...
б) Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
_________________________

3) Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
«Любопытный »
4) Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?
«Свинья»
в) Я не приметила богатства никакого.
г) До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

2. Разгадай кроссворд

По горизонтали: 1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.
Лермонтова. 2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а... . 3. Язык,
которым первым овладел А.С. Пушкин. 4. Небольшое произведение, написанное стихами
или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.
По вертикали: 5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил СанктПетербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. 6. У этого
поэта была любимая няня, о которой знают все. 7. Этот писатель переводил стихи и прозу,
великолепно знал литературу, интересовался театром. 8. Многие его рассказы и басни
вошли в его же книгу «Азбука».
3. Попробуй восстановить стихотворение, переделав данный текст. Запиши получившееся
четверостишие.
А с рассветом на село;
На пруды, на пустынный сад;
Ночью бушевала буря;
Понесло первым снегом.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Стрелками соедини автора с его произведением.
1. А.С. Пушкин
а)«Ворона и Лисица»
2. И.А. Крылов
б) «Зимнее утро»
3. М.Ю. Лермонтов
в) «Лев и собачка»
4. Л.Н. Толстой
г) «Утёс»

Проверочная работа 4.
К разделу «Поэтическая тетрадь 2» (часть 1)
1. Запиши, о ком идёт речь в приведённых отрывках.
1) Первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом
времени:
Я вспоминал. Младенческие годы.
Деревня, где родился я и рос.
Мой старый сад. Речонки малой воды.
В огнях цветов береговой откос.
Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников,
написано 20 книг.
В историю русской литературы он вошёл и как переводчик (переводил на русский
язык американскую, английскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую,
испанскую, грузинскую литературу).
____________________________________________________________________________
2) Этот поэт родился в с. Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство его прошло
на Волге,близ Ярославля. Отец поэта, отставной офицер, был ярым крепостником,
внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье.
_____________________________________________________________________________
3) Родился этот писатель в обедневшей дворянской семье в имении родителей под
Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную
гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где
продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал
Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не
имея средств к существованию, он в 1889 г. пошёл работать корректором в местную
газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле вышел его первый сборник стихотворений.
_____________________________________________________________________________
2. Восстанови текст стихотворения И.А. Бунина по рифмам.
Играет - замирает, мотылёк - лепесток, теплом - кругом.
Сегодня целый день играет
В траве последний ...
И, точно белый ...,
На паутине ...,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло ....
3. Кому принадлежат приведённые строки? Запиши.
1) Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они...
_____________________________________________________________________________
2) Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...

_____________________________________________________________________________
3) Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
____________________________________________________________________________
4) ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога...
_____________________________________________________________________________
4. Является ли это произведение стихотворением? Запиши признаки стихотворения.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую
Хвастливую песню поёт.
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Проверочная работа 5.
К разделу «Литературные сказки»
1.
В чём отличие литературной сказки от фольклорной? А в чём их сходство?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Прочитай пословицы. К героям каких прочитанных тобою сказок их можно отнести?
1) Смелость города берёт.
_____________________________________________________________________________
2) Смелый приступ — половина победы.
_____________________________________________________________________________
3) Терпенье и труд всё перетрут.
_____________________________________________________________________________
3. Допиши пропущенные слова в названиях произведений и укажи их авторов.
1) « ____________________ про храброго _______________________ — ______________
уши,_____________________ глаза, _______________________ хвост».
Автор: _________________________________________________________
1) «Лягушка- ________________________________________________ ».
Автор: ________________________________________________________
2) «________ ________________________________ Иванович».
Автор: _________________________________________________________
4. Какие черты характера есть у всех отрицательных героев сказок? Напиши.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Напиши название своей любимой сказки. Кто её автор?

_____________________________________________________________________________
Проверочная работа 6.
К разделу «Были-небылицы»
Допиши пропущенные буквы, и у тебя получится стишок-небылица.
Рифмушка
Танцевала рыба с р __________________________________ ,
А петр______________________________ - с пастернаком,
А ц и ___________________________ - с чесноком,
А и н ______________________________ - с пет _________________ ,
Сковор _____________________________ - с котелком,
Красна девка - ск___________________________________________ ,
А ухват - просто так,
А морковка не ______________________________________ .
Потому что не умела.
Наведи порядок в стихотворении. Запиши слова, которые нужно поменять местами.
Нет ни склада тут, ни лада...
Пингвины - жители пустыни,
Ужата очень любят дыни.
Шофёры знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине.
Неспешно ходит черепаха,
Могучий ёж не знает страха.
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Ужи летают в облаках,
Стрижи на севере, во льдах.
Орлы упрямы, просто страх!
Чижи охотятся в горах,
Моржи в болоте, в камышах,
Киты мечтают о мышах.
Ослы расселись на кустах,
Коты плывут в крутых волнах...
А все ли на своих местах?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Стрелками соедини автора с его произведением. Допиши пропущенные слова.
А.
Ответь на вопросы.
1) Кто и о ком бормотал такие слова?
Не похож он ни на рака, ни на нас весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
Произведение: ________________________________________________

Автор: ______________________________________________________
2) Вставь пропущенные слова в описание животного. О ком идёт речь?
Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину_________.
Кожа на нём ___________________,в тяжёлых__________________ .Ноги толстые, как
__________________. Длинный __________________ с чем-то вроде помела на конце.
Голова в больших _______________________ .
Уши
большие,как
_____________________ , и висят вниз. Глаза совсем ____________________, но умные
и добрые.
Произведение: _______________________________________________
Автор: ______________________________________________________
3) Вспомни героев произведения. Допиши нужное.
Пашка - _________________ , Петровна - __________________________ ,
Маша - _______________________ , Чичкин - _______________________ ,
разбойница - ________________________ .
Произведение: _____________________________________________________________
Автор: ____________________________________________________________________
Проверочная работа 7.
К разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть 2)
Первый тур. Разминка
Здесь в словах перепутались слоги.
Начинаем склейку слов
Из рассыпанных слогов.
Напиши-ка эти строчки,
Сложив правильно кусочки.
Ремонт
Что из камня? Что из льда?
Суль-ми-ка-ра-пи-со-да!
Кто ползёт и кто летит?
Ка-тря-у-ка-гуз-со-лит!
Где машина? Где страна?
:
Са-ар-мо-ген-ти-свал-на!
Кто в пруду? Кто на лугу?
Ре-бё-ля-нок-же-шка-гу!
Что в шкафу? Что на столе?
Ви-баш-зор-те-ка-ру-ле!
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Второй тур. «Серебрится река, серебрится ручей»
В поэзии С.А. Есенина много «золотых» и «серебряных» слов: серебрит, золотые,
серебряные, серебром, золотом … вставь их на место пропусков.
1) Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в ______________________________________ .
(«Черёмуха»)

2) Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг __________________________________ .
(«Ночь»)
3) А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым __________________________ .
4) Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки.
И горят _______________________ росы.
(«С добрым утром»)
Третий тур. «Весело и грустно»
Найди рифму к строкам из стихотворений А.А. Блока.
1) Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце,
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки ____________________________________________ .
(«Снег да снег»)
2) И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей __________________________________________ .
(«Ворона»)
3) Веселимся, кружимся,
Хороводом ______________________________________________ .
(«Веселимся, кружимся...»)
4) Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нём ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной ____________________________________________ .
(«Ночью»)
5) Красное солнце!
Глянь-ка в ____________________________________________ .
(«Веселимся, кружимся...»)

Четвёртый тур. «Что ты тискаешь утёнка?..»
Какое слово должно стоять перед вопросительным знаком в конце отрывков из
стихотворений Саши Чёрного?
1) — Отчего у птичек
Нет __________________________________________?
(«Приставалка»)
2) — Отчего шоколадки
Не растут на ________________________________________________ ?
(« Приставалка »)
3) Ты представь такую штуку, —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой ___________________________________________?
( « Ч т о ты тискаешь утёнка?..»)
4) Лошадь кушала, старалась,
Только кошка удивлялась:
«Отчего все таракашки
Растолстели, как ______________________________________________ ?»
(«Бабина лошадка»)
5) Отчего ты, мартышка, грустна
И прижала к решётке головку?
Может быть, ты больна?
Хочешь сладкую скушать _______________________________________ ?
(«Мартышка»)
6) Жду и жду я, жду напрасно —
Колокольчик онемел...
Месяц, брат мой, месяц красный,
Месяц ясный,
Отчего ты ______________________________________________ ?
(«Когда никого нет дома»)
Пятый тур. «Выразительное чтение стихов»
Устно восстанови из слов строки стихотворений и прочитай их выразительно. Можно
наизусть. Запиши, что это за стихотворение и кто его автор.
1) Идёт, пруд, в, утёнка, ты, утке, пусть, купаться, снеси, к.
Автор: __________________________________________________
Стихотворение: ________________________________ _____________
2)
Между, у проталинки, в траве, корней, а рядом.
Автор: _______________________________________________
Стихотворение: ______________________________________
3) Серою, под, белеет, что, травкой, лавкой, желтеют, вон, под, нежною.
Автор: _______________________________________________ ______
Стихотворение:_____________________________________________
4) Не будешь, и нянчить, мыть, теперь, качать, ты, можешь, его, и лизать, головой.
Автор: _______________________________________________
Стихотворение: __________________________________________
Проверочная работа 8.
К разделу «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2)
1. Стрелками соедини автора с его произведением.
1) С .Я. Маршак
а) «Кукушка»
2) А.Л. Барто
б) «Разлука»
3) С.В. Михалков
в) «Если»
4) Е.А. Благинина
г) «В театре»

д) «Гроза днём»
2. Вспомни произведение и его автора. Запиши.
1) В этом стихотворении изображены ребята- фантазёры, выдумщики.
_________________________________________________________________________
2) Герой этого стихотворения очень скучаетпо своей маме.
__________________________________________________________________________3) В
этом стихотворении есть такие строки.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам...
5)
Узнай стихотворение по ключевым словам.
Балет, фея, оркестр, номерок.
_____________________________________________________________________________
3. Напиши, какое стихотворение из этого раздела тебе больше всего понравилось. Назови
его автора и тему.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проверочная работа 9.
К разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
1. Узнай произведение по отрывку. Запиши его автора и название.
1) Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного
дерева любая вещь кажется богато украшенной.
_____________________________________________________________________________
2) Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая
большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда ещё было далеко.
_____________________________________________________________________________
3) Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было
ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в
наше путешествие.
_____________________________________________________________________________
4) Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своём
стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.
_____________________________________________________________________________
5) Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и.скучно: тиктак, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть.
_____________________________________________________________________________
2. Из данных слов составь пословицы и поговорки. Узнай по ним загаданный рассказ. Кто
его автор?
1) А, не, плотник, топор, тешет.
____________________________________________________________________________
2) Не, дурная, голова, ногам, покоя.
_____________________________________________________________________________
3) Рядком, потолкуйте, да, садитесь, рядком.
____________________________________________________________________________
3. Восстанови деформированный план. Узнай по нему название произведения и его
автора.

1) Помилование и папины условия.

2) Ужин со взрослыми.


3) Папин совет, или Золотые слова.

4) Плохое воспитание.

5) Наказание.

6) Случай с маслом в чае.

7) Золотые слова в жизни.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Напиши по нескольку произведений этих писателей.
1) Н.Н. Носов
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) В.Ю. Драгунский
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) М.М. Зощенко
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».