РП_Математика_ 3 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Математика
3 Класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Окулова Наталья Александровна

С. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Математике для 3 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Основной образовательной программы начального общего образования
Муниципального
Бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа села Конёво. Основной образовательной программы ОУ, на
основе УМК «Школа России» и авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной,
М.А.Бантовой «Математика».
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Математика» в 3 классе
отводится 136 часа (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие школьника - формирование способности к
интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления),
пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения,
выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести
поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и
способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в
познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой
культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования предмет
«Математика» призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у
школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и
общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных
жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения
смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное
развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической
деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как
форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий,
носящих нестандартный, занимательный характер.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в
пределах 100. Выражения с переменной. Взаимосвязь между компонентами и результатом
сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур
буквами.

Табличное умножение и деление (продолжение)

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность
деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел
с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания
взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы
площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения
между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений
при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей
между результатами и компонентами действий.
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью
подсчета выбранной мерки.
Числа от 1 до 1000.
Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и
чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных
слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы:
грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Сложение и вычитание
Приёмы устных вычислений. Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. Приёмы
устных вычислений вида 470+80, 560-90. Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140.
Приёмы письменных вычислений. Алгоритм сложения трёхзначных чисел. Алгоритм вычитания
трёхзначных чисел. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Приёмы устных вычислений. Решение задач. Виды треугольников: прямоугольные,
остроугольные, тупоугольные. Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Алгоритм

письменного приёма умножения трёхзначного числа на однозначное. Умножение
трёхзначного числа на однозначное. Приёмы письменного деления в пределах 1000.
Алгоритм письменного приёма деления трёхзначного числа на однозначное. Проверка
деления. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:
 навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности;
 основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения
математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к
применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр.,
предложенных в учебнике или учителем;










положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя
успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ
(деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:
 начальные представления об универсальности математических способов познания
окружающего мира;
 осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других
школьных дисциплин;
 осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей
учебной деятельности;
 интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и
пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и
явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к
освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Учащийся научится:
 понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной задачи;
 находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной
и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее
решения;
 проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях
– самостоятельно;
 выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
 самостоятельно
планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
 адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности,
понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
 самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их
свойствах;
 ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
 устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в
явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и













графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между
объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать
выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений,
равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно
найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в
расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина,
геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в
знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в
учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в
предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:
 умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать
знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей
изучаемых объектов и процессов;
 осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения
учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
 строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
 понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать
вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и
предложения;
 принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести
диалог, речевые коммуникативные средства;
 принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии
успешной математической игры, высказывать свою позицию;
 ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в
учебной деятельности;
 контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность
своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для
общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
 умение использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебнопознавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
 согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре,
признавать возможность существования различных точек зрения, корректно
отстаивать свою позицию;




** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:
 образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
 сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать
заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь
заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
 устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или
восстанавливать пропущенные в ней числа;
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
 читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя
изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =
100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
 читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные
единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между
ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные,
сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
 классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
 самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь,
масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:
 выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на
0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
 выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
 выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1 000;
 вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со
скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
 использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
 вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв;
 решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:
 анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;






составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему
при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на
все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в
несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:
 сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами,
рассматриваемых в задачах;
 дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
 находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и
выбирать наиболее рациональный;
 решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
 решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:
 обозначать геометрические фигуры буквами;
 различать круг и окружность;
 чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
 различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
 изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
 читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:
 измерять длину отрезка;
 вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
 выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
 выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
 вычислять
площадь прямоугольного треугольника, достраивая его
прямоугольника.

до

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:
 анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
 устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
 самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
 выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
 читать несложные готовые таблицы;



понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то
…», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное
высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА 3 КЛАСС
Всего 136 часов
№
ТЕМА УРОКА

УРОКА

КОЛВО
ЧАСО
В

Числа от 1 до 100

1

Повторение. Нумерация чисел

1

2

Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

1

3

Выражения с переменной

1

4

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.

1

5

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.

1

6

Обозначение геометрических фигур буквами.

1

7

Закрепление изученного

1

8

Входная контрольная работа

1

9

Анализ контрольной работы

1

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

10

Связь умножения и сложения

1

11

Связь между компонентами и результатом умножения.

1

12

Чётные и нечётные числа

1

13

Таблица умножения и деления с числом 3

1

14

Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение
задач

1

15

Связь между величинами: масса и, количество

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

2

18

Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество
вещей, расход ткани на все вещи

1

19

Закрепление изученного

1

20

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3»

1

21

Анализ контрольной работы. Закрепление

1

22

Таблица умножения и деления с числом 4

1

16-17

23

Закрепление изученного

1

24

Задачи на увеличение числа в несколько раз

1

25

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1

26

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1

27

Таблица умножения и деления с числом 5

1

28

Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел

1

29

Решение задач

1

30

Контрольная работа за 1 четверть

1

31

Анализ контрольной работы
Таблица умножения и деления с числом 6

1

32

Закрепление изученного

1

33

Таблица умножения и деления с числом 7

1

34

Что узнали. Чему научились

1

35

Закрепление изученного

1

Площадь.

2

38

Квадратный сантиметр

1

39

Площадь прямоугольника

1

40

Таблица умножения и деления с числом 8

1

41

Закрепление изученного

1

42

Решение задач

1

43

Таблица умножения и деления с числом 9

1

44

Квадратный дециметр

1

45

Таблица умножения. Закрепление

1

46

Решение задач

1

47

Единица площади — квадратный метр

1

48

Закрепление

1

49

Что узнали. Чему научились

1

50

Контрольная работа по теме Площадь прямоугольника

1

51

Анализ работы. Закрепление

1

52

Умножение на 1

1

53

Умножение на 0

1

54

Умножение и деление с числами 1 и 0

1

55

Деление нуля на число

1

Составные задачи в 3 действия

2

58

Доли.

1

59

Окружность. Круг

1

36-37

56-57

60

Диаметр круга

1

61

Контрольная работа за 2 четверть

1

62

Анализ контрольной работы.

1

63

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле

1

64

Единицы времени — год, месяц, сутки

1

65

Что узнали. Чему научились

1

66

Учебник, часть 2
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение и деление круглых чисел

1

67

Приём деления для случаев вида 80 : 20

1

68

Умножение суммы на число

1

69

Решение задач несколькими способами

1

Умножение двузначного числа на однозначное

2

72

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

1

73

Выражение с двумя переменными

1

74

Деление суммы на число

1

75

Деление двузначного числа на однозначное

1

76

Закрепление изученного

1

77

Связь между числами при делении

1

78

Проверка деления умножением

1

79

Контрольная работа

1

80

Анализ работы. Закрепление

1

81

Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22

1

82

Проверка умножения с помощью деления

1

83

Решение уравнений на основе связи между результатами и
компонентами умножения и деления

1

84-85

Закрепление изученного

2

86-87

Деление с остатком

2

88

Приёмы нахождения частного и остатка

1

89

Деление меньшего числа на большее

1

90

Проверка деления с остатком

1

91

Что узнали. Чему научились

1

92

Контрольная работа

1

93

Закрепление изученного

1

70-71

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. Нумерация
94

Тысяча

1

95

Образование и название трёхзначных чисел

1

96

Запись трёхзначных чисел

1

97

Письменная нумерация в пределах 1000

1

98

Натуральная последовательность трёхзначных чисел

1

99

Контрольная работа за 3 четверть

1

100

Анализ контрольной работы
закрепление

1

101

Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз

1

102

Замена трёхзначных чисел суммой разрядных слагаемых

1

Сложение (вычитание) трёхзначных чисел

2

105

Сравнение трёхзначных чисел

1

106

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе

1

107

Единицы массы — килограмм, грамм

1

108

Что узнали. Чему научились

1

109

Контрольная работа. Нумерация в пределах 1000

1

110

Анализ работы. Закрепление

1

103-104

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000 Сложение и вычитание
111

Приёмы устных вычислений

1

112

Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200

1

113

Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90

1

114

Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140

1

115-116

Приёмы письменных вычислений

2

117-118

Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел

2

119-120

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

2

Виды треугольников (по соотношению сторон)

1

Закрепление

2

121
122-123

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
124

Приёмы устных вычислений

1

125

Виды треугольников

1

126

Закрепление изученного

1

127

Итоговая контрольная работа за год

1

128

Анализ контрольной работы. Закрепление

1

Приёмы письменных вычислений
129

Приём письменного умножения на однозначное число в пределах 1000

1

130

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

1

131

Приём письменного умножения на однозначное число

1

132

Приём письменного деления на однозначное число

1

133

Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

1

134

Проверка деления умножением. Закрепление

1

135

Знакомство с калькулятором

1

136

Закрепление. Повторение

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».