РП_Окружающий мир_3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Рабочая программа
учебного предмета
_________Окружающий мир_________
Предмет
________________3_________________
Класс

начального общего образования
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Ф.И.О

Орлова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов 1 кв.кат.
Учитель

С. Конево
2022 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса составлена
в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. №
273-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 года №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.).

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями и дополнениями от: 8
июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.)

перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки
России на 2020 - 2021 учебный год ;

Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 08.04.15. № 1/5)

Основная образовательная программа начального общего образования (утвержденная
приказом №1 от 31.08.2017 г);


Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
(распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2765-р)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 
Учебный план

Положение о рабочей программе по предмету

Примерная (авторская) (автор А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы»
(учебно-методический комплект «Школа России») программа начального общего образования по
предмету «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса

Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. оргнанизаций / А.А. Плешаков. – М.:
Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.
В 2-х частях/ А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2020.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного
опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и
бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной
страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
2

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические
знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый
для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс
«Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений
как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное
единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом,
курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и
для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без
которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственных
и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших
школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями
духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа
для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет
«Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,
русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической куль3

туры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Согласно годовому календарному графику в 3 классе 34 учебные недели (2 учебных часа в
неделю) - 68 часов в год.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем
Как устроен мир?
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика?
Путешествие по городам и странам
Итоговый урок
Итого:

Всего часов
8
19
10
8
12
10
1
68

3. ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ И ЭКСКУРСИЙ
Период
обучения

Количество
часов

1 четверть

16

2 четверть

16
20

3 четверть
4 четверть

16

Итого

68

Диагностический материал
Практическая работа - 5
Проект - 1
Проверочная работа – 1
Практическая работа - 2
Проект - 1
Проверочная работа - 1
Практическая работа - 4
Проект - 1
Проверочная работа – 2
Проект - 1
Проверочная работа – 2
Экскурсия - 1
Практическая работа - 11
Проект - 1
Проверочная работа – 6

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы
(между растениями и животными, между различными животными);
4

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы,
правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены;
основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и
их столиц.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе
знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе
стран зарубежной Европы;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной
жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного
ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил
экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов
человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме,
на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
5

Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлению чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историкокультурным наследием городов Золотого кольца России;
• целостному взгляду на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и
человеком, между разными странами и народами;
• уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в
политическом устройстве государств;
• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к
своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
• эстетическим чувствам, впечатлениям через восприятие природы в ее многообразии,
знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России
и разных стан мира;
• этическим чувствам и нормам на основе представлений о внутреннем мире человека, его
душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения
работы на различных этапах урока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия в течение урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки»
и критерии, заданные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
Обучающийся получит возможность научиться:
• объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• планировать свои действия в течение урока с помощью учителя;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих
тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
• использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
6

• сравнивать объекты по различным признакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды
в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
Обучающийся получит возможность научиться:
• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
• моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в
природе, круговорот веществ).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и
вопросов;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Обучающийся получит возможность научиться:
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в
общении;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Обучающийся научится:
• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного
отношения к природе;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
7

• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать
круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов
человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных
групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую
опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
• раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать
необходимость уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;
• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические
прогнозы;
• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
• пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с
помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к
природе;
• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов
человека;
• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из
других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
8

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи
в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,
соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и
электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия
для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
общество сверстников и т.д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов
на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
9

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости
и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как устроен мир (8 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.).
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране
природы.
Экскурсия: «Что нас окружает?»
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для
живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в
быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых
организмов. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений.
Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из
Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе
и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России.
Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмыпотребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Исследуем продукты на содержание крахмала. Состав и свойства
воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Развитие растений.
10

Проект: «Разнообразие природы родного края»
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее
роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Проект: «Школа кулинаров»
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода,
утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные
группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице,
водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление
природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной
воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от
продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: «Дорожные знаки в окрестностях школы».
Проект: «Кто нас защищает?»
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и
услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства
товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и
здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее
основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность,
пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
11

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной
деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Разнообразие полезных ископаемыех. Знакомство с культурными
растениями. Знакомство с различными монетами.
Проект: «Экономика родного края»
Путешествие по городам и странам (10 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,
основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры
разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Контрольный урок (1 ч)
7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи
учащихся.
Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
 поиск ошибки;
 выбор ответа;
 продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и
учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы
на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко
исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала,
но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
12

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
• неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
• нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
• неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного
явления, процесса;
• неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
• незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
• неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
• преобладание при описании объекта несущественных признаков;
• неточности в определении назначения прибора, его использование;
• неточности при нахождении объектов на карте.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки
для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней
трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил
достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

13

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
урока

№ урока

Как устроен мир.

Кол-во часов
8

1.

Природа. Ценность природы для людей.

1

2.

Человек.

1

3.

Общество.

1

4.

Российская Федерация

1

5.

О чем расскажет план?

1

6.

Что такое экология?

1

7.

Проект «Богатства, отданные людям».

1

8.

Проверочная работа по разделу «Как устроен мир?»

1

Эта удивительная природа.

19

9.

Звездное небо – Великая книга Природы

1

10.

Тела, вещества, частицы.

1

11.

Разнообразие веществ.
Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала»
Воздух и его охрана.
Практическая работа № 2 «Состав и свойства воздуха»
Вода.
Практическая работа № 3 «Свойства воды»
Превращения и круговорот воды.
Практическая работа № 4 «Круговорот воды»
Берегите воду!

1

1

17.

Что такое почва?
Практическая работа № 5 «Состав почвы»
Разнообразие растений.

18.

Солнце, растения и мы с вами.

1

19.

1

20.

Размножение и развитие растений.
Практическая работа № 6 «Развитие растений»
Охрана растений.

21.

Разнообразие животных.

1

22.

Кто что ест?

1

23.

Размножение и развитие животных.

1

12.
13.
14.
15.
16.

14

1
1
1
1

1

1

24.

Охрана животных.

1

25.

В царстве грибов.

1

26.

Проект «Разнообразие природы родного края».

1

27.

Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа».

1

Мы и наше здоровье.

10

28.

Организм человека.

1

29.

Органы чувств.

1

30.

1

31.

Надежная защита организма.
Практическая работа № 7 «Знакомство с внешним строением кожи».
Опора тела и движение.

32.

Наше питание.

1

33.

1

34.

Дыхание и кровообращение.
Практическая работа № 8 «Подсчёт ударов пульса».
Умей предупреждать болезни.

35.

Здоровый образ жизни.

1

36.

Проект «Школа кулинаров».

1

37.

Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье»

1

Наша безопасность.

1

1

8

38.

Огонь, вода и газ.

1

39.

Чтобы путь был счастливым.

1

40.

1

41.

Дорожные знаки.
Экскурсия № 1 «Дорожные знаки в окрестностях школы».
Опасные места.

42.

Природа и наша безопасность.

1

43.

Экологическая безопасность.

1

44.

Проект «Кто нас защищает».

1

45.

Проверочная работа по разделу «Наша безопасность»

1

Чему учит экономика.

1

12

46.

Для чего нужна экономика?

1

47.

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

1

15

1

50.

Полезные ископаемые. Практическая работа № 9 «Разнообразие полезных
ископаемых»
Растениеводство.
Практическая работа № 10 «Знакомство с культурными растениями».
Животноводство.

51.

Какая бывает промышленность?

1

52.

1

53.

Что такое деньги?
Практическая работа № 11 «Знакомство с различными монетами».
Государственный бюджет.

54.

Семейный бюджет.

1

55.

Экономика и экология.

1

56.

Проект «Экономика родного края»

1

57.

Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика?»

1

48.
49.

Путешествие по городам и странам.

1
1

1

10

58.

Золотое кольцо России.

1

59.

Наши ближайшие соседи.

1

60.

На севере Европы.

1

61.

Что такое Бенилюкс.

1

62.

В центре Европы.

1

63.

Путешествие по Франции и Великобритании.

1

64.

На юге Европы.

1

65.

Всемирное наследие

1

66.

Проект «Музей путешествий».

1

67.

Проверочная работа по разделу «Путешествие по городам и странам»

1

68.

Итоговая проверочная работа за 3 класс

1

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».