РП_Родной русский_ 3 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Русский язык
3 Класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Окулова Наталья Александровна

С. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Русскому родному языку для 3 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Основной образовательной программы начального общего образования
Муниципального
Бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа села Конёво. Основной образовательной программы ОУ, авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой,
Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Русский родной
язык» в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Изучение в начальной школе предмета «Русский родной язык» направлено на
достижение следующих целей:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке;
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской)
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа.
Задачи:

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке;

развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному
(русскому) языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической
ценности, гордости и уважения к родному (русскому) языку;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит,
и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её
правильной, точной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда
– ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя,
снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и
фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица,
книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом
уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён
существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных
грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм
множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного
числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и
точного
употребления
предлогов,
образования
предложно-падежных
форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом
уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в
рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Планируемые результаты.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
 понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни
и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных,
так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
 понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка),
восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа,
понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке,
внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика
текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы,
переносное значение слов);
 осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств,
понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и
чувств;
 адекватное
восприятие
оценки
собственной
деятельности,
данной
одноклассниками, учителем.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
 восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание
связи развития языка с развитием культуры и общества;
 понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той
же мысли;
 стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания
собеседников;
 положительной мотивации к созданию собственных текстов;
 положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к
решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить,
доказывать и т. д.);
 способности к адекватной самооценке.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий;
 осознавать цели и задачи урока, темы;
 в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
 следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам,
описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
 адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
 участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности),
учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли
и действовать в соответствии с ними;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
 планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной
работе;
 осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя различные справочные материалы: толковые словари, детские
энциклопедии и др.;
 выделять существенную информацию из читаемых текстов;
 строить
модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний,
предложений;
 находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова,
словосочетания, части речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
(в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
 по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного
раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под
определённую задачу;
 преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и
наоборот;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (обращение, вежливые слова);
 озаглавливать текст;
 задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте;
 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
(обратиться с просьбой, поздравить);
Обучающиеся получат возможность научиться:
 участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять,
высказывать свою точку зрения);
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме
общения;
 понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по
заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.
Предметные
Обучающиеся научатся:
 осознавать слово, предложение как главные средства языка;
 различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
 осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и
переносным значением, слова с близким и противоположным значением;


осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со
словом в назначении — назвать предмет, явление;
 списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов,
писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в
60–75 слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 соблюдать
произносительные нормы в собственной речи (в объёме
представленного в учебнике материала);
 использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с
прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением)
при создании собственных высказываний;
 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных
работах;
 распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание,
рассуждение;
 создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и
конец предложений.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
Всего 34 часа
№
ТЕМА УРОКА

УРОКА

КОЛВО
ЧАС
ОВ

Русский язык: прошлое и настоящее
Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в
современной ситуации речевого общения.
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг –
недруг, брат – братство – побратим).

2

2

6

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие
природные явления. Образные названия солнышка, дождя.
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.

7

«Морозные слова»

1

8

Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.

1

9

Практическая работа с текстами (с.38-40)

1

10 -11

Какой лес без чудес. «Лесные слова»

2

12-13

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик,
извозчик, коробейник, лавочник).

2

14-15

Заиграйте мои гусли. Названия русских народных инструментов
(балалайка, гусли, гармонь).

2

1-2
3

4-5

1

1

16

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о
происхождении этих названий.

1

17

Происхождение герба и названия города

1

У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения.

2

Практическая работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

1

18-19
20

Язык в действии
Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика
русского языка
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке.
Специфика грамматических категорий русского языка.
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.

2

2

28

Как изменяются имена существительные во множественном числе?
Словоизменение отдельных форм множественного числа имен
существительных
Редактирование письменных текстов с целью исправления
грамматических и орфографических ошибок
Зачем в русском языке такие разные предлоги?

29

Нормы правильного и точного употребления предлогов

21-22
23
24
25-26
27

1
1

1
1

Секреты речи и текста

30

Текст - рассуждение

1

31

Учимся редактировать тексты

1

32

Текст – повествование. Структура текста.

1

33

Итоговая практическая работа

1

34

Закрепление. Повторение

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».