РП_Русский язык_3 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Русский язык
3 Класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Окулова Наталья Александровна

С. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Русский язык для 3 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Основной образовательной программы начального общего образования
Муниципального
Бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа села Конёво. Основной образовательной программы ОУ,
Авторской программой по русскому языку Канакиной В.П., Горецкого В.Г.., Дементьевой
М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. УМК «Школа России»
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 1
классе отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Цели:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике,
грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и тексты-повествования небольшого объѐма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой
составляют универсальные учебные действия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Повторение изученного во 2 классе
Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных. Мягкие и
твердые согласные. Слово как единица речи. Значимые части слова. Корень слова. Слова
однокоренные. Предложение. Словосочетание. Текст (описание, повествование). Связь слов в
предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация.
2. Предложение. Словосочетание
Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие), понимание на слух
основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной
мысли, передача его содержания по вопросам. Предложения распространенные и
нераспространенные. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.
3. Текст
Понятие «тема текста». Основная мысль текста. Заголовок текста.
4. Состав слова
Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка – значимая часть слова.
Суффикс. – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Родственные слова. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование
согласных в корне слова. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
5. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова
Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Правописание слов со звонкими и
глухими согласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение
формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
6. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание слов с безударными
гласными в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова;
подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
7. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов. Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных
слов, использование орфографического словаря. Сопоставление правил о написании безударных
гласных, глухих и звонких и непроизносимых согласных.
8. Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками
Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок. Правописание безударных
гласных в приставке и в корне слова. Правописание приставок и предлогов. Раздельное
произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный ь и ъ.
9. Части речи
Части речи. Местоимение как часть речи. Части речи и члены предложения. Изменение имен
существительных, имен прилагательных и глаголов по числам. Обобщение сведений о частях
речи.
Имя существительное. Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет,
явление природы. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические
признаки имени существительного. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы
кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по
вопросам.
Имя прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак
предмета. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь
прилагательных с существительными. Род прилагательных. Изменение прилагательных по
числам, родам. Согласование прилагательных с именами существительными. Значение и
употребление в речи имен прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Роль глаголов в предложении. Употребление
глаголов. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Время глаголов. Неопределенная форма
глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени.
Правописание глаголов с приставками. Правописание частице не с глаголами.
10. Повторение изученного за учебный год
Роль слова и предложения в речи. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание –
значимые части слова. Правописание приставок. Разделительные ь и ъ. части речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;

овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения
учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для
решения задачи;

учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале
учебника — в памятках);

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме;

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,
вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и
неуспеха и способы преодоления трудностей;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами.
Познавательные УУД

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно);

самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной
литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую
информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;
переводить её в словесную форму;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения;

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или
письменно содержание текста;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста,
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать
перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения лингвистических задач;

пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из их частей;

овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;


ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач
разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической
задачи;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию,
обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно
выделенным основаниям;

осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения
комплекса существенных признаков и их синтеза;

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий
при решении лингвистической задачи;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи,
делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на
задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей»
речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации
общения;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),
договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему
решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;

контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;

учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение
(позицию), аргументировать его;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и
пытаться учитывать в своей деятельности;

строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной
задачи;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы

осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны,
Российской Федерации, языка межнационального общения;

представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому
языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его
грамотному использованию;

понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого
поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения

коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового
общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за
ней;

овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также
умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать
основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти
знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными
орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и
пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
Всего 136 часов
№
ТЕМА УРОКА

УРОКА

КОЛВО
ЧАСО
В

Язык и речь

1

Наша речь. Виды речи.

1

2

Наш язык

1

3

Текст. Предложение.Словосочетание
Синтаксис. Пунктуация. Лексика.
Текст. Признаки текста.

1

4

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

5

Предложение

1

6

Виды предложений по цели высказывания.

1

7

Виды предложений по интонации.

1

8

Изложение текста ( Е.Пермяку «Петя помог»)

1

9

Анализ изложения. Предложения с обращением (общее представление).

1

10-11

Главные и второстепенные члены предложения.

2

12-13

Простое и сложное предложения

2

14

Словосочетание.

1

15

Связь слов в словосочетании

1

16

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

17

Слово в языке и речи
Лексика, орфография. Синонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Анализ диктанта. Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова

1

18

Синонимы, и антонимы.

1

19

Омонимы.

1

20

Слово и словосочетание

1

21

Фразеологизмы

1

22

Изложение по рассказу Н.Сладкова «Осенняя ёлочка»

1

23

Части речи

1

24

Имя существительное. Местоимение.

1

25

Имя прилагательное, глагол.

1

26

Имя числительное

1

27

Однокоренные слова

1

28

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

29

Звуки и буквы. Согласные звуки

1

30

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1

31

Контрольный диктант за 1 четверть

1

32

Анализ диктанта. Закрепление изученного

1

33

Состав слова
Морфемика.
Корень слова. Однокоренные слова.

1

34

Правописание корня в однокоренных словах.

1

35

Сложные слова.

1

Формы слова. Окончание.

2

38

Приставка как значимая часть слова.

1

39

Приставка. Значение приставки в слове.

1

40

Суффикс как значимая часть слова.

1

41

Суффикс. Значение суффикса в слове.

1

42

Основа слова.

1

43

Изложение «Друг детства» ( по В.Драгунскому)

1

44

Анализ изложения. Обобщение знаний о составе слова.

1

36-37

45
46-47

Правописание частей слова

1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых
частях слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне.

1
2

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными
гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на
конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в
корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Проверочная работа

1
1

63

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы ек, -ик в словах, их
правописание.
Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффикса -ок
после шипящих.
Правописание приставок и предлогов.

64

Контрольный диктант за 2 четверть

1

65

Анализ диктанта. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
(ъ).
Правописание слов с разделительным твердым знаком и другими
орфограммами.
Части речи
Морфология. Фонетика и графика.
Части речи.

1

Имя существительное
Повторение
Имя существительное и его роль в речи

1

68

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

69

1

70-71

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание
имен собственных.
Число имён существительных.

72-73

Род имён существительных

2

74-75

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

2

76

Обучающее изложение

1

77

Склонение имён существительных

1

78

Падеж имён существительных.

1

79

Именительный падеж имён существительных

1

80

Родительный падеж имён существительных .

1

81

Дательный падеж имён существительных.

1

82

Винительный падеж имён существительных.

1

83

Творительный падеж имён существительных.

1

48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58
59-60
61-62

66

65

66-67

2
2

2

2
2

1
1
1

2

2

Предложный падеж имён существительных.

1

85-86

Обобщение знаний об имени существительном.

1

87-88

Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор
имени существительного.
Проверочная работа : «Правописание падежных окончаний имён
существительных»
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний
имён существительных»
Повторение. Обобщение

1

84

89
90
91

Имя прилагательное

94

Имя прилагательное. Повторение представлений об имени
прилагательном.
Роль прилагательных в тексте

95

Текст-описание. Художественное и научное описания.

96

Род имен прилагательных

92-93

97-98

Изменение имен прилагательных по родам.

99

Контрольный диктант за 3 четверть

100

Анализ диктанта. Закрепление

101-102 Число имён прилагательных.
103-104 Изменение имён прилагательных по числам.
105

Изменение имён прилагательных по падежам

106

Падеж имен прилагательных. Обобщение

107

Обобщение знаний об имени прилагательном.

108

Контрольное списывание №11 Тема: «Формы имен прилагательных»

109

Закрепление изученного
Местоимения

110-111 Личные местоимения
112

Изменение личных местоимений по родам

113

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

114

Употребление личных местоимений в речи.

115

Закрепление изученного
Глагол

116-117 Значение и употребление глаголов в речи

1
1

118

Неопределённая форма глагола

119

Число глаголов.

120

Времена глагола.

121-122 Изменение глаголов по временам.
123
124

Изложение повествовательного текста по опорным словам и
самостоятельно составленному плану
Род глаголов в прошедшем времени.

126

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном
числе).
Правописание частицы НЕ с глаголами.

127

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

128

Проверочная работа Проверь себя!«»

129

Обобщение знаний о глаголе.

125

Повторение

130

Части речи

131

Обобщение знаний о предложении и тексте.

132

Правописание окончаний имён прилагательных

133

Итоговый контрольный диктант за год

134

Анализ диктанта. Повторение.

135

Правописание приставок и предлогов

136

Правописание безударных гласных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».