РП_Введение в информатику_ 4 класс

Рабочая программа
учебного предмета
Введение в информатику
4 класс
на 2022 -2023 учебный год

Составитель:
Поляков Павел Андреевич

С. Конево
2022 год

Пояснительная записка по информатике
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6
октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от
22 сентября 2011 г. № 2357)
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования: под ред. А.Я.
Данилюка, А.М. Кондакова и др. – М.: Просвещение, 2009 г.;
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях"" (Опубликовано 16 марта 2011 г.,
вступает в силу 1 сентября 2011 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 3
марта 2011 г., регистрационный N 19993);
 Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Конево, приказ
№75 – ОД от 29.08.15;
 Положение «О Рабочей программе педагога МБОУ СОШ с. Конево»,
приказ №35/б-ОД от 24.03.15г.;
 Примерная рабочая программа: Информатика. 2-4 классы / Н.Н.
Матвеева, М. С. Цветкова
Программа внеурочной деятельности «Введение в информатику»
базируется на УМК ФГОС Матвеевой Н.В. для 2 – 4 классов. Руководитель
авторского коллектива – Матвеева Наталия Владимировна, к.п.н., старший
научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО). Данное УМК реализуется
продолжительностью в 3 года обучения с 2 по 4 классы с нагрузкой 34 часа в
год по 1 часу в неделю.
Место предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин
определяется его целью и содержанием. Основная цель – научить детей
работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого
необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления
об объектах информатики и действиях с информацией и информационными
объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать
школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с
информационными объектами необходимые действия с помощью
компьютера.
В 4 классе рассматривается «Мир понятий» и действий с ними.
Изучается «Мир моделей», вводится понятие информационной модели, в том
числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма
действий; формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления:
2

собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы
с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что
есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники
учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат и
что часто результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и
компьютером, школьники осваивают термины управления. Они учатся
узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать
их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не
только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой,
понимать, что управление – это особый, активный способ отношений между
объектами. Видеть отношения –значит учиться «видеть» системы. А это, в
свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы
системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с
логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление
также являются предметом целенаправленного формирования и развития в
четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Современный ребенок погружен в новую предметную и новую
информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области
информационных технологий или программиста, если не начать обучение
информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен,
действительность, окружающая
современного
ребенка,
наполнена
бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В
их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат,
цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. В этих условиях
информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и
математика.
На занятиях информатики школьники осознанно и целенаправленно
учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать,
классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, то есть смысла,
узнавать и называть объекты окружающей действительности своими
именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках
предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие
образного и логического мышления, воображения, математической речи,
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного
решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Цель обучения: Обеспечить получение предметных, метапредметных и
личностных результатов в области информатики в соответствии с
закрепленными в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования
3

Задачи обучения:
•
•

сформировать первичные представления об объектах информатики
и действиях с информацией и информационными объектами
(текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных);
дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить
осуществлять с информационными объектами необходимые
действия с помощью компьютера.

Планируемые результаты освоения предмета
С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а
также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе,
обучения информатике в среднем и старшем звеньях), наиболее ценными
являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
 наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать
изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно
описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с
информацией.
 соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты
проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось
ли достичь поставленной цели?»;
 устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте,
т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого
объекта с помощью компьютера с использованием текстового или
графического редактора;
 понимать, что освоение собственно информационных технологий
(текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а
способом деятельности в интегративном процессе познания и описания
(под описанием понимается создание информационной модели: текста,
рисунка и пр.);
 в процессе информационного моделирования и сравнения объектов
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
объектов; анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы
«Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему
признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…),
различать целое и часть. Создание информационной модели может
сопровождаться проведением простейших измерений разными
способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов
осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием
уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
 при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных
проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций,
преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план
действий (замысел), проявлять оригинальность при решении
4









творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы
(сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать
воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные
объекты и презентации, применять простейшие логические выражения
типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное
обоснование высказанного суждения;
при выполнении интерактивных компьютерных заданий и
развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями
передачи,
поиска,
преобразования,
хранения
информации,
использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой
информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном
каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение
различными способами представления информации, в том числе в
табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым
параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания:
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим
алгоритмам, самостоятельное установление последовательности
действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда
требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это
делать, чтобы достичь цели?»;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при
определении способов контроля и оценки собственной деятельности
(ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я
делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их
исправление;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых
компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу
между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий
результат деятельности

Содержание курса информатики в 4 классе
Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика
изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и
развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. «Мир
понятий», «Мир моделей», «Информационные модели» формируют
представления учащихся о работе с различными научными понятиями.
Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго
поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей
управлять не только компьютером и своим временем, но и собой. Дети
осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими
5

устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с
управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая
цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства
управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный
результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и
компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию,
грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления
в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики,
приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей
действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и
отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный
способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами
системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в
свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной
школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни
наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое
мышление также являются предметом целенаправленного формирования и
развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
1. Повторение
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его
свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения
(звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию
по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что
человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает
закодированные данные; что любые события, явления или предметы
окружающей действительности называют объектами; что существует
взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что
объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно
рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств.
Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности;
основные источники получения информации; что одну и ту же информацию
можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей,
символами.
Уметь: получать необходимую информацию об объекте из
имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами;
классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными
средствами обучения для достижения цели решения задачи.
2. Суждение, умозаключение, понятие.
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения
между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.
6

Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать
различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в
определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и
не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими
бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение,
подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь».
Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной
действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что
понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и
умозаключение.
Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий;
определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить
понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить
примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений;
оценивать истинность высказывания.
3. Мир моделей.
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как
модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель
алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях
моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях
«текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и «
исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах
алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов:
текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от
исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что
такое компьютерная программа.
Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить
примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли
последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов
описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры
исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической
форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения
поставленной задачи.
4. Управление.
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект
управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства
управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект
управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление
может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных,
знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться
7

не только непосредственно, но и с помощью современных средств
коммуникации.
Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами;
называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры
управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры
современных
средств
коммуникации;
пользоваться электронными
образовательными ресурсами для решения поставленной задачи.
Тематическое планирование
Занятие

Количество
часов

Тема занятия

Повторение

7

1

Человек в мире информации

1

2

Действия с данными

1

3

Объект и его свойства

1

4

Отношения между объектами

1

5

Компьютер как система

1

6

Компьютер как система

1

7

Обобщение материала

1

Суждение, умозаключение, понятие

9

8

Мир понятий

1

9

Деление понятия

1

10

Обобщение понятий

1

11

Отношения между понятиями

1

12

Понятия «истина» и «ложь»

1

13

Суждение

1

14

Умозаключение

1

15

Компьютерный практикум

1

16

Обобщение материала

1
8

Мир моделей

8

17

Модель объекта

1

18

Текстовая и графическая модели

1

19

Алгоритм как модель действий

1

20

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

1

21

Исполнитель алгоритма

1

22

Компьютер как исполнитель

1

23

Компьютер как исполнитель

1

24

работа со словарем, тестирование

1

Управление

8

25

Кто кем и зачем управляет

1

26

Управляющий объект и объект управления

1

27

Цель управления

1

28

Управляющее воздействие

1

29

Средство управления

1

30

Результат управления

1

31

Современные средства коммуникации

1

32

Работа со словарем, обобщение материала

1

33

Резерв

1

34

Резерв

1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».