РП_Литературное чтение_4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Рабочая программа
учебного предмета
_______Литературное чтение________
Предмет
_______________4_________________
Класс

начального общего образования
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Ф.И.О
Учитель

Орлова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов 1 кв.кат.

с. Конево
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих
нормативных документов и материалов:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
3.
Приказа Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по
основным образовательным программам – общеобразовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
4.
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. Приказа
Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 "О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 № 345
";
5.
Основной общеобразовательной программы начального общего образования
МБОУ СОШ с. Конево;
6.
Учебного плана МБОУ СОШ с. Конево;
7.
Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ СОШ с. Конево;
8.
Авторской программы курса «Литературное чтение» 4 класс Климановой
Л.Ф. (Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для
учителей общеобразовательных организаций/Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина) — М.:
Просвещение, 2019
Характеристика учебного предмета
Цель изучения предмета «Литературное чтение»:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех
видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами
текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
•
развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
•
обогащение
нравственного
опыта
младших
школьников
средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной
культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
•
развивать
у
учащихся
способность
воспринимать
художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
•
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
•

•
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и
особенно ассоциативное мышление;
•
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений, воспитывать художественный вкус;
•
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ
произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями
литературных произведений;
•
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
•
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к
чтению художественной литературы;
•
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
самостоятельному литературному творчеству;
•
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
•
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных
по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребёнка;
•
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые
умения;
•
работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.






Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение литературного чтения в 4 классе
отводится 3 часа в неделю, всего - 102 ч.
Авторская программа курса «Литературное чтение»: рассчитана на 102 часа.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой
на 102 часа.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного
периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения
обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности
формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностнокоммуникативных умений, ценностных ориентаций.
Формы контроля:
индивидуальная
групповая
фронтальная
парная




Виды контроля
устный;
практический
Приёмы контроля
беседа, ответ, тестирование, составление планов, схем, таблиц; обсуждение, диалог
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций
многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания
и
заучивания
наизусть
произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других
народов,
выработка
умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со
своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин-формации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в
систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про
себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание
текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников,
иллюстраций, личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение
задавать
вопросы
по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи,
особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.
Постепенное
увеличение скорости
чтения.
Соблюдение
орфоэпических
и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением
знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно

подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп
чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов
текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст. Привлечение
справочных
и
иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.
Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга
учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный
выбор
книг
на
основе
рекомендательного списка,
алфавитного
и
тематического
каталога.
Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка.
Понимание
заглавия
произведения,
его
адекватное
соотношение
с
содержанием. Понимание
нравственно-эстетического
содержания
прочитанного
произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с
точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка
(синонимов,
антонимов,
сравнений,
эпитетов),
последовательное
воспроизведение
(по
вопросам
учителя)
эпизодов
с
использованием
специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа
и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и
речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет,имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста):
определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный
пересказ всего текста.
Самостоятельный
выборочный
пересказ
по
заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в
тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и
сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание
заглавия
произведения,
адекватное
соотношение
с
его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов
(передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных
видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной
мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему . Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по
тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному ,
учебному,
научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к
собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа
со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом
специфики
научнопопулярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств

(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей
монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему .
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение
темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях
(повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о
прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство
с
культурно-историческим
наследием
России, с
общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые
фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки
народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной
литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями
современной
отечественной (с учётом многонационального характера России) и
зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников
мифов Древней Греции, житийной литера-туры и произведений о защитниках и
подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая,
приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические,
детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности,
юмористические произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ
ОСВОЕНИЕ)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя)
средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов,
сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность
событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение
автора к герою.
Общее
представление
об
особенностях
построения
разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).
Жанровое
разнообразие
произведений.
Малые
фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение,
определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная
(авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом
и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий, изложение с элемента-ми сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников,
по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с
художественными
текстами-описаниями, находить
литературные произведения,
созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Учебно-тематический план
№
раздела
и тем

Наименование разделов и тем

1.

Вводный
урок
по
литературного чтения

2.

Летописи. Былины. Жития

3.

Оценка
достижений

Проекты

7

1

1

Чудесный мир классики

16

1

4.

Поэтическая тетрадь №1

8

1

5.

Литературные сказки

12

1

6.
7.

Делу время — потехе час
Страна детства

9
7

1
1

8.

Поэтическая тетрадь №2

5

1

9.

Природа и мы

9

1

10.

Поэтическая тетрадь №3

4

1

11.

Родина

8

1

12.

Страна Фантазия

6

1

13.

Зарубежная литература

10

1

102

12

Итого




Учебные
часы

курсу 1

1

2

Формы организации учебного процесса
Основная форма обучения – урок. Программа предусматривает проведение традиционных
уроков и нетрадиционных (уроки-игры, творческие лаборатории, защита проектов),
обобщающих уроков.
Используется коллективная (групповая), фронтальная, индивидуальная работа, работа в
парах.
Виды деятельности











Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.

Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
Дата
п/п
по плану по факту
1
четверть
Вводный урок (1 ч)
1.
Знакомство с учебником «Литературное чтение» (4 класс).
Система условных обозначений. Содержание учебника.
Рубрика «Словарь». Рассматривание иллюстраций и
оформления учебника.
Летописи. Былины. Жития (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда». События летописи – Основные события Древней
Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.
3.
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Летопись –
источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с
текстом произведения А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
4.
Поэтический текст былины
«Ильины три поездочки».
Сказочный характер былины.
5.
Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой.
Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой
былины – защитник государства Российского. Картина
В.Васнецова «Богатыри».
6.
Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков.
Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского.
Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на
Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций
известных картин.
7.
Проект «Создание календаря исторических событий».
8.
Оценка достижений.
Чудесный мир классики (16 ч)
9.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела П. П. Ершов. «Конёк-горбунок». Сравнение
литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в
литературной. События литературной сказки.
10.
П. П. Ершов. «Конёк-горбунок». Герои сказки. Младший брат
Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя.
11.
П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение словесного и
2.

изобразительного искусства.
12.
А. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора!
Очей очарованье…». Авторское отношение к изображаемому.
Интонация
стихотворения.
Сравнение
произведений
словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.
13.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Мотивы
народной сказки в литературной.
14.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои
пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение
к ним.
15.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Деление
сказки на части. Составление плана. Пересказ основных
эпизодов сказки.
16.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Деление
сказки на части. Составление плана. Пересказ основных
эпизодов сказки.
17.
М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в
стихотворении. Выразительное чтение.
18.
«Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и
турецкой сказки.
19.
«Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Герои турецкой сказки.
Характеристика героев, отношение к ним.
20.
Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного
героя рассказа Л.Толстого.
21.
Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная
мысль.
22.
А.Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа.
23.
А.Чехов. «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего
времени. Характер героев художественного текста.
24.
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (8 ч)
25.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как
неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной
выразительности для создания картины природы. Ритм,
порядок слов, знаки препинания как отражение особого
настроения в лирическом тексте.
26.
А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в
лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация
(тон, паузы, темп) стихотворения.
27.
Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где
сладкий шёпот моих лесов?». Передача настроения и чувства в
стихотворении.
28.
А. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения.
29.
И. Никитин. «В синем небе плывут над полями…». Изменение
картин природы в стихотворении.
30.
Н. Некрасов. «Школьник»,
«В зимние сумерки нянины
сказки…». Выразительное чтение.
31.
И. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах И.Бунина.

32.

Слово как средство
Сравнения, эпитеты.
Оценка достижений.

художественной

выразительности.

Литературные сказки (12 ч)
33.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности
данного литературного жанра.
34.
В. Одоевский. «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои
литературной сказки.
35.
В. Одоевский. «Городок в табакерке». Деление текста на части.
Составление плана сказки. Подробный пересказ.
36.
В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного
литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в
содержании художественного произведения.
37.
В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Герои литературного
произведения. Главная мысль произведения.
38.
П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в
авторском тексте. Заглавие.
39.
П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного
произведения. Авторское отношение к героям произведения.
40.
С. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в
литературном тексте. Заглавие.
41.
С. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного
текста.
42.
С. Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части.
Составление плана. Выборочный пересказ сказки.
43.
С.
Аксаков.
«Аленький
цветочек».
Словесное
иллюстрирование.
44.
Оценка достижений.
Делу время — потехе час (9 ч)
45.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл произведения.
46.
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Жанр
произведения. Инсценирование произведения.
47.
В.
Драгунский.
«Главные
реки».
Особенности
юмористического
текста.
Авторское
отношение
к
изображаемому.
48.
В. Драгунский. «Что любит Мишка». Особенности
юмористического
текста.
Авторское
отношение
к
изображаемому.
49.
В. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка». Пересказ
текста от лица героев.
50.
Юмористические рассказы В. Драгунского.
51.
В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка.
52.
В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Герои произведения.
Инсценирование произведения.
53.
Оценка достижений.

Страна детства (7 ч)
54.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Б. Житков. «Как я ловил человечков». Особенности
развития сюжета.
55.
Б. Житков. «Как я ловил человечков». Герой произведения.
56.
К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности
развития событий: выстраивание их в тексте.
57.
К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Герои
произведения. Музыкальное сопровождение произведения.
58.
М. Зощенко. «Ёлка». Герои произведения.
59.
М. Зощенко. «Ёлка». Составление плана. Пересказ.
60.
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (5 ч)
61.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. В. Брюсов. «Опять сон», «Детская». Тема
стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении.
Выразительное чтение.
62.
С. Есенин. «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие
чувства в лирическом произведении.
63.
М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».
Тема детства в произведениях М. Цветаевой.
64.
Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.
Конкурс чтецов.
65.
Оценка достижений.
Природа и мы (9 ч)
66.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка.
67.
Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Подготовка выборочного
пересказа. Отношение человека к природе.
68.
А. Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о
животных. Поступок как характеристика героя произведения.
69.
М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои
произведения. Характеристика героя на основе поступка.
70.
Е. Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика
героев на основе их поступков.
71.
В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
72.
В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Деление текста на части.
Составление плана.
73.
В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.
74.
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (4 ч)
75.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины осени в
лирическом произведении Б. Пастернака.
76.
Д. Кедрин. «Бабье лето». С. Клычков. Картины весны и лета в
их произведениях.
77.
Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в
лирическом
произведении.
Средства
художественной
выразительности.

С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в
авторском произведении. Оценка достижений.
Родина (8 ч)
79.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. И. Никитин. «Русь».
80.
И. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм
стихотворения.
81.
С.
Дрожжин.
«Родине».
Авторское
отношение
к
изображаемому.
82.
А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…». Тема
стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.
83.
Поэтический вечер.
84.
Проект «Они защищали Родину».
85.
Проект «Они защищали Родину».
86.
Оценка планируемых достижений.
Страна Фантазия (6 ч)
87.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Е. Велтистов. «Приключения Электроника»
88.
Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности
фантастического жанра.
89.
Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Необычные герои
фантастического рассказа.
90.
Кир
Булычёв.
«Путешествие
Алисы».
Особенности
фантастического жанра.
91.
Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Сравнение героев
фантастических рассказов.
92.
Оценка достижений.
Зарубежная литература (10 ч)
93.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания
раздела. Планирование работы учащихся и учителя по
усвоению содержания раздела. Д. Свифт. «Путешествие
Гулливера».
94.
Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета
в зарубежной литературе.
95.
Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой
литературы. Особенности их характеров.
96.
Г. Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка.
97.
Итоговая комплексная работа
98.
Г. Х. Андерсен. «Русалочка». Рассказ о Русалочке.
99.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности
повествования.
100.
Марк
Твен.
«Приключения
Тома
Сойера».
Герои
приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.
101.
Сельма Лагерлёф. «В Назарете». Святое писание. Иисус и
Иуда.
102.
Сельма Лагерлёф. «В Назарете». Святое писание. Иисус и
Иуда.
78.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей
программы
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в
комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. / [Л.Ф. Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] - 2-е издание – М.: Просвещение, 2014 г.
Для учителя:
1. Бойкина М.В. Литературное чтение: предварительный контроль, текущий контроль,
итоговый контроль: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/
М.В. Бойкина. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2018
2. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций/ Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение,
2019
ЦОР:
Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», - М:
«Просвещение», 2019 г.
Контрольно-измерительные материалы:
Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. / О.Б. Логинова,
С.Г. Яковлева; под редакцией О.Б.Логиновой. - М: «Просвещение», 2019.
Интернет- ресурсы:
Название сайта
Электронный адрес
Единая коллекция Цифровых образовательных http://schoolресурсов
collection.edu.ru/catalog/pupil
Еженедельник издательского дома «Первое http://nsc.1september.ru/
сентября» «Начальная школа»
Издательский центр «Мой учебник»
http://my-tbook.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных http://ndce.edu.ru
ресурсов для общего образования
Сообщество взаимопомощи учителей
https://pedsovet.su
Список файлов - Клуб классных руководителей https://proshkolu.ru
Сеть творческих учителей
https://it-n.ru
Социальная сеть работников образования
https://nsportal.ru
Первый учительский портал
https://uchi.ucoz.ru
Профессиональное сообщество педагогов
https://metodisty.ru
«Открытый
класс»
образовательные https://openclass.ru
сообщества
Учительский портал
https://uchportal.ru
Лист корректировки рабочей программы
по литературному чтению на ____________учебный год
учитель:
Класс
Название
Дата
Дата
Причина
раздела, темы проведения проведения по корректировки
по плану
факту

Способ
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».