РП_Родной русский язык_4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
протокол №1 31августа 2022 года

Утверждаю:
Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево
_________ Н.Л. Ахметова
Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года

Рабочая программа
учебного предмета
__________Родной русский язык_____________
Предмет
________________4_________________
Класс

начального общего образования
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Ф.И.О
Учитель

Орлова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов 1 кв.кат.

С. Конево
2022 год

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана:
- на основе требований федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. № 1576 и изменениями к нему) к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский
родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке»;
- с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего
образования http://fgosreestr.ru (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04. 2015 №1/15; в редакции протокола №
3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
- в соответствии с Основной образовательной программой начального общего
образования МБОУ СОШ с. Конево;
- с использованием Примерной программы Русский родной язык. Примерные рабочие
программы. 1–4 классы: учеб. Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М.
Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с. – ISBN 9785-09-073731-9.
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка,
входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Работа с
теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить
представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры
русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в
современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным
по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского
языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих
целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

2. Содержание учебного предмета
«Русский родной язык» в 4 классе
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и ориентировано на
воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Основные содержательные линии программы (разделы программы) для 4 класса
соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка.
Программа включает в себя следующие разделы:
1.
Русский язык: прошлое и настоящее.
2.
Язык в действии: слово, предложение.
3.
Секреты речи и текста.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1) Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя,
уста, око, шуйца, десница);
2) Слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко
кольчуга, шлем, науши, бармица);
3) Слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова
(например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в
плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».
Раздел 2. Язык в действии
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное
значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика.
Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически
окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст
в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной
временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста.
Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в
данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский родной язык» в 4 классе
Личностные:

У

обучающихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речиустойчивой учебно-познавательной
мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
изобразительно-выразительные
средства
языка:
метафоры,
сравнения,
олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетнопублицистический;

особенности эпистолярного жанра;
типы текстов;
основные элементы композиции текста.
уметь:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные
слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь основных элементов композиции текста;
распознавать стили речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в
словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую
жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и
явлениями языка; на определённую тему
- слушать и читать фрагменты стихотворений и сказок, в которых есть слова с
необычным произношением и ударением;
- определять разные способы толкования значения слов. Наблюдать за сочетаемостью
слов;
- совершенствовать орфографические навыки.
- понимать связь предложений в тексте, овладеть средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор;
- создавать тексты-повествования: заметки о посещении музеев; повествовать об участии
в народных праздниках;
- создавать текст: развёрнутое толкование значения слова.

4. Тематическое планирование предмета
«Русский родной язык» в 4 классе
(34 часа)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема.
Введение. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова с корнями –логии-, -графии-, -метрии-.
Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова с корнями –лад-, -род-.
Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова мама, папа в русском
языке.
Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова брат, сестра в русском
языке.
Красна сказка складом, а песня – ладом. Эпитеты в русском языке.
Красна сказка складом, а песня – ладом. Эпитеты в русском языке.
Красное словцо не ложь. Фразеологизмы в русском языке.
Красное словцо не ложь. Фразеологизмы в русском языке.
Язык языку весть подает. Почему предметы так называются.
Язык языку весть подает. Заимствованные слова.
Язык языку весть подает. Заимствованные слова.
Толковые словари.
Этимологические словари и словари иностранных слов .
Обобщение по разделу. Мудрость в пословицах.
Контрольный урок по разделу «Русский язык: прошлое и
настоящее»
Раздел 2. Язык в действии.
Трудно ли образовывать формы глагола?
Формы глаголов в русском языке.
Как правильно произносить слова.
Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Синонимичные
предложения и словосочетания.
Сложные прилагательные.
Как и когда появились знаки препинания?
Обобщение по разделу. Пословицы и поговорки. Знакомство с
афоризмами.
Контрольный урок по разделу «Язык в действии»
Раздел 3. Секреты речи и текста.
Задаем вопросы в диалоге.
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.
Учимся составлять план текста.
Учимся пересказывать текст.
Учимся пересказывать текст.
Учимся оценивать и редактировать тексты.
Учимся оценивать и редактировать тексты.
Контрольный урок по разделу «Секреты речи и текста».

Количество
часов.
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34. Контрольный урок по курсу «Родной русский язык в 4 классе». Игра
«Знатоки русского языка».
Итого:

1
34

Формы и средства контроля планируемых результатов
учебного предмета «Родной язык (русский)», 4 класс
Контрольно-измерительный материал
Контрольная работа № 1
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.
1.
Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».
Жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой.
Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря
в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен
вытеребить, а не сделаешь - битой быть.
И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще
темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче
с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою
полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха...» Только она
это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут полымем. Малость
подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу,
пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего.
"Дай-ка, - скажет, - гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо". Закутается туманом
и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:
- Не помочь ли тебе, Алёнушка?
Аленушка в пояс ей поклонится:
- Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.
Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу
Зарю-Заряницу проводит.
Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть
любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках
будто заря горит.
2.
Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.
Как в сказке указано на различие утренней зари?
__________________________________________________________________________
4.
Как Заря – Заряница помогала Алёнке?
__________________________________________________________________________
5.
Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?
облачка полыхнут полымем__________________________________________________
на щеках будто заря горит___________________________________________________
6.
Слово «заря» означает свечение неба перед восходом и после заката солнца,
вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Объясните
значение выражений. Запишите:
Вставать ни свет ни заря_____________________________________________________
Работать от зари до зари_____________________________________________________
Вставать с зарёй____________________________________________________________
Контрольная работа № 2
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Тема: Язык языку весть подаёт.
Тема: Слово и его лексическое значение

1. Замени данные словосочетания словом-синонимом.
Плод
дуба
–
водитель
автомобиля
–
очень тихий разговор – ______________________

_________________
___________________

2. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.
а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте,
посылке______________________
б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и
грузов по рельсовым путям ____________________
в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет________________
г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________
2. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.
Петя и Коля
Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти
мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ___________________ и
нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля,
наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
- Как тепло сегодня! – сказал Петя.
- Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.
3. Замени выражения одним глаголом.
клевать носом – _______________.
зарубить на носу – _____________.
дать стрекача – ________________.
ломать голову – _______________.
воды в рот набрать – ___________.
4. Подчеркнуть устаревшие слова:
Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож,
страж.
6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам
подобрать общее название):
Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор ___________________
Суффикс, подлежащее, окончание, приставка_________________
Гитара, скрипка, музыка, балалайка___________________
Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________
Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________
7. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать
проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в
переносном значении:
В необыкновенной т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на
в___стоке з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым хруст___лём
(_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит
в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы л___тают
около к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
Контрольная работа № 3

Раздел 3. Секреты речи и текста.
Тема: Секреты речи и текста.
1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V
Кто хозяин?
Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа.
Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов
малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил
длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.
Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.
(По В. Осеевой.)
2.Составьте план и запишите его.
План.
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
3. А) Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»
_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Б) Как ты думаешь, чему учит рассказ?
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
4. Ответьте на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?
_________________________________________________________________________
Чего хотел каждый из мальчиков?
_______________________________________________________________________
Что случилось однажды в лесу?
_______________________________________________________________________
Как повели себя мальчики?
_____________________________________________________________________
Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?
___________________________________________________________________
Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?
________________________________________________________________
5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто
хозяин?»
Большая заслуга — выручить в беде друга.
Смелый там найдёт, где добрый потеряет.
Дорога помощь вовремя.
Кто дрожит, тот и бежит.
Сделав добро, не хвались.
За друга умей постоять.
Ответы:
1.
Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа.
Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из
кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.
Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.
Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.
Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.
(По В. Осеевой.)
2. Примерный план
1 . Мальчики и Жук.
2. Овчарки и Жук.
3. Илья защищает Жука.
4. Хозяин Жука.
3. А) Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что
истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за
него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь.
Б) Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим
меньшим.
5. Вопросы к тексту.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?
У Жука была больная лапа.
Чего хотел каждый из мальчиков?
Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Что случилось однажды в лесу?
Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.
Как повели себя мальчики?
Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.
Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?
Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.
Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?
Илья поступил как настоящий хозяин собаки. В минуту опасности он, не
раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных
овчарок.
5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто
хозяин?»
Большая заслуга — выручить в беде друга.
Смелый там найдёт, где добрый потеряет.
Дорога помощь вовремя.
Кто дрожит, тот и бежит.
Сделав добро, не хвались.
За друга умей постоять.
Мини-сочинение
Раздел 2. Язык в действии.
Тема: Можно ли про одно и тоже сказать по-разному?
(по материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./
М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».