программа воспитания

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа» села Конево Филиал «Начальная школа – детский
___________________________ сад села Киприно» _________________________
624184 Невьянский район, с. Киприно, ул. Трактористов д.5, тел.: 8(34356)4-49-31

Согласовано
На педагогическом совете
МБОУ СОШ с. Конево
протоколом № 1
от « 31 » __августа_ 2022 г.

Утверждено
ВрИО директора МБОУ СОШ с. Конево
________________ Н. Л. Ахметовой
приказ № 121 –ОД
от « 31 » августа
2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУ СОШ село Конево
Филиала «Начальная школа – детский сад село Киприно»
на 2022-2023 учебный год
(5-ти дневная неделя)

с. Киприно

2

Содержание
Пояснительная записка

4

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
воспитания…
6
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания…

7

1.2.1. Уклад образовательной организации

8

1.2.2. Воспитывающая среда Филиала «Начальная школа – детский сад село
Киприно» …................................................................................................ 9
1.2.3. Общности (сообщества) Филиала «Начальная школа – детский сад село
Киприно» .................................................................................................... 10
1.2.4. Социокультурный контекст… ................................................................... 13
1.2.5. Деятельности и культурные практики в Филиала «Начальная школа –
детский сад село Киприно» … .................................................................. 13
1.3. Планируемые результаты освоения программы воспитания .................... 14
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет)…............................................................................... 15
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста (до 8 лет) ................................................................................................ 16
Раздел II. Содержательный ...............................................................................17
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания ........ 17
2.1.1. Патриотическое направление воспитания… ............................................17
2.1.2. Социальное направление воспитания ....................................................... 19
2.1.3. Познавательное направление воспитания… ............................................ 20
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания… .................. 21
2.1.5. Трудовое направление воспитания…........................................................ 22
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания…...................................... 23
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

3

воспитанников в процессе реализации Программы воспитания ..................... 26
Раздел III. Организационный ...........................................................................27
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми ........................................................... 29
3.3. Организация предметно-пространственной среды .................................... 30
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса… ............................... 31
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания… ........................................................................................................ 32
3.6. Примерный календарный план воспитательной работы........................... 33

4

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) МБОУ
СОШ село Конево Филиала «Начальная школа – детский сад село Киприно»
разработана в соответствии с требованиями Федерального закона
от 31.7.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025
годах. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования на основании Примерной программы воспитания,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 1 июля 2021 г. № 2/21).
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности
обучающихся в МБОУ СОШ село Конево Филиала «Начальная школа –
детский сад село Киприно» (далее – детский сад село Киприно) предполагает
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей
начального общего образования (далее – НОО). детский сад село
Киприно руководствуется определением понятия «Образовательная
программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон). «образовательная программа – комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим
Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы,форм аттестации».
Программа
воспитания
является
компонентом
основной
образовательной программы дошкольного образования (далее – ДОУ). В
связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела –
целевой, содержательный и организационный, в каждом из них
предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации,
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей

5

и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства. Формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку человека
труда и старшему поколению. Взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде».
Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в МБОУ СОШ с. Конево
Филиала
«Начальная
школа–детский
сад
село
Киприно»
лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом
выпускника ДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями.
Планируемые результаты определяют направления программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой
воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражено
взаимодействие участников образовательных отношений со всеми
субъектами образовательных отношений. При подобном подходе, возможно
воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей,
подготовитьк жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОУ.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направлениявоспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

6

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического
направления воспитания.
Реализация программы воспитания основана на взаимодействии с
разными субъектами образовательных отношений. Программа воспитания в
части, формируемой участниками образовательных отношений, дополнена
приоритетными направлениями воспитания с учетом реализуемой основной
образовательной программы, региональной и муниципальной специфики
реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, так как воспитательные задачи, согласно федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей –
социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического развития, физического развития.
Реализация Программы воспитания
партнерство с другими организациями.

предполагает

социальное

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
воспитания
Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в детском саду село Киприно – личностное
развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации
на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру,
другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а
также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами,
принятыми вобществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода
(1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов
достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими
задачами, определенными действующими нормативными правовыми
документами в сфере ДОУ. Задачи воспитания соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.

7

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
Методологической основой Программы воспитания являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.
Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания,
заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают
следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного
субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовнонравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о
сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация
(обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности».
Программа
воспитания
определенными ФГОС ДО.

руководствуется

принципами

ДО,

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие
принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод
личности,
свободного
развития
личности;
воспитание
взаимоуважения,
трудолюбия,
гражданственности,
патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде,рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками
образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание
основывается на культуре и традициях России, включая культурные
особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,

8

обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных
отношений,
продемонстрировать
ребенку
реальную
возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную
деятельность и события.
1.2.1.Уклад образовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных
отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий
традиции региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ,
описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и
социокультурный контекст.
Основные вопросы взаимодействия участников образовательных
отношений отражены в следующих документах: Устав, Правила внутреннего
трудового распорядка, Коллективный договор, должностные инструкции
работников, договоры между ДОУ и родителями (законными
представителями), договоры с социальными партнерами и др.
Изучение мнения родителей (законных представителей) по оценке
деятельности ДОУ происходит путем анкетирования и обсуждения на общем
собрании, которое проводится 1 раз в год и фиксируется в протоколах.
Отношения строятся на:
- взаимном уважении интересов всех участников образовательной
деятельности с учетом конструктивных предложений;

9

- поддержке активности детей в разных видах деятельности;
- стремлении максимально реализовать потенциальные природные
способности детей;
- активном включении родителей
(законных
представителей)
образовательную деятельность с учетом их желания и возможностей;
- согласованном взаимодействии всех работников
разграничении полномочий и ответственности каждого.

в

ДОУ при четком

Планирование деятельности ДОУ осуществляется в соответствии с
Программой развития, Основной образовательной программой, годовым и
ежемесячными планами, а также рабочими программами педагогических
работников.
Утренний прием детей начинается в теплое время года на игровых
участках, а в холодное – в помещении детского сада с 7.30. Завершается
образовательная деятельность в 17.30. Иной режим посещения ребенком
детского сада реализуется по договоренности между родителями (законными
представителями) и администрацией детского сада.
Организация деятельности в течение дня осуществляется в
соответствии с режимом дня и расписанием непосредственно
образовательной деятельности каждой группы, утвержденными приказом
заведующего ДОУ.
Педагогические
работники
проектируют
образовательную
деятельность в соответствии с рабочей программой и учетом педагогической
ситуации вгруппе.
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда – это особая форма организации
образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее
насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда в ДОУ организована в соответствии с
действующими нормативными правовыми документами, с учетом культурноисторических
особенностей
территории,
пожеланий
родителей,
индивидуальных и возрастных потребностей детей.

10

1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками МАДОУ. Сами участники общности должны разделять
те ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основой
эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между
отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения
на основе чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают
влиться в общество сверстников (организованность, общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь
событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников
МАДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают
не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение
друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка
в семье и в МАДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и

11

в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание
условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного
развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие
друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное
уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие
общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детсковзрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы
усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и
задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и
каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от
решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится
умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями
других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки
поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с
другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так
важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности,
развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями
достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В ДОУ обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со
старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и
традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать

12

авторитетом иобразцом для подражания,
воспитания заботы и ответственности.

а

также

пространство

для

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая
составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы,
спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность
планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики
и поведения:
- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует
родителей идетей первым;
- улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них
ответственность заповедение детей в детском саду;
- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то
жевремя не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях
сдетьми;

13

умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.4.Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда
оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности
являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы
воспитания.
Социокультурный
контекст
воспитания
является
вариативной
составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности и направлен на
формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается
социального партнерства образовательной организации.

на

построение

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе
воспитания.
Сообщество участников образовательных отношений в ДОУ состоит из
представителей разных национальностей, возрастных групп, уровня
образования, социального статуса и материального положения. Поэтому
воспитательно-образовательная деятельность строится на основе уважения и
согласования интересов, запросов и мнений людей разных категорий.
В содержание воспитательно-образовательной деятельности включено
знакомство с элементами культурно-исторического наследия и нравственных
ценностей территории.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации
цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и
культурные практики:

14

- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы
ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от
взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через
личный опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на
основе усвоенных ценностей).
1.3.Планируемые результаты освоения программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в
виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов
ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности
закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной
работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей».

15

1.3.1.Целевые ориентиры воспитательной работы для
детеймладенческого и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Ценности

Направление
воспитания

Показатели

Патриотическое

Родина,
природа

Проявление привязанности, любови к
семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Способность понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к
другим детям и способный бесконфликтно играть
рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательность,
проявление сочувствия,
доброту, испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых, способный к
самостоятельным
(свободным)
активным
действиям в общении, способный общаться с
другими людьми с помощью вербальных
и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающемумиру и
активность в поведении и деятельности.

Физическое

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию:
моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т.
д.Стремящийся быть опрятным. Проявляющий
интерес к физической активности. Соблюдающий
элементарные правила безопасности в быту, в
ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке. Стремление помогать
взрослому вдоступных действиях.
Стремление
к
самостоятельности
в
самообслуживании,
в
быту,
в
игре,
в
продуктивных видах деятельности.

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Эмоционально отзывчивый к
красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видамидеятельности

иоздоровительное

16

1.3.2.Целевые ориентиры воспитательной работы для
детейдошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Ценност
Направления
и
воспитания
Родина,
Патриотическое
природа

Социальное

Показатели

Любящий свою малую родину иимеющий
представление о своей стране,
испытывающий чувство привязанности кродному
дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и
сотрудничество общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию и заботе, к нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга: ответственность
за свои действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми. Освоивший
основы речевой культуры. Дружелюбный и
доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.

Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Любознательный, наблюдательный,испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой,коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей российского общества.
Владеющий
основными
навыками
личной
и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме (в том
числе в цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в
Способность воспринимать и чувствовать прекрасное, в
быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.

17

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных
во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и
обучения в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с
направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не
заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным
областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе. На их основе определяются
региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1.Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке
нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России,
своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения
принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания
строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает
из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада,
народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой
самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие
взаимосвязанные компоненты:

18

- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего
края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального
народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине –
России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания
ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и
чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к
ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от
их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного
отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательнойработы:
- ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;
- организации коллективных творческих проектов, направленных на
приобщение детей к российским общенациональным традициям;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе,
осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям
хозяйственной деятельности человека.

19

2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и
его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному
окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является
формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых,
появление к моменту подготовки к школе положительной установки к
обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника
заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому
человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в
обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа
семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами
дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и
взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале
истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих
детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков необходимых для полноценного существования
в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы,
ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать
правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

20

При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить
свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной
работы:
- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
- учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных
видах деятельности;
- учить детей анализировать поступки и чувства свои и других людей;
организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
- создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3.Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие
инициативы;

любознательности,

формирование

опыта познавательной

2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
-совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов
и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных
фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

21

- организация насыщенной и структурированной образовательной
среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные
на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для
экспериментирования.
2.1.4.Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки
здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе
всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит
в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей,
игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического
воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе
здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение
условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий
внешнейсреды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и
умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической
культуры, здоровья и безопасного образа жизни; организация сна, здорового
питания, выстраивание правильного режима дня;
воспитание
экологической
жизнедеятельности.

культуры,

обучение

безопасности

Направления деятельности воспитателя:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
- введение оздоровительных традиций в ДОУ.

22

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков
является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен
формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела,
опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека,
но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну
из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с
определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое
пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОУ
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
- формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и
чистоте тела;
- формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков
должна вестись в тесном контакте с семьей.
2.1.5.Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно
должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он
выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только
при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное
воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в
приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

23

1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств,
связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое
является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных
навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить
свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и
старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта
непременно сопряжена с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной
деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов
труда, желанием приносить пользу людям.
2.1.6.Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе
имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к
законам человеческого общества. Культура отношений является делом не
столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с
накоплениемнравственных представлений.

24

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре
родной страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель
МАДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных
направлениях воспитательной работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя
в общественных местах;
- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко,
разборчиво, владеть голосом;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение
обращатьсяс игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ;
- умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и
последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в
порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок
свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного
отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение

25

чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на
становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира
ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих
детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных
представлений, воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь ДОО;
- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного
слова на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
Особенности реализации воспитательного процесса
Одной из важнейших задач ДОУ является сохранение и укрепление
здоровья детей. Достижению результатов решения данной задачи
способствуют следующие условия:
- организация образовательной деятельности;
- оборудование помещений;
- образовательная среда;
- применение здоровье сберегающих технологий;
- включение родителей в процесс формирования у детей здорового образа
жизни;
- участие детей в мероприятиях ДОУ: «Папа, мама, я – спортивная семья»,
«Развивающие походы совместно с родителями», спортивные праздники
«День здоровья», «Проводы Зимы»;

26

- участие в муниципальных мероприятиях: «Юный туристенок», «Спартакиада
для дошкольников»,
Филиал Детский сад село Киприно расположен в одном из населенных
пунктов Невьянского городского округа центре Среднего Урала, богатого
культурно-историческим наследием, знакомство детей с которым происходит
на специальных занятиях, а также посредством участия в ежегодных
мероприятиях.
Патриотическому воспитанию детей способствуют организуемые в ДОУ
праздники «День Защитника Отечества», «День победы» с участием
родителей.
Для воспитания социальных качеств детей и укрепления семейных
традиций проводятся ежегодно «День матери», «День пожилого человека»,
«День 8 марта».
Этико-эстетические способности детей развиваются на музыкальных
занятиях и занятиях по изобразительной деятельности, а приобретенные
навыки применяются детьми в процессе участия в различных конкурсах и
выставках художественно-прикладного творчества: «Новогодняя игрушка на
городскую елку», «Подарок маме», «ПАравила БДД», «Поделки из
природногоматериала» и др.
2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для
построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями
(законными представителями) детей дошкольного возраста в ДОУ строится
на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ОО. Единство ценностей и готовность к
сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет
основу уклада ДОУ.
Родители воспитанников в большинстве своем активно участвуют
образовательной деятельности: в подготовке детей к праздникам и
конкурсам, походов, пополнении развивающей предметно-пространственной
среды и пр. Предложения родителей по улучшению содержания и
организации образовательной деятельности рассматриваются на общих
собраниях, проводимых во время Дня открытых дверей.

27

Раздел III. Организационный
3.1. Общие условия реализации Программы воспитания
Программа воспитания ДОУ реализуется через формирование
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного
процесса руководствоваться
едиными принципами и регулярно
воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды
совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования
на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение
личностно
развивающей
предметнопространственной среды, в том числе современное материально-техническое
обеспечение, методические материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста,
в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных,
физических, психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материальнотехнические, психолого-педагогические, нормативные, организационнометодические и др.) интегрированы с соответствующими пунктами
организационного раздела ООП ДО.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные,
так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений:
руководителей ДОУ, воспитателей и специалистов, вспомогательного
персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов
социокультурного окружения ДОУ.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила
жизни и отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями,
детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное
пространство и нормы общения участников образовательных отношений в

28

социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации
распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
Для реализации Программы воспитания уклад целенаправленно
проектируется командой ДОО и принят всеми участниками образовательных
отношений.
Процесс проектирования уклада ДОУ включает следующие шаги
№
п/п
1

2

3

Шаг
Определить ценностноСмысловое наполнение
жизнедеятельности ДОО.
Отразить
сформулированное
ценностно-смысловое
наполнение во всех форматах
жизнедеятельности ДОО:
– специфику организации видов
деятельности;
– обустройство развивающей
предметно-пространственной
среды;
– организацию режима дня;
разработку традиций и ритуалов
ДОО;
– праздники и мероприятия.
Обеспечить принятие всеми
участниками
образовательных
отношений уклада ДОО.

Оформление
Устав ДОО, локальные акты,
Правила поведения для детей и
взрослых, внутренняя символика
ООП ДО и Программа воспитания.

Требования к кадровому составу тт
и профессиональной подготовке
сотрудников.
Взаимодействие
ДОО с семьями воспитанников.
Социальное партнерство ДОО с
социальным
окружением.
Договоры
и
локальные
нормативные акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые
ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическа
характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его
вариативности и уникальности.

29

Воспитывающая среда строится по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-образную среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
- «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества
ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия
ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных
воспитательных целей;
- «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает
опытдеятельности, в особенности – игровой.
3.2.Взаимодействие взрослого с детьми.
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в
которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы
стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта
и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него
общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести
воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная
взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог
продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная
беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и
подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, рабочей
программой группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное
конструирование, спортивные игры и др.);
- проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.),

30

профессий, культурных традиций народов России;
- создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня
Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ
спектакля для детей из другой группы и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой
цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского
общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий
проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с
подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3.Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает
федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включает:
оформление помещений;
- оборудование;
- игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и
организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится
организация. Среда экологична, природосообразна и безопасна. Среда
обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также
отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов
семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.)
Результаты труда ребенка отражены и сохранены в среде в виде постоянно

31

обновляемой выставки.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся
среда дошкольной организации гармонична и эстетически привлекательна.
При выборе материалов и игрушек для ППС педагогический коллектив
ориентируется на продукцию отечественных и территориальных
производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Распределение функционала, связанного с организацией и реализацией
воспитательного процесса представлено в таблице.
Наименование
должности
Заведующий
детским ДОУ

Воспитатель

Функционал, связанный
с организацией и реализациейвоспитательного
процесса
Определяет стратегию и общий контроль результатов реализации
программы воспитания. Определяет содержание воспитательной
работы и контроль реализации программы
воспитания, а также необходимость ее корректировки.
Осуществляет реализацию программывоспитания детей в
определенной возрастной группе, консультирует
родителей по вопросам воспитания детей.

Помощник
воспитателя

Оказывает помощь воспитателю в воспитательной работе, в том
числе поформированию у детей культурно- гигиенических
навыков.
Музыкальный
Организует решение воспитательныхзадач музыкальными
руководитель
средствами,
консультирует родителей и воспитателей по вопросам воспитания
детей средствами искусства.
Повышение квалификации кадров по вопросам воспитания дошкольников
планируется по мере выявления профессиональных дефицитов каждого
сотрудника, но не менее 1 раза в 3 года.
При необходимости использования дополнительных сотрудников для

32

реализации программы воспитания имеется возможность привлекать
специалистов
Невьянской
территориальной
психолого-медикопедагогической
комиссии,
специалистов
Невьянского
историкоархитектурного музея, Центра детского чтения «Радуга» и др.
3.5.Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
Отдельные вопросы нормативно- методического обеспечения
реализации рабочей программы воспитания в ДОУ регламентированы
следующими документами: Уставом ДОУ, основной общеобразовательной
программой, рабочей программой воспитания, рабочими программами
педагогических работников, должностными инструкциями сотрудников
ДОУ, договорами с родителями (законными представителями), договорами с
социальными партнерами.

33

Партриотическое Музыкальный
праздник посвящённый
воспитание
ко
«Деню
Победы»

Социальное

Спортивные,
музыкальные
праздники к Дню
Защитников
Отечества
праздник «День
семьи»
Спортивнопознавательные
развлечения
«Безопасная
дорога», «Огоньдруг, огонь-враг»,
экскурсии,
викторина,
выставки, конкурсы
Музыкальный
праздник «Мамин
праздник»
Изготовление
подарков и
тематическое
занятие к Дню
пожилого человека
Концерт к Дню
матери

Август

июль

июнь

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

Мероприятия

ноябрь

Направлени
я
воспитатель
нойработы

сентябр
ьоктябрь

3.6.Примерный календарный план воспитательной работы

+

+

+

+ +

+ + + + +

+
+

+

+

+

+

+ +

35

Спортивноразвлекательное
мероприятие «День
защиты детей»
Праздник «Новый
год»
Познавательно Праздник «День
знаний»
е
Неделя Книга
Тематическое
занятие, фоточелендж «Пасха»
Праздник
«Проводы зимы»
Проект «Быт и
культура народов
России»
Проект «Планета
Земля – наш общий
дом»
Соревнование
Физическое
«Папа, мама, я –
и
спортивная семья»
оздоровитель
ное
Спартакиада для
ДОО
Трудовое
Субботник «Осень
золотая»
Тематические
занятия, выставки
«Народные
промыслы»
ЭтикоМузыкальные
эстетическое
праздники и
развлечения
Выставки
изобразительного
творчества
Конкурс устного
творчества

+

+
+
+
+

+
+

+
+

+
+

+

+ + + + + + +

+ +

+ + + + + +
+

+
+

+

Примерный календарный план воспитательной работы составлен на основе
рабочей программы воспитания ДОО и базовых ценностей. Он реализуется
по следующим этапам:
- погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение,
просмотр, экскурсии и пр.);
- разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие
продукты;
- организация события, которое формирует ценности.

36

Данная последовательность является циклом, который при необходимости
может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем
возрасту варианте неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с
яркого события, после которого будет развертываться погружение и
приобщение к культурному содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач
могут быть интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и
алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в
каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую
диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе
педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла
конкретной
ценности
и
ее
проявление
в
его
поведении.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».