Учебный план УО 2023_2024_god

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ с.Конево
Н.В. Каракина
Приказ 110-ОД от 31августа 2023 года

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)

село Конево 2023 год

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный план МБОУ СОШ с. Конево фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
В 2023-2024 учебном году в МБОУ СОШ с. Конево реализует
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1), разработанную в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - для 4, 5
классов;
Нормативными документами для работки учебного планы являются:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022
№ 69;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

3

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) и др.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее- АООП (1 вариант))
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями п. 1.13 Федерального Государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России
от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», возрастными особенностями
обучающихся срок освоения АООП (1 вариант) составляет 9 лет.
Выбор вариантов срока обучения определен Организацией самостоятельно
с учетом:
 особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
 наличия комплекса условий для реализации АООП (1 вариант) (кадровые,
финансовые и материально-технические).
В соответствии с п. 57 Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обучение осуществляется по 1 варианту
учебного плана - I - IV; V-IX классы. Срок освоения программы -9 лет.
В реализации АООП (1 вариант) в соответствии с федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделено два
этапа:

4

I этап ― 1- 4 классы;
II этап ― 5-9 классы.
Учебная нагрузка 34 учебных недель в году со II по IX класс.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовнонравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа
жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками
образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части;

5

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно
развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Коррекционно-развивающая область в 4 классе представлена учебными
предметами:
 Логопедические занятия;
 Психокоррекционные занятия (развитие психомоторики и сенсорных
процессов).
Коррекционно-развивающая область 5 классе представленаучебными
предметами:
 Логопедические занятия;
 Коррекция и развитие коммуникативных навыков;
 Коррекция и развитие навыков орфографической зоркости;
 Социально-бытовая ориентировка;
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области
(индивидуально - групповых коррекционно-развивающих занятий), не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки,
но учитывается при определении объемов финансирования (пункт 112.
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет

6

суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов
должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с
учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических
потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027 г.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(духовно-нравственное,
социальное,
общекультурное,
спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется Организацией в рамках общего количества
часов, предусмотренных учебным планом (4 часа) и представлена в 1-4 классах
следующими учебными курсами:
- Духовно-нравственное (Разговоры о важном)
- Социальное направление «Спасатель»
- Общекультурное «Акварель»
- общекультурное направление «Грамотный читатель», «Искусственный
интеллект».
- Адаптациия к ООО в 5 классе «Тропинка к своему Я»
- Провориентация в 5 классе «Мой выбор»
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП (1 вариант) определяет Организация в соответствии с учебным
расписанием на действующий учебный год.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин,
курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных
учебных планов, программ может сопровождаться тьюторской поддержкой по
заключению ПМПК.

7

Учебный план АООП вариант 1
Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): 4 класса
Предметные области

Класс

Количество часов

Учебные предметы

IV

Всего

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

3

3

Чтение

4

Речевая практика

2

2. Математика

Математика

4

3. Естествознание

Мир природы и человека

1

4. Искусство

Музыка

1

Рисование (изобразительное искусство)

1
1

5. Физическая
культура

Адаптивная физическая культура

3

3

6. Технология

Ручной труд

1

1

Итого

20

20

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

20

20

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия):

4

4

логопедические занятия
развитие психомоторики и сенсорных процессов

2
2

2
2

Внеурочная деятельность:

4

4

Духовно-нравственное (Разговоры о важном)

1

1

Общекультурное направление «Грамотный читатель»

1

1

Общекультурное направление «Искусственный интеллект»

1

1

Общекультурное «Акварель»

1

1

Всего:

28

28

4
2
4
1

1

8
Недельный учебный план образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями): V класса
Предметные области

Класс

Учебные предметы

Количе
ство
часов

Всего

V

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

4

4

Чтение (Литературное чтение)

4

4

2. Математика

Математика

4

3. Естествознание

Природоведение

2

2

4. Человек и общество

Основы социальной жизни

2

2

5. Искусство

Музыка

1

Рисование (изобразительноеискусство)

1
2

6. Физическая
культура

Адаптивная физическая культура

2

2

7. Технология

Профильный труд

6

6

Итого

27

27

Часть, формируемая участниками образовательныхотношений:

1

1

Общественнонаучные предметы Практическая математика

1

1

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)

28

28

Коррекционно-развивающая область (коррекционныезанятия и
ритмика):

4

Логопедические занятия

2

2

Психокоррекционные занятия

2

2

Итого

4

4

Внеурочная деятельность:

4

4

Духовно-нравственное (Разговоры о важном)

1

1

Общекультурное (Информационная культура)

1

1

Адаптация к ООО «Тропинка к своему Я»

1

1

Социальное (Профориентация)

1

1

Итого

4

4

Всего

36

36

4

2

4

9

Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей
области учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет
1соответствует требованиям п. 2.9.3. ФГОС (Приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в
Минюсте России 03.02.2015 № 35850).
Учебный план для 4, 5 классов для обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее
оптимальный для получения ими общего образования и профессионально трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и
реабилитации.
Курс профессионально-трудового обучения предусматривает практикоориентированную и профориентационную направленность.

1
0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».