Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Конево» Утверждаю: Директор МБОУ СОШ с.Конево Н.В. Каракина Приказ 110-ОД от 31августа 2023 года УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) село Конево 2023 год 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Учебный план МБОУ СОШ с. Конево фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В 2023-2024 учебном году в МБОУ СОШ с. Конево реализует адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - для 4, 5 классов; Нормативными документами для работки учебного планы являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026; Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022 № 69; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 3 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и др. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее- АООП (1 вариант)) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями п. 1.13 Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», возрастными особенностями обучающихся срок освоения АООП (1 вариант) составляет 9 лет. Выбор вариантов срока обучения определен Организацией самостоятельно с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП (1 вариант) (кадровые, финансовые и материально-технические). В соответствии с п. 57 Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение осуществляется по 1 варианту учебного плана - I - IV; V-IX классы. Срок освоения программы -9 лет. В реализации АООП (1 вариант) в соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделено два этапа: 4 I этап ― 1- 4 классы; II этап ― 5-9 классы. Учебная нагрузка 34 учебных недель в году со II по IX класс. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовнонравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; 5 введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область в 4 классе представлена учебными предметами: Логопедические занятия; Психокоррекционные занятия (развитие психомоторики и сенсорных процессов). Коррекционно-развивающая область 5 классе представленаучебными предметами: Логопедические занятия; Коррекция и развитие коммуникативных навыков; Коррекция и развитие навыков орфографической зоркости; Социально-бытовая ориентировка; Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области (индивидуально - групповых коррекционно-развивающих занятий), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования (пункт 112. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет 6 суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется Организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа) и представлена в 1-4 классах следующими учебными курсами: - Духовно-нравственное (Разговоры о важном) - Социальное направление «Спасатель» - Общекультурное «Акварель» - общекультурное направление «Грамотный читатель», «Искусственный интеллект». - Адаптациия к ООО в 5 классе «Тропинка к своему Я» - Провориентация в 5 классе «Мой выбор» Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП (1 вариант) определяет Организация в соответствии с учебным расписанием на действующий учебный год. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ может сопровождаться тьюторской поддержкой по заключению ПМПК. 7 Учебный план АООП вариант 1 Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 4 класса Предметные области Класс Количество часов Учебные предметы IV Всего Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 3 3 Чтение 4 Речевая практика 2 2. Математика Математика 4 3. Естествознание Мир природы и человека 1 4. Искусство Музыка 1 Рисование (изобразительное искусство) 1 1 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 6. Технология Ручной труд 1 1 Итого 20 20 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 20 20 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия): 4 4 логопедические занятия развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 Внеурочная деятельность: 4 4 Духовно-нравственное (Разговоры о важном) 1 1 Общекультурное направление «Грамотный читатель» 1 1 Общекультурное направление «Искусственный интеллект» 1 1 Общекультурное «Акварель» 1 1 Всего: 28 28 4 2 4 1 1 8 Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями): V класса Предметные области Класс Учебные предметы Количе ство часов Всего V Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 4 4 Чтение (Литературное чтение) 4 4 2. Математика Математика 4 3. Естествознание Природоведение 2 2 4. Человек и общество Основы социальной жизни 2 2 5. Искусство Музыка 1 Рисование (изобразительноеискусство) 1 2 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 7. Технология Профильный труд 6 6 Итого 27 27 Часть, формируемая участниками образовательныхотношений: 1 1 Общественнонаучные предметы Практическая математика 1 1 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 28 28 Коррекционно-развивающая область (коррекционныезанятия и ритмика): 4 Логопедические занятия 2 2 Психокоррекционные занятия 2 2 Итого 4 4 Внеурочная деятельность: 4 4 Духовно-нравственное (Разговоры о важном) 1 1 Общекультурное (Информационная культура) 1 1 Адаптация к ООО «Тропинка к своему Я» 1 1 Социальное (Профориентация) 1 1 Итого 4 4 Всего 36 36 4 2 4 9 Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет 1соответствует требованиям п. 2.9.3. ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35850). Учебный план для 4, 5 классов для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. Курс профессионально-трудового обучения предусматривает практикоориентированную и профориентационную направленность. 1 0