Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» села Конево Филиал «Начальная школа – детский ___________________________ сад села Киприно» _________________________ 624184 Невьянский район, с. Киприно, ул. Трактористов д.5, тел.: 8(34356)4-49-31 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете Директор МБОУ СОШ с. Конево Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. _________________ Н.В. Каракина Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по общеобразовательной программе дошкольного образования МБОУ СОШ село Конево Филиала «Начальная школа – детский сад село Киприно» на 2023-2024 учебный год (5-ти дневная неделя) с. Киприно Пояснительная записка к структуре организованных форм деятельности по общеобразовательной программе дошкольного образования В ДОО применяется комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса. Он подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом, что немаловажно, реализация комплексно-тематического принципа тесно взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей. Образовательный процесс в ДОО организован в форме тематических недель и тематических образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых комплекс различных детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через различные виды детской деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных областей. В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность по четырем блокам: I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе специально организованных занятий. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия по направлениям: «Ребенок и мир природы» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»), «Ребенок и социальный мир» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»), «Развитие элементарных математических представлений» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»), «Конструирование: техническое конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»). Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) в нашем тематическом планировании предлагаются занятия по направлениям: «Развитие речи», «Воспитание любви и интереса к художественному слову». Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) предлагаются занятия по направлениям: «Музыка», «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Конструирование (творческое конструирование из природного и бросового материалов, из бумаги)». Для реализации образовательной области «Физическое развитие» в ДОО проводятся занятия по физкультуре, физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по реализации иных образовательных областей включаются динамические паузы. II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную деятельность, мастерскую, коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения, экскурсии, работу в книжном уголке. III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня. IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации с семьей. Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии «Ребенок и окружающий мир». С темой недели связана специально организованная детская деятельность – коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисковоэкспериментальная, конструктивная, восприятие художественной литературы, двигательная активность, – через которую реализуются все образовательные области. Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме специально организованных занятий – по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, музыке и физкультуре (I блок), – так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей вне занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами), педагогической ситуации, мастерской, коллекционировании, чтении художественной литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях, экскурсиях, беседах, викторинах и конкурсах (II блок). Для специально организованных занятий мы предлагаем три группы целей: обучающие, воспитательные и развивающие. К каждой группе целей мы формируем сначала общие цели в соответствии со Стандартом дошкольного образования), а затем дополняем их целями дидактическими, связанными со спецификой и содержанием данного занятия. Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий, которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, организация всего помещения группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие рекомендации воспитателю по организации детской игры. Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы (IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям. Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, мы реализуем одно из важных положений Стандарта дошкольного образования: «Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации» Именно учет указанных четырех направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая все виды активности ребенка и делая его активным участником образовательного процесса. В Учебном плане мы представляем названия тематических недель для всех возрастных групп детского сада и тематических образовательных проектов для групп старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы). Содержание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Образовательные области Содержание образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) СоциальноСоциально-коммуникативное развитие направлено на коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей: Любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе и других людях, объектах окружающего мира, а также свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), малой родине и Отечестве. Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие Речевое развитие включает: Владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого пространства, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественноэстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие развитие предпосылок ценностно- предполагает смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.). Для детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет длительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня по 8-10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Для детей от 3 до 4 лет продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности не более 15 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 мин., недельная нагрузка до 10 занятий. Для детей от 4 до 5 лет продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности - не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе не превышает 45 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Недельная нагрузка15занятий. Для детей от 6 до 7 лет продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе не превышает 1,5 часа. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 30 минут в день. Недельная нагрузка до 20 занятий. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется не менее 3 раз в неделю. Длительность по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в младшей группе – 15 мин., в средней группе – 20 мин., в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин. один раз в неделю для детей 5 – 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического развития (лепка, аппликация) в младшей, средней, старшей, подготовительной группах чередуется. Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, организуется в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда) в первую половину дня в сочетании с НОД по физическому развитию Часть, формируемая участниками образовательных отношений учебного плана, представлена через парциальную программу «Веселый светофор» Т.И. Даниловой и осуществляется через совместную деятельность воспитателя и детей, разные виды детской деятельности один раз в неделю по пятницам. Время пребывания на улице корректируется в зависимости от времени года и температурных условий, при оптимальных условиях, время нахождения детей на свежем воздухе (прогулка, физическое занятие) не менее 3 часов, прогулка организовывается 2 раза в день: - в первую половину дня до обеда; - во вторую половину дня перед уходом детей домой. Структура организованных форм деятельности составлена для пятидневной учебной недели с пребыванием детей в детском саду 9 часов. В Филиале одна разновозрастная группа от 1,6 до 7 лет Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и их продолжительность в зависимости от возраста детей минутах Возраст детей Число детей Длительность занятий С 1,6 до 3 лет 0 С 3 до 4 лет С 4 до 5 лет С 5 до 6 лет С 6 до 7 лет 1 2 1 2 15 20 20 25 30 Расписание непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе филиала « Начальная школа – детский сад» с. Киприно. Среда Вторник понедельник Дни недели С 1,6 до 3 лет С 3 до 4 лет С 4 до 5 лет С 5 до 6 лет С 6 до 7 лет 10 мин 9. 00- 9.10 математика 15 мин 9.00-9.15 физ.культ 20 мин 9.00-9.20 физ.культ 15.40-15.50 конструировани е 9. 00- 9.10 развитие речи 15.40-15.55 конструирование 15.40-16.00 конструирование 9.00-9.15 развитие речи 9.00-9.20 развитие речи 15.40-15.50 лепка(1-3нед) Аппликация(24нед) 15.40-15.55 лепка(1-3нед) Аппликация (2-4нед) 15.40-16.00 лепка(1-3нед) Аппликация (2-4нед) 25 мин 9.00-9.25 физ.культ 9.50-10.15 подготовка к обучению 15.40-16.05 конструирова ние 9.00-9.25 развитие реч 9.50-10.15 мир природы 15.40-16.05 лепка(1-3нед) Аппликация (2-4нед) 30 мин 9.00-9.30 физ.культ 9.50-10.20 подготовка к обучению 15.40-16.10 конструирован ие 9.00-9.30 развитие речи 9.50-10.20 мир природы 15.40-16.10 лепка(1-3нед) Аппликация (2-4нед) 9.00-9.15 математ 9.00-9.20 Математ 9.50-10.10 физ.культ 9.00-9.25 Математ 9.50-10.15 физ.культ (на улице) 15.40-16.05 музыка 9.00-9.30 Математ 9.50-10.20 физ.культ (на улице) 15.40-16.10 Музыка 9.00-9.25 мир природы (1-3нед) рисован (2-4нед) 10.30-10.55 развит. речи 15.40-16.05 подготовка к обучению 9.00-9.30 мир природы 9.50-10.20 рисован 10.30-11.00 развит. речи 15.40-16.10 подготовка к обучению 9.00-9.25 веселый светофор 9.50-10.15 физ.культ 15.40-15.55 Музыка 9.00-9.30 веселый светофор 9.50-10.20 физ.культ 15.40-15.55 Музыка 9.50-10.00 физ.культ 15.40-15.50 музыка 15.40-15.55 Музыка 9.00-9.15 мир природы (1-3нед) рисован(2-4нед) 15.40-16.00 музыка 9.00-9.20 мир природы (1-3нед) рисован (2-4нед) пятница четверг 9. 00- 9.10 мир природы (1-3нед) рисован(2-4нед) 9.50-10.05 физ.культ 9.50-10.00 физ.культ 15.40-15.50 музыка 9.50-10.05 физ.культ 15.40-15.55 Музыка 9.50-10.10 физ.культ 15.40-15.55 Музыка Режим дня детей (ежедневное время пребывания 9 час.) в МБОУ СОШ село Конево Филиале «Начальная школа – детский сад село Киприно» Вид деятельности 7.30–8.00 Прием детей, прогулочно - игровая деятельность, общение 8.00– 8.05 8.05– 8.15 8.15– 8.20 8.20– 8.40 8.40 – 9.00 9.00– 9.30 9.30- 9.50 9.50– 10.20 10 20 – 12.00 Индивидуальные коррекционно-развивающие формы работы с детьми Время Минутки вежливости Утренняя гимнастика ОД в РМ Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая) ОД в РМ Деятельность по развитию самостоятельности, ответственности (мытье рук, прием пищи, складывание игрушек на место и т.д.). Подготовка к завтраку (дежурство), завтрак Игровая деятельность, общение, познавательно-исследовательская, трудовая деятельность (уход за растениями) и др. Подготовка к образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность ОД в РМ Двигательная, игровая активность Самостоятельная деятельность детей НОД Непосредственно образовательная деятельность Подготовка к прогулке (самообслуживание) Прогулка: - познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование - трудовая деятельность - подвижные игры - речевые игры Игровая деятельность, общение по интересам 12.30 – 12.40 12.40 – 15.00 15.00 -15.20 15.20. -15.35 15.35 – 15.40 15.40. – 16.10 16.10 – 16.30 Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду (дежурство). Обед. Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном Подготовка ко сну, сон Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические закаливающие процедуры Подготовка к полднику (дежурство). Полдник. Игровая деятельность, подготовка к образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Игровая, двигательная деятельность, общение Индивидуа льные КР формы работы с детьми 12.00 – 12.30 Организационные формы Самостоятельная/ Взаимодействие с родителями Образовательная деятельность в режимных моментах \ Самостоятельная деятельность детей НОД Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в режимных моментах ОД в РМ Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей НОД Самостоятельная/ Взаимодействие с родителями Структура организационных форм деятельности дошкольной разновозрастной группы от (1,6-до 7 лет). на 2023-2024 учебный год. 1. Образовательная часть 1.1. Образовательная часть Двигательная деятельность 2. 1,6 до 3 лет с 3 до 4 лет с 4 до 5 лет с 5 до 6 лет с 6 до 7 лет неделя год неделя год неделя год неделя год неделя год Физ.культу ра 2 64 3 96 3 96 3 96 3 96 Здоровье Реализуется через образовательную деятельность в режимных моментах Коммуникативная деятельность 2.1.Развитие речи. 1 32 1 32 2.2. подготовка к обучению грамоте 3. Познавательно- исследовательская деятельность 3.1. -Исследование объектов живо и неживой природы(мир природы) 3.2. Математическое и сенсорное развитие 4. 5. 6. 1 32 - 2 64 2 64 2 64 2 64 0,5 16,5 0.5 16,5 0,5 16,5 1,5 49.5 2 64 1 32 1 32 1 32 1 32 2 64 рисование 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 1 32 лепка 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 аппликация 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0,5 16,5 0.5 16,5 конструиро вание Музыкальная деятельность 1 32 1 32 1 32 1 32 1 32 2 64 2 64 2 64 2 64 2 64 Чтение художественной литературы Реализация через образовательную деятельность в режимных моментах в совместной и самостоятельной деятельности. Изобразител ьная деятельность Объем недельной нагрузки 1 ч. 30 мин. Итого занятий 9 2 ч. 30мин. 290 322 10 3 ч. 20мин. 5 ч. 50мин. 322 451 8 ч. 513 10 14 16 Длительность непрерывной 10 15 непосредственной деятельности Мин. мин. (НОД) Часть, формируемая участниками образовательных отношений. 20 мин. 25 мин 30 мин. Образовательная область с 4 до 5 лет с 5 до 6 лет неделя неделя год неделя год 1 32 1 32 1,6 до 3 лет с 3 до 4 лет неделя неделя Парцианальная программа «веселый светофор» Итого занятий - Длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности 32 недели - год - год - год с 6 до 7 лет 15 - - 25 мин 17 480 30 мин 544 Объем образовательной нагрузки в Филиале «Начальная школа – детский сад» с. Киприно МБОУ СОШ с. Конево на 2023 – 2024 учебный год Возрастная категория детей Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста в неделю в день Продолжительность Максимально допустимый объем непрерывной образовательной нагрузки непосредственно в первой половине во второй поло-вине образовательной дня дня после дневного деятельности сна Ранний возраст. Виды непосредственно образовательной деятельности: игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений от 1,6 до 3 лет (группа 1ч 30 мин 20 мин. 10 мин. 10-15 мин. 10-15 мин. раннего возраста, первая младшая группа) 9 зан. Дошкольный возраст. Виды непосредственно образовательной деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение 4-й год жизни 2 ч 30 мин. 30 мин. 15 мин. 15 мин.или 15 мин(вторая младшая группа) 30 мин 10 зан. 5-й год жизни ( средняя 3 часа 20 40 мин 20 мин 20 мин или 40 мин 20 мин Группа) мин 10 зан 6-й год жизни 6 ч. 15 мин. 75 мин. 25 мин. 50 мин. 25 мин. (старшая группа) 15 зан. 7-й год жизни 8 ч. 30 мин. 120 мин. 30 мин. 90 мин. (подготовительная (450 мин.) 17 30 мин. группа) зан. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – 10 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводится физкультминутка. Группа разновозрастная, поэтому непосредственно образовательная деятельность начинается со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.