МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свердловская область Невьянский городской округ МБОУ СОШ с. Конево РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Директор МБОУ СОШ с.Конёво Каракина Н.В. Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ» 1 класс Составитель: Орлова О.В Учитель начальных классов Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Примерная программа воспитания (Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 г. № 2/20); Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28 октября 2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Основная Образовательная программа НОО МБОУ СОШ с. Конево; Программа воспитания МБОУ СОШ с. Конево; Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)). Общая характеристика курса внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование: 1.Антошин М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы. Учебное пособие. ФГОС», М.: Просвещение, 2022. Цель курса: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение». Задачи курса: Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как: 1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста. 2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий. 3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете. 4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею. 5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения. Результаты освоения курса внеурочной деятельности в 1 классе. Личностные - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в резуль-тате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания мате-риалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учи-телем плану с опорой на образцы, рисунки; - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на раз-вороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроках; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их обра-зы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изго-товления изделиях; - слушать и понимать речь других; Предметные результаты: Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей. Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого. Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст. Содержание курса внеурочной деятельности Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.) Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.) Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.) Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.) Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.) Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.) Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (2ч.) Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.) Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.) Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» (2ч.) Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» (3ч.) Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.) Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.) Экскурсия в библиотеку (3ч.) Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.) Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.) Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.) Виды деятельности (познавательные, практические, поисковые, игровые) и формы занятий: 1. Познавательная деятельность: — познавательные беседы; — познавательные игры; — дискуссии; — дидактический театр; — экскурсии. 2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.). 3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях. 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки). Тематическое планирование для 1 класса № п/п 1 2 Количество часов Тема занятия Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём» к 1 1 Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» Экскурсия в библиотеку Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь» Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения» Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь» Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» Научно-познавательный текст «Эхо» Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» Рассказ В. Осеевой «Сторож» Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» Рассказ В. Осеевой «Навестила» Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» Рассказ Е. Пермяка «Кто?» Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» Экскурсия в библиотеку Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» 1 Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» 31 Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» 32 Экскурсия в библиотеку 33 Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» ИТОГО: 1 1 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33