РП_ВД_Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению_1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Невьянский городской округ
МБОУ СОШ с. Конево

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете
протокол № 1 от «31»
августа 2023 г.

Директор МБОУ СОШ с.Конёво
Каракина Н.В.
Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ОБУЧЕНИЕ
СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ»
1 класс

Составитель: Орлова О.В
Учитель начальных классов

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;

Примерная программа воспитания (Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 г. № 2/20);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(в редакции протокола № 3/15 от 28 октября 2015 г. федерального учебно-методического
объединения по общему образованию);

Основная Образовательная программа НОО МБОУ СОШ с. Конево;

Программа воспитания МБОУ СОШ с. Конево;

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е
изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в
неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование:
1.Антошин М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы.
Учебное пособие. ФГОС», М.: Просвещение, 2022.
Цель курса:
Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения
текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и
практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».
Задачи курса:
Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе
их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их
внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности
событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на
контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над
художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или
иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности в 1 классе.
Личностные
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
резуль-тате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
мате-риалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учи-телем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на
раз-вороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой
жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
обра-зы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изго-товления изделиях;
- слушать и понимать речь других;
Предметные результаты:

Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать
фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из
текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по
прочитанному.

Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения под руководством учителя.

Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении.

Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.


Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку
(положительная / отрицательная и почему) его поступкам.

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Содержание курса внеурочной деятельности
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению
стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.)
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.)
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.)
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к
чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.)
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.)
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся
читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.)
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н.
Сладкова «Рыцарь» (2ч.)
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)
Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г.
Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой
«Сторож» (2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой
«Навестила» (3ч.)
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.)
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В.
Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.)
Экскурсия в библиотеку (3ч.)
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.)
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.)
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению
стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.)
Виды деятельности (познавательные, практические, поисковые, игровые) и формы
занятий:
1. Познавательная деятельность: — познавательные беседы; — познавательные игры; —
дискуссии; — дидактический театр; — экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим
проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение,
чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Тематическое планирование для 1 класса
№
п/п
1
2

Количество
часов

Тема занятия
Стихотворение
И.
Токмаковой
«Сентябрь».
Готовимся
выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

к

1
1

Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что
мы Родиной зовём»
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»
Экскурсия в библиотеку
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь»
Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый
медведи»
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые
растения»
Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с
сосной»
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь»
Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»
Научно-познавательный текст «Эхо»
Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное
эхо»
Рассказ В. Осеевой «Сторож»
Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»
Рассказ В. Осеевой «Навестила»
Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»
Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»
Рассказ Е. Пермяка «Кто?»
Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»
Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»
Экскурсия в библиотеку
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

1

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя
ленился»
31
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя
ленился»
32
Экскурсия в библиотеку
33
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!!
Ура!!!»
ИТОГО:

1
1
1
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».