)РП грамотный читатель2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Невьянский городской округ
МБОУ СОШ с. Конево

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете
протокол № 1 от «31»
августа 2023 г.

Директор МБОУ СОШ с.Конёво
Каракина Н.В.
Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г.

Программа по внеурочной
деятельности для обучающихся
Функциональная грамотность.
Читательская компетентность.

для 2-4 классов начального
общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Панова Наталья Аркадьевна
учитель начальных классов

с. Конево

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная деятельность" составлена на
основе программы М.В.Буряк и С.А.Шейкиной, она поможет учителю сформировать
фукциональную грамотность обучающихся во 2-4 классах.

Цель занятий развития основ функциональной грамотности» – формирование
читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и
самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную
грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует
технику чтения.
В 3 классе в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая
грамотность», «естественно - научная грамотность.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль
математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут
быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его
готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль « финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 развитие экономического образа мышления;
 воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть - модуль «читательская грамотность».
2 четверть - модуль «математическая грамотность».
3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть - модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 3 - 4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (102 часа): 2 класс- 34 ч, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34
часа.

Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности»
является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его
план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио, видео ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства
3-4 класс

Метапредметные и предметные результаты

Читательская
грамотность
Находит и
извлекает
информацию из
различных
текстов

Математическая
грамотность
Находит и
извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте

Естественнонаучная
грамотность
Находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях из различных
текстов

Финансовая
грамотность
Находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

Естественнонаучная
грамотность
Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучных
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая
грамотность
Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина
страны

Личностные
Читательская
грамотность
Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному
формулирует
собственную

Математическая
грамотность
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Содержание курса.
2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др.
Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок
расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг».
Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий
читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их
книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости
и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических
задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и
различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем
читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей,
одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт».
Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в
чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся,
радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при
чтении
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь
родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор

информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода
работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите
проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий
читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности». (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная
ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами
текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» ( 11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают
природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных
явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как
сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли
комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них
знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они
могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в
водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное
животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.
Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные,
зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение
птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними.
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту
в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории
людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие
человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо
соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках
Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.
Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного
счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час,
минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем
(запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление
при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление
при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических
ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и
купюр. Оплата проезда.

«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных,
пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов
отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль « Основы читательской грамотности». ( 9 ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской
позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е. Велтистов
«Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е В. Медведев «Баранкин,
будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в
тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение.
Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник
информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно
заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста.
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения
на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при
решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч)
Раздел1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность
воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства
живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 8 ч)
Раздел1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи
о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части
и составление модели.
Раздел 4.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль: «Основы финансовой грамотности». ( 9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
3.Тематическое планирование.
2 класс
№ п/п

Содержание

1

Раздел1. Настоящий
читатель
Раздел 2. Технология
продуктивного чтения
Раздел3. Проект
«Дружим с книгой»
Итого

2
3
4

Теоретические
часы
-

Практические
часы
10

Всего часов

-

17

17

-

7

7

34

34

3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов, 1
час в неделю
1
Определение основной
1
темы в фольклорном
произведении.
Пословицы, поговорки
как источник
информации.
2-3
Сопоставление
2
содержания текстов
разговорного стиля.
4-6
Работа с текстом: как
3
выделить главную
мысль текста или его
частей?
7
Типы текстов: текст
1
описание.
8
Типы текстов: текст
1
повествование.
9
Типы текстов: текст
1
рассуждение.
10-12
Работа со сплошным
3
текстом.
12
«Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов, 1
час в неделю
1
Изучение природы.
1

Теория

10

Практика
1

1

1

0,5

2,5

1
1
1
3
1,5

9,5

Теория

Практика

0,5

0,5

2-3
4-9
10
11

Условия, в которых мы
живем
Кто и как живет рядом с
нами.
Выясняем, что такое
экология.
Проведение рубежной
аттестации.

2

1

1

6

2

4

1

0,5

0,5

1
11

1
4

7

Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п

Тема занятия

1-3

Удивительный мир
чисел»
Мир занимательных
задач
Первые шаги в
геометрии. Простейшие
геометрические фигуры.
Итоговый
мониторинг.

4-8
9-10

11

Всего часов, 1
час в неделю
3

Теория
1

2

5

2

3

2

1

1

1
11

4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов, 1
час в неделю
1-2
Определение
2
основной темы и главной
мысли в произведении.
Определение авторской
позиции в
художественном тексте.
3-4
Работа с текстом. Как
2
понимать информацию,
содержащуюся в тексте,
как преобразовывать
текстовую информацию
с учётом цели
дальнейшего
использования.
5
Работа с текстом. Типы
1
текстов: текстповествование, описание
рассуждение
6
Учебный текст как
1
источник информации.
7
Составление плана на
1
основе исходного текста.

Практика

1
4

7

Теория

Практика

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5
1

8

Создавать собственные
тексты, применять
информацию из текста
при решении учебнопрактических задач.

1

1

9

Проведение рубежной
аттестации.

1

1

9
Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов, 1
час в неделю
1
Применение чисел и
1
действий над ними. Счет
и десятичная система
счисления.
2
Сюжетные задачи,
1
решаемые с конца.
3
Задачи на взвешивание.
1
4
Логические задачи:
1
задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда
говорит правду.
5
Наглядная геометрия.
1
Задачи на разрезание и
перекраивание.
Разбиение объекта на
части и составление
модели.
6-7
Комбинаторные задачи.
2
Представление данных в
виде таблиц, диаграмм,
графиков.
8
Проведение рубежной
1
аттестации.
8
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов, 1
час в неделю
1
Движение и
1
взаимодействие частиц.
Признаки химических
реакций.
2
Воздух и его свойства.
1
3
Углекислый газ в
1
природе и его значение
4
Вода. Уникальность
1
воды.
5
Почвы и их свойства.
1

2

7

Теория

Практика

0,5

0,5

1
1
1

0,5

0,5

1

1

1
2

6

Теория

Практика

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6

7

8

Земля, внутреннее
строение Земли.
Знакомство с
минералами, горной
породой и рудой.
Уникальность планеты
Земля. Условия для
существования жизни на
Земле. Свойства живых
организмов.
Проведение рубежной
аттестации.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4

4

Теория

Практика

0,5

0,5

8
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов,
1 час в
неделю
1
Как появились деньги?
1
Что могут деньги?
2
Деньги в разных странах
1
3
Деньги настоящие и
1
ненастоящие
4
Как разумно делать
1
покупки?
5
Кто такие мошенники?
1
6
Личные деньги
1
7
Сколько стоит «своё
1
дело»?
8-9
Проведение рубежной
2
аттестации.
9

1
1
1
0,5
0,5

0,5
1
0,5
2

1,5

7,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».