МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свердловская область Невьянский городской округ МБОУ СОШ с. Конево РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Директор МБОУ СОШ с.Конёво Каракина Н.В. Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г. Программа по внеурочной деятельности для обучающихся Функциональная грамотность. Читательская компетентность. для 2-4 классов начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Панова Наталья Аркадьевна учитель начальных классов с. Конево Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная деятельность" составлена на основе программы М.В.Буряк и С.А.Шейкиной, она поможет учителю сформировать фукциональную грамотность обучающихся во 2-4 классах. Цель занятий развития основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач: – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; -находит и извлекает информацию из различных текстов; - применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения. В 3 классе в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны: использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. В 4 классе в программу добавляется модуль « финансовая грамотность». Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются: развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть. 1 четверть - модуль «читательская грамотность». 2 четверть - модуль «математическая грамотность». 3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность». 4 четверть - модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 3 - 4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Программа рассчитана на 3 года (102 часа): 2 класс- 34 ч, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа. Планируемые результаты освоения программы Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений: – оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: – отличать подготовленную и неподготовленную речь; – знать особенности неподготовленной речи; – осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; – знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства 3-4 класс Метапредметные и предметные результаты Читательская грамотность Находит и извлекает информацию из различных текстов Математическая грамотность Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте Естественнонаучная грамотность Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов Финансовая грамотность Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте Естественнонаучная грамотность Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Финансовая грамотность Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Личностные Читательская грамотность Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную Математическая грамотность объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Содержание курса. 2 класс Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч) Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации. Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч) Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч) Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!». 3 класс Модуль «Основы читательской грамотности». (12 ч) Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» ( 11 ч) Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана. Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Модуль «Основы математической грамотности». ( 11 ч) «Удивительный мир чисел». История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда. «Мир занимательных задач». Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. 4 класс Модуль « Основы читательской грамотности». ( 9 ч) Раздел 1. Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др. Раздел 2. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию. Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч) Раздел1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства. Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Модуль «Основы математической грамотности». ( 8 ч) Раздел1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Раздел 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Раздел 3. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Раздел 4. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Модуль: «Основы финансовой грамотности». ( 9 ч) Раздел 1. Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Раздел 2. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». 3.Тематическое планирование. 2 класс № п/п Содержание 1 Раздел1. Настоящий читатель Раздел 2. Технология продуктивного чтения Раздел3. Проект «Дружим с книгой» Итого 2 3 4 Теоретические часы - Практические часы 10 Всего часов - 17 17 - 7 7 34 34 3 класс Модуль «Основы читательской грамотности» №п/п Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю 1 Определение основной 1 темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. 2-3 Сопоставление 2 содержания текстов разговорного стиля. 4-6 Работа с текстом: как 3 выделить главную мысль текста или его частей? 7 Типы текстов: текст 1 описание. 8 Типы текстов: текст 1 повествование. 9 Типы текстов: текст 1 рассуждение. 10-12 Работа со сплошным 3 текстом. 12 «Основы естественнонаучной грамотности» №п/п Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю 1 Изучение природы. 1 Теория 10 Практика 1 1 1 0,5 2,5 1 1 1 3 1,5 9,5 Теория Практика 0,5 0,5 2-3 4-9 10 11 Условия, в которых мы живем Кто и как живет рядом с нами. Выясняем, что такое экология. Проведение рубежной аттестации. 2 1 1 6 2 4 1 0,5 0,5 1 11 1 4 7 Модуль «Основы математической грамотности» №п/п Тема занятия 1-3 Удивительный мир чисел» Мир занимательных задач Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Итоговый мониторинг. 4-8 9-10 11 Всего часов, 1 час в неделю 3 Теория 1 2 5 2 3 2 1 1 1 11 4 класс Модуль «Основы читательской грамотности» №п/п Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю 1-2 Определение 2 основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. 3-4 Работа с текстом. Как 2 понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. 5 Работа с текстом. Типы 1 текстов: текстповествование, описание рассуждение 6 Учебный текст как 1 источник информации. 7 Составление плана на 1 основе исходного текста. Практика 1 4 7 Теория Практика 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 8 Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебнопрактических задач. 1 1 9 Проведение рубежной аттестации. 1 1 9 Модуль «Основы математической грамотности» №п/п Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю 1 Применение чисел и 1 действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 2 Сюжетные задачи, 1 решаемые с конца. 3 Задачи на взвешивание. 1 4 Логические задачи: 1 задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 5 Наглядная геометрия. 1 Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. 6-7 Комбинаторные задачи. 2 Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 8 Проведение рубежной 1 аттестации. 8 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» №п/п Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю 1 Движение и 1 взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. 2 Воздух и его свойства. 1 3 Углекислый газ в 1 природе и его значение 4 Вода. Уникальность 1 воды. 5 Почвы и их свойства. 1 2 7 Теория Практика 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 2 6 Теория Практика 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 6 7 8 Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Проведение рубежной аттестации. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 4 4 Теория Практика 0,5 0,5 8 Модуль: «Основы финансовой грамотности» №п/п Тема занятия Всего часов, 1 час в неделю 1 Как появились деньги? 1 Что могут деньги? 2 Деньги в разных странах 1 3 Деньги настоящие и 1 ненастоящие 4 Как разумно делать 1 покупки? 5 Кто такие мошенники? 1 6 Личные деньги 1 7 Сколько стоит «своё 1 дело»? 8-9 Проведение рубежной 2 аттестации. 9 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 2 1,5 7,5