Тропинка 1-2 класс испр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете
протокол № 1 от «31»
августа 2023 г.

Директор МБОУ СОШ с.Конёво
Каракина Н.В.
Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
Срок освоения : 1 год
(1-2классы)
2023-2024 учебный год

Педагог- психолог:
Серебрякова Евгения
Александровна

1

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………...
3
Общая характеристика курса «Тропинка к своему Я»………………
4-5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Тропинка к своему Я»…………………………………………………………. 6-8
Содержание занятий
1 класс……………...……………………………………………………...
9-15
2 класс……………………………………………………………………..
16-19
Список литературы… ................................................................................................. 20
Тематическое планирование.
1 класс……………………………………………………………………………21-27
2 класс…………………………………………………………………………… 27-34

2

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» уроки психологии в
начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2022г.
Цель: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать
со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить
интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу,
понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей –
установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению
собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детскородительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование
ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно
выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности,
регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи
коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих
коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию
двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья,
совершенствование физиологических и психических функций организма.

3

Общая характеристика курса
«Тропинка к своему Я»
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни
человека. В древности начало систематического обучения считалось периодом
качественного изменения состояния, своеобразной точкой перехода к новому
состоянию.
Сегодня же многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения,
происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше
внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако
именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как
позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или
же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко
восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий
характер, с трудом поддаваться коррекции.
Не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев,
по которым оцениваются действия детей, ограничен. А в ситуации стойкого
длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность
«стать хорошим», но уже потерять к этому стремление.
Депривация потребности в признании может вызвать у младших школьников не
только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.
При активном типе поведения защита оборачивается агрессией к одушевленным и
неодушевленным предметам, компенсацией в других видах деятельности. При
пассивном типе появляются неуверенность в себе, стеснительность, лень, апатия,
уход в фантазии или болезни – реальные или симулированные.
Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные
критерии собственной ценности, то малейшее снижение результатов учебы
приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на
актуальную ситуацию ребенка и сформировать неблагоприятный жизненный
сценарий.
С началом обучения у детей появляется сразу множество обязанностей: не
опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на уроках, не бегать, не
кричать, выполнять домашние задания и т.п. Большинство школьных
обязанностей, как правило, направлены на воспитание послушания и на
сдерживание естественных потребностей в игре, в движении, в общении.
Обязанности, касающиеся отношений между людьми, обычно осознаются
значительно меньше. Впоследствии это может привести к формированию стойкого
негативного отношения к школе в сочетании с потребностью полностью
«раскрепощаться» на улице.
4

Основным условием психического развития ребенка является его собственная
деятельность. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка
происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит
прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза
является ведущей, обусловливающей главные изменении в психических процессах
в психологических особенностях личности ребенка. У детей младших школьников
ведущей деятельностью является учебная деятельность.
Обучение играет ведущую роль в психическом развитии ребенка на всех
возрастных этапах. «Процессы развития, - писал Л.С. Выготский, - не совпадают с
процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения,
создающего зоны ближайшего развития».
Иными словами, обучение должно быть ориентировано на «зону ближайшего
развития», которая определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще
не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Обучая
ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к
пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не
справился.
Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от
того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания задают
перспективу их дальнейшего развития.
Так как ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность и
смена на учебную деятельность, присущую младшим школьникам, происходит не
вдруг и не сразу, то данная программа составлена с использованием игры и
групповых форм работы с методиками арт-терапии и сказкотерапии.

5

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у
выпускников
будут
сформированы
личностные,
познавательные
и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности,
включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их
выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и
условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых
являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм;
6

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на
их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:

7

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра
в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

8

Содержание занятий
1 класс (33 занятия)
Какова же специфика проблем первоклассника? Главная их особенность —
первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности,
которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным
в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Это
наглядно выявляется при собеседованиях с родителями в начале первого года
обучения. Содержание родительских жалоб в это время обычно сводится к тому,
что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но тем не менее у него
многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности
и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних
заданий, во всяком случае, в присутствии взрослых. При этом родителям
приходится жертвовать личным временем и досугом, мало времени остается для
обычных домашних дел. Переход ребенка в школу часто превращается в настоящее
испытание для любящих родителей.
А сами первоклассники? Они быстро утрачивают праздничное настроение Первого
сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и скуку. Дети с
нетерпением ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные
игры и общение со сверстниками. Первые дни в школе требуют целенаправленной
работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и
способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в
том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои
неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических
занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне
зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и
видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект.
Внимание и па мять пока еще в основном непроизвольны, то есть для
концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые
сигналы, игровые ситуации). В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно
высока.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания.
Первоклассники еще не могут контролировать свои действия (например, проверить
наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий
становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими
своих эмоциональных состояний.
Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов
соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий
9

уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких
и доступных детям формах, прежде всего — в форме игры и сказок. Через игровые
роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные
трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые
попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок
получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время
идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого
года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Для первоклассников самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала
или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей.
Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его
беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в
занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать
учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к
примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться
с возможным страхом перед учителем.
Другая важная задача в работе с первоклассниками — установление атмосферы
дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере
домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей, бабушек
и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного
окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них
много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а
далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.
Исходя из этого, нам кажется, что первой темой, изучаемой на занятиях по
психологии, должна быть тема «Я — школьник», которая включает занятия,
посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к
требованиям обучения. Вторая тема — «Мои чувства» — помогает детям
научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. В целом за
первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном
развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы.
Миру, в котором ему предстоит прожить 11 важнейших (с точки зрения
становления личности) лет своей жизни.
Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может
проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.
При появлении таких симптомов следует разрешить ребенку не включаться в
занятие, а тихонько порисовать.
Тема 1. Я — школьник (15 ч)
Цели:
 сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые
10

необходимо освоить в адаптационный период;
 мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.
ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство. Я умею управлять собой.
Знакомство.
Беседа на тему: Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять
животными?», «Нужно ли ученику умение управлять собой?»
Упражнения: «Я умею управлять собой», «Умею остановиться», «Умею выполнять
требования взрослых»
Творческая работа «Рисунок имени».
ЗАНЯТИЕ 2. Я умею преодолевать трудности.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Рассказ о подвиге адмирала Ф.Ф. Ушакова. Обсуждение.
Упражнения: «Вспомни и сделай», «Сумей понять».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 3. Я умею преодолевать трудности (продолжение).
Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Вспомни и сделай», «Вопрос», «Тихо».
Работа со сказкой «Лопух и одуванчик». Обсуждение.
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 4. Я умею слушать других.
Разминка «Ролевая гимнастика».
История про альпинистов. Обсуждение.
Упражнения: «Я умею справляться с трудностями», «Запомни ответ», «Диалог».
Творческая работа «Общий рисунок»
Работа со сказкой «Муравьишка Гришка». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 5. Я умею учиться у ошибки.
Разминка «Противоположности».
Работа со сказкой «Ошибка и Неошибка». Обсуждение. Творческая работа по
сказке «Чему может научить ошибка?»
Графический диктант
Работа со сказкой «Коля и Солнечный Зайчик». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 6. Я умею быть доброжелательным.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 7. Я умею быть доброжелательным (продолжение).
Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнение: четыре испытания.
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 8. Я – доброжелательный.
11

Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Кому письмо?», «Качества доброжелательного человека», «Зачем
нужны качества?», «Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся», «Желаем
добра».
Работа со сказкой «Сережа – Серый Волк». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 9. Я умею быть ласковым.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой «История про Павлика». Обсуждение.
Упражнения: «Ласковый взгляд», «Ласковое прикосновение», «Ласковые слова и
интонация»
Работа со сказкой «Волчонок Сеня». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Творческая работа «Нарисуй страну».
ЗАНЯТИЕ 11. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с
другими (продолжение).
Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Что между странами?», «Как страны общаются?», «Общий рассказ».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 12. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Упражнения: «Кто умеет слышать мнение другого?», «Оружие для защиты».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 13. Я учусь решать конфликты.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Упражнение: «Это конфликт?»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 14. Я учусь решать конфликты (продолжение).
Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Придумай конфликт», «Инсценировка конфликта».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 15. Я умею разрешать конфликты.
Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Упражнения: «Инсценируем конфликт», «Конфликт»
Графический диктант.
12

Тема 2. Мои чувства (18 ч)
Цели:
 рассмотреть особенности содержательного наполнения радости,
страха, гнева;
 обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей;
 помочь детям осознать относительность оценки чувств;
 способствовать снижению уровня школьных страхов.
ЗАНЯТИЕ 16. Радость. Что такое мимика?
Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался».
Упражнения: «Закончи предложения».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 17. Радость. Что такое мимика? (продолжение).
Разминка «Раз, два, три, позу за мной повтори».
Упражнение: «Зоопарк».
Творческая работа «Рисунок радости».
ЗАНЯТИЕ 18. Радость. Что такое жесты?
Разминка «Угадай, где я иду?», «Превратись в животное».
Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 19. Радость. Что такое жесты? (продолжение).
Разминка «Превратись в животное», кричалка «Я очень хороший!»
Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Объясни задание».
Работа со сказкой. «Когда молочные зубы сменились постоянными». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 20 Радость. Как ее доставить другому человеку?
Разминка «Угадай, где я иду?»
Упражнения: «Как доставить радость другому человеку?», «Собираем добрые
слова», «Скажи мишке добрые слова»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 21. Радость Можно передать прикосновением.
Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», кричалка «Ура
успешной фотоохоте!».
Упражнения: «Радость можно передать прикосновением», «Котенок».
Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 22. Грусть.
Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет».
Упражнения: «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил».
Работа со сказкой «Сказка по котенка Ваську». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 23. Страх.
Разминка «Дотронься до…»
Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку».
13

Работа со сказкой «Девочка с мишкой».
Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям.
ЗАНЯТИЕ 24. Страх (продолжение).
Разминка «Дотронься до…»
Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку».
Работа со сказкой «Темноландия».
Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям.
ЗАНЯТИЕ 25. Страх. Как его преодолеть.
Разминка «Неопределенные фигуры».
Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 26. Страх. Как его преодолеть (продолжение).
Разминка «Неопределенные фигуры».
Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки»
ЗАНЯТИЕ 27. Гнев. С какими чувствами он дружит?
Разминка «Художник», «Попугай».
Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался».
Обсуждение. Творческая работа.
ЗАНЯТИЕ 28. Гнев. С какими чувствами он дружит? (продолжение).
Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме».
Работа со сказкой «Как ромашки с васильками поссорились».
Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 29. Гнев и его польза
Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились – одумались», «Поссорились –
помирились».
Упражнение: «Закончи предложение»
Работа со сказкой «О путнике и его беде». Обсуждение Творческая работа по
итогам сказки.
ЗАНЯТИЕ 30. Обида.
Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет!».
Упражнения: «Закончи предложение», «Какая у меня обида».
Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 31.Обида (продолжение).
Разминка «Пусть всегда будет!», «Весеннее настроение».
Упражнения: «Закончи предложение», «Напрасная обида».
Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 32. Разные чувства.
Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум - бурум», «Море
волнуется», «Волны».
14

Упражнение: «Закончи предложение».
Групповая работа «Ожившее чувство»
Творческая работа «Рисунок чувств».
ЗАНЯТИЕ 33. Итоговое.
Игра-конкурс КВН.

15

2 класс (34 занятия)
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад.
Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него
сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное
представление о своих индивидуальных способностях и
возможностях, о
собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок,
побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач,
то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое
желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей
появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если
ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое
значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся
получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные
недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются
творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить
это, в занятия включено много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной
деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями,
сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно
формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности
не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги
на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении
принимать и отдавать.
Тема 1. Вспомним чувства (5 ч)
Цели:
 актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
ЗАНЯТИЕ 1. Мы рады встрече.
Разминка «Мячик».
Упражнения: «Вспомним чувства», «Чувства-воспоминания»
Творческая работа «Рисунок радости».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 2. Понимаем чувства другого.
Разминка «Мячик», «Лишнее слово».
Упражнения: «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 3. Мы испытываем разные чувства
Разминка «Мячик».
Упражнение: «Режим дня»
Творческая работа «Рисуем режим».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 4. Мы испытываем разные чувства (продолжение).
Разминка «Лишнее слово».
16

Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты». Обсуждение и
творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 5. Мы испытываем разные чувства (продолжение).
Разминка «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал…»
Упражнения: «Пластилиновое чувство», «Палитра чувства».
Тема 2. Качества людей (18 ч)
Цели:
 ознакомить детей с понятием «качества людей»;
 помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.
ЗАНЯТИЕ 6. Люди отличаются друг от друга своими качествами.
Разминка «Лишнее слово».
Упражнения: «Качества», «В чем твоя сила?», «Сердце класса».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 7. Люди отличаются друг от друга своими качествами (продолжение).
Разминка «Кто сегодня молодец».
Упражнения: «Качества», «Чьи качества».
Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 8. Хорошие качества людей.
Разминка «Какие качества задуманы».
Упражнения: «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 9. Хорошие качества людей (продолжение).
Разминка «Какие качества задуманы».
Упражнения: «Три качества», «Качество в подарок».
Работа со сказкой «Я не такой, как все!». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 10. Самое важное хорошее качество.
Разминка «Найти лишнее слово»
Упражнения: «Сборы в дорогу», «Кто любит людей»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 11. Самое важное хорошее качество (продолжение).
Разминка «Качества – шепотом».
Упражнения: «Сборы в дорогу», «Поделимся любовью».
Работа со сказкой «Хвостатик». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 12. Кто такой сердечный человек?
Разминка «Найти лишнее слово», «Отгадай качество».
Упражнения: «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств…», «Мягкое
сердце».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 13. Кого называют «доброжелательным человеком»?
Разминка «Найти лишнее слово», «Какое слово не подходит».
Упражнение: «“Волшебные” слова».
Работа со сказкой «Маленький котенок». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 14. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Разминка «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано».
17

Упражнения: «Я бы хотел стать более…», «Золотой ключик».
Работа со сказкой «Часы». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 15. Я желаю добра ребятам в классе.
Разминка «Аналогии»
Упражнения: «Как ведет себя человек», «Я желаю добра».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 16. Я желаю добра ребятам в классе (продолжение).
Разминка «Шифровальщики»
Работа со сказкой «О подзорной трубе». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 17. Чистое сердце.
Разминка «Аналогии», «Шифровальщики».
Упражнение: «Чистое сердце».
Работа со сказкой «Сказка про гусеничку». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 18. Какие качества нам нравятся друг в друге?
Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе».
Упражнение: «Снежная королева»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 19. Какие качества нам нравятся друг в друге?(продолжение)
Разминка «Угадайка»
Работа со сказкой «Кузя». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 20. Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?
Разминка «Неоконченные предложения»
Упражнения: «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 21. Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?
(продолжение)
Разминка «Психологическая загадка»
Упражнение: «Мы похожи – мы отличаемся»
Работа со сказкой «Туча». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 22. Каждый человек уникален.
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли»,
«Кто тебя позвал».
Упражнение: «Звездочка»
Работа со сказкой «Цветок по имени Незабудка». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 23. В каждом человеке есть темные и светлые качества.
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий
двор», «Чьи ладошки».
Упражнения: «Темные и светлые мешочки», «Светофорики»
Работа со сказкой «Перчатка». Обсуждение и творческая работа по сказке.
Тема 3. Какой Я – Какой Ты (11 ч)
Цели:
 помочь детям понять, что у них есть много положительных качеств;
 учить детей находить положительные качества во всех людях.
18

ЗАНЯТИЕ 24. Какой Я?
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая разгадка».
Упражнение: «Цыганка»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 25. Какой Я? (продолжение)
Разминка «Психологическая разгадка», «Холодно – горячо».
Работа со сказкой «Сказка про дружбу». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 26. Какой Ты?
Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая разгадка».
Упражнение: «Цыганка»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 27. Какой Ты? (продолжение)
Разминка «Психологическая разгадка», «Найди игрушку».
Упражнение: «Заяц-Хваста»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 28. Какой Ты? Учимся договариваться.
Разминка «Неоконченные предложения», «Топните те, кто…», «Какого цвета твои
глаза?»
Упражнения: «Я задумал мальчика…», «Интервью», «Прослушивание интервью».
ЗАНЯТИЕ 29. Трудности второклассника в школе, дома на улице.
Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели».
Упражнения: «Копилка трудностей», «Театр»
Творческая работа «Трудные ситуации второклассника».
ЗАНЯТИЕ 30. Школьные трудности.
Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два –
четыре».
Упражнение: «Помоги Сереже»
Работа со сказкой «В одном лесу жила-была…». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 31. Школьные трудности (продолжение).
Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Взвизгните те, кто…», «Изобрази
ситуацию».
Упражнение: «Помоги Сереже»
Работа со сказкой «Про львенка Пашу». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 32. Домашние трудности.
Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…»
Работа со сказкой «О муравьишке». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 33. Домашние трудности (продолжение).
Разминка «Разные ладошки», «Если я отличник…»
Упражнение: «Изобрази ситуацию».
Работа со сказкой «Верить и стараться». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 34. Итоговое.
Игра-конкурс КВН.

19

Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования
2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной
школе (1 – 4). М., 2022.
3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.
4. Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А.
Игротерапия общения. М., 2000.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред.
А.Г. Асмолова. М., 2010.
6. Мухина В.С. Детская психология. М., 1997.
7. Никифорова В.В. «Графические диктанты». М., 2012.
8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической
службы / Под. ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
9. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной.
М.,1998

20

Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
№
уро
п/п
ка

1

1

Модули, темы
урока

Универсальные учебные действия
(УУД)

Элементы содержания

Дата
план

Тема 1. Я — школьник (15 ч)
Цели: сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;
мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.
Знакомство.
Беседа на тему: Кто
Тема «Знакомство.
Р Ориентируются на образец и правило выполнения
такой дрессировщик, и почему он
Я умею управлять
действия
может
управлять
животными?»,
собой»
П Выделяют и формулируют познавательную цель с
«Нужно ли ученику умение
помощью учителя
управлять собой?» Упражнения:
К Слушают и понимают речь других ребят
«Я умею управлять собой», «Умею
Л Формируют положительное отношение к школе
остановиться», «Умею выполнять
требования взрослых» Творческая
работа «Рисунок имени»
Разминка «Ролевая гимнастика».
Рассказ о подвиге адмирала Ф.Ф.
Ушакова. Обсуждение.
Упражнения: «Вспомни и сделай»,
«Сумей понять».
Графический диктант

2

2

Тема «Я умею
преодолевать
трудности»

3

3

Тема «Я умею
преодолевать
трудности»
(продолжение)

Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Вспомни и сделай»,
«Вопрос», «Тихо».
Работа со сказкой «Лопух и
одуванчик». Обсуждение.
Графический диктант

4

4

Тема «Я умею
слушать других»

Разминка «Ролевая гимнастика».
История про альпинистов.
Обсуждение. Упражнения: «Я
умею справляться с трудностями»,
«Запомни ответ», «Диалог».
Творческая работа «Общий
рисунок». Работа со сказкой

Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их
преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную
информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе
Л Оценивают результаты своей деятельности
Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их
преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет конкретную
информацию с помощью учителя
К Имеют первоначальные навыки работы в группе
Л Оценивают результаты своей деятельности
Р Планируют совместно с учителем свои действия в
учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с
помощью учителя
К Слушают, понимают речь других людей
Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле
как собственных поступков, так и окружающих

21

факт

«Муравьишка Гришка».
Обсуждение
Разминка «Противоположности».
Работа со сказкой «Ошибка и
Неошибка». Обсуждение.
Творческая работа по сказке «Чему
может научить ошибка?»
Графический диктант Работа со
сказкой «Коля и Солнечный
Зайчик». Обсуждение.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Графический диктант

5

5

Тема «Я умею
учиться у ошибки»

6

6

Тема «Я умею быть
доброжелательным»

7

7

Тема «Я умею быть
доброжелательным»
(продолжение)

Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнение: четыре испытания.
Графический диктант

8

8

Тема «Я –
доброжелательный»

9

9

Тема «Я умею быть
ласковым»

Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Кому письмо?»,
«Качества доброжелательного
человека», «Зачем нужны
качества?», «Ищем хорошее
качество, благодарим,
извиняемся», «Желаем добра».
Работа со сказкой «Сережа –
Серый Волк». Обсуждение
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой «История про
Павлика». Обсуждение.
Упражнения: «Ласковый взгляд»,
«Ласковое прикосновение»,
«Ласковые слова и интонация».
Работа со сказкой «Волчонок
Сеня». Обсуждение

Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют работать по предложенному учителем плану
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Ориентируются на понимание предложений и оценок
учителя, товарищей
Р Овладевают способами самооценки выполнения
действия
П Находят ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт
К Выполняют различные роли
Л Формируют положительное отношение к школе
Р Овладевают способами самооценки выполнения
действия
П Находят ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт
К Выполняют различные роли
Л Формируют положительное отношение к школе
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют работать по предложенному учителем плану
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Ориентируются на понимание предложений и оценок
учителя, товарищей
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют работать по предложенному учителем плану
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Ориентируются на понимание предложений и оценок
учителя, товарищей

22

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

Тема «Я становлюсь
сильным духом. Я
умею делать задание
вместе с другими»

Р Учитывают выделенные учителем ориентиры действия
в учебном материале
П Классифицируют объекты под руководством учителя
К Принимают чужую точку зрения
Л Знают правила игрового общения
Тема «Я становлюсь Разминка «Ролевая гимнастика».
Р Учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Упражнения: «Что между
сильным духом. Я
в учебном материале
странами?»,
«Как
страны
умею делать задание
П Классифицируют объекты под руководством учителя
общаются?», «Общий рассказ».
К Принимают чужую точку зрения
вместе с другими»
Графический диктант
Л Знают правила игрового общения
(продолжение)
Тема «Я становлюсь Разминка «Ролевая гимнастика».
Р Учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Работа
со
сказкой.
Обсуждение.
сильным духом. Я
в учебном материале
Упражнения: «Кто умеет слышать
умею слышать
П Классифицируют объекты под руководством учителя
мнение другого?», «Оружие для
мнение другого»
К Принимают чужую точку зрения
защиты». Графический диктант
Л Знают правила игрового общения
Разминка «Ролевая гимнастика».
Тема «Я учусь
Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения
Работа
со
сказкой.
Обсуждение.
решать конфликты»
действия и вносят коррективы
Упражнение: «Это конфликт?»
П Слушают и понимают речь других
Графический диктант
К Умеют задавать вопросы и участвовать в диалоге
Л Ориентируются на содержательные моменты
школьной действительности
Разминка «Ролевая гимнастика».
Тема «Я учусь
Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения
Упражнения:
«Придумай
решать конфликты»
действия и вносят коррективы
конфликт», «Инсценировка
(продолжение)
П Слушают и понимают речь других
конфликта». Графический диктант К Умеют задавать вопросы и участвовать в диалоге
Л Ориентируются на содержательные моменты
школьной действительности
Разминка «Почему подрались
Тема «Я умею
Р Овладевают способами самооценки выполнения
дети»,
«Испугаем
по-разному».
разрешать
действия
Работа со сказкой. Обсуждение.
конфликты»
П Находят ответы на вопросы, используя свой
Упражнения: «Инсценируем
жизненный опыт
конфликт», «Конфликт»
К Выполняют различные роли
Графический диктант
Л Формируют положительное отношение к школе
Тема 2. Мои чувства (18 ч)
Цели: рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей;
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Творческая работа «Нарисуй
страну»

23

16

1

Тема «Радость. Что
такое мимика?»

17

2

Тема «Радость. Что
такое мимика?»
(продолжение)

18

3

Тема «Радость. Что
такое жесты?»

19

4

Тема «Радость. Что
такое жесты?»
(продолжение)

помочь детям осознать относительность оценки чувств;
способствовать снижению уровня школьных страхов.
Разминка «Зайчик рассмеялся –
Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их
зайчик испугался».
преодолению
Упражнения: «Закончи
П Включаются в творческую деятельность под
предложения».
руководством учителя
Графический диктант
К Учатся работать в паре и группе
Л Ориентируются на понимание чувств других людей
Разминка «Раз, два, три, позу за
Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их
мной повтори».
преодолению
Упражнение: «Зоопарк».
П Включаются в творческую деятельность под
Творческая работа «Рисунок
руководством учителя
радости»
К Учатся работать в паре и группе
Л Ориентируются на понимание чувств других людей
Разминка «Угадай, где я иду?»,
Р Строят речевое высказывание в устной форме
«Превратись в животное».
П Учатся исследовать свои качества и свои особенности
Упражнения: «Радость можно
К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске
выразить жестом», «Передай
и сборе информации
сообщение»
Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль
Графический диктант
результата
Разминка «Превратись в
Р Строят речевое высказывание в устной форме
животное», кричалка «Я очень
П Учатся исследовать свои качества и свои особенности
хороший!» Упражнения: «Радость
К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске
можно выразить жестом»,
и сборе информации
«Объясни задание». Работа со
Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль
сказкой. «Когда молочные зубы
результата

20

5

Тема «Радость. Как
ее доставить
другому человеку?»

сменились постоянными».
Обсуждение
Разминка «Угадай, где я иду?»
Упражнения: «Как доставить
радость другому человеку?»,
«Собираем добрые слова», «Скажи
мишке добрые слова»
Графический диктант

21

6

Тема «Радость
Можно передать
прикосновением»

Разминка «Муха», «Превратись в
животное», «Фотоохота», кричалка
«Ура успешной фотоохоте!».

Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Умеют распознавать и описывать свои чувства под
руководством учителя
К Умеют договариваться
Л Формируют положительное отношение к школе
Р Извлекают с помощью учителя необходимую
информацию из литературного текста
П Учатся рассуждать, строить логические

24

Упражнения: «Радость можно
передать прикосновением»,
«Котенок». Работа со сказкой «О
муравьишке, который пошел в
школу». Обсуждение
Разминка «Покажи профессию»,
«Скажи да и нет». Упражнения:
«Закончи предложение»,
«Грустные ситуации», «Котенок
загрустил». Работа со сказкой
«Сказка по котенка Ваську».
Обсуждение
Разминка «Дотронься до…»
Упражнения: «Мысленная
картинка», «Покажи страшилку».
Работа со сказкой «Девочка с
мишкой». Творческая работа.
Рисунок по иллюстрациям

22

7

Тема «Грусть»

23

8

Тема «Страх»

24

9

Тема «Страх»
(продолжение)

Разминка «Дотронься до…»
Упражнения: «Мысленная
картинка», «Покажи страшилку».
Работа со сказкой «Темноландия».
Творческая работа. Рисунок по
иллюстрациям

25

10

Тема «Страх. Как
его преодолеть»

Разминка «Неопределенные
фигуры». Упражнения: «Конкурс
пугалок», «Чужие рисунки»,
«Закончи предложение».
Графический диктант

26

11

Тема «Страх. Как
его преодолеть»
(продолжение)

Разминка «Неопределенные
фигуры». Упражнения: «Конкурс
пугалок», «Чужие рисунки»

27

12

Тема «Гнев. С
какими чувствами

Разминка «Художник», «Попугай».
Работа со сказкой «О мальчике

умозаключения с помощью учителя
К Понимают смысл простого текста
Л Проявляют учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу
Р Переносят навыки построения внутреннего плана
действия из игровой деятельности в учебную
П Учатся наблюдать
К Договариваются и уважают разные мнения
Л Формируют положительное отношение к школе
Р Определяют и формулируют цель деятельности с
помощью учителя
П Моделируют ситуации с помощью учителя
К Учиться слушать и понимать речь других ребят
Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в
процессе взаимодействия
Р Определяют и формулируют цель деятельности с
помощью учителя
П Моделируют ситуации с помощью учителя
К Учиться слушать и понимать речь других ребят
Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в
процессе взаимодействия
Р Вносят необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе оценки и учета характера ошибок
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
Р Вносят необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе оценки и учета характера ошибок
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
Р Овладевает способами самооценки выполнения
действия

25

он дружит?»

Сереже, который всего боялся, и
потому дрался». Обсуждение.
Творческая работа

28

13

Тема «Гнев. С
какими чувствами
он дружит?»
(продолжение)

Разминка «Попугай», «Покажи
дневник маме». Работа со сказкой
«Как ромашки с васильками
поссорились». Обсуждение и
творческая работа по сказке

29

14

Тема «Гнев и его
польза»

30

15

Тема «Обида»

Разминка «Черная рука – белая
рука», «Разозлились – одумались»,
«Поссорились – помирились».
Упражнение: «Закончи
предложение» Работа со сказкой
«О путнике и его беде».
Обсуждение Творческая работа по
итогам сказки
Разминка «Массаж чувствами»,
«Пусть всегда будет!».
Упражнения: «Закончи
предложение», «Какая у меня
обида». Работа со сказкой
«Обида». Обсуждение и
творческая работа по сказке

31

16

Тема «Обида»
(продолжение)

Разминка «Пусть всегда будет!»,
«Весеннее настроение».
Упражнения: «Закончи
предложение», «Напрасная обида».
Работа со сказкой «Обида».
Обсуждение и творческая работа
по сказке

32

17

Тема «Разные
чувства»

Разминка «Попугай», «Покажи
дневник маме», «Шурум - бурум»,
«Море волнуется», «Волны».
Упражнение: «Закончи

П Учатся распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей с помощью учителя
К Учитывают разные мнения
Л Анализируют и систематизируют полученные умения
и навыки
Р Овладевает способами самооценки выполнения
действия
П Учатся распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей с помощью учителя
К Учитывают разные мнения
Л Анализируют и систематизируют полученные умения
и навыки
Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя
П Устанавливают последовательность событий в тексте
К Формулируют собственное мнение
Л Ориентируются на понимание предложений и оценок
учителя, товарищей

Р Умеют понимать и контролировать свое
эмоциональное состояние
П Учатся работать по предложенному учителем плану
К Строят понятные для партнера высказывания
Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле
собственных поступков, так и поступков окружающих
людей
Р Умеют понимать и контролировать свое
эмоциональное состояние
П Учатся работать по предложенному учителем плану
К Строят понятные для партнера высказывания
Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле
собственных поступков, так и поступков окружающих
людей
Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся
преодолевать их
П Высказывают свое мнение
К Ориентируются на позицию партнера в общении и

26

предложение». Групповая работа
«Ожившее чувство». Творческая
работа «Рисунок чувств

33

18

Тема «Итоговое
занятие»

Игра-конкурс КВН

взаимодействии
Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и
игровой деятельности
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Строят логические умозаключения с помощью
учителя
К Выполняют различные роли
Л Применяют умения в области самоанализа и
саморазвития

27

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
п/п

№
уро
ка

Модули, темы
урока

1

1

Тема «Мы рады
встрече»

2

2

Тема «Понимаем
чувства другого»

3

3

Тема «Мы
испытываем разные
чувства»

4

4

Тема «Мы
испытываем разные
чувства»
(продолжение)

5

5

Тема «Мы
испытываем разные
чувства»
(продолжение)

Элементы содержания

Универсальные учебные действия
(УУД)

Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов)
Цели: актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
Разминка «Мячик».
Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия
Упражнения «Вспомним
П Учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе
чувства», «Чувстваизменения
воспоминания», Творческая
К Слушают и понимают речь других ребят
работа «Рисунок радости».
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Графический диктант.
Разминка «Мячик», «Лишнее Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
слово». Упражнения: «Я тебя сверстниками
понимаю», «Сочини рассказ», П Умеют распознавать и описывать свои чувства и чувства
«Общая радость».
других людей, различать эмоции
Графический диктант.
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах
Л Формируют положительное отношение к школе
Разминка «Мячик».
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
Упражнение: «Режим дня»
П Моделируют различные ситуации
Творческая работа «Рисуем
К Учатся понимать эмоции и поступки других людей
режим».
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Графический диктант.
Разминка «Лишнее слово».
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
Работа со сказкой «Сказка о
П Моделируют различные ситуации
мальчике, который боялся
К Учатся понимать эмоции и поступки других людей
темноты». Обсуждение и
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
творческая работа по сказке.
Разминка «Реши пример»,
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
«Кто сегодня чувствовал…»
П Моделируют различные ситуации
Упражнения: «Пластилиновое К Учатся понимать эмоции и поступки других людей
чувство», «Палитра чувства». Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов)
Цели: ознакомить детей с понятием «качества людей»;
помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

Дата
план

факт

6

1

Тема «Люди
отличаются друг от
друга своими
качествами»

Разминка «Лишнее слово».
Упражнения: «Качества», «В
чем твоя сила?», «Сердце
класса».
Графический диктант.

7

2

Тема «Люди
отличаются друг от
друга своими
качествами»
(продолжение)

8

3

Тема «Хорошие
качества людей»

9

4

Тема «Хорошие
качества людей»
(продолжение)

10

5

Тема «Самое
важное хорошее
качество»

11

6

Тема «Самое
важное хорошее
качество»
(продолжение)

Разминка «Кто сегодня
молодец». Упражнения:
«Качества», «Чьи качества».
Работа со сказкой «Пятерка и
доброе сердце». Обсуждение
и творческая работа по
сказке.
Разминка «Какие качества
задуманы». Упражнения:
«Отзывчивость», «Три
качества», «Я знаю пять
хороших качеств».
Графический диктант.
Разминка «Какие качества
задуманы». Упражнения:
«Три качества», «Качество в
подарок». Работа со сказкой
«Я не такой, как все!».
Обсуждение и творческая
работа по сказке.
Разминка «Найти лишнее
слово» Упражнения: «Сборы
в дорогу», «Кто любит
людей» Графический
диктант.
Разминка «Качества –
шепотом». Упражнения:
«Сборы в дорогу»,
«Поделимся любовью».
Работа со сказкой
«Хвостатик». Обсуждение и

Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения
действия и вносят коррективы
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
Л Ориентируются на содержательныемоменты школьной
действительности
Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения
действия и вносят коррективы
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
Л Ориентируются на содержательныемоменты школьной
действительности
Р Оценивают степень достижения цели
П Доказывают, делают выводы, определяют понятия
К Владеют способами управления поведением партнера:
контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Оценивают результаты своей деятельности
Р Оценивают степень достижения цели
П Доказывают, делают выводы, определяют понятия
К Владеют способами управления поведением партнера:
контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Оценивают результаты своей деятельности
Р Учатся прогнозировать последствия своих поступков
П Устанавливают причинно-следственные связи
К Учатся позитивно проявлять себя в общении
Л Соблюдают правила игры и дисциплины
Р Учатся прогнозировать последствия своих поступков
П Устанавливают причинно-следственные связи
К Учатся позитивно проявлять себя в общении
Л Соблюдают правила игры и дисциплины

творческая работа по сказке.
Разминка «Найти лишнее
слово», «Отгадай качество».
Упражнения: «Догадайся, что
задумано», «Пять моих
хороших качеств…», «Мягкое
сердце».
Графический диктант.
Разминка «Найти лишнее
слово», «Какое слово не
подходит». Упражнение:
«“Волшебные” слова».
Работа со сказкой
«Маленький котенок».
Обсуждение и творческая
работа по сказке.
Разминка «Какое слово не
подходит», «Какое качество
зашифровано». Упражнения:
«Я бы хотел стать более…»,
«Золотой ключик». Работа со
сказкой «Часы». Обсуждение
и творческая работа по
сказке.
Разминка «Аналогии»
Упражнения: «Как ведет себя
человек», «Я желаю добра».
Графический диктант

12

7

Тема «Кто такой
сердечный человек»

13

8

Тема «Кого
называют
“доброжелательны
м человеком”»?

14

9

Тема «Трудно ли
быть
доброжелательным
человеком»

15

10

Тема «Я желаю
добра ребятам в
классе»

16

11

Тема «Я желаю
добра ребятам в
классе»
(продолжение)

Разминка «Шифровальщики»
Работа со сказкой «О
подзорной трубе».
Обсуждение и творческая
работа по сказке

17

12

Тема «Чистое

Разминка «Аналогии»,

Р Определяют и формулируют цель в совместной деятельности
вместе с учителем
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Владеют способами управления поведением партнера:
контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Р Учатся контролировать свою речь и поступки
П Умеют сопоставлять полученную информацию с
имеющимся жизненным опытом
К Формируют нравственные чувства и нравственное
поведение
Л Ориентируются на понимание чувств другого человека
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Владеют способами управления поведением партнера:
контролируют, корректируют, оценивают его действия
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития

Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их
преодолению
П Включаются в творческую деятельность под руководством
учителя
К Учатся работать в группе
Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата
Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их
преодолению
П Включаются в творческую деятельность под руководством
учителя
К Учатся работать в группе
Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата
Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию

сердце»

18

13

Тема «Какие
качества нам
нравятся друг в
друге»

19

14

20

15

Тема «Какие
качества нам
нравятся друг в
друге»
(продолжение)
Тема «Какими
качествами мы
похожи, а какими
различаемся»

21

16

Тема «Какими
качествами мы
похожи, а какими
различаемся»
(продолжение)

22

17

Тема «Каждый
человек уникален»

23

18

Тема «В каждом

«Шифровальщики».
Упражнение: «Чистое
сердце». Работа со сказкой
«Сказка про гусеничку».
Обсуждение и творческая
работа по сказке
Разминка «Зеленый крокодил
в синей шляпе».
Упражнение: «Снежная
королева»
Графический диктант
Разминка «Угадайка»
Работа со сказкой «Кузя».
Обсуждение и творческая
работа по сказке
Разминка «Неоконченные
предложения» Упражнения:
«Ладошка», «Мы похожи –
мы отличаемся»
Графический диктант
Разминка «Психологическая
загадка» Упражнение: «Мы
похожи – мы отличаемся»
Работа со сказкой «Туча».
Обсуждение и творческая
работа по сказке
Разминка «Неоконченные
предложения»,
«Психологическая загадка»,
«Джунгли», «Кто тебя
позвал». Упражнение:
«Звездочка» Работа со
сказкой «Цветок по имени
Незабудка». Обсуждение и
творческая работа по сказке
Разминка «Неоконченные

из литературного текста
П Умеют распознавать и описывать свои чувства под
руководством учителя
К Понимают смысл простого текста
Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в
процессе взаимодействия
Р Осваивают правила планирования, контроля способа
действия
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Учатся работать в паре и в группе
Л Проявляют сопереживание к другим людям
Р Осваивают правила планирования, контроля способа
действия
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
К Учатся работать в паре и в группе
Л Проявляют сопереживание к другим людям
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Применяют первоначальные способы поиска информации
Л Проявляют заботу о человеке при групповом
взаимодействии
Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Применяют первоначальные способы поиска информации
Л Проявляют заботу о человеке при групповом
взаимодействии
Р Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя,
одноклассников
П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с
помощью учителя
К Договариваются и уважают разные мнения
Л Умеют налаживать контакты с окружающими

Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации

человеке есть
темные и светлые
качества»

24

1

Тема «Какой Я?»

25

2

Тема «Какой Я?»
(продолжение)

26

3

Тема «Какой ТЫ?»

27

4

Тема «Какой ТЫ?»
(продолжение)

предложения»,
П Делают выводы в результате совместной работы в группе
«Психологическая загадка»,
К Владеют способами управления поведением партнера:
«Птичий двор», «Чьи
контролируют, корректируют, оценивают его действия
ладошки».
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Упражнения: «Темные и
светлые мешочки»,
«Светофорики»
Работа со сказкой
«Перчатка». Обсуждение и
творческая работа по сказке
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов)
Цели: помочь детям понять, что у них есть много положительных качеств;
учить детей находить положительные качества во всех людях.
Разминка «Неоконченные
Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и
предложения»,
нормам человеческого общения
«Психологическая разгадка». П Усваивают разные способы запоминания информации
Упражнение: «Цыганка»
К Осознают необходимость признания и уважения
Графический диктант
особенностей других людей
Л Проявляют заботу о человеке при групповом
взаимодействии
Разминка «Психологическая
Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и
разгадка», «Холодно –
нормам человеческого общения
горячо».
П Усваивают разные способы запоминания информации
Работа со сказкой «Сказка
К Осознают необходимость признания и уважения
про дружбу». Обсуждение и
особенностей других людей
творческая работа по сказке
Л Проявляют заботу о человеке при групповом
взаимодействии
Разминка «Неоконченные
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
предложения»,
сверстниками и взрослыми
«Психологическая разгадка». П Оценивают правильность выполнения действий и
Упражнение: «Цыганка»
корректируют при необходимости
Графический диктант
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
Разминка «Психологическая
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
разгадка», «Найди игрушку». сверстниками и взрослыми
Упражнение: «Заяц-Хваста»
П Оценивают правильность выполнения действий и
Графический диктант
корректируют при необходимости

28

5

Тема «Какой ТЫ?
Учимся
договариваться»

29

6

Тема «Трудности
второклассника в
школе, дома, на
улице»

30

7

Тема «Школьные
трудности»

31

8

Тема «Школьные
трудности»
(продолжение)

32

9

Тема «Домашние
трудности»

Разминка «Неоконченные
предложения», «Топните те,
кто…», «Какого цвета твои
глаза?» Упражнения: «Я
задумал мальчика…»,
«Интервью»,
«Прослушивание интервью»
Разминка «Загадай игрушку»,
«Хрюкните те, кто…»,
«Крылатые качели».
Упражнения: «Копилка
трудностей», «Театр»
Творческая работа «Трудные
ситуации второклассника»
Разминка «Изобрази
предмет», «Бой быков»,
«Школа зверей», «Дважды
два – четыре». Упражнение:
«Помоги Сереже». Работа со
сказкой «В одном лесу жилабыла…». Обсуждение и
творческая работа по сказке
Разминка «Изобрази
предмет», «Бой быков»,
«Взвизгните те, кто…»,
«Изобрази ситуацию».
Упражнение: «Помоги
Сереже». Работа со сказкой
«Про львенка Пашу».
Обсуждение и творческая
работа по сказке.
Разминка «Изобрази
предмет», «Разные ладошки»,
«Если я улитка…» Работа со
сказкой «О муравьишке».

К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность выполнения действий и
корректируют при необходимости
К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
Р Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях
(моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
П Усваивают разные способы запоминания информации
К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и
сборе информации
Л Ориентируются на понимание предложений и оценки
учителя, товарищей
Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и
нормам человеческого общения
П Высказывают свое мнение
К Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации
Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и
игровой деятельности
Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и
нормам человеческого общения
П Высказывают свое мнение
К Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации
Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и
игровой деятельности
Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П
Учатся находить положительные качества у себя и у других
людей
К Выполняют различные роли

33

10

Тема «Домашние
трудности»
(продолжение)

34

11

Тема «Итоговое
занятие»

Обсуждение и творческая
работа по сказке
Разминка «Разные ладошки»,
«Если я отличник…»
Упражнение: «Изобрази
ситуацию». Работа со сказкой
«Верить и стараться».
Обсуждение и творческая
работа по сказке
Игра-конкурс КВН

Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П
Учатся находить положительные качества у себя и у других
людей
К Выполняют различные роли
Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития
Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью
учителя
П Учатся работать по предложенному учителем плану
К Строят понятные для партнера высказывания
Л Анализируют и систематизируют полученные умения и
навыки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».