МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свердловская область Невьянский городской округ МБОУ СОШ с. Конево РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Директор МБОУ СОШ с.Конёво _______ Каракина Н.В. Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 8 класса с.Конево 2023г Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности» для учащихся 8 классов составлена с опорой на: Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №287; Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №370. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Учебный план МБОУ СОШ с.Конево Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1) умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Планируемые результаты Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); •осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; •готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Ученик научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Место учебного курса По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 8 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Общая характеристика курса Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Содержание программы Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Итоговый контроль. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Тематическое планирование 1. Вводное занятие 1ч 2. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. 2ч 3. Учебный текст как источник информации 1ч 4. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля 2ч 5. Деловые ситуации в текстах 2ч 6. Работа с текстом: как применять информацию из текста 4ч в изменённой ситуации? 7. Типы текстов: текст--инструкция (указания к выполнению работы) 5ч 8. Поиск ошибок в предложенном тексте 5ч 9. Типы задач на грамотность. Информационные задачи 5ч 10. Работа с несплошным текстом: формы 5ч 11. Итоговый контроль 1ч 12. Заключительное занятие 1ч Календарно-тематическое планирование № п/п Наименования разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Кол -_во часов 13. Вводное занятие Работа с текстом 1 14. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста 1 15. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста 1 16. Учебный текст как источник информации Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 17. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 1 18. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 1 19. Деловые ситуации в текстах Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста 1 20. Деловые ситуации в текстах Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников 1 21. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации 1 22. Работа с текстом: как Работа с текстом: умение 1 применять информацию из текста в изменённой ситуации? интерпретировать текст в изменённой ситуации 23. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации 1 24. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 25. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы) Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст 1 26. Типы текстов: текстинструкция (правила) Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст 1 27. Типы текстов: текстинструкция (уставы) Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст 1 28. Типы текстов: текстинструкция (законы) Работа с текстом: умение анализировать текстинструкцию и интерпретировать текст 1 29. Типы текстов: текстинструкция Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 30. Поиск ошибок в предложенном тексте Знакомство с различными видами ошибок в тексте 1 31. Поиск ошибок в предложенном тексте Работа с текстом: редактирование текста с лексическими ошибками 1 32. Поиск ошибок в предложенном тексте Работа с текстом: редактирование текста с морфологическими ошибками 1 33. Поиск ошибок в предложенном тексте Работа с текстом: редактирование текста с синтаксическими ошибками 1 34. Поиск ошибок в предложенном тексте Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 35. Типы задач на Знакомство с понятием грамотность. «информационные задачи» Информационные задачи 1 36. Типы задач на Работа с текстом: умение грамотность. решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи 1 37. Типы задач на 1 Работа с текстом: умение грамотность. решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи 38. Типы задач на Работа с текстом: умение грамотность. решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи 1 39. Типы задач на Практикум: самостоятельная грамотность. работа с текстом Информационные задачи 1 40. Работа с несплошным текстом: формы Знакомство с разными формами несплошного текста 1 41. Работа с несплошным текстом: анкеты Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст анкеты 1 42. Работа с несплошным текстом: договоры Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора 1 43. Работа с несплошным текстом: договоры Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора 1 44. Работа с несплошным текстом Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 45. Итоговый контроль Комплексная работа с текстом 1 46. Заключительное занятие Подведение итогов 1 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Пособие для учащихся 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020 Пособия для учителя 1. Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. 2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 5. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017 6. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018. 7. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm Информационно-коммуникативные средства Тренажёрные компьютерные программы