РП Практический русский .8кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Невьянский городской округ
МБОУ СОШ с. Конево

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете
протокол № 1 от «31»
августа 2023 г.

Директор МБОУ СОШ
с.Конёво
_______ Каракина Н.В.
Приказ № 110-ОД от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 8 класса

с.Конево 2023г

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской
грамотности» для учащихся 8 классов составлена с опорой на:

Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря2012 года «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
 Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №287;
 Федеральная образовательная программа основного общего образования,
утвержденная приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №370.
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"",
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания".
 Учебный план МБОУ СОШ с.Конево
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в
различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с
использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей
и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание
«читательская
грамотность»
появилось
в
контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам
освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в

качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных
учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к
Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

•готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
 Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
 Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
 Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
 Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
 В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
 объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);
















решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять
имплицитную
информацию
текста
на
основе
сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Место учебного курса

По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 8 классе
отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и
других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст
как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации
в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы,
законы).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Тематическое планирование
1.

Вводное занятие

1ч

2.

Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении.

2ч

3.

Учебный текст как источник информации

1ч

4.

Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля

2ч

5.

Деловые ситуации в текстах

2ч

6.

Работа с текстом: как применять информацию из текста 4ч
в изменённой ситуации?

7.

Типы текстов: текст--инструкция (указания к
выполнению работы)

5ч

8.

Поиск ошибок в предложенном тексте

5ч

9.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи

5ч

10. Работа с несплошным текстом: формы

5ч

11. Итоговый контроль

1ч

12. Заключительное занятие

1ч

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
по теме

Кол -_во
часов

13. Вводное занятие

Работа с текстом

1

14. Определение основной
темы и идеи в
драматическом
произведении.

Работа с текстом: умение
определять тему, идею
назначение текста

1

15. Определение основной
темы и идеи в
драматическом
произведении.

Работа с текстом: умение
определять тему, идею
назначение текста

1

16. Учебный текст как
источник информации

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

17. Сопоставление
содержания текстов
официально-делового
стиля

Работа с текстом: умение
сравнивать и
противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

1

18. Сопоставление
содержания текстов
официально-делового
стиля

Работа с текстом: умение
сравнивать и
противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

1

19. Деловые ситуации в
текстах

Работа с текстом: умение
откликаться на содержание
текста

1

20. Деловые ситуации в
текстах

Работа с текстом: умение
связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников

1

21. Работа с текстом: как
применять информацию
из текста в изменённой
ситуации?

Работа с текстом: умение
интерпретировать текст в
изменённой ситуации

1

22. Работа с текстом: как

Работа с текстом: умение

1

применять информацию
из текста в изменённой
ситуации?

интерпретировать текст в
изменённой ситуации

23. Работа с текстом: как
применять информацию
из текста в изменённой
ситуации?

Работа с текстом: умение
интерпретировать текст в
изменённой ситуации

1

24. Работа с текстом: как
применять информацию
из текста в изменённой
ситуации?

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

25. Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы)

Работа с текстом: умение
анализировать текстинструкцию и
интерпретировать текст

1

26. Типы текстов: текстинструкция (правила)

Работа с текстом: умение
анализировать текстинструкцию и
интерпретировать текст

1

27. Типы текстов: текстинструкция (уставы)

Работа с текстом: умение
анализировать текстинструкцию и
интерпретировать текст

1

28. Типы текстов: текстинструкция (законы)

Работа с текстом: умение
анализировать текстинструкцию и
интерпретировать текст

1

29. Типы текстов: текстинструкция

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

30. Поиск ошибок в
предложенном тексте

Знакомство с различными
видами ошибок в тексте

1

31. Поиск ошибок в
предложенном тексте

Работа с текстом:
редактирование текста с
лексическими ошибками

1

32. Поиск ошибок в
предложенном тексте

Работа с текстом:
редактирование текста с
морфологическими ошибками

1

33. Поиск ошибок в
предложенном тексте

Работа с текстом:
редактирование текста с
синтаксическими ошибками

1

34. Поиск ошибок в
предложенном тексте

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

35. Типы задач на
Знакомство с понятием
грамотность.
«информационные задачи»
Информационные задачи

1

36. Типы задач на
Работа с текстом: умение
грамотность.
решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи

1

37. Типы задач на

1

Работа с текстом: умение

грамотность.
решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи
38. Типы задач на
Работа с текстом: умение
грамотность.
решать учебноИнформационные задачи познавательные и учебнопрактические задачи

1

39. Типы задач на
Практикум: самостоятельная
грамотность.
работа с текстом
Информационные задачи

1

40. Работа с несплошным
текстом: формы

Знакомство с разными
формами несплошного текста

1

41. Работа с несплошным
текстом: анкеты

Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст анкеты

1

42. Работа с несплошным
текстом: договоры

Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст договора

1

43. Работа с несплошным
текстом: договоры

Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст договора

1

44. Работа с несплошным
текстом

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

45. Итоговый контроль

Комплексная работа с
текстом

1

46. Заключительное занятие

Подведение итогов

1

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Пособие для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М:
Просвещение, 2020
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое сопровождение.
Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н.
Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,
2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник
задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.

Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников
школ.\\Социологические исследования
5. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические
подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017
6. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти,
2018.
7. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
Информационно-коммуникативные средства
Тренажёрные компьютерные программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».