Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности» по предмету русский язык для 8кл Нормативно – правовая основа Количество часов Цель изучения учебного предмета Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г., №287; Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения от 18.05.2023 №370. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 8 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебноисследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя- школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1) умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Тематическое планирование 1. Вводное занятие 1ч 2. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. 2ч 3. Учебный текст как источник информации1ч 4. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля2 ч 5. Деловые ситуации в текстах2ч 6. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? 4ч 7. Типы текстов: текст--инструкция (указания к выполнению работы)5ч 8. Поиск ошибок в предложенном тексте 5ч 9. Типы задач на грамотность. Информационные задачи 5ч 10. Работа с несплошным текстом: формы 5 ч 11. Итоговый контроль 1ч 12. Заключительное занятие 1ч