Программа-Движение-первых

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Невьянский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете

Директор МБОУ СОШ с. Конево
Н.В. Каракина

Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ»
для обучающихся 7-9 классов

село Конево 2023 г

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Движение первых» направлена на развитие
личности в четырех направлениях: гражданская активность, личностное развитие, военнопатриотическое, информационно-медийное.
Личностное развитие.
Творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей
профессии.
Творческое развитие:
-Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов;
-Поддержка детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;
-Реализация культурно-образовательных программ - интерактивных игр, семинаров,
мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; организация
киноклубов;
-Проведение культурно-досуговых программ - посещение музеев, театров, концертов;
организация экскурсий;
Популяризация ЗОЖ среди школьников:
-Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, соревнований, акций и
флешмобов;
-Организация туристических походов и слетов;
-Организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО;
-Поддержка работы школьных спортивных секций;
-Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов,
открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
Популяризация профессий:
-Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение
будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых
лекториев, встреч с интересными людьми;
-Популяризация научно-изобретательской деятельности;
-Поддержка и развитие детских проектов;
-Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций,
флешмобов.
Гражданская активность
Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание
и развитие школьных музеев.
Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и
самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков,
новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни.
-Популяризация и пропаганда в электронной среде социальной активности по отношению
к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, бездомным животным.
-Создание социальной рекламы.
-Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного
и физического совершенствования детей.
- Проведение экоуроков, экологических акций и флешмобов в электронной среде.
Поисковая деятельность - это возможность отправиться в настоящую поисковую
экспедицию, поучаствовать в раскопках в местах боевых действий, увековечить память об
исторических событиях и судьбах Героев Отечества, присоединиться к одному из отрядов
Поискового движения России.
Краеведение, школьные музеи - это проекты развития школьных музеев России, историкокраеведческой работы, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины, это
познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашей страны.
- создание документальных видеороликов об истории и культуре Малой Родины
- Создание виртуальных экскурсий по музеям школы.

- создание творческих игровых видеороликов, раскрывающих направление деятельности
музея.
Военно-патриотическое направление
Юнармейцы, юные друзья полиции, юные инспектора движения;
Работа военно-патриотических клубов и вовлечение в неѐ детей;
Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе
в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов,
открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России. - Реализация
образовательных программ в электронной среде – интерактивных игр, семинаров, мастерклассов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России.
- Создание видеороликов, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС
РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
-Создание цикла видеороликов «Дети о Победе»
- Участие в флешмобах, акциях, посвященных Великой Победе.
- Проведение видеоконференций, уроков мужества
Поисковая деятельность
- поиск информации об исторических событиях и судьбах Героев Отечества.
- создание документальных видеороликов о событиях ВОВ и дальнейшее использование
их на уроках мужества.
Информационно-медийное направление
Большая детская редакция, работа с социальными сетями, подготовка информационного
контента, дискуссионные площадки;
Поддержка талантливых юных журналистов;
Создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и
телевидения, новостных групп в социальных сетях;
Повышение уровня школьных СМИ и пресс-центров;
Большая детская редакция;
Создание единого медиапространства для школьников;
Проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников;
Проведение образовательных программ по повышению квалификации педагогического
состава, а также руководителей общественных организаций.
Программа рассчитана на следующие уровни образования: Среднее общее и основное
общее образование
2. Актуальность
Актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию социально
активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию;
способствует профессиональному самоопределению детей и молодѐжи, так как
приобретѐнные знания и умения позволяют сформировать навыки организаторской
деятельности, необходимые во взрослой жизни.
1.3 Цель и задачи программы:
Цель: содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу
системы ценностей.
Задачи:
Воспитательные:
– содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы
ценностей;
– объединение и координация деятельности организаций и лиц, занимающихся воспитанием
подрастающего поколения или содействующих формированию личности;
Развивающие:

– сохранение, пропаганда и распространение знаний в области воспитания подрастающего
поколения и формирования личности с учетом современных информационных и
инновационных технологий;
- формирование виртуального фонда, социальной активности и инициатив учащихся:
– ведение издательской и информационной деятельности;
– поддержка детско-юношеских объединений и других структур;
– развитие детско-юношеских обществ и организаций;
– осуществление взаимодействия с заинтересованными органами государственной власти
и органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными
организациями, научными, образовательными, спортивными и иными учреждениями по
вопросам деятельности Организации;
Образовательные:
– проведение и популяризация семинаров, лекций, конкурсов, фестивалей, олимпиад на
виртуальной платформе, участие в обучающих вебинарах;
– осуществление просветительской деятельности;
– организация физкультурно-спортивного досуга среди подросткового поколения;
– осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями
действующего законодательства Российской Федерации;
– участие в установленном порядке в работе общественно-государственных и
общественных объединений, имеющих патриотическую, культурную и спортивную, а
также благотворительную направленность;
Программа «Движение первых» рассчитана на 34 часа в год.
Данная программа актуальна для учащихся с активной жизненной позицией, нацеленных
на самореализацию в различных направлениях деятельности.
Формы деятельности – групповые (благотворительные акции, молодѐжные форумы и
слѐты, мероприятия школьного, муниципального и регионального уровня)
-индивидуальные (тренинг, тематические занятия, консультации по проведению
мероприятий)
1.4 Планируемые результаты освоения рабочей программы
Обучающиеся научатся:
– осуществлять деятельность, способствующую формированию личности на основе
присущей российскому обществу системы ценностей;
– свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои
взгляды, цели, задачи в информационных ресурсах;
– участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного
самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных Федеральным законом «Об
общественных объединениях» и другими законами;
– создавать проекты;
– организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и
иные публичные мероприятия;
– осуществлять издательскую деятельность по выпуску газет, сборников творческих работ,
видероликов, информационных агитирурующих буклетов;
– представлять и защищать свои права, законные интересы участников Организации, детских
и юношеских объединений и организаций в органах государственной власти, органах
местного самоуправления и общественных объединениях;
– осуществлять благотворительную деятельность;
– выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни;
– участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
– оказывать консультативную помощь;

– организовывать и проводить конкурсы, фестивали, олимпиады, семинары, курсы, лекции,
практикумы, мастер-классы и т.п.
Обучающиеся смогут научиться:
– проводить социологические исследования и мониторинги, заниматься научноисследовательской деятельностью;
– осуществлять информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую
деятельность в целях сохранения, пропаганды и распространения знаний в области
воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных
информационных и инновационных технологий;
– издавать (выпускать) и реализовывать книжную, аудио, видео и иную полиграфическую
продукцию;
 сотрудничать с международными общественными объединениями, приобретать права и
нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных
объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи.
Мониторинг результатов освоения программы.
Входная и итоговая диагностика: анкетирование (выявление степени заинтересованности
обучающихся в занятиях), текущий контроль (наблюдения за развитием интереса к занятиям
и выступлениям обучающихся, опрос детей и родителей о степени удовлетворенности
занятиями, выявление потребностей заинтересованных сторон), наблюдение за степенью
активности участия обучающихся в социально–значимой деятельности (уровень рейтинга
активистов «Движения первых», личная заинтересованность).
Оценочные материалы:
-анкеты (на предмет мотивации, круга интересов и потребностей подростков;
-тесты (психологические особенности подростков, по направлениям работы «Движения
первых»);
-квест-игры по истории России, детскому, молодѐжному движению, различным
направлениям деятельности «Движения первых»;
-презентации;
-творческие проекты в рамках участия во всероссийских конкурсах, фестивалях, акциях;
-выпуск стенгазет, видеороликов, буклетов, статей, сборников творческих работ.
Содержание программы
1. Личностное направление (10 часов)

Организация заседаний Большого ученического совета с целью изучения направлений
деятельности «Движения первых», символика и атрибутика «Движения первых».
Создание официального брендбука. Организация и проведение мероприятия ко дню
Учителя, разработка декорации и атрибутики. Организация и проведение классных часов по
презентации «Движения первых» в начальной школе организация и оформление проекта
«Новогодняя неделя», дня рождения «Движения первых», организация и проведение итогового
праздника «Апельсин» и «Последнего звонка».
2. Гражданская активность (8 часа)

Организация и проведение социальных акций и волонтѐрской деятельности в ОУ и
микрорайоне, участие в благотворительных акциях города. Выпуск буклетов о вреде
энергетических напитков, лимонадов, фастфуда.
Разработка и оформление мероприятия ко дню пожилого человека.
Популяризация деятельности волонтѐрского отряда – организация встреч с младшими
школьниками,
классные
часы
на
тему:
«Особенности
волонтерской
(добровольческой)деятельности». Изучение и охрана природы и животных родного края.
Организация и проведение мероприятия по защите окружающей среды. Организация и
проведение акции «Спешите делать добро» (сбор корма бездомным животным,
патрулирование на пешеходных переходах в микрорайоне)
3. Информационно-медийное направление (6 часа)
Проведение тематических занятий на тему: Особенности создания ИМЦ (информационно-

медийных центров) «Движения первых». Организация иформационно-медийного
взаимодействия участников «Движения первых», СМИ. Выпуск видео роликов:
Школьные новости, скетчи на тему «Я и моя школьная жизнь».

№

Раздел

Количенство Планируемые образовательные результаты
часов
учащихся

1

Личностное
развитие

10

Организовать мероприятия, направленные
на развитие личности.
Поддержать работу школьных спортивных
секций.
Проводить акции, квесты, конкурсы.
Планировать
программу
личностного
роста.

2

Гражданская
активность

8

Оказывать
помощь
социальнонезащищенным
группам
населения,
формировать
ценности
доброты
и
милосердия.
Попробовать себя в роли волонтѐра
спортивных,
образовательных,
социокультурных мероприятий местного,
регионального и всероссийского уровней.
Стать
организатором
Всероссийских
профилактических акций, участвовать в
работе школьных отрядов ЗОЖ, стать
частью Всероссийских
общественных
движений
«Волонтѐры
медики»,
«Волонтѐры Победы».
Присоединиться
к
Всероссийской
туристско- краеведческой экспедиции «Я
познаю Россию», предложить
свой
маршрут и пройти по маршрутам
истории, культуры и природы малой

родины.
3

Военнопатриотическое
направление

10

Участвовать в организации культурнопросветительских мероприятий в музеях,
библиотеках, домах культуры, театрах,
кинотеатрах,
культурных центрах, парках и т.д.
Помогать
ветеранам,
заниматься
благоустройством
памятных
мест,
организовыватьисторические квесты,
сохранять историю своего рода и, главное,
стать
волонтѐром
мероприятий,
приуроченных к Дню Победы в Великой
Отечественной войне.
Участвовать в управлении школьным
музеем, разработать и реализовать свои
творческие,
исследовательские,
этнокультурные,
выставочные
и
экскурсионные проекты.

4

Информационномедийное
направление

6

Уметь рефлексировать опыт персональной
исовместной деятельности с другими
людьми.
Освоить социокультурные нормы, образцы,
способы действий и правила поведения.
Презентовать личные и коллективные
результаты и достижений.
Осуществлять
информационную,
рекламную,
издательскую
и
полиграфическую деятельность в целях
сохранения,
пропаганды
и
распространения
знаний
в
области
воспитания подрастающего поколения и
формирования
личности
с
учетом
современных
информационных
и
инновационных технологий.

Всего

34

Методическое обеспечение
Для проведения занятий необходимы:
материалы и инструменты:
• бумага белая и цветная, ватман
• цветные карандаши, фломастеры, краски
• ножницы
• скотч
• степлер
технические средства:
• переносной компьютер (ноутбук)
• интерактивная доска с проектором
• видеокамера, фотоаппарат
дидактический материал:
• календарь событий «Движения первых»
публикации о деятельности «Движения первых» в интернет-пространствепрезентационное

оборудование:
форма (футболки, значки и платки с логотипом «Движение первых»)

№
п/п

Содержание (наименование)
Раздела,темы

Формы контроля

1

Устав, задачи и положение «Движения первых»

Заседание актива
«Движение первых»

2

Изучение направлений деятельности «Движения
первых».
Символика и атрибутика «Движения первых».
Официальный брендбук.

Семинар

3

Организация акций социальной направленности.
Разработка и оформление мероприятия кодню
пожилого человека.

Концерт

4

Разработка и оформление мероприятия кодню
учителя, создание поздравительного Видеоролика.

Концерт

5

Разработка декораций для оформления
мероприятий «Движения первых»

Творческая работа

6

Разработка мероприятий направленных на
популяризацию направлений «Движения первых».

Презентация,
Интерактивное занятие

7

Особенности организации мероприятий в
формате «День единых действий».

Лекция

8

Особенности волонтерской (добровольческой)
деятельности.

Круглый стол

9.-10 Изучение и охрана природы и животныхродного
края. Организация и проведение мероприятия по
защите окружающей среды

Акция, Флешмоб

11.- Онлайн–конференция «Презентация «Движения
12
первых» в начальной школе»

Презентация,
Интерактивное занятие

13

Особенности
создания
ИМЦ
(информационно- Дискуссия
медийных центров) «Движения первых».

14.- Подготовка и реализация проекта
15
«Новогодняя неделя».

Концерт
Конкурс-выставка
Дискотека

16.- Популяризация здорового образа жизни и спорта.
17

Соревнования
Флешмоб

18

Выпуск буклетов о вреде энергетических
напитков, лимонадов, фастфуда

Акция

19.- Популяризация музейного дела и
20
краеведения. Создание Буктрейлера

Акция

21.- Организация и проведение мероприятия,
22
посвященного Дню защитника Отечества

Концерт

23.- Организация и проведение мероприятия,
посвященного Международному женскому дню
24

Концерт

25.- Организация и проведение акции «Спешите делать
26
добро».

Акция

27

Иформационно-медийное взаимодействие
участников «Движения первых». СМИ.

Практическое задание

28

Особенности
создания
ИМЦ
(информационно- Дискуссия
медийных центров) «Движения первых».

29

Организация и оформление дня рождения «Движения Концерт
первых».

30

Организация мероприятий посвященных
Дню авиации и космонавтики.

Блиц-опрос

31

Организация и проведение Дня памяти погибших в
радиационных авариях и катастрофах.

Показ тематических
документальных роликов

32

Организация мероприятий «Музей в чемодане»,
Митинга, посвященного Дню Победы, онлайн
марафон «Мой герой на карте города».

Выставка
Митинг

33

Организация и проведениеитогового праздника
«Апельсин» и «Последнего звонка».

Концерт

34

Итоговое занятие

Круглый стол

Список литературы
Литература для педагогов
1. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П.,
Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности
и малых групп. – М. 2002. C.316-320
2. Волохов А.В. Технология и программы организации семинаров по самоуправлению в
детских коллективах./А.В.Волохов, И.И.Фришман.-М.:ГОУ«Центр развития системы
дополнительного образования детей.-2015.
3. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство.../Г.Ф.Гаврилычева.-М.:ФДО«ЮнаяРоссия».2013.
4. Дедов А. Деятельность старшего вожатого по руководству детско-юношеским
общественным объединением./А.Дедов, при участии Козловой Ю. и Самойловой М.Курган:ГУ«Центрмолодѐжныхинициативипрограмм».2012.
5. ДедовА.Изучаем детский коллектив./А.Дедов Курган: ГУ «Центр молодѐжных
инициатив и программ».-2012.
6. Дедов А. Компас в вашей работе./А.Дедов.-Курган: ГУ «Центр молодѐжных инициатив
и программ».-2012
7. Культяпова Ж.В. Хочу быть лидером!-Выпуск3/Ж.В. Культяпова.-Н. Новгород: ООО
«Педагогические технологии».-2014
8. Молодые лидеры России: Методические рекомендации по организации профильной
смены.-Владивосток: Всероссийский детский центр «Океан».-2005.
9. Организация деятельности общественного объединения в школе. Из опыта работы
Российского Союза Молодежи - М.-2016.
10. Поповичева О.Н. Думая вместе./О.Н. Поповичева .- Орел.-2011.
11. Ромулус О.В. Книга вожатого./О.В. Ромулус. - Воронеж: ГУ «Областной молодѐжный

центр».-2014.
12. Ромулус О.В. Вестник содружества./О.В. Ромулус О.В.-Воронеж: ГУ «Областной
молодѐжный центр».-2015.
13. Ромулус О.В. Уроки истории./О.В.Ромулус.-Воронеж: ГУ «Областной молодѐжный
центр».-2005.
14. Савинкова Д.С. Игра и творчество./Д.С. Савинкова.-Воронеж: ГУ «Областной
молодѐжный центр».-2014.
15. Фришман И.И. Тебе, вожатый!/И.И.Фришман.Выпуск4.-Н.Новгород:ООО
«Педагогические технологии».-2015.
16. Л.Б.Малыхина и др. «Досуговые программы для детей и подростков.
Проектирование. Реализация.Экспертиза»,Волгоград,Издательство«Учитель»,2013год.
Для обучающихся:
1. Беляев В.Н. В гостях у радости./В.Н. Беляев, Ю.Н.Таран.-Липецк.-2017.
2. Воронкова Л.В. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно
ролевые игры. /Л.В.Воронкова.-М.: Педагогическое общество России.-2015.
3. Вуд Д. Игра? Ура!100 шумовых и подвижных скаутских игр./Дейв Вуд-Курган: ГУ
«Центр молодѐжных инициатив и программ».-2011.
4. Гапонова Н.Л. Весѐлые каникулы./Н.Л. Гапонова, Н.Л. Поспелова.-Погорельский
ДДТ«Солнышко»-Шадринск.-2005.
5. Дедов А. Конкурсные программы на любой случай.Выпуск1,2,3./А.Дедов, С.
Краснобаева.- Курган: ГУ «Центр молодѐжных инициатив и программ».-2016.
6. Дедов А. Игры на празднике и прогулке./А. Дедов.- Курган :ГУ «Центр молодѐжных
инициатив и программ».-2012.
Интернет - источники:
Методические материалы «Российское движение школьников».https://рдш.рф
Методические материалы «Российское движение школьников».
https://рдш.рф11.
Методические материалы «ЮнАрмия».http://юн-армия.р


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».