Программа Спасатель (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Невьянский городской округ
МБОУ СОШ с. Конево

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете
протокол № 1 от «31» августа
2023 г.

Директор МБОУ СОШ с.Конёво
Каракина Н.В.
Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г.

Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«Спасатель»

Составитель:
Котова Анастасия
Ярославна

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативными документами (Конституцией РФ,
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам», «Примерными требованиями к
программам дополнительного образования детей», изложенными в Приложении к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844, СанПиНов 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей», должностными
инструкциями педагога дополнительного образования, Уставом и программой воспитания
МБОУ СОШ с.Конево.
Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными
документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения:
 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней
редакции);
 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.;
 Правила дорожного движения РФ (в последней редакции);
 Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации;
Программа «Спасатель» («ЮИД») относится к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам социально-педагогической направленности. Предназначена
для обучающихся в возрасте 10-12 лет.
Срок реализации программы – 1год.
Форма обучения – очная.
Тип программы: общеразвивающая
Программа направлена на развитие навыков безопасного поведения на улице, как
законопослушных участников дорожного движения.
Актуальность программы
Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она
расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с
выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает
детям уже в раннем возрасте сформировать
активную жизненную позицию.
Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более
40 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего
школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках,
способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей
ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и
воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и
выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как
коммуникабельность, эрудиция, ответственность и т.п.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного
травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С
каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более
интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в
движущемся потоке машин и пешеходов.

В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет
порядка восемнадцати тысяч человек, около 500 из них дети и более 210 тысяч получают
травмы, в том числе около 15 тысяч детей и подростков до 16 лет.
К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение
основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на
дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже
ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось
пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия
останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих
людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире. В свете
складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по
изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и
совершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и
дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного
уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой
необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы
«Спасатель» («Юные инспекторы дорожного движения»).
Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми
условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в
нашем регионе.
Цели и задачи
Основная цель программы – создание условий для развития гражданственности
школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к
организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения.
Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый ряд воспитательных,
развивающих, обучающих и организационно - практических задач, в число которых входят:
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
а так же творческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД;
-развитие качеств личности и способностей обучающегося, способствующих
наиболее полному раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД
(коммуникативных качеств,
эрудированности,
наблюдательности,
аналитических
способностей и т.д.), мотивация обучающихся к совершенствованию через развитие целого
спектра творческих навыков;
-формирование «Я» - концепции, адаптация к социуму;
-развитие потребности в социальной инициативе и гражданской позиции;
-всестороннее
развитие
творческих
способностей
посредством
совместного социального творчества.
Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обучающие:
-повысить уровень знаний обучающихся по ПДД РФ;
-способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, навыков по
оказанию первой доврачебной помощи;
-способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности
(волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.
Развивающие:
-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности,
наблюдательности,
зрительного
и
слухового
восприятия,
логического
мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих
улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;

-формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета;
-формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к
личной безопасности и безопасности окружающих.
Решение данных задач способствует не только достижению поставленной
программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в
нашей образовательной системе.
Данная дополнительная образовательная программа способствует:
-умственному
развитию обучающиеся
закрепляют
знания
по
безопасности
дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать,
обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
-нравственному воспитанию - через занятия у учащихся формируется культура поведения в
кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге,
формируется общая система ценностей - уважительное отношение к людям, развитие
личностных качеств (самостоятельности, аккуратности,), личной ответственности за
поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности
как участников дорожного движения;
-эстетическому
воспитанию участвуя
в
художественных,
литературных,
иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.
Возраст обучающихся
Данная программа рассчитана на обучение детей 10-12 лет. Поскольку именно в
этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут
осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью
юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе предполагается не более
10-15 человек, набор свободный, состав постоянный. Группа детей одного возраста.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год и содержит 34 часа из расчета 1 час занятий в неделю.
Формы и режим занятий
По форме проведения занятий программа предполагает групповую работу, проведение
массовых мероприятий, акций.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в
транспорте учащиеся должны знать:


опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;



безопасные участки улиц и дорог в селе;



типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и
авариям;



опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;



места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках,
самокатных средствах, санках и т.п.;



название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для
водителей;

Правила:


перехода улиц и дорог по сигналам светофора;



перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;



перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в
зоне видимости;



воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с
включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;



движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю
проезжей части со взрослыми);



движения группы детей в сопровождении взрослых;



этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;



безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать
на улицы и дороги.





Способы проверки усвоения программы
тестирование;
анкетирование;
решение практических заданий на знание ПДД.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия учебного
года с 15 по 25 декабря.
Формы проведения промежуточной аттестации могут быть следующие: контрольное
занятие, итоговое занятие, тестирование, зачет.
Результатом промежуточной аттестации являются низкий, средний или высокий уровни
освоения детьми дополнительной образовательной программы:
Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями;
Средний уровень-деятельность выполняется по образцу , качественно, аккуратно;
Высокий уровень- проявляется творческое отношение к выполнению той или иной
деятельности.
Проведение итоговой
аттестации
обучающихся осуществляется педагогом
дополнительного образования с 15 по 25 мая.

Календарно-тематический план
№.
занятия

План

Факт

Теоретическая част

Общее
количество
часов
2

1-2

История появления ПДД и автомобиля

3

Село, в котором мы живем. Улица, дорога и
их составляющие. Безопасный путь в
школу.
Основные понятия и термины ПДД
Какой бывает транспорт, кого называют
водителем, пассажиром, пешеходом.
Права и обязанности,ответственность
участников дорожного движения.
ГИБДД –порядок на дороге!

1

ЮИД- помощники ГИБДД
Причины дорожно-транспортных
происшествий и их последствия.

2
1

Соблюдение ПДД в разные времена года
Акция-как форма профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма

1
1

4
5
6
7-8
9-10
11
12
13

1
1
1
2

Наш друг светофор
Правила движения пешеходов
Элементы улиц и дорог
Виды перекрестков. Правила безопасности.
Перевозка пассажиров на авто и мото
транспорте.
ПДД для велосипедистов
Устройство велосипеда
Обязанности пассажиров

1
1
1
1
1

21
22-24
25

Знаки дорожного движения
Сигналы светофора и регулировщика

3
1

26
27-28

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.
Ситуации «ловушки»

1
2

29-31
32-33

Основы доврачебной помощи
Агитационная работа в школе. Безопасное
лето.
Итоговая аттестация

3
2

14
15
16
17
18
19
20

34
ИТОГО:

1
1
1

1
34

Список литературы:
1. Правила дорожного движения РФ.
2. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Сосунова Е.М.,
Форштат M.J1. Учись быть пешеходом. Учебнометодическое пособие для учителей начальной школы,
4.1 и 4.2. - СПб: ИД «МиМ». -1997.
3. Воробьёв В.Д. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс. – Москва.: Астрель – АСТ 2005.
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/15/doroga-vshkolu-i-domoy
5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/04/klassnyy-chasdoroga-i-ee-chasti
6. https://infourok.ru/beseda-s-detmi-dlya-chego-nuzhno-znat-i-vipolnyat-praviladorozhnogo-dvizheniya3150054.html
7. https://www.maam.ru/detskijsad/kogo-nazyvayut-peshehodom-voditelempasazhirom.html
8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/01/23/vneurochnoe-zanyatie-pokursu-ya-peshehod-ipassazhir-dlya-1
9. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/50024-prezentaciya-dorozhnye-znaki-1- klass.html
11. https://infourok.ru/klassniy-chas-pochemu-deti-popadayut-v-dorozhnie-avarii3328936.html
12. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/05/21/istoriyavozniknoveniya-pravildorozhnogo
13. https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-po-pdd-vidy-transportnykh-srie.html
14. https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenija-nadoroge/beseda-po-pd-natemu-gibd-i-dps-2-klas.html
15. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/12/29/vneurochnoezanyatie-vo-2-klassepo-pdd-signaly
16. https://урок.рф/library/klassnij_chas_ti_velosipedist_145851.html
17. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-novoe-o-svetoforakh.html
18. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/
19. https://infourok.ru/klassniy-chas-po-pdd-pravila-ezdi-na-velosipede-671345.html
20. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/62523-chto-ja-znaju-o-pdd
21. https://юидроссии.рф/uid/history
22. https://infourok.ru/istoriya-vozniknoveniya-dorozhnih-znakov-562211.html
23. https://infourok.ru/_dvizhenie_uchaschihsya_v_gruppe_i_v_kolonne-445623.htm
24. https://tak-to-ent.net/load/319-1-0-7133
26. https://infourok.ru/klassniy-chas-po-pdd-signali-svetofora-s-dopolnitelnimi-sekciyamisignali-

regulirovschika-1440302.html
27. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-mihailovna-balakina/-chrezvychainye-situaci-natransporte.html
28. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила дорожного движения для
пешеходов)
29. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-naznachieniie-nomiernykh-opoznavatie.html
30. https://infourok.ru/prezentaciya-po-obzh-rabota-voditelya-i-povedenie-peshehoda2716731.html
31. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Подросток - Права, Обязанности и
Ответственность
32. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/11/19/klassnyy-chaspravila-dorozhnogodvizheniya-6-klass .https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/
(Оказание первой
помощи)
33. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного Движения для
пассажиров)
34. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/01/19/viktorina-po-pddznay-umey-soblyuday
35. https://urteks.ru/articles/articlesr1/articles23/
36. http://www.dddgazeta.ru/school/zebramania/1688/
37. http://partizansky.krskstate.ru/page6863/page6973
38. https://infourok.ru/material.html?mid=57718
39. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного Движения для
велосипедиста)
40. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (История Правил Дорожного Движения)
41. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/26/istoriya-avtomobilyaot-kolesa-do-nashikhdney
42. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/08/10/klassnyy-chas-popdd-tormoznoy-iostanovochnyy-put
43. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/12/10/klassnyy-chas-temarazmetka-proezzheychasti-ulits-i
44. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного Движения для
пешеходов)
45. https://infourok.ru/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-v-klasse-formiregulirovaniya-dvizheniya1750818.html
46. https://infourok.ru/disciplina-na-doroge-put-k-dorozhnoy-bezopasnosti-1040656.html
47. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/01/30/klassnyy-chaspravovoe-vospitanieuchastnikov
48. https://sprint-olympic.ru/uroki/obzh/93958-pravila-i-bezopasnost-dorojnogo-dvijeniiasobludenie-merpredostorojnosti-i-trebovaniia.html 24
49. http://900igr.net/prezentacija/obg/pravila-dorozhnogo-dvizhenija-glazami-uchenika134891/opasnyesituatsii-po-vine-peshekhoda-5.html
50. https://uchitelya.com/obzh/169638-prezentaciya-prichiny-i-posledstviya-dtp.html
51. https://videouroki.net/razrabotki/piervaia-dovrachiebnaia-pomoshch-pri-dtp.html
52. https://kopilkaurokov.ru/obzh/uroki/razrabotka-uroka-po-pdd-dlia-9-klassapierievozka-ghruzov
53. http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/50-fary/index.shtml
54. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-teme-dvizhenie-v-temnoe-vremya-sutok-vnepogodu-3440012.html
55. https://pandia.ru/text/79/272/28756.php
56.http://obj.moy.su/index/29_motovelosiped_i_moped_motocikl_pravila_polzovanija_i_ dvizhenija/0-46
57. http://plan-koncpect.ru/proezd-perekrestkov-proezd-peshehodnyh-perehodovostanovok-marshrutnyhtransportnyh-sredstv-zh-d-pereezdov/
58. https://school.kontur.ru/publications/1891
59. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/02/28/meropriyatiepo-profilaktikedetskogo-dorozhno
60. https://tak-to-ent.net/load/355-1-0-7992
61. https://studopedia.su/11_30659_urok--dvizhenie-po-zagorodnim-dorogam.html
62. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-v-11-klasse-na-temu-zakon-o-bezopasn.html
63.https://studopedia.su/11_30659_urok--dvizhenie-po-zagorodnim-dorogam.html
64.https://studwood.ru/991283/bzhd/vozhdenie_temnoe_vremya_razlichnyh_pogodnyh_u sloviyah
65. https://studopedia.su/11_30658_urok--dvizhenie-transportnih-sredstv.html
66. https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-pdd-tormoznoi-i-ostanovochnyi-pu.html
67. https://tepka.ru/OBZh_11/16.html 71.
68.https://tepka.ru/OBZh_11/23.html

69. https://uchitelya.com/pedagogika/58176-klassnyy-chas-pravila-ezdy-na-velosipede-5- klass.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».