МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свердловская область Невьянский городской округ МБОУ СОШ с. Конево РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Директор МБОУ СОШ с.Конёво Каракина Н.В. Приказ № 110-ОД от «31» августа 2023 г. Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Спасатель» Составитель: Котова Анастасия Ярославна 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с нормативными документами (Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей», изложенными в Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844, СанПиНов 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», должностными инструкциями педагога дополнительного образования, Уставом и программой воспитания МБОУ СОШ с.Конево. Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции); Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.; Правила дорожного движения РФ (в последней редакции); Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации; Программа «Спасатель» («ЮИД») относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности. Предназначена для обучающихся в возрасте 10-12 лет. Срок реализации программы – 1год. Форма обучения – очная. Тип программы: общеразвивающая Программа направлена на развитие навыков безопасного поведения на улице, как законопослушных участников дорожного движения. Актуальность программы Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 40 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция, ответственность и т.п. Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка восемнадцати тысяч человек, около 500 из них дети и более 210 тысяч получают травмы, в том числе около 15 тысяч детей и подростков до 16 лет. К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире. В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и совершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы «Спасатель» («Юные инспекторы дорожного движения»). Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в нашем регионе. Цели и задачи Основная цель программы – создание условий для развития гражданственности школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения. Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый ряд воспитательных, развивающих, обучающих и организационно - практических задач, в число которых входят: -развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; -создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД; -развитие качеств личности и способностей обучающегося, способствующих наиболее полному раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД (коммуникативных качеств, эрудированности, наблюдательности, аналитических способностей и т.д.), мотивация обучающихся к совершенствованию через развитие целого спектра творческих навыков; -формирование «Я» - концепции, адаптация к социуму; -развитие потребности в социальной инициативе и гражданской позиции; -всестороннее развитие творческих способностей посредством совместного социального творчества. Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Обучающие: -повысить уровень знаний обучающихся по ПДД РФ; -способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, навыков по оказанию первой доврачебной помощи; -способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. Развивающие: -развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; -способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах. Воспитательные: -воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге; -формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета; -формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в нашей образовательной системе. Данная дополнительная образовательная программа способствует: -умственному развитию обучающиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог; -нравственному воспитанию - через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей - уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности,), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения; -эстетическому воспитанию участвуя в художественных, литературных, иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень. Возраст обучающихся Данная программа рассчитана на обучение детей 10-12 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе предполагается не более 10-15 человек, набор свободный, состав постоянный. Группа детей одного возраста. Сроки реализации программы Программа рассчитана на один год и содержит 34 часа из расчета 1 час занятий в неделю. Формы и режим занятий По форме проведения занятий программа предполагает групповую работу, проведение массовых мероприятий, акций. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся должны знать: опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах; безопасные участки улиц и дорог в селе; типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением; места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.; название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; Правила: перехода улиц и дорог по сигналам светофора; перехода улиц и дорог по пешеходным переходам; перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом; движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми); движения группы детей в сопровождении взрослых; этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми; безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. Способы проверки усвоения программы тестирование; анкетирование; решение практических заданий на знание ПДД. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия учебного года с 15 по 25 декабря. Формы проведения промежуточной аттестации могут быть следующие: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, зачет. Результатом промежуточной аттестации являются низкий, средний или высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы: Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями; Средний уровень-деятельность выполняется по образцу , качественно, аккуратно; Высокий уровень- проявляется творческое отношение к выполнению той или иной деятельности. Проведение итоговой аттестации обучающихся осуществляется педагогом дополнительного образования с 15 по 25 мая. Календарно-тематический план №. занятия План Факт Теоретическая част Общее количество часов 2 1-2 История появления ПДД и автомобиля 3 Село, в котором мы живем. Улица, дорога и их составляющие. Безопасный путь в школу. Основные понятия и термины ПДД Какой бывает транспорт, кого называют водителем, пассажиром, пешеходом. Права и обязанности,ответственность участников дорожного движения. ГИБДД –порядок на дороге! 1 ЮИД- помощники ГИБДД Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия. 2 1 Соблюдение ПДД в разные времена года Акция-как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма 1 1 4 5 6 7-8 9-10 11 12 13 1 1 1 2 Наш друг светофор Правила движения пешеходов Элементы улиц и дорог Виды перекрестков. Правила безопасности. Перевозка пассажиров на авто и мото транспорте. ПДД для велосипедистов Устройство велосипеда Обязанности пассажиров 1 1 1 1 1 21 22-24 25 Знаки дорожного движения Сигналы светофора и регулировщика 3 1 26 27-28 Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Ситуации «ловушки» 1 2 29-31 32-33 Основы доврачебной помощи Агитационная работа в школе. Безопасное лето. Итоговая аттестация 3 2 14 15 16 17 18 19 20 34 ИТОГО: 1 1 1 1 34 Список литературы: 1. Правила дорожного движения РФ. 2. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Сосунова Е.М., Форштат M.J1. Учись быть пешеходом. Учебнометодическое пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. - СПб: ИД «МиМ». -1997. 3. Воробьёв В.Д. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс. – Москва.: Астрель – АСТ 2005. 4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/15/doroga-vshkolu-i-domoy 5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/04/klassnyy-chasdoroga-i-ee-chasti 6. https://infourok.ru/beseda-s-detmi-dlya-chego-nuzhno-znat-i-vipolnyat-praviladorozhnogo-dvizheniya3150054.html 7. https://www.maam.ru/detskijsad/kogo-nazyvayut-peshehodom-voditelempasazhirom.html 8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/01/23/vneurochnoe-zanyatie-pokursu-ya-peshehod-ipassazhir-dlya-1 9. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/50024-prezentaciya-dorozhnye-znaki-1- klass.html 11. https://infourok.ru/klassniy-chas-pochemu-deti-popadayut-v-dorozhnie-avarii3328936.html 12. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/05/21/istoriyavozniknoveniya-pravildorozhnogo 13. https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-po-pdd-vidy-transportnykh-srie.html 14. https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenija-nadoroge/beseda-po-pd-natemu-gibd-i-dps-2-klas.html 15. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/12/29/vneurochnoezanyatie-vo-2-klassepo-pdd-signaly 16. https://урок.рф/library/klassnij_chas_ti_velosipedist_145851.html 17. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-novoe-o-svetoforakh.html 18. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/ 19. https://infourok.ru/klassniy-chas-po-pdd-pravila-ezdi-na-velosipede-671345.html 20. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/62523-chto-ja-znaju-o-pdd 21. https://юидроссии.рф/uid/history 22. https://infourok.ru/istoriya-vozniknoveniya-dorozhnih-znakov-562211.html 23. https://infourok.ru/_dvizhenie_uchaschihsya_v_gruppe_i_v_kolonne-445623.htm 24. https://tak-to-ent.net/load/319-1-0-7133 26. https://infourok.ru/klassniy-chas-po-pdd-signali-svetofora-s-dopolnitelnimi-sekciyamisignali- regulirovschika-1440302.html 27. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-mihailovna-balakina/-chrezvychainye-situaci-natransporte.html 28. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила дорожного движения для пешеходов) 29. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-naznachieniie-nomiernykh-opoznavatie.html 30. https://infourok.ru/prezentaciya-po-obzh-rabota-voditelya-i-povedenie-peshehoda2716731.html 31. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Подросток - Права, Обязанности и Ответственность 32. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/11/19/klassnyy-chaspravila-dorozhnogodvizheniya-6-klass .https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Оказание первой помощи) 33. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного Движения для пассажиров) 34. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/01/19/viktorina-po-pddznay-umey-soblyuday 35. https://urteks.ru/articles/articlesr1/articles23/ 36. http://www.dddgazeta.ru/school/zebramania/1688/ 37. http://partizansky.krskstate.ru/page6863/page6973 38. https://infourok.ru/material.html?mid=57718 39. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного Движения для велосипедиста) 40. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (История Правил Дорожного Движения) 41. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/26/istoriya-avtomobilyaot-kolesa-do-nashikhdney 42. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/08/10/klassnyy-chas-popdd-tormoznoy-iostanovochnyy-put 43. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/12/10/klassnyy-chas-temarazmetka-proezzheychasti-ulits-i 44. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного Движения для пешеходов) 45. https://infourok.ru/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-v-klasse-formiregulirovaniya-dvizheniya1750818.html 46. https://infourok.ru/disciplina-na-doroge-put-k-dorozhnoy-bezopasnosti-1040656.html 47. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/01/30/klassnyy-chaspravovoe-vospitanieuchastnikov 48. https://sprint-olympic.ru/uroki/obzh/93958-pravila-i-bezopasnost-dorojnogo-dvijeniiasobludenie-merpredostorojnosti-i-trebovaniia.html 24 49. http://900igr.net/prezentacija/obg/pravila-dorozhnogo-dvizhenija-glazami-uchenika134891/opasnyesituatsii-po-vine-peshekhoda-5.html 50. https://uchitelya.com/obzh/169638-prezentaciya-prichiny-i-posledstviya-dtp.html 51. https://videouroki.net/razrabotki/piervaia-dovrachiebnaia-pomoshch-pri-dtp.html 52. https://kopilkaurokov.ru/obzh/uroki/razrabotka-uroka-po-pdd-dlia-9-klassapierievozka-ghruzov 53. http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/50-fary/index.shtml 54. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-teme-dvizhenie-v-temnoe-vremya-sutok-vnepogodu-3440012.html 55. https://pandia.ru/text/79/272/28756.php 56.http://obj.moy.su/index/29_motovelosiped_i_moped_motocikl_pravila_polzovanija_i_ dvizhenija/0-46 57. http://plan-koncpect.ru/proezd-perekrestkov-proezd-peshehodnyh-perehodovostanovok-marshrutnyhtransportnyh-sredstv-zh-d-pereezdov/ 58. https://school.kontur.ru/publications/1891 59. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/02/28/meropriyatiepo-profilaktikedetskogo-dorozhno 60. https://tak-to-ent.net/load/355-1-0-7992 61. https://studopedia.su/11_30659_urok--dvizhenie-po-zagorodnim-dorogam.html 62. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-v-11-klasse-na-temu-zakon-o-bezopasn.html 63.https://studopedia.su/11_30659_urok--dvizhenie-po-zagorodnim-dorogam.html 64.https://studwood.ru/991283/bzhd/vozhdenie_temnoe_vremya_razlichnyh_pogodnyh_u sloviyah 65. https://studopedia.su/11_30658_urok--dvizhenie-transportnih-sredstv.html 66. https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-pdd-tormoznoi-i-ostanovochnyi-pu.html 67. https://tepka.ru/OBZh_11/16.html 71. 68.https://tepka.ru/OBZh_11/23.html 69. https://uchitelya.com/pedagogika/58176-klassnyy-chas-pravila-ezdy-na-velosipede-5- klass.html