Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Конево» Утверждаю: Директор МБОУ СОШ с.Конево Н.В. Каракина Приказ 81-ОД от 28 августа 2024 года ___ Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ с. Конево на 2024 -2025 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности ФГОС НОО, ФГОС ООО МБОУ СОШ с. Конево обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. 1.1. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2; - Постановления Главного государственного санитарного врачаРФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО); - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО). - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ СОШ с. Конево. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования. Цель внеурочной деятельности: - Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; - Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: - Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; - Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; - Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: - трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. - Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; - Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, конференции, олимпиады, соревнования, конкурсы, фестивали. поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, клубы, профессиональные пробы. Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка обучающихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 30 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных на педагогическом совете. Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет общеобразовательная организация. При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности, объединения дополнительного образования школы (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Внеурочная деятельность реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности. Вариативная часть внеурочной деятельности реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по следующим направлениям: школьный спортивный клуб, краеведение (школьный музей), волонтерское движение, школьное со управление. В вариативной части отсутствует расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой обучающихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей. Вариативная часть разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка распределяется в рамках четвертей. Для оптимизации занятий внеурочной деятельности и с учётом требований норм СП 2.4.364820 эти занятия отсутствуют в сетке расписания занятий внеурочной деятельности. В журнале указывается количество часов, затраченных на проведение каждого занятия. Реализация плана внеурочной деятельности основного общего и среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе: - развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; - приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; - формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - получения опыта самостоятельного социального действия; -приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности; формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.; - воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни; - формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; - достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей; - достижения метапредметных результатов; - формирования универсальных учебных действий; - формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми; - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; преобладание практикоориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; использование форморганизации, предполагающих использование средств ИКТ. Возможными формами организации внеурочной деятельности следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини- исследования; общественно полезные практики и др. К участию во внеурочной деятельности будут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность будет проходить не только в самом Лицее, но и на территории другого учреждения. При организации внеурочной деятельности непосредственно в лицее в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя-предметники, учителя дополнительного образования, социальные педагоги, педагоги-психологи, логопед, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. . План внеурочной деятельности для уровня НОО на 2024/25 учебный год Направление и виды внеурочной деятельности Название Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно-просветительские «Разговоры о занятия патриотической, важном» нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Занятия по формированию Грамотный функциональной грамотности читатель. обучающихся Обучение смысловому чтению Искусственный интеллект Финансовая грамотность Занятия, связанные с реализацией «Тропинка к особых интеллектуальных и своему Я» социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на «Орлята удовлетворение социальных России» интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Вариативная часть Занятия, направленные на удовлетворение интересов и «Рукодельница» потребностей обучающихся в творческом и физическом Театральная развитии, помощь в студия самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Итого за неделю Итого за учебный год Итого за уровень образования Формы организации Количество часов в неделю 1 2 3 4 итого Дискуссионный клуб 1 1 1 1 4 Практикум, обсуждение - 1 1 - 2 Мозговой штурм - - 1 1 2 Практикум, 1 обсуждение Психологические 1 практикумы, тренинги 1 1 1 4 1 1 - 3 Коллективное школьное дело 1 1 1 Творческая мастерская Коллективнотворческое дело 1 1 1 1 4 1 - - - 1 6 198 6 204 7 238 4 136 23 776 3 План внеурочной деятельности для уровня ООО на 2024/25 учебный год Направление и виды Название Формы внеурочной организации деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно«Разговоры о Дискуссионный просветительские важном» клуб занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Информационная Коллективное культура школьное дело Занятия, Профориентация Факультатив направленные на «Россия, мои удовлетворение горизонты» профориентационных Профориентация Факультатив интересов и «Мой выбор» потребностей обучающихся Занятия, связанные с «Практический Мозговой штурм реализацией особых русский» интеллектуальных и «Тропинка к Психологические социокультурных своему Я» практикумы, потребностей (адаптация к тренинги обучающихся ООО) Проектная Мозговой штурм деятельность Вариативная часть Количество часов в неделю 5 6 7 8 9 итого 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 1 4 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Итого за неделю Итого за учебный год 2Итого за уровень образования 4 3 4 2 136 102 136 68 3 16 102 544