МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
Управление образования Невьянского муниципального округа
МБОУ СОШ с. Конево
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогическом совете
протокол №1
Директор МБОУ СОШ
с. Конево
«28» августа 2025 г.
Каракина Н.В
Приказ № 92-ОД от «28»
августа 2025 г.
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ ВЫБОР»
для обучающихся 5 класса
с. Конево. 2025 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составленав соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом
примерной основной программы
1. Цель
Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально
разнообразных впечатлений о мире профессий.
2. Задачи (познавательные, воспиательные, развивающие)
• познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
• формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах
профессии;
• развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Курс «Введение в мир профессий» направлен на решение задач воспитания и
социализации школьников:
В области формирования личной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала
в
учебно-игровой,
предметно-продуктивной,
социально
ориентированной деятельности на основе нравственных установок и
моральных
норм,
непрерывного
образования,
самовоспитания
и
универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —
способности младшего школьника формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим
поступкам;
• развитие
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• развитие
навыков
организации
и
осуществления
сотрудничества
с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания
других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
3. Результаты (личностные, предметные, метапредметные)
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
• положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и
умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на
участие в совместных делах, на помощь
людям, в том числе сверстникам;
• умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и
события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У обучающегося могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые
способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно
оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
• стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми
другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
разных видов работ;
• принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;
• планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно)
свои
действия
в
соответствии
с
решаемыми
учебно-
познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
• действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям
учителя;
• контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы
(свои и учителя);
• оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
• ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные
способы решения;
• адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Обучающийся научится:
•
осознавать
учебно-познавательную,
учебно-практическую,
экспериментальную задачи;
• осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;
•понимать
информацию,
представленную
в
вербальной
форме,
изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и
второстепенную информацию;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов;
• наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
• использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
• осуществлять кодирование и декодирование информации в знаковосимволической форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач,
включая Интернет;
• обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы
в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную,
схематическую, табличную);
• дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно
использовать речевые средства для решения задач
общения;
• вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая
различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам;
Обучающийся получит возможность научиться:
• оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно)
использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую
речь, вести диалог;
• планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками,
общие дела, распределять функции участников и определять способы их
взаимодействия;
• проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения
коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
• уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Мой выбор» обучающийся
должен
Знать:
Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные
понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и
учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных
проектов.
Уметь:
Оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии
и обосновывать ее значение в жизни общества;
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
некоторые конкретные жизненные ситуации;
выполнять учебные проекты.
4. Формы проведения занятий
• экскурсии;
• чтение литературы;
• просмотр фильмов;
• поисковая деятельность;
• исследовательская деятельность;
• беседы с представителями различных профессий;
• ролевые игры;
• дидактические игры;
• работа с семьей;
• праздники;
• изобразительная деятельность;
• создание книг-самоделок.
5. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Программа
На реализацию курса «Мой выбор» в 5 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю).
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1
1
Введение
2
Профессии «Человек-человек»
7
3
Профессии «Человек художественный образ»
6
с
Разминка. Проблемная
ситуация: зачем человек
трудится? Понятия: «труд»,
«профессия». Игра «Собери
пословицу о труде».
Презентация.Проблемная
ситуация: какие профессии ты
знаешь? Мини-рассказ
учащихся о некоторых
профессиях.
Экскурсия в школьную
библиотеку.Разминка. Кто
такой учитель? Проблемная
ситуация: каким должен быть
учитель?Сценка «На уроке».
Конкурс загадок на тему
«Школа» . Беседа о любимых
воспитателях, выявление
главных их качеств. За что
можно не любить воспитателя,
учителя, человека. От каких
качеств надо избавляться с
детства.Знакомство с
профессией врача. Беседа со
школьным врачом. Прессконференция со школьной
медсестрой. Сюжетно-ролевая
игра «В больнице».
Презентация «Халат врача,
аптечка».Беседы с
представителями профессий.
Экскурсия на почту.
Знакомство с профессией
продавца
Знакомство с профессией
архитектора, скульптора,
строителя. Беседа о предмете
деятельности. Разминка
«Восприятие информации на
слух и её запоминание».
4
Профессии «Человек -техника»
7
5
Профессии «Человек –знаковая
система»
5
6
Профессии «Человек -природа»
6
7
Заключение
2
Знакомство с профессией
пекаря. Экскурсия на
пекарню.Знакомство с
профессией повара.
Интервьюирование школьного
повара.Познавательная игра
«Русская хозяюшка». Урокаукцион «Скатерть
самобранка».Беседы с
представителями профессий.
Знакомство с профессией
водителя. Устные рассказы
детей об известных им
машинах. Маршрутная карта
водителя.Игра «Запомни и
воспроизведи!» (на развитие
моторной памяти).Знакомство с
профессиями пожарного,
пилота, машиниста.Беседы с
представителями профессий
Знакомство с профессиями
бухгалтера, программиста,
картографа. Беседы с
представителями профессий.
Чтение карт, защита работ
Знакомство с профессиями
цветовода, агронома,
селекционера –овощевода,
лесничего, егеря. Беседы с
представителями
профессий.Уход за комнатными
растениями.
Защита
мини-проектов
«Профессии моих родителей».
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия
Путешествие в мир
профессий
Количество
Характеристика деятельности
часов
обучающихся
Введение (1 час)
1
Беседа о профессиях
Профессия «Человек – человек» (7 часов)
1
экскурсия в школьную библиотеку
Профессия
«библиотекарь»
Профессия «врач»
1
беседа со школьным врачом
Презентация «Халат
1
защита презентации
врача, аптечка»
Профессия «почтальон»
1
экскурсия на почту
Профессия «продавец»
1
презентация
Профессия «учитель»
1
Защита презентации
Диетолог.
1
мини проект
Формирование
здорового образа жизни
Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов)
Что такое архитектура?
1
просмотр фильма
Профессия «строитель»
1
встреча со строителем
Знакомство со зданиями
1
экскурсия
района.
Нарисуй дом будущего.
1
защита рисунков
Выставка рисунков
Профессия «скульптор»
1
лепка из пластилина, защита работ
Профессия «пекарь»
1
экскурсия
Профессия «Человек – техника» (7 часов)
Профессия «водитель»
1
встреча с водителем
Мини проект «Типы
1
викторина
машин»
Профессия «пожарный»
1
экскурсия в пожарную часть
Игра «Вызов пожарной
1
игра
команды по телефону»
Пилот – самый главный
1
встреча с пилотом
в самолете
Проект - игра «Лоции на
1
проект - игра
карте»
Профессия «машинист»
1
встреча с машинистом
Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов)
Чем занимается
1
встреча с бухгалтером
бухгалтер?
Профессия
1
умение работать на компьютере
«программист»
Создание
1
защита работы
компьютерного рисунка
Картограф
1
просмотр фильма
Работа по изучению и
1
чтение карт
составлению
топографических карт
Профессия «Человек – природа» (6 часов)
Чем занимается человек
1
мини проект
по профессии «агроном»
Цветовод
1
мини книжка
Посадка комнатных
1
практическая работа
растений
Кто бережёт наш лес?
1
оформление альбома «Берегите лес от
пожара!»
Профессии «лесничий,
1
встреча с егерем
егерь»
Селекционер - овощевод
1
селекционером - овощеводом
Заключение (2 часа)
Профессии наших
1
рассказы родителей
родителей
Подготовка и
1
представление выбранной профессии на
проведение праздника
празднике
«Все профессии важны,
все профессии нужны!»