МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области.
Управление образования Невьянского муниципального округа
МБОУ СОШ с. Конево
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогическом совете
протокол №1
Директор МБОУ СОШ
с. Конево
«28» августа 2025 г.
Каракина Н.В
Приказ № 92-ОД от «28»
августа 2025 г.
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА «ГОРИЗОНТ» ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Уровень начального общего образования
Срок освоения 1 год
с. Конево 2025
I.Пояснительная записка
Программа курса по волейболу разработана
для учащихся 4
классов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС
НОО. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность
рассматривается
как
специально
организованная
деятельность
обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа дополнительного образования по спортивно –
оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 4 классов
составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Актуальность программы.
Волейболфизического
Занятия
один
воспитания
волейболом
дыхательной
из
систем,
игровых
учащихся
улучшают
видов
в
образовательных
работу
укрепляют
спорта
сердечно-
костную
программах
учреждениях.
сосудистой
систему,
и
развивают
подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное
взаимодействие
с
мячом
способствуют
улучшению
глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в
пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и
слуховые сигналы.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального
проявления физических возможностей, волевых усилий и умения
пользоваться приобретенными навыками.
Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость,
желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма,
скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности, игра в
волейбол представляет собой средство не только физического развития,
но и активного отдыха.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в
волейбол, развитию физических способностей, которые можно реально
использовать в учебно- тренировочных занятиях в школьной спортивной
секции по волейболу и в самостоятельных занятиях.
Цель программы - прививать учащимся знания по физической
культуре, развивать двигательные навыки и умения в соответствии с
требованиями образовательной программы, формировать у учащихся
убеждения в том, что забота человека о своем здоровье и физическом
развитии является не только его личным делом, но и общественным
долгом.
Основные задачи:
-сформировать общее представления о технике и тактике игры в
волейбол;
-обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки
судейства;
-научить занимающихся применять полученные знания в игровой
деятельности и в самостоятельных занятиях;
-развивать у детей мгновенную реакцию на зрительные и слуховые
сигналы;
-привить интерес к систематическим занятиям по физической
культуре и спорту;
Содержание программы сгруппировано по блокам и разделам:
1) валеологический блок;
2) обучающий блок.
Теоретические сведения-ОФП.
-Специально физическая подготовка.
-Техническая подготовка.
-Тактическая подготовка.
-Интегральная подготовка.
Процесс занятий можно разделить на поддержание здоровья
(беседы о здоровом образе жизни, закаливание), тренировки (закрепление
и совершенствование полученных знаний, умений и навыков по технике и
тактике игры в волейбол(пионербол), развитие физических, моральных и
волевых качеств) и соревнования по волейболу(пионерболу).
Практические занятия по физической, технической и тактической
подготовке проводятся в форме групповых занятий по общепринятой
методике.
Педагог
при
необходимости
рекомендует
выполнение
технических (тактических) заданий индивидуально или групповой,
занимающимся
самостоятельного
даются
рекомендации
и
совершенствования
задания
физических
на
дом
качеств
для
и
индивидуальной техники владении мячом.
Реализация основных принципов обучения и тренировки
волейболистов
Обучение и тренировка, как специально организованный процесс,
строятся в соответствии с дидактическими принципами, т.е принципами,
отражающими общие закономерности процесса обучения. К основным
принципам обучения тренировки относятся принцип воспитывающего
обучения, принцип сознательности и активности, принцип наглядности,
принцип систематичности, принцип доступности, принцип прочности.
Все эти принципы тесно взаимосвязаны.
Применяемые методы:
- Словесные методы: объяснение, указания, убеждение, замечание,
беседа, поощрение и т.д
- Наглядные методы: показ упражнений, просмотр игр на дисках, слайдах
и т.д
- Практические методы: метод упражнений и его варианты, метод
многократного повторения упражнений, переменный, интегральный,
игровой и соревновательный методы.
II.Условия реализации программы
Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ СОШ с. Конево
курс рассчитан на 34 часов (1 часа в неделю).
III.Личностные и метапредметные результаты освоения курса по
волейболу
Личностными результатами программы внеурочной деятельности
по волейболу является формирование следующих умений:
- соблюдение мер безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях по волейболу;
- выполнять технические приемы и тактические действия;
- играть в волейбол с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты волейбольного судьи.
Метапредметными
деятельности
по
результатами
волейболу-
являются
программы
внеурочной
формирование
следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- техники передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока;
- перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
-комбинации из освоенных элементов техники передвижений;
- техники приема и передач мяча: передача мяча сверху двумя руками;
-передачи мяча над собой, тоже через сетку;
- техника подачи мяча: верхняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 мот
сетки;
- техника владения мячом6 комбинация из освоенных элементов;
-тактика игры: тактика свободного нападения, нападение с изменением
позиций игроков;
-овладение игрой, игра по упрощенным правилам мини волейбола
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-приобрести теоретические знания и практические навыки в игре по
волейболу;
-освоение упражнений для развития физических способностей;
-выполнение контрольных упражнений для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения.
Познавательные универсальные учебные действия
-формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков
самоконтроля, воспитания трудолюбия, выдержки;
- воспитание волевых качеств;
- развитие игрового мышления;
-воспитание игровой дисциплины.
Отличительными особенностями волейбола является игровые и
соревновательные
действия-приемов
игры
(техники)
При
этом
обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого
фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить мяч в определенное
место площадки соперников и не допустить этого в отношения себя. Это
определяет единицу состязания
Важная особенность состоит в большом количестве
соревновательных действий- приемов игры. Необходимость выполнять
эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности для
достижения спортивного результата
IV. Тематическое планирование курса
№
п/п
1
Тема занятий
История развития волейбола в России. Техника
безопасности.
Кол-во
часов
1
Дата
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Правила игры в волейбол. Стойка волейболиста.
Стойка волейболиста. Подводящие упражнения для
верней передачи мяча.
Техника передачи мяча двумя руками сверху.
Техника передачи мяча двумя руками сверху.
Развитие скоростных способностей.
Передвижения по площадке. Техника приемапередачи мяча снизу.
Техника приема-передачи мяча снизу.
Техника приема-передачи мяча с снизу.
Упражнения с мячом в парах.
Чередования передач мяча.
Чередования передач мяча.
Передача мяча двумя руками сверху в движении
Развитие выносливости.
Передача мяча двумя руками сверху в движении.
Передача мяча двумя руками сверху у сетки.
Прием-передача мяча снизу у сетки.
Работа в парах.
Взаимодействие двух игроков.
Техника нижней прямой подачи.
Техника нижней прямой подачи.
Развитие силовых способностей.
Прием мяча после подачи
Прием мяча после подачи
Взаимодействие трех игроков.
Развитее ловкости.
Жесты судей.
Учебная игра.
Учебная игра.
Учебная игра
Нижняя прямая подача в зону 1, 5
Соревнования. Матчевые встречи
Соревнования. Матчевые встречи
Соревнования. Матчевые встречи
VI.Список используемой литературы
Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов «Юный волейболист», М. –
«Физкультура и спорт» 2009г.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
А.Г. Фурманов «Волейбол в школе», Киев – 2009г.
Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский «Волейбол в щколе», М.- Просвещение
2010г
Г.П. Богданов «Уроки физкультуры iV-VI: Пособие для учителей», М.
– Просвещение 2010г.
Э.Найминова «Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для
учителя», Ростов-н/Д – Феникс 2010г.
Л.П Матвеев «Теория и методика физической культуры: учебник для
институтов физкультуры», М. – «Физкультура и спорт» 2010г.
А.В. Беляев «Волейбол на уроках физической культуры», М. –
«Физкультура и спорт» 2011г.