Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ с. Конево
________
Н.В. Каракина
Приказ № 92 – ОД от 28 августа 2025г
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
адаптированная основная общеобразовательная программа
образованияобучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
с. Конёво
2025 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ФАООП УО (вариант 1)
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения для V-IX классов.
Срок обучения по АООП составляет 9 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается на 34 учебных недель в году.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на
2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
-введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно- развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться ОУ самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого- медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная
деятельность
обучающихся формируется
из
часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных
потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из
которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности
с учетом возрастных особенностей
обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся
и
молодежи",
утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря2020
г, регистрационный N61573), действующим до 1 января 2027г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования).
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1)
обучающихся 6,7 классов
2025-2026 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
(учебные курсы)
VI
VII
Всего
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Русский язык
4
4
8
Чтение
(Литературное чтение)
4
4
8
Математика
4
3
7
Информатика
-
1
1
Природоведение
2
-
2
Биология
-
2
2
География
2
2
4
Основы социальной
жизни
Мир истории
2
2
4
2
-
2
История Отечества
-
2
2
Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
2
2
4
Технология
Труд (технология)
7
7
14
Итого
29
29
58
Максимально допустимая нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
30
30
60
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика) (5ч)
6
6
12
Логопедические занятия
2
2
4
Развитие психомоторики
2
2
4
Развитие сенсорных процессов
2
2
4
Внеурочная деятельность (5ч)
3
2
5
Духовно-нравственное (Разговоры о важном)
1
1
2
Общекультурное (Информационная культура)
1
Социальное (Профориентация) «Россия, мои
горизонты»
1
Математика
Естествознание
Человек и общество
1
1
2
Общий объем учебной нагрузки составляет 5 066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной
неделе (34 учебных недели в году).
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью:
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" предметной области "Язык и
речевая практика" (V-IX классы)
Изучение учебного предмета "Русский язык" в старших классах имеет своей целью
развитие
коммуникативно-речевых
навыков
и
коррекцию
недостатков
мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе
грамматических знаний и умений;
-использование усвоенных грамматико-орфографических
знаний
и
умений
для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
-развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» предметной
области "Язык и речевая практика" (V-IX классы)
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
-совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
-развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
-развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" (VII-IX) предметной области
"Математика"
В результате изучения курса информатики у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления,
знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном
обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими
средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики
будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их индивидуальных возможностей.
Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" (V-VI классы) предметной
области "Естествознание"
Курс
"Природоведение"ставитсвоейцельюрасширитькругозориподготовитьобучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса"Природоведение"являются:
-формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
-формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
-воспитание социально-значимых качеств личности.
В процессе
изучения
природоведческого
материала
у
обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное,
логическое мышление, умение анализировать,
обобщать,
классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые
природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в
дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у
учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются
первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с
временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями
в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья
человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по
географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" (VII-IX классы) предметной области
"Естествознание"
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс
"Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах, получат
элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными
предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет
способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и
общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания обучающихся и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать
у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся
важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и
человек -часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять
природу для себя и последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трёх разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его
здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует
самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - всё это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках
природоведения в V и VI классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из
чего состоит живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических
и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы,
некоторых явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела
"Растения" (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а
по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для
понимания
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как
"Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных,
играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот
раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности
("Аквариумные рыбки", "Кошки" и "Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические
требования к их содержанию).
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное
существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на
сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных
организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение,
размножение).
Это
позволит
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу
включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с
распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи.
Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить
повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
-формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
-показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания
и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными,
вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для
решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
-формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию
подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
-развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно- следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную
речь и другие психические функции.
Рабочая программа по учебному предмету "География" (VI-IX) предметной
области "Естествознание"
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии,
насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими
аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную
взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В
этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных
природных, социально- экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
-формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально- экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран;
-формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
-формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладениеосновамикартографическойграмотностиииспользованиеэлементарныхпрактическ
их умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
-формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" (V-IX
классы)предметной области "Человек и общество"
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую
подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в
следующем:
-расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
-формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных
сведением домашнего хозяйства;
-ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
-практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и
предприятий социальной направленности;
-усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе
с использованием деловых бумаг);
-развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету "Мир истории" (VI класс) предметной области
"Человек и общество"
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить
обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход
позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших
психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса "История Отечества" в VII-XI классах. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
-формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека
на различных исторических этапах его развития;
Формирование первоначальных исторических представлений о « историческом времени и
"историческом пространстве";
-формирование исторических понятий:"век","эпоха","община"и некоторых других;
-формирование умения работать с"лентой времени";
-формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
-воспитание интереса к изучению истории.
Рабочая программа по учебному предмету "История Отечества" (VII-IX класс)
предметной области "Человек и общество"
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и
воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе
патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
-формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
-развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
-овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории;
-формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
-формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях,
памятниках;
-формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
-усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания
хода развития истории;
-формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
формированиеуобучающихсяуменийприменятьисторическиезнаниядляосмыслениясущност
и современных
общественных
явлений,
в
общении с
другими
людьми в современном поликультурном, полиэтническом
и многоконфессиональном обществе;
-воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
-воспитание гражданственности и толерантности;
-коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура" (V-IX
классы) предметной области "Физическая культура"
Программа по физической культуре для обучающихся V-IX классов является
логическим продолжением соответствующей учебной программы дополнительного
первого (I) и I-IV классов.
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их
психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей,
комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
-интереса к физической культуре и спорту;
-овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной
подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся;
-коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм
поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия,
самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
-воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету "Профильный труд" (V-IX классы) предметной
области "Технология"
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей
человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд» должен способствовать решению следующих
задач:
-развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
-обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка
обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по
месту жительства;
-расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
-расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
-ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
-ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов
к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и
получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
-формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
-ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
-формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
-формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;
-совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
-коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
-коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
-коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических
умений;
-развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной
целью);
-формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации;
-формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечиваетреализациюособых(специфических)образовательныхпотребностей,характерн
ых для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
-увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
-введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
-введениеучебныхкурсовдляфакультативногоизученияотдельныхучебныхпредметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 5 часов в неделю из часов
внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования).
Индивидуальное обучение на дому является формой получения образования и
организуется по следующим программам: адаптированные основные общеобразовательные
программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
вариант 1 и 2; адаптированные общеобразовательные программы обучающихся с умственной
отсталостью), вариант
2. Образование детей на дому осуществляется в отношении детей, которые по состоянию
здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательное учреждение.
Основанием для организации образования на дому является заявление родителей (законных
представителей) и заключение врачебной комиссии.
С целью реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» в части обеспечения права каждого человека на образование и
недопустимости дискриминации в сфере образования необходимо при определении учебной
нагрузки детям, находящимся на индивидуальном обучении на дому, в том числе детяминвалидам,
обучающимся
дистанционно,
руководствоваться
Федеральными
государственными образовательными стандартами.