Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Конево» Рассмотрено: на заседании педагогического совета протокол №1 31августа 2022 года Утверждаю: Вр.и.о. директора МБОУ СОШ с.Конево _________ Н.Л. Ахметова Приказ 121-ОД от 31августа 2022 года Рабочая программа учебного предмета __Обществознание__ Предмет ________________6________________ Класс основного общего образования на 2022 -2023 учебный год Составитель: Дерягина Лариса Юрьевна, учитель истории и обществознания С. Конево 2022 год Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».-М «Просвещение», 2014 г., образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ СОШ с. Конёво. В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часов в год, (1 час в неделю) Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: - Обществознание: учебник для 6 класса. Л.Н.Боголюбов– М.: Просвещение, 2017 г. Программа включает в себя: пояснительную записку планируемые результаты изучения курса содержание учебного предмета тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание». Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».- М «Просвещение», 2014 г., образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ СОШ с. Конёво. Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей: 1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; 2.Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; 3. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях. 4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений. Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи: - создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности); - содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); - обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса; - предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации; - помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах. Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: - Обществознание: учебник для 6 класса. Л.Н.Боголюбов– М.: Просвещение, 2019 г. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую 5) (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 часа) Введение. 1 час. Что мы уже знаем и умеем. Чем будем заниматься в новом году. Глава I. Загадка человека. 11 часов Принадлежность двум мирам. Человек - личность. Отрочество – особая пора. Потребности и способности человека. Когда возможности ограниченны. Мир увлечений. Практикум № 1. Глава II. Человек и его деятельность. 11 часов Деятельность человека. Труд – основа жизни. Учение – деятельность школьника. Познание человеком мира и себя. Практикум № 2. Глава III. Человек среди людей. 12 часов Отношения с окружающими. Общение. Человек в группе. Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Семья и семейные отношения. Практикум № 3. Итоговое повторение. 1 час Итоговое тестирование. 1 час ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование раздела, тема урока Кол-во часов Дата План I. Загадка человека (11 ч.) 1 Введение. Принадлежность двум мирам. 1 2 Человек - личность. 1 3 Отрочество – особая пора. 1 4 Потребности и способности человека. 1 5 Входная контрольная работа 1 6-7 Когда возможности ограниченны. 2 8-9 Мир увлечений. 2 10 Практикум № 1. 1 11 Контрольная работа «Человек» Глава II. Человек и его деятельность (11 ч.) 12-13 Деятельность человека. 2 14-15 Труд – основа жизни. 2 16-17 Учение – деятельность школьника. 2 Познание человеком мира и себя. 2 20 Практикум № 2. 1 21 Повторительно-обобщающий урок «Деятельность человека» 1 22 Контрольная работа «Способности и деятельность человека» 1 18-19 Глава III. Человек среди людей (12 ч.) 23-24 Человек в группе 2 Факт 25 Отношения со сверстниками. 26-27 Конфликты в межличностных отношениях. 1 2 28 Отношения с окружающими. 1 29 Общение. 1 30 Семья и семейные отношения. 1 31 Контрольная работа «Человек – биосоциальное существо» 1 32 Практикум № 3. 1 33 Итоговое тестирование 1 34 Итоговое повторение 1