Рабочая программа учебного предмета __История__ Предмет ________________7________________ Класс основного общего образования на 2022 -2023 учебный год Составитель: Дерягина Лариса Юрьевна, учитель истории и обществознания С. Конево 2022 год Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897; 2. Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; 3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе; 4. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2012. – 342с. (Стандарты второго поколения); 5. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012. – 94 с. – (Стандарты второго поколения); 6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5 – 9х классов (2012 г., стандарты второго поколения); 7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2017 8. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2017 г. Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески при меняющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачами изучения истории в 7 классе станут: овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; развитие способности у обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса. овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы. формирование у обучающихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; воспитание у обучающихся патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе. Общая характеристика учебного предмета Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Роль учебного предмета «История» в подготовке семиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Изучение истории должно формировать у обучающихся целостное представление об историческом пути народов, ос новных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств, содействовал формированию личностного отношения к исто рии своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории России. Межпредметные связи: Обществознание, 7 класс:наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей. Литература, 7 класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей. География, 7 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий. Биология, 7 класс: общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества. Реализация учебного компонента в 7 классе осуществляется на основе активизации учебной деятельности через использование методик проблемного обучения, продуктивного чтения, работы с источниками, проведение деловых и ролевых игр, современных ИКТ, технологии проектного обучения. Предусмотрены формы уроков: комбинированные уроки, уроки отработки умений и навыков, практические работы, уроки контроля знаний, повторительно–обобщающие уроки. Описание учебного предмета «История» в учебном плане В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с. Конёво на учебный предмет «История» в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Особенностью преподавания истории в 7 классе является то, что данный курс изучается обучающимися не первый год. В 5-6 классах изучался курс, который позволил сформировать первичные знания об историческом процессе, социальных объектах и явлениях, как о компонентах единого мира. Обучающиесявладеют навыками пересказа текстов, нахождением необходимой информации в литературе, имеют опыт работы с подготовкой и представлением рефератов, презентаций, проектных работ. Планируемый результат (в соответствии государственными с требованиями, образовательными установленными стандартами, федеральными образовательной программой образовательного учреждения, а также требованиями ОГЭ и ЕГЭ). Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; — познавательный интерес к прошлому своей страны — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; — изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; — уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; — уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; — следование этическим нормам и правилам ведения диалога; — формирование коммуникативной компетентности; — обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других; — расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении; — осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; — формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; — соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации; — привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; — логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием; — применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; — решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, и др.); — организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; — определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; — активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме; — критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную. Предметные результаты: — определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); — установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; — составление и анализ генеалогических схем и таблиц; — применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию; — использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; — использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств; — описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; — понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями; — высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; — описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; — поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого; — анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах; — использование приёмов исторического анализа; — понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками; — оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; — сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; — систематизация информации в ходе проектной деятельности; — личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; — уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России. Содержание учебного предмета. Раздел 1. Всеобщая история: Рождение западной цивилизации (конец XV – начало XVII века) Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени. С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время. Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией,империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи. Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV – начало XVII века Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка). Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий. Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма. Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма. Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран. Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени. Тема 2. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века. Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах. Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании). Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение. Раздел 2. Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада (XVI-XVIII века) Тема 3. Новые времена за пределами Европы. XVI-XVIII века. Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций.Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии. Тема 4. Запад в эпоху Просвещения. XVIII век. Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве. Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой. Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784 г, прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности. Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры(1776 г., Дж.Вашингтон), последствия – установление республики (Конституция США). Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований. Раздел 3. История России: Московское царство в XVI-XVII века. Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в. Как Россия стала евразийской державой? Народы и государства на территории нашей страны к рубежу XV-XVI века (уровень социально-экономического развития, государственность, культурно-цивилизационные связи). Завершение объединения русских земель в Российское государство, его многонациональный характер. Тема 5. Россия в 1533-1618 гг. Россия в XVI веке – вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество). Становление органов власти и государственных порядков Российского государства (власть государя, Боярская дума, развитие приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви). Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея исключительности («Москва – третий Рим»).Государственная символика России (герб, Московский Кремль). Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, организация приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска. Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (15581583 гг.): цели и результаты. Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»). Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти. Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов. Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву. Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина, Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых. Тема 6. Россия в 1618-1689 гг. Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада. Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г. Внешняя политика России в XVII в: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве. Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги. Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси. Раздел 4. Российская история: Становление Российской империи. XVIII век. Тема 7. Преобразования Петра I. Россия в 1682-1725 гг. Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета. Северная война (1700-1721): причины, участники, основные события (1700 – Нарва, 1703 – Санкт-Петербург, 1709 – Полтава, 1714 – Гангут).Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадтский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения. Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству. Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет). Тема 8. Российская империя.1725-1801 гг. Дворцовые перевороты (1725–1762): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, Указ о вольности дворянской 1762 года. Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности). Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны. Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов иФ.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи. Просветительские реформы Екатерины II:губернская, образования – и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление. Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература(Г.Р.Державини другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России – барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В.Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Дополнительная литература для учителя и учащихся: • Борзова Л. П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л. П. Борзова. - М.: ВЛАДОС, 2005. • Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 кл.: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград Корифей, 2006. • Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства :практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 2003. • Дричак А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. Волгоград : Экстремум, 2005. • Кишенкова О. В. Сборник тематических тестов по истории Средних веков для учащихся 6 кл. / О. В. Кишенкова. - М.: Интеллект-центр, 2008. • 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. - М.: Вече, 2007. • Всеобщаяистория : новейший справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова. - М.: ACT, 2010. • Рыжов К. В. Все монархи мира. Западная Европа: книга для учащихся / К. Рыжов. - М.: Вече; 2001. • Аграшенков А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. - М.: Вече, 2001. • Цибульский В. П. Календари и хронология стран мира: книга для учащихся / В. П. Цибульский. - М.: Просвещение, 1982. • Энциклопедия для детей. Т. 1: Всемирная история / сост. С. Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996. • История России в датах: справочник школьника / сост. Г. Михайлов. - М.: Литера, 2008. • Ушакова О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. - М.: Литера, 2006. • Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ, пособие / Ю. С. Рябцев. - М.: ВЛАДОС, 1998. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронный учебник. История: Подготовка к ЕГЭ Обучающий диск «Российская и всеобщая история». Выполнено на платформе «1с : Образование 4.Дом» Электронное периодическое издание. Преподавание истории и обществознания в школе научно-методический журнал. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» Разработка презентаций к урокам: http://lesson-history.narod.ru Электронные карты по предмету «История» Электронные учебные материалы Всеобщая история. История средних веков. Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг. Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России. «История государства Российского» 500 серий Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 7 класс В результате изучения истории обучающиеся должны овладеть знаниями, представлениями, умениями: 1.Знание хронологии, работа с хронологией: * указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; *соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2.Знание исторических фактов, работа с фактами: * характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; *группировать ( классифицировать)факты по различным признакам. 3.Работа с историческим источником: *читать историческую карту с опорой на легенду; *проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках(материальных, текстовых, изобразительных и др.); *сравнивать данные разных источников, выделять их сходство и различия 4.Описание(реконструкция): * рассказывать об исторических событиях, их участниках; *характеризовать условия и образ жизни, занятия людей и различные исторические эпохи; * на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов составлять описание исторических объектов, памятников. 5.Анализ, объяснение: * различать факт( событие) и его описание ; * соотносить отдельные исторические факты и общие явления; * называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений; * раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; * сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; * излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями: * проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в литературе; * определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: * применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; * использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; * способствовать сохранению памятников истории и культуры. 7 класс Всего часов: 34 недель х 2час. в неделю = 68 часов. - Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2017. - История России. 7 класс. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2017 г. № Тема урока п/п 1 Переход от Средневековья к Новому времени. Домашнее задание Стр.8, ответить на вопросы Раздел1. Всеобщая история. История Нового времени (1500-1800 гг.) Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (12 часов) 2 Технические открытия и выход к мировому океану 3 Великие географические открытия и их последствия 4 Входная контрольная работа. 5 6 Усиление королевской власти в XVI-XVIIвв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. 7 Европейское общество в раннее Новое время. 8 Великие гуманисты Европы 9 Мир художественной культуры Возрождения. 10 Начало Реформации в Европе. Обновление христианства 11 12 Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. 13 Контрольная работа «Страны Европы в XVI-XVIIвв.» Таблица «Великие первооткрыватели» Проект «Идеи Возрождения» Пар. 12, стр. 114, вопросы 3,4 Пар.13, задание к тексту стр. 124 16 Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (8 часов) Освободительная война в Нидерландах. Рождение Пар. 17, задание 2, итоги Республики Соединённых провинций Освободительная война в Нидерландах. Практикум № 1 «Работа с историческим документом» Парламент против короля. Революция в Англии. 17 Путь к парламентской монархии. 18 Международные отношения в конце XVI-XVIIIвв. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XVI-XVIIIвв. Вестфальский мир. Восточный вопрос. 14 15 19 20 21 22 Итоги и мировое значение революционных преобразований Контрольная работа « Переход от средневековья к Новому времени» Практикум № 2 «Работа с исторической картой, атласом» Глава 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (5 часа) 23 24 25 26 27 28 Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Государства Востока. Начало европейской колонизации. Индия. Государства Востока. Начало европейской колонизации. Китай. Государства Востока. Начало европейской колонизации. Япония. Контрольная работа «Страны Европы и Востока в Новое время» Раздел 2. История России XVI-XVIIвв. Глава 1. История России XVIв. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических Пар.1 открытий 29 Территория, население и хозяйство России в начале XVIв. Пар. 2 30 Формирование единых государств в Европе и России. Пар. 3 3132 Российское государство в первой трети XVI в. Пар. 4 3334 Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Пар. 5 35 Контрольная работа «Российское государство в первой трети XVI в.» 3637 Начало правления Ивана IV. Реформы избранной Рады 3839 Внешняя политика России во второй половине XVI в. 40 Практикум № 3 «Оценка исторического события» 41 Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» 42 Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Народы России во второй половине XVI в 4344 Опричнина. Задание к контурной карте Пар.9, заполнить таблицу Пар . 10 45 Россия в конце XVI в. 46 Церковь и государство в XVI в. 4748 Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. 49 Контрольная работа «Российское государство в XVI в.» Пар. 11 Глава 2. История России XVII в. Смутное время. Россия при первых Романовых 50 Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVIΙ вв. 5152 Смута в Российском государстве начала XVIΙ в. 53 Практикум № 4 «Работа с историческими персоналиями» 5455 Окончание Смутного времени 56 Экономическое развитие России в XVIΙ в. 57 Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. 58 Изменения в социальной структуре российского общества Пар. 19, 59 Правление первых Романовых. Народные движения второй половины XVIΙ в. 6061 Россия в системе международных отношений. Отношения со странами Европы. Хронология событий, сравнительная таблица «Восстания и выступления в XVIΙ в.» Пар 21-22, 62 Россия в системе международных отношений. Отношения со странами исламского мира. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVIΙ в. Реформа патриарха Никона и Раскол. 63 64 65 Русские путешественники и первопроходцы XVIΙ в. 66 Культура народов России в 17 в. Просвещение, наука. 67 Контрольная работа по теме: «Россия в XVII» 68 Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Сообщение Проект «Участник ополчения» Пар. 21-22 Проект «Причины церковного раскола» Записи в тетради