РП_История_7 класс

Рабочая программа
учебного предмета
__История__
Предмет

________________7________________
Класс
основного общего образования
на 2022 -2023 учебный год

Составитель: Дерягина Лариса Юрьевна,
учитель истории и обществознания

С. Конево
2022 год

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
2. Государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы;
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
4. Примерной основной образовательной программой образовательного
учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2012. – 342с. (Стандарты
второго поколения);
5. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы:
проект. – М.: Просвещение, 2012. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в соответствии с
Примерной программой по истории для 5 – 9х классов (2012 г., стандарты
второго поколения);
7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800.
7 класс: учебник
общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская,
П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение»,
2017
8. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История
России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./
М.,
«Просвещение», 2017 г.
Главная цель изучения истории - образование,
развитие и
воспитание
личности
обучающегося,
способного
к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов
на основе осмысления исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески при меняющего
исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачами изучения истории в 7 классе станут:
 овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития
человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

развитие способности у обучающихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и











настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и
времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы
исторического процесса.
овладение законченным систематизированным комплексом социально
значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания,
географии, литературы.
формирование у обучающихся ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
воспитание у обучающихся патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с
другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета

Место и роль исторического знания в образовании школьников
обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами,
вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим
ресурсом
социально-экономического,
политического
и
культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке семиклассников к
жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем,
насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы
миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит
жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность?
Ответы
предполагают,
во-первых,
восприятие
подростками
основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны,
своей этнической, религиозной, культурной общности и, во вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций
и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности
самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как
личности с социальным опытом человечества.
Изучение истории должно формировать у обучающихся
целостное представление об историческом пути народов, ос новных
этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом
отбор фактического материала осуществляется таким образом, чтобы
он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств,
содействовал формированию личностного отношения к исто рии своей
страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения
знаний по истории России.
Межпредметные связи:
Обществознание, 7 класс:наращивание единой с историей системы
обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7 класс: общая с историей ориентация на интерес личности
подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений,
проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений
и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 7 класс: закономерности взаимодействия общества и природы,
номенклатура географических названий.
Биология, 7 класс: общие закономерности развития биологических видов,
позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого
общества.
Реализация учебного компонента в 7 классе осуществляется на основе
активизации учебной деятельности через использование методик проблемного
обучения, продуктивного чтения, работы с источниками, проведение деловых
и ролевых игр, современных ИКТ, технологии проектного обучения.
Предусмотрены формы уроков: комбинированные уроки, уроки отработки
умений и навыков, практические работы, уроки контроля знаний,
повторительно–обобщающие
уроки.
Описание учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с. Конёво на учебный
предмет «История» в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Особенностью
преподавания истории в 7 классе является то, что данный курс изучается
обучающимися не первый год. В 5-6 классах изучался курс, который позволил
сформировать первичные знания об историческом процессе, социальных
объектах и явлениях, как о компонентах единого мира. Обучающиесявладеют
навыками пересказа текстов, нахождением необходимой информации в

литературе, имеют опыт работы с подготовкой и представлением рефератов,
презентаций,
проектных
работ.
Планируемый результат
(в

соответствии

государственными

с

требованиями,

образовательными

установленными
стандартами,

федеральными
образовательной

программой образовательного учреждения, а также требованиями ОГЭ и ЕГЭ).
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
—
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
—

познавательный интерес к прошлому своей страны

—
освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
—
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с
возрастными возможностями;
—
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому
наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации
поступков людей предшествующих эпох;
—
уважение к народам России и мира и принятие их культурного
многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе
формирования древнерусской народности;
—

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

—

формирование коммуникативной компетентности;

—

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

—
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном
общении;
—
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения
и навыки:
—
способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную и др.;

—
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и
познавательной деятельности;
—
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
—
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать
современные источники информации;
—
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных
задач;
—
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с
заданием;
—
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых
задач;
—
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в различных формах (сообщение, эссе, презентация, и др.);
—
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
—
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий
результат;
—
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе,
в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме;
—
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя),
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
—
определение исторических процессов, событий во времени, применение
основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
—
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и
Азии;
—

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

—
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
в курсах всеобщей истории;
—
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития
человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах
народов, населяющих её территорию;
—
использование знаний о территории и границах, географических
особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в

изучаемый период;
—
использование сведений из исторической карты как источника
информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,
расположении древних народов и государств;
—
описание условий существования, основных занятий, образа жизни
людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
—

понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

—
высказывание суждений о значении исторического и культурного
наследия восточных славян и их соседей;
—
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и
государственного устройства древних общностей, положения основных групп
общества, религиозных верований людей;
—
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и
явлениях прошлого;
—
анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических
документах;
—

использование приёмов исторического анализа;

—
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса
исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими
источниками;
—
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления
деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных
ориентаций, установок;
—
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок
исторических событий и личностей;
—

систематизация информации в ходе проектной деятельности;

—
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта
периода Древней и Московской Руси;
—
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов,
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период,
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов
России.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Всеобщая история: Рождение западной цивилизации (конец
XV – начало XVII века)
Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его
разрушения. Раннее и позднее Новое время.

Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической
цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и
т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией,империя Карла V
Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.
Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV – начало XVII века
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб –
1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой
картины мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес –
1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба
американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное
наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные
идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и
королевская
реформация.
Образование
протестантских
церквей:
лютеранской,
кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы
(особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение
политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и
перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового
времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами:
капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли,
мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания
научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль
барокко) – культурное наследие Нового времени.
Тема 2. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века):
причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты.
Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским
флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических
отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель,
1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения
аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских
стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного
общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за
господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.

Раздел 2. Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада (XVI-XVIII века)
Тема 3. Новые времена за пределами Европы. XVI-XVIII века.
Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба
между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных,
рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с
культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной
цивилизаций.Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя
Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.).
Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.
Тема 4. Запад в эпоху Просвещения. XVIII век.
Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права,
общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие),
Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других
ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и
искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты.
Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало
промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784 г, прялка Дженни – 1765 г., как
показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные
последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост
образования, политической активности.
Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные
события и лидеры(1776 г., Дж.Вашингтон), последствия – установление республики
(Конституция США).
Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных
штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные
этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794
гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от
защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты
личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.
Раздел 3. История России: Московское царство в XVI-XVII века.
Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в.
Как Россия стала евразийской державой? Народы и государства на территории нашей
страны к рубежу XV-XVI века (уровень социально-экономического развития,
государственность, культурно-цивилизационные связи). Завершение объединения русских
земель в Российское государство, его многонациональный характер.
Тема 5. Россия в 1533-1618 гг.
Россия в XVI веке – вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении
признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев

день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство,
посадские люди, крестьяне, казачество).
Становление органов власти и государственных порядков Российского государства
(власть государя, Боярская дума, развитие приказов, местничество, государево тягло, роль
православной церкви). Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея
исключительности («Москва – третий Рим»).Государственная символика России (герб,
Московский Кремль).
Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547
году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, организация
приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор,
организация стрелецкого войска.
Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.):
цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (15581583 гг.): цели и результаты.
Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль,
книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало
книгопечатания (1564 г. – «Апостол»).
Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской
власти.
Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581-1582
гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов.
Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его
политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612
г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618): цели и
результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина,
Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии
Романовых.
Тема 6. Россия в 1618-1689 гг.
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного
управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие
признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с
Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея
Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к самодержавию
(прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии).
Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление
крепостного права.
Народные движения второй половины XVII века: причины и
последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в: борьба за статус европейской великой державы,
вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман
Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение
Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века):
реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение

старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под
предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века:
развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний,
усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и
особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Раздел 4. Российская история: Становление Российской империи. XVIII век.
Тема 7. Преобразования Петра I. Россия в 1682-1725 гг.
Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления,
трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские
реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721): причины, участники, основные события (1700 – Нарва,
1703 – Санкт-Петербург, 1709 – Полтава, 1714 – Гангут).Создание регулярной армии и
флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого
народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадтский мир 1721 года и образование
Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы.
Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук,
первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства
(регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет).
Тема 8. Российская империя.1725-1801 гг.
Дворцовые перевороты (1725–1762): причины и значение, роль дворянской гвардии.
Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны).
Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, Указ о вольности
дворянской 1762 года.
Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер
экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение
капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие
мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796), черты личности и цели
императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и
восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста
территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны,
присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов
иФ.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов
Российской империи.
Просветительские реформы Екатерины II:губернская, образования – и их значение.
Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное
самоуправление.

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский
университет 1755 г.), литература(Г.Р.Державини другие) и искусство (Академия
художеств, европейские художественные стили в России – барокко и классицизм). Вопросы
о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В.Ломоносов:
судьба и вклад в российскую культуру.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Дополнительная литература для учителя и учащихся:

• Борзова Л. П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л. П. Борзова. - М.:
ВЛАДОС, 2005.
• Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 кл.: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград
Корифей, 2006.
• Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы
профессионального мастерства :практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.:
ВЛАДОС, 2003.
• Дричак А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. Волгоград : Экстремум, 2005.
• Кишенкова О. В. Сборник тематических тестов по истории Средних веков для
учащихся 6 кл. / О. В. Кишенкова. - М.: Интеллект-центр, 2008.
• 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. - М.: Вече,
2007.
• Всеобщаяистория : новейший справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, В. А.
Григорьев, Е. П. Новикова. - М.: ACT, 2010.
• Рыжов К. В. Все монархи мира. Западная Европа: книга для учащихся / К. Рыжов. - М.:
Вече; 2001.
• Аграшенков А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. - М.: Вече, 2001.
• Цибульский В. П. Календари и хронология стран мира: книга для учащихся / В. П. Цибульский. - М.: Просвещение, 1982.
• Энциклопедия для детей. Т. 1: Всемирная история / сост. С. Т. Исмаилова. - М.:
Аванта+, 1996.
• История России в датах: справочник школьника / сост. Г. Михайлов. - М.: Литера,
2008.
• Ушакова О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. - М.:
Литера, 2006.
• Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ, пособие / Ю. С.
Рябцев. - М.: ВЛАДОС, 1998.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронный учебник. История: Подготовка к ЕГЭ
Обучающий диск «Российская и всеобщая история». Выполнено на платформе «1с :
Образование 4.Дом»

Электронное периодическое издание. Преподавание истории и обществознания в школе
научно-методический журнал.
Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Разработка презентаций к урокам: http://lesson-history.narod.ru
Электронные карты по предмету «История»
Электронные учебные материалы
Всеобщая история. История средних веков.
Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
«История государства Российского» 500 серий

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по
истории 7 класс
В результате изучения истории обучающиеся должны овладеть знаниями,
представлениями, умениями:
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
* указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также
даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
*соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
* характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
*группировать ( классифицировать)факты по различным признакам.
3.Работа с историческим источником:
*читать историческую карту с опорой на легенду;
*проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках(материальных, текстовых, изобразительных и др.);
*сравнивать данные разных источников, выделять их сходство и различия
4.Описание(реконструкция):
* рассказывать об исторических событиях, их участниках;
*характеризовать условия и образ жизни, занятия людей и различные
исторические эпохи;
* на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,
макетов составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:

* различать факт( событие) и его описание ;
* соотносить отдельные исторические факты и общие явления;
* называть характерные, существенные признаки исторических событий,
явлений;
* раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
* сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
* излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями:
* проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
литературе;
* определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным
событиям и личностям в истории и их оценку
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
* применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий;
* использовать знания об истории и культуре своего и других народов в
общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде;
* способствовать сохранению памятников истории и культуры.

7 класс
Всего часов: 34 недель х 2час. в неделю = 68 часов.

- Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник
общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред
А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2017.
- История России. 7 класс. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова.
Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2017 г.
№
Тема урока
п/п
1 Переход от Средневековья к Новому времени.

Домашнее задание
Стр.8, ответить на вопросы

Раздел1. Всеобщая история. История Нового времени (1500-1800 гг.)
Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация. (12 часов)
2

Технические открытия и выход к мировому океану

3

Великие географические открытия и их последствия

4

Входная контрольная работа.

5
6

Усиление королевской власти в XVI-XVIIвв.
Абсолютизм в Европе.
Дух предпринимательства преобразует экономику.

7

Европейское общество в раннее Новое время.

8

Великие гуманисты Европы

9

Мир художественной культуры Возрождения.

10

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

11
12

Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация.
Королевская власть и Реформация в Англии.

13

Контрольная работа «Страны Европы в XVI-XVIIвв.»

Таблица «Великие
первооткрыватели»

Проект «Идеи Возрождения»

Пар. 12, стр. 114, вопросы 3,4
Пар.13, задание к тексту стр. 124

16

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и в колониях) (8 часов)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение
Пар. 17, задание 2, итоги
Республики Соединённых провинций
Освободительная война в Нидерландах.
Практикум № 1 «Работа с историческим документом»
Парламент против короля. Революция в Англии.

17

Путь к парламентской монархии.

18

Международные отношения в конце XVI-XVIIIвв.
Тридцатилетняя война.
Международные отношения в конце XVI-XVIIIвв.
Вестфальский мир. Восточный вопрос.

14
15

19

20
21
22

Итоги и мировое значение революционных
преобразований
Контрольная работа « Переход от средневековья к
Новому времени»
Практикум № 2 «Работа с исторической картой, атласом»
Глава 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (5 часа)

23
24
25
26
27

28

Государства Востока: традиционное общество в эпоху
раннего Нового времени.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Индия.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Китай.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Япония.
Контрольная работа «Страны Европы и Востока в Новое
время»
Раздел 2. История России XVI-XVIIвв.
Глава 1. История России XVIв.
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических
Пар.1
открытий

29

Территория, население и хозяйство России в начале
XVIв.

Пар. 2

30

Формирование единых государств в Европе и России.

Пар. 3

3132

Российское государство в первой трети XVI в.

Пар. 4

3334

Внешняя политика Российского государства в первой
трети XVI в.

Пар. 5

35

Контрольная работа «Российское государство в первой
трети XVI в.»

3637

Начало правления Ивана IV. Реформы избранной Рады

3839

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

40

Практикум № 3 «Оценка исторического события»

41

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

42

Государства Поволжья, Северного Причерноморья,
Сибири в середине XVI в. Народы России во второй
половине XVI в

4344

Опричнина.

Задание к контурной карте

Пар.9, заполнить таблицу

Пар . 10

45

Россия в конце XVI в.

46

Церковь и государство в XVI в.

4748

Культура и повседневная жизнь народов России в
XVI в.

49

Контрольная работа «Российское государство в XVI в.»

Пар. 11

Глава 2. История России XVII в. Смутное время. Россия при первых Романовых
50

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в
конце XVI – начале XVIΙ вв.

5152

Смута в Российском государстве начала XVIΙ в.

53

Практикум № 4 «Работа с историческими персоналиями»

5455

Окончание Смутного времени

56

Экономическое развитие России в XVIΙ в.

57

Россия при первых Романовых: перемены в
государственном устройстве.

58

Изменения в социальной структуре российского
общества

Пар. 19,

59

Правление первых Романовых. Народные движения
второй половины XVIΙ в.

6061

Россия в системе международных отношений.
Отношения со странами Европы.

Хронология событий,
сравнительная таблица «Восстания
и выступления в XVIΙ в.»
Пар 21-22,

62

Россия в системе международных отношений.
Отношения со странами исламского мира.
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины
в состав России.
Русская православная церковь в XVIΙ в. Реформа
патриарха Никона и Раскол.

63
64

65

Русские путешественники и первопроходцы XVIΙ в.

66

Культура народов России в 17 в. Просвещение, наука.

67

Контрольная работа по теме: «Россия в XVII»

68

Сословный быт и картина мира русского человека в
XVII в.

Сообщение

Проект «Участник ополчения»

Пар. 21-22

Проект «Причины церковного
раскола»

Записи в тетради


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».